ВЕЭС одобрил создание равных условий при взимании НДС в отношении товаров Союза и третьих стран
Высший Евразийский экономический совет одобрил внесение изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе, которые предусматривают установление равных условий при взимании НДС в отношении товаров Союза и третьих стран, ввезенных в свободные экономические зоны (СЭЗ) Российской Федерации.
После вступления в силу внесенных изменений резиденту СЭЗ вместо общеустановленного обложения НДС будет предоставляться отсрочка по уплате НДС на 180 календарных дней. При этом в случае реализации такого товара в течение 180 календарных дней, НДС не будет уплачивается вовсе.
Внесение таких изменений в Договор о ЕАЭС нацелено на увеличение торгового оборота между свободными экономическими зонами Российской Федерации и другими странами Союза.
У резидента СЭЗ Российской Федерации, который заинтересован в расширении перечня товаров по более выгодной ценовой категории, появится возможность импортировать товары Союза, которые, как показывает практика, имеют более низкую стоимость в сравнении с аналогичными иностранными товарами.
У экспортеров же стран Союза появляется возможность применить нулевую ставку и ускорить возмещение уплаченного ранее НДС при экспорте товаров на территорию СЭЗ России.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
В Беларуси и Китае объявили 2026–2027 годы Годами промышленной кооперации, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минпрома.
Соответствующее совместное заявление подписали в Пекине министры промышленности Беларуси и Китая, дав символический старт мероприятиям и проектам.
Министр промышленности Беларуси Андрей Кузнецов выразил уверенность, что 2026–2027 годы станут прорывными для дальнейшего укрепления промышленного сотрудничества во всех сферах.
«Для белорусских промышленных предприятий 2026–2027 годы кооперации позволят значительно нарастить уровень сотрудничества с китайскими производителями. Акцент будет сделан не только на привлечении китайского оборудования, но и на полноценном освоении технологий и компетенций. Это позволит перейти к глубокой промышленной интеграции, при которой модернизация белорусских предприятий будет идти параллельно с созданием новых совместных производств», – рассказал Андрей Кузнецов.
18 ноября в Пекине состоялось первое заседание Комиссии по промышленному сотрудничеству Белорусско-китайского межправительственного комитета по сотрудничеству. Его провели Министр промышленности Беларуси Андрей Кузнецов и министр промышленности и информатизации Китая Ли Лэчэн с участием посла Беларуси в Китае Александра Червякова.
Комиссия по промышленному сотрудничеству Беларуси и Китая – новый институциональный механизм взаимодействия, который призван вывести промышленное партнерство двух стран на качественно новый уровень, координируя масштабные проекты и устраняя барьеры на пути их реализации.
Товарооборот промышленными товарами между Беларусью и Китаем за 9 месяцев 2025 года увеличился в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Первое заседание Комиссии по промышленному сотрудничеству станет основой дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества, демонстрацией готовности отраслевых министерств двух стран оказывать всяческую поддержку белорусским и китайским компаниям.
Беларусь и Китай шаг за шагом создают институциональные условия для углубления и расширения промышленной кооперации. Так, в марте 2023 года была подписана комплексная стратегия совместного промышленного развития, которая определила приоритетные направления взаимодействия.
В ноябре 2023 года подписан детализированный план, в который включено порядка 30 проектов с привлечением китайских компетенций и технологий для их проработки и реализации. Комиссия по промышленному сотрудничеству – новый этап взаимодействия.
По информации
БЕЛТА
(фото Министерства промышленности Республики Беларусь)
Как налоги формируют бюджет и субсидии на коммунальные услуги, рассказал первый заместитель Министра по налогам и сборам Владимир Муквич, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Владимир Муквич также в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу изменений в порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги прокомментировал нововведение. «Позиция Министерства по налогам и сборам по данному актуальному вопросу следующая. Установлена конституционная обязанность каждого гражданина участвовать в государственных расходах. Исходя из этой основной обязанности налоговая служба осуществляет и организовывает контрольную работу. Гражданами Беларуси за 10 месяцев текущего года уже уплачено налогов на сумму более Br13,5 млрд. Соответственно, это не только подоходный налог, это имущественные платежи и другие. Каждый гражданин, внося в установленные сроки платежи в бюджет, участвует в финансировании государственных расходов. Большинство граждан действительно это выполняют к назначенному времени в полном объеме», – рассказал он.
