26.05.2020
В Министерстве спорта и туризма разъяснили вопросы, связанные с возвратом денег за туры ввиду их отмены
В связи с частыми обращениями граждан по вопросам, связанным с возвратом внесенных денежных средств за туры ввиду их отмены, отказов туристов от туров или принятия странами мер по сдерживанию коронавируса COVID-19, руководствуясь пунктом 7 статьи 25 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» Министерство спорта и туризма разъясняет.
На основании части второй статьи 16 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З «О туризме» реализация тура заказчику (участнику туристической деятельности) осуществляется на основании договора оказания туристических услуг.
В соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1 названного Закона под участником туристической деятельности понимаются туристы, экскурсанты, а также имеющие намерение заказать, заказывающие либо заказавшие туристические услуги для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Относительно расторжения договора оказания туристических услуг следует отметить, что, несмотря на ситуацию с коронавирусом COVID-19, расторжение договора оказания туристических услуг осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном законодательством.
Так, на основании части первой пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь стороны вправе внести изменения в договор оказания туристических услуг или его расторгнуть ввиду существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
В соответствии с частью второй указанного пункта изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
К существенному изменению обстоятельств следует относить меры, принимаемые вследствие пандемии, в частности, к таким могут быть отнесены:
- решения государственных органов страны (места) временного пребывания о закрытии для посещения мест, предусмотренных программой туристического путешествия, ввиду установления карантина, режима чрезвычайного положения и иных причин, а также решения о введении иных ограничительных мер для посещения страны (места) временного пребывания иностранными гражданами;
- невозможность оказания услуг ввиду отмены перевозчиками рейсов, отмены туров туроператорами;
- иные причины, влекущие невозможность оказания исполнителями туристических услуг.
Следует отметить, что действие нормы пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь также распространяется на случаи продления периода действия ограничений, вводимых в странах (местах) временного пребывания.
При расторжении договора оказания туристических услуг ввиду существенного изменения обстоятельств наступают правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 386 Гражданского кодекса Республики Беларусь и пунктом 56 Правил оказания туристических услуг. Имеется в виду, что каждая из сторон вправе требовать от другой стороны возврата всего, что она исполнила, не получив встречного удовлетворения. Ввиду этого возврат денежных средств за приобретенный тур должен осуществляться в полном объеме.
Следует отметить, что, на наш взгляд, болезнь заказчика (участника туристической деятельности), его родственников или знакомых не признается существенным изменением обстоятельств либо непреодолимой силой, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельством, поскольку данное обстоятельство зависит от характера заболевания и рекомендаций медицинских работников и не во всех случаях влечет невозможность исполнения заказчиком своих обязательств по договору оказания туристических услуг.
Если ограничительные меры после даты их окончания продлены не будут, расторжение договоров оказания туристических услуг в отношении туров, запланированных к совершению после даты окончания данных мер, будет осуществляться на общих основаниях в порядке, установленном законодательством.
Так, нормы пункта 1 статьи 736 Гражданского кодекса Республики Беларусь, части первой статьи 20 Закона Республики Беларусь «О туризме» и пункта 46 Правил оказания туристических услуг устанавливают односторонний порядок расторжения заказчиком договора оказания туристических услуг.
В частности, заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
Согласно абзацу восемнадцатому пункта 4 Правил оказания туристических услуг под фактически понесенными расходами понимаются расходы исполнителя по выполнению договора оказания туристических услуг, подтверждаемые документально. Исчерпывающий перечень таких расходов законодательно не установлен, поскольку они зависят от конкретного тура и в каждом конкретном случае подлежат документальному подтверждению.
В то же время в силу норм части третьей статьи 14 Закона Республики Беларусь «О туризме», абзаца восемнадцатого пункта 4 и пункта 48 Правил оказания туристических услуг на исполнителе лежит бремя доказывания фактически понесенных расходов, равно как обязанность совершения необходимых и разумных действий по уменьшению фактически понесенных расходов.
