25.05.2020
Госстандарт рекомендует обращаться к реестру «Опасная продукция» перед совершением интернет-покупок
На этом акцентировала внимание заместитель начальника управления государственного надзора за техническими регламентами и метрологического контроля Госстандарта Ольга Мажейка на пресс-конференции в пресс-центре Дома прессы 22 мая 2020 г. Мероприятие было посвящено вопросам защиты прав потребителей при покупке и продаже товаров в интернет-магазинах.
Ольга Мажейка подчеркнула, что товары, реализуемые с помощью интернет-площадок, как и в стационарной торговле, на рынках, должны быть безопасными и соответствовать заявленным свойствам и характеристикам.
По ее словам, совершить какие-либо нарушения в сегменте интернет-торговли ввиду ее виртуальности, исчезнуть, оставив потребителя с небезопасным и некачественным товаром, обманувшим его ожидания, проще. Поэтому важно внимательно изучать размещенную на ресурсе информацию о товаре, спрашивать о наличии на него подтверждающих документов – сертификатов или деклараций соответствия, а также обращаться к реестру «Опасная продукция». «Наша практика показывает, что запрещенный Госстандартом к ввозу и обращению на территории Республики Беларусь товар может появляться в сети Интернет или в объектах несанкционированной быстрой и мелкой торговли. Таким образом субъекты пытаются незаконно реализовать несоответствующую продукцию», – сказала Ольга Мажейка.
Госстандарт с 2015 г. в целях информирования потребителей, изготовителей, импортеров о выявленной на рынке республики опасной продукции, представляющей угрозу для жизни, здоровья, имущества потребителей, ведет реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и обращению на территории Беларуси, и реестр документов о подтверждении соответствия Таможенного союза, действие которых прекращено в стране. Эти ресурсы размещены в открытом доступе на сайте Госстандарта и в составе портала «Качество.бел».
В настоящее время реестр опасной продукции содержит порядка 2 800 наименований не соответствующей требованиям продукции. В разрезе групп товаров в нем содержится 50 % электротехнической, 18 % пищевой продукции, 23 % – это товары для детей и подростков, игрушки, 5 % – изделия легкой промышленности и 4 % – другие товары.
В реестре прекращенных документов насчитывается около 2 000 документов.
Данная информационная система, четко выстроенная, абсолютно достоверная, работающая в онлайн-режиме, в настоящее время стала руководством к действию для потребителей, изготовителей и поставщиков. Госстандарт пошел по этому пути и сейчас вносит накопленный опыт в реализацию пилотного проекта по созданию аналогичной информационной системы в рамках ЕАЭС.
Ольга Мажейка также отметила, что надзор в сегменте интернет-торговли является достаточно новым вызовом для контрольно-надзорных органов республики. «Вместе с тем территориальными органами Госстандарта проводится мониторинг интернет-ресурсов на предмет достаточности и достоверности представленной информации о товаре для потребителя, наличия документов об оценке (подтверждении) соответствия, реализации продукции, запрещенной к ввозу и обращению на территории Республики Беларусь. При выявлении нарушений субъекту хозяйствования направляются рекомендации об их устранении, информируется также МАРТ и Мининформ для реагирования в рамках их компетенции», – сообщила специалист.
Надзорная система Госстандарта не статична, постоянно развивается, реагируя на новые вызовы рынка и те нарушения, которые выявляются. В настоящее время прорабатываются меры по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в сегменте интернет-торговли, поскольку есть отличия по сравнению со стационарной торговлей, например, в проведении отбора продукции, применении инструментальных методов контроля. «Вопросы повышения эффективности мер мы сейчас рассматриваем, вырабатываем подходы к их решению», – сказала Ольга Мажейка.
Одновременно следует отметить, что вопросы обеспечения безопасных интернет-покупок в различных аспектах активно обсуждаются и на площадке ЕАЭС.