Первый замминистра отметил, что есть и граждане, которые не в полной мере готовы своевременно вносить платежи в бюджет, и в их отношении налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия. «Если говорить про подоходный налог, то за 9 месяцев текущего года мы выявили лиц, которые уклонялись от уплаты платежей в бюджет на сумму, если говорить про камеральный контроль, то это почти Br50 млн, если о проведении контрольных мероприятий, то это практически Br120 млн, – поделился результатами он. – Хочется подчеркнуть, что большинство наших граждан добровольно и своевременно вносят платежи в бюджет, который установлен в законодательстве. Средства, которые формируются в бюджете, через механизм субсидирования направляются на финансирование государственных услуг. Как правило, в местном бюджете предусмотрено соответствующее субсидирование. В местных бюджетах почти 5 % идет на финансирование таких услуг, в том числе и жилищно-коммунальных. К примеру, только на возмещение расходов по коммунальным услугам, на их субсидирование, в бюджете на 2025 год ежемесячно предусмотрено практически Br870 рублей на одного жителя страны».
Со стороны государства принимаются меры для того, чтобы обеспечить справедливое и бережное использование каждого рубля, обратил внимание Владимир Муквич. «Поэтому логично и обоснованно, когда собранные средства направляются на субсидии прежде всего тем гражданам, которые непосредственным и личным своим участием в уплате платежей в бюджет финансировали эти расходы, – добавил он. – Если кто-то живет за границей и, соответственно, не участвует в финансировании этого бюджета, ему выставляют платежи за коммунальные услуги в повышенном размере. Кажется абсолютно справедливым и обоснованным, когда тот, кто участвует в финансировании бюджета, получает субсидии».
По информации БЕЛТА
Состоявшееся 18 ноября в Москве заседание Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества стало очередным рывком в развитии ШОС. Об этом по итогам мероприятия заявил журналистам заместитель генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Миднапу Рамчандра Мидхун, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Белорусскую делегацию на заседании возглавлял Премьер-министр Александр Турчин. «По итогам приняты такие документы, как дорожная карта по развитию сотрудничества между государствами ШОС в области социального развития на 2026–2028 годы, план реализации концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств ШОС и другие», – сказал замгенсека ШОС.
Подписан также протокол, который закрепляет возможность уплаты ежегодных взносов в бюджет ШОС не только в долларах США, но и в иных валютах.
Заместитель генерального секретаря отметил, что на заседании обсуждались меры по комплексному и поступательному выполнению стратегии развития ШОС до 2035 года. Важное место уделено расширению торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей, вопросам взаимодействия в сферах цифровой экономики, энергетики, зеленой повестки, искусственного интеллекта, науки и инноваций, образования, культуры, туризма, здравоохранения, спорта, контактам по линии молодежи. Итоги заседания отражены в подписанном совместном коммюнике.
«Мы не просто провели очередное заседание Совета глав правительств, мы совершили очередной рывок в развитии ШОС, закрепив единство наших взглядов», – подчеркнул Миднапу Рамчандра Мидхун.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
План мероприятий по развитию сотрудничества между Беларусью и Ростовской областью на 2026–2028 годы подписан во время заседания рабочей группы по сотрудничеству между Беларусью и Ростовской областью РФ, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Состоялось подписание протокола четырнадцатого заседания рабочей группы по сотрудничеству Беларуси и Ростовской области РФ. Протокол от Беларуси подписал первый заместитель председателя Гродненского областного исполнительного комитета Юрий Валеватый, от правительства Ростовской области – губернатор Юрий Слюсарь.
Председатели рабочей группы обменялись планом мероприятий по развитию сотрудничества между Беларусью и Ростовской областью на 2026–2028 годы.
Прошла церемония подписания соглашения об установлении дружественных отношений между Быховским районом Могилевской области и Цимлянским районом Ростовской области. От Быховского района подпись поставил председатель районного исполнительного комитета Александр Киселев, от Цимлянского – глава администрации Елена Ночевкина.