Информация о таких расходах относится к сведениям, рассчитанным на потребителей, в этой связи действия исполнителя по непредставлению или отказу в представлении сведений о фактически понесенных расходах рассматриваются как несоответствующие законодательству.
При отсутствии фактически понесенных расходов, их недоказанности или отказе исполнителя представить документы, подтверждающие фактически понесенные расходы, с учетом норм пункта 47 Правил оказания туристических услуг исполнитель обязуется возвратить внесенные денежные средства в полном объеме.
Ссылки исполнителя на фактически понесенные расходы в отсутствие документального подтверждения, равно как непредставление им соответствующих документов также рассматривается как отсутствие фактически понесенных расходов по туру.
Односторонний отказ заказчика является его правом, а не фактом ненадлежащего исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг. В этой связи, а также с учетом норм части первой статьи 20 Закона Республики Беларусь «О туризме», абзаца восемнадцатого пункта 4, абзаца третьего части первой пункта 46 Правил оказания туристических услуг исполнителем не могут удерживаться с заказчика иные расходы (штрафы, пени и иные).
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Гражданского кодекса Республики Беларусь неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В договоре оказания туристических услуг могут быть предусмотрены условия об уплате заказчиком неустойки с учетом норм пункта 53 Правил оказания туристических услуг.
Относительно неустойки и оплаты туристических услуг также отмечаем, что требования исполнителя об оплате тура и взыскании признаются обоснованными, если сторонами не выражено намерение расторгнуть договор либо в договор не внесены соответствующие изменения. В то же время согласно статье 314 Гражданского кодекса Республики Беларусь судом может быть уменьшен размер подлежащей уплате неустойки, если данная неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения сторонами своих обязательств.
Следует также отметить, что односторонний отказ от исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг возможен не только со стороны заказчика, но и со стороны исполнителя.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 736 Гражданского кодекса Республики Беларусь исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Аналогичная норма определена частью второй статьи 20 Закона Республики Беларусь «О туризме» и частью первой пункта 46 Правил оказания туристических услуг.
В зависимости от того, договор оказания туристических услуг расторгается в силу существенного изменения обстоятельств или в одностороннем порядке, законодательством установлены различные сроки возврата внесенных денежных средств после предъявления заказчиком (участником туристической деятельности) соответствующих требований. Данные сроки установлены положениями статей 33 и 381
Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей».
В заключение следует отметить, что сам факт существенного изменения обстоятельств автоматически не влечет расторжение договора оказания туристических услуг, так как норма части первой пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь предоставляет сторонам возможность не только для расторжения договора, но и для внесения в него изменений, например, в отношении программы туристического путешествия.
Независимо от того, в какой части в договор вносятся изменения, на основании пункта 43 Правил оказания туристических услуг изменения в договор оказания туристических услуг осуществляются по соглашению сторон в простой письменной форме путем заключения дополнительного соглашения к нему.
Данное требование особенно касается таких условий договора оказания туристических услуг, как стоимость туристических услуг, срок и порядок их оплаты, программа туристического путешествия, поскольку частью третьей статьи 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» данные условия определены как существенные условия.
В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи для придания дополнительному соглашению юридической силы данное соглашение должно отвечать вышеуказанным требованиям.
В отсутствие такого соглашения или несоответствия соглашения этим требованиям договор оказания туристических услуг продолжает свое действие на прежних условиях.
При возникновении спорной ситуации в целях досудебного регулирования споров заказчик (турист) вправе обратиться к исполнителю с претензией. При отказе исполнителя удовлетворить требования по претензии за защитой своих прав и законных интересов можно обратиться:
- в общественные объединения по защите прав потребителей;
- в местные исполнительные и распорядительные органы.
Компетенция указанных органов и объединений определена положениями статей 43, 46 – 48 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
В заключении сообщаем, что на основании статьи 44 названного Закона защита прав потребителей также может осуществляться в судебном порядке.