Как сообщила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Инна Гаврильчик, сегодня в Торговом реестре в республике зарегистрировано 23 289 интернет-магазинов. За последние пять лет их количество увеличилось почти на 11 тысяч. Доля товарооборота интернет-магазинов в 2018 г. составила 3,7 % в общем объеме. По итогам 2019 г. и в 2020 г. прогнозируется рост интернет-продаж и интернет-доставок товаров.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Введены стандарты для обеспечения доступной среды
Важным приоритетом государственной социальной политики является обеспечение возможности физически ослабленным, маломобильным гражданам максимально интегрироваться в общество, иметь доступ к использованию различных объектов. Это особенно актуально для пожилых людей, лиц с ограничениями жизнедеятельности, инвалидов.

Одной из целей Государственной программы «Социальная защита» на 2021–2025 годы является формирование в Республике Беларусь доступной среды для таких граждан. Свой вклад в достижение поставленной цели вносят и государственные стандарты.
В рамках данной программы Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) были разработаны 8 новых стандартов. Они введены в действие Госстандартом с 1 июня 2025 г.
Туризм – один из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики. Однако для людей с особыми требованиями к доступу путешествие зачастую становится очень сложным процессом. СТБ 2663-2024 (ISO 21902:2021) «Туризм и сопутствующие услуги. Доступность туризма для всех. Требования и рекомендации» будет способствовать улучшениям в сфере туризма (большей мобильности) как инвалидов, так и людей старшего возраста в целом.
СТБ 2664-2024 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Общие требования» распространяется на визуальные и тактильно-визуальные знаковые средства отображения информации, содержащие пиктограммы, знаки, буквы, а также надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Они могут быть востребованы инвалидами, использующими при передвижении кресло-коляску, инвалидами с нарушениями зрения, слуха.
Стандарт устанавливает общие требования к типам, формам, размерам, цветотональным решениям, установке и размещению специальных знаковых средств отображения информации.
СТБ 2665-2024 «Тренажеры реабилитационные. Общие требования и методы испытаний» распространяется на тренажеры, предназначенные для реабилитационной тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов инвалидов (в том числе постинсультных больных и детей с ДЦП), других лиц с ограничениями жизнедеятельности из-за нарушения статодинамической функции организма.
СТБ 2666-2024 «Устройства ассистивные. Подъемники для перемещения людей. Требования и методы испытаний» распространяется на различные типы передвижных и стационарных подъемников, за исключением устройств, которые перемещают людей между этажами здания. Область применения таких подъемников – интенсивная терапия, неотложная помощь либо медицинский уход, оказываемые в медицинском учреждении. Также их применяют при уходе за людьми с ограничениями жизнедеятельности в домашних условиях.
СТБ ISO 10865-1-2024 «Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 1. Системы для пассажиров, сидящих в креслах-колясках, расположенных против направления движения» будет способствовать появлению новых актуальных решений для безопасного транспортирования пассажиров, находящихся в креслах-колясках в транспортных средствах. Документ устанавливает требования к конструированию и характеристикам пространства для пассажира, сидящего в кресле-коляске, расположенном против направления движения, а также методы контроля.
В СТБ ISO 21801-2-2024 «Когнитивная доступность. Часть 2. Составление отчета» содержатся требования к составлению отчетов по когнитивной доступности продукции, услуги или системы. Пользователем данного стандарта может быть изготовитель изделия, разработчик либо продавец.
СТБ ISO/IEC 7811-9-2024 «Карты идентификационные. Метод записи. Часть 9. Метка тактильного идентификатора» устанавливает характеристики метки тактильного идентификатора (далее – TIM), используемого держателями идентификационных карт с нарушениями зрения для различения своих карт. Документ определяет зону на карте для TIM и расположение тисненых (рельефных) точек по типу рельефно-точечного шрифта Брайля, образующих точечные структуры, облегчающие тактильное распознавание. Также стандарт устанавливает требования к форме и размеру тисненых точек, составляющих метку.
Целевой аудиторией СТБ ISO/IEC Guide 71-2024 «Руководство по решению в стандартах вопросов обеспечения доступности» являются разработчики стандартов, а также изготовители, проектировщики, поставщики различных услуг, преподаватели образовательных учреждений. Документ разъясняет вопросы доступности и содержит руководство по разработке и изложению в стандартах таких требований и рекомендаций.