Кроме того, подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «Витебские ковры» и ООО «Каменскхимволокно». Подписи поставили генеральный директор ОАО «Витебские ковры» Артем Лоханкин и директор ООО «Каменскхимволокно» Елена Карпенко.
Также подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «СветлогорскХимволокно» и ООО «Каменскхимволокно» о разработке насосного оборудования. Подписи поставили первый заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «СветлогорскХимволокно» Василий Вовк, от ООО «Каменскхимволокно» – директор Елена Карпенко.
Подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» и АО «ВЗМЭО» (Волгодонский завод металлургического и энергетического оборудования). Соглашение подписали заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» Александр Бориков, от АО «ВЗМЭО» – коммерческий директор – заместитель генерального директора Константин Сакирко.
После этого стороны обменялись подарками.
По информации БЕЛТА
Депутатам на рассмотрение поступил финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026-го в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
Привести в норму
Стоит отметить, что основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы. В Беларуси последовательно реализовывался комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета: повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие. При корректировке Налогового кодекса на 2026 год не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к изменяющимся условиям. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики. В первую очередь планируется проиндексировать налоговые ставки, установленные в абсолютных величинах, на прогнозный уровень инфляции. Это ставки земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Также будут проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти на применение и применять упрощенную систему налогообложения.
– Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией, – рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов. – Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 процентов, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные изделия на 7 процентов, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 процента. Особое внимание обращено на жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 процентов для того, чтобы поэтапно выйти на уровень, как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака. Увеличение ставок акцизов в размере 3 процентов затронет и автомобильное топливо.
Справедливость в основе
Изменения в Особенную часть затрагивают практически все налоги и особенные режимы налогообложения. В частности, устанавливаются единые ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и организаций с целью исключения создания условий для минимизации налоговых отчислений. Предусматривается увеличение ставки транспортного налога в пять раз для владельцев люксовых мотоциклов с объемом двигателя от 800 кубических сантиметров и сроком эксплуатации не более пяти лет с даты их выпуска. Ранее в 10 раз был увеличен транспортный налог для люксовых автомобилей.
При этом предполагается, что льгота по транспортному налогу на электромобили будет продлена.
– Ее планируется продлить на следующий год. Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать, – отметила член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова. – В этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
– Также рассматривается расширение подходов по прогрессивному налогообложению доходов и имущества физических лиц: введение повышенной ставки подоходного налога с физических лиц. В отношении более высоких доходов граждан – это свыше 600 тысяч рублей в год. Первый шаг – 25 процентов, следующие шаги пока обсуждаются, – отметил Министр финансов Юрий Селиверстов.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов.
– Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв. м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв. м – коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв. м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв. м – 3. Таких объектов недвижимости в стране немало. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов, – подчеркнул Министр.
Кроме того, предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью. Также ожидается повышение единого имущественного платежа для физических лиц – должников. Физическим лицам, допустившим неуплату (неполную уплату) единого имущественного платежа по состоянию на 1 января года, следующего за годом, на который приходится срок уплаты единого имущественного платежа, в размере, превышающем 1 базовую величину, исчисление налогов за истекший налоговый период будет производиться с увеличением на 15 процентов от неуплаченной на 1 января суммы единого имущественного платежа.
Индивидуальный подход
Законопроектом также предлагается внести изменения в порядок исчисления налога на профессиональный доход. Устанавливается, что сумма исчисленного налога с профессионального дохода, подлежащая уплате за месяц, не может быть ниже 45 рублей. Так, в проекте предусмотрено, что сумма налога на профессиональный доход исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы и ставки налога, но не менее 45 рублей в месяц. При этом отменяется вычет по налогу на профессиональный доход в размере 2 тысяч рублей. Такие новации призваны увеличить долю участия граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность в финансировании государственных расходов, а также исключить фиктивную регистрацию в качестве плательщиков налога на профессиональный доход без намерения осуществлять такую деятельность.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 процентов.
– Изменения являются результатом работы по дальнейшему совершенствованию налоговой системы с целью обеспечения понятности восприятия норм законодательства, установления баланса интересов бизнес-сообщества, граждан и государства. Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 процента к ВВП, – уверена член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