При необходимости содействия в составлении искового заявления Вы вправе обратиться:
- в местные исполнительные и распорядительные органы;
- в общественные объединения потребителей;
- в юридическую консультацию с целью оказания помощи адвокатом в составлении искового заявления и представления интересов потребителя в суде.
Также возможно самостоятельное представление интересов в суде.
При обращении в суд на основании пункта 1 статьи 285 Налогового кодекса Республики Беларусь заказчик (турист) освобождается от уплаты государственной пошлины за подачу иска в защиту прав потребителя.
По сообщению официального сайта Министерства спорта и туризма Республики Беларусь
Четыре новации в госсоцстраховании и пенсионном обеспечении: ФСЗН дал подробные разъяснения
В Беларуси усиливаются меры поддержки плательщиков налога на профессиональный доход в плане формирования будущих пенсионных прав. Упрощается и изменяется порядок государственного социального страхования индивидуальных предпринимателей. Продолжается борьба с серыми схемами выплаты заработной платы. По всем указанным направлениям в законодательстве предусмотрены новации. Речь идет о Законе «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», который 14 июля подписал Глава государства. О новшествах подробно рассказала корреспонденту
БЕЛТА заместитель управляющего ФСЗН Екатерина Лихачева.
Новация № 1 – меняется порядок участия плательщиков налога на профессиональный доход в системе государственного социального страхования.
Екатерина Лихачева напомнила, что с 1 января 2023 г. появилась новая категория плательщиков – граждане, которые уплачивают налог на профессиональный доход. Как уплачивается налог сейчас? Гражданин отображает свой доход в мобильном приложении «Налог на профессиональный доход», а органы Министерства по налогам и сборам на основании этих данных рассчитывают необходимую к уплате сумму. Если гражданин работает с физлицами, ставка налога составляет 10 %, с юрлицами и сумма дохода превышает Br60 тыс. в год – 20 %.
В Фонд социальной защиты населения поступает 60 % выставленной плательщику суммы налога на профдоход. Исходя из этого и формируются его пенсионные гарантии.
«Достаточно большое количество граждан, являющихся плательщиками налога на профдоход, не формируют свои пенсионные гарантии, поскольку в ФСЗН поступает небольшая сумма. Для формирования месячного стажа взносы в бюджет фонда должны быть уплачены из размера минимальной заработной платы, умноженной на 29 %. То есть Br726 умножаем на 29 %. Полученный результат и является той суммой, которая дает месяц страхового стажа», – пояснила заместитель управляющего ФСЗН положения действующего законодательства.
Теперь же плательщики налога на профдоход (при изъявлении желания) смогут доплатить взносы на пенсионное страхование в бюджет ФСЗН. Порядок будет таким. Как и прежде, плательщик налога на профдоход в течение года будет вести свою деятельность, ежемесячно уплачивая налоги. По истечении года, до 1 февраля, ФСЗН рассчитает, сколько ему нужно доплатить до той суммы, при которой формируется год стажа. Плательщику взносов предложат в добровольном порядке через личный кабинет доплатить нужную сумму не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Касательно 2024 года есть особенность. Плательщикам налога на профессиональный доход дается право доплатить нужную сумму не позднее 1 сентября 2025 г. «Мы планируем активно информировать наших плательщиков налога на профдоход, у кого не сформировался стаж за 2024 год, о наличии такого права, чтобы они смогли при необходимости доплатить взносы», – сказала Екатерина Лихачева.
Новация № 2 – меняется порядок уплаты взносов индивидуальными предпринимателями.
По словам заместителя управляющего ФСЗН, индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками подоходного налога, будут уплачивать взносы с учетом их дохода. Причем учтут чистый доход за вычетом расходной части.
«Как это происходит сегодня? Индивидуальные предприниматели отражают периоды бездействия, если они не осуществляли деятельность. А за период действия уплачивали взносы. Те предприниматели, которые работали весь год и имели маленький доход, обращались с просьбой снизить финансовую нагрузку, поскольку их доход имеет характер дополнительного заработка», – рассказала Екатерина Лихачева.