При разработке указанных стандартов учитывались требования международных документов, современные направления в обеспечении доступной среды.
В настоящее время БелГИСС ведет работу над стандартами, устанавливающими требования к устройствам и приспособлениям, используемым инвалидами в жилых помещениях, к подъемным транспортным устройствам и стационарным опорным устройствам.
Всего на 2025 г. запланирована разработка 5 государственных стандартов в данной сфере.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
Какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, рассказали в МАРТ
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации
БЕЛТА
Торговые сети и поставщиков обязали обеспечивать наличие в магазинах овощей в межсезонье
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 июня подписал Указ № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд».
Документ направлен на то, чтобы обеспечить стабильность на потребительском рынке и наличие в торговых объектах плодоовощной продукции, особенно в межсезонный период.
Указом, в частности, определен механизм предоставления торговым сетям кредитов на льготных условиях для внесения аванса за 30 % плодоовощной продукции, которая закладывается по госзаказу под потребности сетей. Кредиты можно будет взять в белорусских рублях с уплатой процентов за пользование ими в размере 3 % годовых.
Кроме того, устанавливается обязанность поставщиков обеспечить для торговых сетей поставку плодоовощной продукции. В свою очередь торговые сети должны обеспечить ее наличие в магазинах в межсезонный период. За невыполнение этих обязанностей предусмотрено привлечение к административной ответственности.
Общий биржевой рынок ЕАЭС может заработать к 2030 году
Общий биржевой рынок ЕАЭС может заработать к 2030 году. Об этом заявил журналистам член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович на Международном биржевом форуме, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы формирования общего биржевого рынка в странах ЕАЭС. Для реализации этой концепции разработана программа. Она уже прошла все необходимые согласования и ожидает своего рассмотрения на уровне глав правительств. Надеемся, что на ближайшем заседании Евразийского межправсовета программа будет утверждена и это даст старт разработке правовых основ для формирования общего биржевого рынка. То есть мы начнем формировать законодательство, создавать правовые механизмы для эффективного взаимодействия бирж между собой, в том числе по формированию ценовых индикаторов. Практика, наработанная биржами на двусторонней и многосторонней основе, опыт их взаимодействия даст возможность сформировать право союза таким образом, чтобы оно работало и применялось», – сказал Максим Ермолович.
По его словам, общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. «Работа общего биржевого рынка на пространстве Евразийского экономического союза даст много преимуществ: сотрет препятствия, барьеры, которые, возможно, остались в взаимной торговле, установит понятные правила взаимодействия между поставщиками и покупателями, будет способствовать формированию справедливых цен. Это важный инструмент движения товаров. Общий рынок позволит расширять использование наших собственных валют для расчетов. Словом, можно бесконечно перечислять преимущества от создания общего биржевого рынка. Для нас самым важным здесь является развитие конкуренции. Конкуренция будет повышать эффективность национальных экономик и отдельных производителей. Чем больше товаров будет представлено на общем рынке, тем большей эффективности в торговле мы сможем достичь», – отметил министр ЕЭК.
Он также ответил на вопрос о сроках, когда может заработать общий биржевой рынок ЕАЭС. «Этап формирования законодательства мы завершаем в 2027 году, то есть фактически нормы права смогут применяться уже с 1 января 2028 г. Полноценный общий биржевой рынок должен заработать к 2030 году. То есть у нас остается пять лет на то, чтобы реализовать все этапы нашей программы. В принципе, этого времени достаточно, если мы найдем необходимый консенсус всех стран для того, чтобы пойти на максимальное открытие рынков друг для друга в рамках общего биржевого пространства. К моему большому сожалению, энергетические товары исключены на данном этапе из общего биржевого рынка ЕАЭС. Но думаю, что в перспективе мы придем к тому, что у нас возникнет биржевая торговля энергетическими товарами. Поэтому охват рынка будет постепенно расширяться. Главное начать с чего-то, и впоследствии рынок сам отрегулирует, какие товары будут на нем торговаться. Насколько эффективно торговля будет осуществляться, настолько будут расти и расширяться биржевые торги», – обозначил Максим Ермолович.
По информации
БЕЛТА