Их услышали и внесли коррективы. Теперь если доход за год будет составлять менее 12 минимальных заработных плат индивидуальному предпринимателю предоставят право платить взносы из фактического дохода, отметила Екатерина Лихачева. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, которые получают небольшой доход, несколько смягчены условия по уплате взносов.
Остальные предприниматели, плательщики подоходного налога, при доходе за год в размере 12 минимальных заработных плат и выше должны будут уплачивать взносы в ФСЗН в размере 35 % из размера минимальной заработной платы.
Для плательщиков единого налога, в принципе, ничего не изменилось. Они уплачивают налог за месяц осуществления своей деятельности – в размере не ниже 35 % из размера минимальной заработной платы.
Заместитель управляющего ФСЗН добавила, что для индивидуальных предпринимателей, как и всех физических лиц, смещаются сроки уплаты взносов. В действующем законодательстве определена дата 1 марта года, следующего за отчетным, в новом законе – 31 марта года, следующего за отчетным.
Предпринимателей коснется еще одна новация. «С учетом того, что мы будем получать всю информацию о доходах от Министерства по налогам и сборам, органы фонда все расчеты взносов будут делать самостоятельно. Индивидуальным предпринимателям нужно будет лишь получить от нас информацию о сформировавшемся платеже и оплатить его. Все остальное автоматически сделает фонд», – заметила Екатерина Лихачева.
Новация № 3 – решение ФСЗН о взыскании задолженности субъектов хозяйствования приравнивается к исполнительной надписи.
Новшество касается физических лиц и иных плательщиков. Органам фонда предоставлено право самостоятельно выносить решение, которое приравнивается к исполнительной надписи. На сегодня, если, допустим, индивидуальный предприниматель имеет задолженность, органы фонда обращаются к нотариусам, которые учиняют нотариальную надпись на сумму задолженности. Этот документ направляется в органы принудительного исполнения и начинается взыскание.
По новому закону органы ФСЗН самостоятельно выносят решение, без обращения к нотариусу. Это решение и будет тем документом, который можно предоставить непосредственно в органы принудительного исполнения.
Говоря о преимуществах такой новации, Екатерина Лихачева заметила, что для органов фонда ускоряются процессы взыскания. Для индивидуального предпринимателя, иных физических лиц снижается финансовая нагрузка. Если исполнительную надпись учиняет нотариус, за эту процедуру он берет 5 % от суммы задолженности. Со вступлением нового законодательства в силу станет удобнее работать всем сторонам.
Новация № 4 – принимаются дополнительные меры борьбы со скрытой заработной платой.
«Есть соответствующее поручение Главы государства и мы ежегодно наращиваем обороты по выявлению таких фактов, – сказала Екатерина Лихачева. – Мы видим, что есть определенные лазейки, когда невозможно в полном объеме доначислить взносы», – сказала заместителя управляющего ФСЗН, заметив, что новым законом при установлении серых схем выплаты заработной платы для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН.
Так, законом предусмотрено, что при выявлении фактов заработной платы в конвертах взнос начисляется на эту сумму в полном объеме, но не ниже чем 1/30 пятикратной величины средней заработной платы по республике за каждый день выплаты зарплаты в конверте.
Вместе с тем не всегда можно установить полную сумму скрытой заработной платы, которую получал работник. «Поэтому если работодатель выплачивает зарплату в конверте, он должен быть готов, что каждый день выплаты, даже если мы не установили полный размер такой выплаты, равен 1/30 суммы пяти средних заработных плат по республике», – отметила Екатерина Лихачева, добавив, что работодатель должен понимать достаточно большие финансовые риски.
Поскольку в процессе скрытой заработной платы участвуют две стороны – как работодатель, так и работник – новым законодательством предусмотрено, что стаж для будущей пенсии у работника формируется в минимальном размере. То есть независимо от того, какую заработную плату он получал, в документах персонифицированного учета будет отражен доход в размере минимальной заработной платы. Таким образом и у работника не будет заинтересованности получать зарплату в конверте.
Что касается других изменений законодательства, в основном это приведение в соответствии законодательства о госсоцстраховании и пенсионном обеспечении с иными законодательными актами: законами о предпринимательской деятельности, о бухучете, Гражданским кодексом. Все эти нормы нашли отражение в Законе «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», который вступает в силу через месяц после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
Эксперты стран СНГ согласовали проект Положения о международных туристических мероприятиях
Заседание экспертной группы по доработке и согласованию проекта Положения о международных туристических мероприятиях государств – участников Содружества Независимых Государств состоялось 9 июля.
В заседании участвовали представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Исполнительного комитета СНГ.
В ходе встречи эксперты доработали и согласовали документ. Было решено внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств.
Проектом Положения предусмотрено, что Международные туристические мероприятия стран СНГ будут проводиться в форме выставок (ярмарок), конкурсов, форумов, семинаров, конференций, в том числе научной (научно-практической), образовательной направленности в области туризма и гостеприимства.
Их организаторами могут выступать органы государственной власти в области туризма государств – участников Содружества. Они будут обеспечивать проведение Международных туристических мероприятий самостоятельно либо привлекать для этих целей соорганизаторов.
Организаторы будут формировать программу мероприятия, определять объекты его проведения, категории участников, условия их участия, а также принимать меры по распространению информации о нем.
В проекте Положения также прописан порядок организации Международных туристических мероприятий и участия в них представителей стран СНГ.
По информации
БЕЛТА
Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА
Развитие историко-культурного туризма обсудили на заседании Президиума Совета Республики в Полоцке
Вопросы развития историко-культурного туризма и сохранения традиционных духовных ценностей обсудили участники выездного расширенного заседания Президиума Совета Республики Национального собрания Беларуси, которое прошло в Полоцке под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
На заседании обсудили вклад Евфросинии Полоцкой в дело просвещения на землях Полоцкого княжества. Ректор Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова Денис Дук отметил, что трудно переоценить роль в истории личности такого масштаба. Евфросиния Полоцкая опередила свое время. Преподобная собрала сокровищницу литературы из разных уголков христианского мира, приобщила к православным обрядам широкий круг людей, наладила коммуникацию с ведущими христианскими центрами своего времени. По ее замыслу в Преображенской церкви (теперь это Спасо-Преображенский храм на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря) были созданы уникальные фрески. «Прихожане, посещая храм, задавались вопросом о сюжетах фресковой живописи, об их значении в жизни христианина и узнавали таким образом о традициях христианской благочинности других народов. Эти знания давали понимание жителям полоцкой земли своего места в деле христианского служения и добродетели. В этом и кроется главное значение духовного просвещения», – отметил он, добавив, что такого рода фресок, которые были отреставрированы в Спасо-Преображенской церкви монастыря, в мире не сохранилось.
Евфросиния Полоцкая, которая жила в духовной чистоте, является примером для многих поколений и всех христиан. Председатель Совета Республики отметила, что имя великой просветительницы привлекает в Беларусь многих туристов, и Полоцк можно сделать туристической Меккой, в первую очередь для белорусов. «Мы должны это знать, потому что это уникальная сокровищница, историческая ценность, которая есть на белорусской земле», – подчеркнула Наталья Кочанова.
О духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и взаимодействии с местной властью в этом вопросе рассказал епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий. «Нравственное воспитание – это воспитание любви, смирения, милосердия, послушания, терпения, заботы о ближнем», – отметил он.
Епископ рассказал, что на полоцкой земля появилось больше всего святых, и они всегда являются положительным примером для современников.
Наталья Кочанова отметила, что симбиоз государственной власти и Белорусской православной церкви позволяет поддерживать в стране мир, в том числе межконфессиональный. «С Богом и верой в душе легче», – выразила спикер свое мнение.
Алеся Пушнякова,
БЕЛТА
«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА