В проекте КоАП нужно учесть опыт граждан и практикующих юристов – Виктор Чайчиц
Проект Кодекса Беларуси об административных правонарушениях должен учитывать ключевые моменты из обобщенного опыта граждан и практикующих юристов. При этом важно не допустить, чтобы чей-то личный опыт или интерес стал основополагающим. Такое мнение высказал член Совета Республики Национального собрания, председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов (БРКА) Виктор Чайчиц.
По его словам, общественное обсуждение проекта КоАП должно быть направлено на конечный результат, полезный для общества и государства.
«Незначительное административное нарушение порой влечет за собой серьезные последствия. Это проявляется в снижении активности и отказе от инициативы со стороны индивидуальных предпринимателей, юрлиц и граждан, подвергнутых ответственности за несущественное и неопасное для общества нарушение», – отметил Виктор Чайчиц.
Необходимо избежать избыточности, несогласованности в вопросах ответственности за административные правонарушения, а ответственность должна быть направлена на предупреждение, профилактику и разъяснение, подчеркнул сенатор. Необходимо классифицировать правонарушения и ответственность за них в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий.
В проект Кодекса об административных правонарушениях разработчики предлагают ввести институт профилактических мер административного воздействия – включить в раздел III проекта КоАП соответствующую главу 6. В частности, речь идет о таких мерах, как устное замечание, предупреждение, начисление штрафных баллов, мерах воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).
«Важно, что в проект внесены предложения о смягчении и пересмотре административной ответственности для детей. Когда по «административке» привлекают к ответственности молодого человека и ставят на учет, это клеймо, которое может серьезно повлиять на его жизнь. Взыскание за административное правонарушение должно быть уроком и работать на предупреждение, чтобы более серьезных правонарушений не было», – сказал Виктор Чайчиц.
Он также обратил внимание на пересмотр сроков правовых последствий привлечения к ответственности. На данный момент подверженность административной ответственности сохраняется в течение года. Так, например, в проекте Кодекса предлагается дополнение – глава 9 «Административная ответственность несовершеннолетних». Нормы этой главы будут посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая сроки давности такого привлечения и срок, в течение которого несовершеннолетний считается подвергнутым административному взысканию.
«Согласно проекту, разделение административных правонарушений на категории позволит установить для каждого из них срок, по истечении которого физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию. Важное нововведение касается применения меры воздействия «предупреждение», которая переводится в разряд профилактических. Вместо ареста административным взысканием станут в некоторых случаях общественные работы, что обусловлено необходимостью наличия в Кодексе основного неимущественного взыскания, альтернативного аресту», – отметил Виктор Чайчиц.
Как сообщалось, проекты Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях вынесены на общественное обсуждение. Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 18 по 27 мая. Их подготовка мотивирована поручениями Президента, данными 16 декабря 2019 года на совещании по вопросам привлечения граждан и субъектов хозяйствования к административной ответственности.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. При корректировке в первую очередь учитывалась правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования. О положениях закона корреспонденту БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич.
Какие изменения затронут непосредственно школы
«Исходя из практики правоприменения расширяются возможности организации бесплатного подвоза детей. Например, ранее существовали небольшие формальные проблемы, когда, скажем, подвоз не мог производиться в рамках одного населенного пункта (а это чувствительный вопрос для больших агрогородков). Также подвоз теперь может быть организован в шестой школьный день, причем не только в школу, но и, например, на экскурсии и другие культмассовые мероприятия», – рассказал Сергей Клишевич.
Родителям нужно знать, что теперь законодательно исключается возможность дистанционного обучения в других странах при получении общего среднего образования на территории Республики Беларусь. «В нашей школе совместно с освоением содержания учебных программ проводится воспитательная работа, в основу которой заложена идеологическая и патриотическая составляющая, традиции и культура белорусского государства. Поэтому для обучающихся на территории Беларуси обязательны для изучения такие учебные предметы, как «История Беларуси», «Белорусский язык», «Белорусская литература», раздел «География. Беларусь» – дистанционные школы в других государствах не преподают такие предметы, – отметил депутат. – В кодексе закреплено также требование о ношении учащимися школ одежды делового стиля, хотя, заметим, это не новация, а закрепление уже сложившейся практики».
Ряд новых позиций касается также централизованного экзамена. «По обращениям родителей введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Это дети с серьезными заболеваниями, которые обучаются на дому и которые, возможно, не планируют получение высшего образования – для них это право, а не обязанность. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов, – пояснил парламентарий. – Еще одно изменение касается тех, кто получил на ЦЭ ноль баллов. Они смогут пересдать экзамен в августе, потому что сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдается только справка об обучении, а для получения аттестата приходится ждать год и сдавать аттестацию в порядке экстерната. Такая же норма о пересдаче в резервные дни или иные сроки коснется тех, кто не явился на ЦЭ по уважительным причинам».
Кто может получить статус «бизнес-школа»
«В Кодекс об образовании были включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Теперь Министерство экономики по согласованию с Министерством образования сможет предоставлять статус бизнес-школ учреждениям высшего образования (ранее такой статус могли получать только коммерческие организации). Норма касается учреждений высшего и дополнительного образования взрослых и их структурных подразделений в том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. Это и есть ключевой критерий отнесения к категории бизнес-школ. На практике такие структуры занимаются корпоративным обучением и бизнес-консалтингом, помогают решать бизнес-задачи и развивать бизнес. Таким образом государственные учреждения входят в ту нишу рынка консалтинга, где ранее был представлен в основном частник, что увеличит конкуренцию и повысит качество услуги в этой сфере», – уточнил Сергей Клишевич.
Как планируется реализовать программу подготовки водителей в сельских школах
«Норма существовала и ранее. Новшество изменений кодекса заключается в том, что теперь ее действие распространяется на учреждения общего среднего и специального образования всех поселков городского типа республики. В данных населенных пунктах особенно актуальна для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Эта норма будет расширять возможности для развития молодых людей, а также способствовать обеспечению их полезной занятости, – рассказал депутат. – С этой целью в кодекс внесены дополнения по предоставлению возможности освоения учащимися 10–11-х классов специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, иных учреждений общего среднего и специального образования, расположенных в городском поселке, сельском населенном пункте, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин».
По его словам, учреждение общего среднего образования, расположенное в городском поселке, сельском населенном пункте, специализированный лицей, суворовское военное училище и кадетское училище наряду с программами общего среднего образования могут также реализовывать образовательную программу подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин. «Данная норма обусловлена принципом равенства в образовании независимо от типа учреждения общего среднего образования. Эта программа может быть реализована в республиканском государственно-общественном объединении «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь, – пояснил парламентарий. – При реализации образовательных программ общего среднего образования по запросам законных представителей учащихся учреждения образования сверх учебных часов, предусмотренных учебным планом учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, могут проводить стимулирующие занятия на платной основе на основании договора о возмездном оказании услуг».
Распределение и перераспределение выпускников. Новации, социальные гарантии для молодых специалистов
«Кодексом предусматривается обязательность согласования учреждениями образования распределения, перераспределения выпускников с организациями – заказчиками кадров, исполнительными комитетами, отдельными отраслевыми министерствами, что направлено на совершенствование подходов к трудоустройству выпускников, закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Для этого Правительству предоставляются полномочия на определение иных, помимо предусмотренных в кодексе, случаев, осуществление перераспределения, перенаправления выпускников, молодых специалистов и рабочих. Например, перераспределение на службу в силовые структуры, – подчеркнул Сергей Клишевич. – Также меняются условия, при которых определенные периоды засчитываются в срок обязательной работы по распределению (перераспределению). Так, периоды военной, альтернативной службы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет могут быть засчитаны в срок обязательной работы по распределению, если они будут приходиться на время отдыха, предоставляемого выпускникам, или обязательной работы по распределению».
Также предусматривается, что при трудоустройстве выпускник в течение срока обязательной работы обязан предъявить, а наниматель обязан потребовать свидетельство о направлении на работу, или справку о самостоятельном трудоустройстве, или вступившее в законную силу решение суда о взыскании средств, затраченных государством на подготовку специалиста. «Норма вводится в связи с тем, что законодательством выдача справки предусмотрена, а обязанность или право нанимателя ее потребовать не закреплена соответствующими нормами, что в ряде случаев приводит к тому, что выпускники не прибывают к месту распределения», – отметил депутат.
«Среди новаций – норма о том, что молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, теперь предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата (ранее срок был 5 дней). Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили, – рассказал Сергей Клишевич. – Что касается территориальных вопросов, то, как и ранее, действует норма о том, что если первое рабочее место, куда направлен по распределению молодой специалист, расположено в населенном пункте, который не является местом жительства выпускника вуза и предполагает переезд в другой город, то молодому специалисту положено единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки. Расходы за аренду жилья не являются обязательными к возмещению. Если наниматель принимает такое решение, то самостоятельно определяет их размер, а также порядок и условия компенсации».
В кодексе устраняется пробел в регулировании вопросов, связанных с трудоустройством лиц, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке в случае ликвидации организации – заказчика кадров. Предусматривается, что от возмещения затраченных государством средств в этом случае выпускники освобождаются при невозможности предоставления им нового места работы путем перенаправления на работу.
Закон также уточняет ответственность заказчиков кадров. «В целях усиления ответственности заказчиков целевой подготовки предусматривается обязанность организации – заказчика кадров возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием. В настоящее время такая обязанность предусмотрена только соответствующим договором целевой подготовки», – пояснил парламентарий.
Появилась возможность предоставления грантов иностранным гражданам. «Кодексом предусматривается грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за рубежом, по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования, что направлено на продвижение интересов Республики Беларусь, – отметил депутат. – Ранее проблема была в том, что одним из основных условий предоставления грантов на обучение является знание русского языка. Что практически невозможно обеспечить в перспективных с точки зрения политического и торгово-экономического сотрудничества странах Африки, Латинской Америки и Азии. Небольшая распространенность русского языка в указанных регионах является сдерживающим фактором и существенно снижает привлекательность нашего образования. При этом само изменение не повлечет увеличения бюджетных расходов, поскольку будет осуществляться в рамках 100 ежегодно выделяемых грантов, предусмотренных Указом Главы государства от 12 июня 2018 г. № 232 «О грантах на обучение».
Приемные родители и родители-воспитатели теперь приравниваются к педагогическим работникам. Почему им дан такой статус
«Действительно, с 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели официально получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для данных категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области республики таких родителей несколько сотен. Это решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки», – дополнил Сергей Клишевич.
По информации БЕЛТА
Очередной учебный год на финишной прямой – ответственная пора для выпускников школ и вузов, сулящая одним выбор будущей профессии, а другим – непосредственное вхождение в нее на первом рабочем месте. И что важно – менять коней на переправе не придется, все четко расписано и регламентировано. Как и требует Президент: в сфере образования не должно быть постоянных метаний, экспериментов ради эксперимента. Наоборот, дана установка на то, чтобы все было четко, прозрачно, понятно – и учителям, и детям, и родителям. Тем не менее, не отказываясь от выверенных традиций и наработок, она должна чутко и оперативно реагировать на запросы времени, находясь в авангарде всего нового и прогрессивного. Вот и с 1 сентября начнут действовать коррективы, внесенные в Кодекс об образовании.
Необходимая дошлифовка
В январе этого года скорректировали Кодекс об образовании. Новшества коснулись школ, военизированных учебных заведений, распределения выпускников и социальной поддержки молодых специалистов. Подробнее об этом рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:
– По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. Законодателем и Министерством образования учитывалась в первую очередь правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной политики в сфере образования, повышение его качества, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования.
Одной из самых обсуждаемых новаций стало возвращение в сельские школы программы по обучению вождению. Раньше в учебно-производственных комбинатах (УПК) подростки проходили в том числе и подобную подготовку. Прежний подход вернут, но с расширенным охватом и более четкими юридическими рамками, уточняет Сергей Клишевич:
– Одна из новых норм – обучение вождению ребят из военизированных учебных заведений (специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ) и старшеклассников 10–11-х классов сельских школ. В таких населенных пунктах особенно актуальны для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Это расширит возможности для развития ребят, а также поспособствует обеспечению их полезной занятости. Обучением вождению займется ДОСААФ при условии, что будет запрос на это со стороны родителей и самих учащихся.
Еще одно изменение – упрощение организации подвоза школьников. Раньше, например, возникали сложности даже при необходимости доставить детей в пределах одного населенного пункта. Теперь таких преград не будет. И что важно, подвоз возможен не только на уроки, но и на мероприятия в шестой школьный день: экскурсии, спортивные турниры.
Закон запрещает дистанционное обучение в других странах при получении общего среднего образования на территории нашего государства. Белорусская школа – это не только про знания, но и про воспитание.
О ЦЭ и итоговой аттестации
В итоговой аттестации тоже произошли важные изменения. Например, дети с инвалидностью или серьезными заболеваниями, обучающиеся на дому, теперь могут быть освобождены от централизованного экзамена (ЦЭ). Причем не только в 9-м классе, как прежде, но и в 11-м – по медицинским показаниям.
А вот те, кто на экзамене получил 0 баллов, теперь смогут пересдать его в августе.
– Раньше в такой ситуации человек не получал даже аттестат – только справку. И должен был ждать год, чтобы пройти аттестацию экстерном, – напоминает парламентарий. – Также, если школьник не пришел на ЦЭ по уважительной причине, он тоже сможет пересдать экзамен в резервный день.
Распределение: новый порядок и больше гарантий
Выпускники вузов и колледжей, проходящие обязательное распределение, будут должны предъявлять нанимателю документы о направлении на работу. Раньше это не было закреплено юридически, и некоторые выпускники «терялись» по пути к месту работы.
Если же место распределения находится в другом городе, выпускник получит единовременное пособие в размере месячной ставки. Расходы на жилье компенсируются, если работодатель примет такое решение.
Важный момент: теперь в срок обязательной отработки может засчитываться и время отпуска по уходу за ребенком, и служба в армии, если они совпадают с периодом работы.
Если же организация – заказчик кадров ликвидирована, выпускник-целевик освобождается от обязательств и направляется к другому работодателю. А если заказчик сам нарушает условия целевого договора, то именно он возмещает государству средства, потраченные на подготовку специалиста.
НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ
Для 9-классников и 11-классников занятия в школах в этом году заканчиваются 23 мая, последний звонок прозвенит 24 мая. Остальные дети будут учиться до конца месяца.
Выпускные экзамены для 9-х классов начнутся с 2 июня и продлятся по 13 июня. Ребятам необходимо написать два изложения по русскому и белорусскому языкам, контрольную работу по математике и выдержать устный экзамен по истории Беларуси. Что касается 11-классников, для них итоговые испытания проводятся в виде ЦЭ. 26 мая ребята напишут тест по предмету на выбор, а 29 мая – по языку (русскому или белорусскому).
ФАКТ
С 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для таких категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области нашей страны таких родителей несколько сотен. Данное решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки.
С 1 СЕНТЯБРЯ – ИЗМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ РАСПИСАНИИ
С началом нового учебного года вступают в силу обновления в типовом учебном плане учреждений общего среднего образования. Нововведения касаются как содержания предметов, так и общего подхода к организации учебного процесса.
1. История Беларуси в мировом контексте
Для учащихся X–XI классов вводится новый учебный предмет – «История Беларуси в контексте всемирной истории». Цель – сформировать у школьников целостное понимание исторических процессов и научить критически оценивать события.
2. Три урока физкультуры в неделю
Количество уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» увеличивается с двух до трех. Это сделано для повышения двигательной активности и укрепления здоровья учащихся. Учебная программа по предмету тоже будет скорректирована.
3. Учебно-полевые сборы для всех 10-классников
Если раньше 10-дневные сборы были только у кадет и суворовцев, то с 2026 года они станут обязательными для всех учащихся 10-х классов. Сборы пройдут с 26 мая по 5 июня – сразу после окончания учебного года.
4. Больше предметов для обучающихся на дому
В рамках развития инклюзивного образования и по просьбам родителей детям, обучающимся на дому, добавляются часы для изучения следующих предметов: «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство» и «Черчение».
Александра Янкович, « Народная газета», 24 мая 2025 г.
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева во время круглого стола БЕЛТА на тему «Общественное обсуждение проекта постановления «О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению» рассказала о нормах, которые закрепляет этот проект постановления.
Ольга Рыбаключева подчеркнула, что документ направлен не только на тех, кто осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность, но и на тех, кто ею пользуется. «Самое главное, о чем говорит постановление, – такая деятельность не подлежит обязательному сертифицированию, то есть эти услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. О чем мы говорим? Если родители ведут ребенка заниматься к репетитору или к учителю-дефектологу, то место, где он будет работать с учащимся (в полноценной аудитории, оснащенной в соответствии с необходимыми требованиями, или у себя дома на кухне), выбирает репетитор и учитель-дефектолог, это их право. Родители должны быть готовы к тому, что в этой части нельзя предъявлять повышенные требования, например, просить заключения санстанции, чтобы свет был определенный и так далее. Второе – проект постановления определяет условия, формы и методы, которые при оказании обучения в виде самостоятельно профессиональной деятельности могут самостоятельно выбирать репетиторы и лица, которые осуществляют эту деятельность. То есть мы не регламентируем, как работать, с помощью каких форм и методов», – рассказала директор департамента.
По ее словам, наибольшее общественное обсуждение вызвали три нормы. «Первая – при оказании услуг с применением ИКТ нужно использовать только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента интернета, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в установленном порядке. Пошли разговоры, что под запретом окажется Zoom. Во-первых, этим положением платформу никто не запрещает, мы предлагаем рассмотреть возможность использовать именно национальный сегмент сети Интернет. Хочу обратить внимание на то, что эта норма в настоящий момент в нашей стране является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она введена указом главы государства с 2010 года. Кроме того, Zoom – это не панацея, у нас есть, например, система видео-конференц-связи IVA, которая предоставляет в том числе возможность пользоваться ею физическим лицам. Мы включили такой вариант в проект, чтобы понять, готовы ли самозанятые работать по этой системе и сможем ли мы предоставить большому количеству физических лиц возможность работать в рамках национального сегмента сети Интернет», – проинформировала Ольга Рыбаключева.
Следующее, что вызвало наибольшее обсуждение, касалось того, что репетиторы обязаны пользоваться только программами, утвержденным Минобразования. «Якобы ведомство запрещает проявлять творчество. Не этот проект постановления это запрещает, а постановление № 457 от 28 июня 2024 г. Там прописано, что репетиторство – это оказание услуг лицам, которые получают основное образование. В этом же проекте мы только процедурно уточняем, как все реализовать. То есть раз человек получает основное образование и репетитор – это консультационная услуга, а не образовательная, то соответственно и консультацию репетитор должен осуществлять в рамках той программы, которую ученик изучает на уровне основного образования – школьного, вузовского или в колледже. Этот пункт не новый, он лишь процедурно определяет подходы, как работать в этом направлении», – отметила представитель Министерства образования.
Основной же вопрос, по которому поступило наибольшее количество предложений, касался обучения без реализации содержания образовательных программ на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству. «Такое обучение осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Сегодня Кодекс об образовании четко определяет, кто у нас имеет право работать с детьми. Индивидуальные предприниматели с детьми работать не могут, то есть права реализации образовательной программы в отношении детей им не предоставлено. А поскольку самостоятельная профессиональная деятельность это вид предпринимательской деятельности физического лица, то мы полагаем, что и обучать изобразительному искусству и так далее самозанятые могут только взрослых людей. Тем же, кто хочет работать с детьми, нужно заходить в законодательное поле Кодекса об образовании», – констатировала директор департамента.
По информации БЕЛТА
С 8 по 30 апреля 2025 г. Минэкономики организовало правовой мониторинг Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. «Об урегулировании неплатежеспособности».
За это время через Правовой форум Беларуси поступило 28 предложений и актуальных вопросов, которые затрагивали вопросы:
- финансирования вознаграждения управляющего,
- уточнения компетенции, механизма избрания, созыва и работы собрания и комитета кредиторов,
- учета требований залогового кредитора и распределения выручки от реализации залогового имущества,
- объема и порядка публикации сведений по делам о несостоятельности и банкротстве,
- порядка передачи нереализованного имущества и получения документов управляющими.
Также правовой мониторинг Закона позволил выявить отдельные направления развития Единого государственного реестра сведений о банкротстве.
В целях повышения качества правового регулирования поднятых вопросов Минэкономики инициировало включение в план подготовки проектов НПА на 2026-й год мероприятия о совершенствовании Закона.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Министерстве образования подвели итоги общественного обсуждения по проекту постановления Правительства «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению». В результате практически в каждый пункт внесены изменения.
В начале апреля на Правовом форуме Беларуси был опубликован проект постановления Правительства, который вносил изменения в работу самозанятых в сфере обучения. Поступило более 200 сообщений-откликов. Больше всего дискуссий вызвал пункт, что репетиторство должно проходить индивидуально с каждым потребителем услуги, отмечает директор Департамента контроля качества образования Минобразования Ольга Рыбаключева:
– Во внимание принимали все конструктивные замечания и предложения, поэтому в результате предусмотрели возможность оказания услуг репетитора и учителя-дефектолога в мини-группах численностью до четырех человек.
Резонанс в обществе вызвало также предложение использовать при оказании репетиторских услуг только зарегистрированные в Беларуси сервисы. Несколько вариантов подобного программного обеспечения, основанного на облачной технологии, уже сейчас успешно применяется в деятельности юрлиц, объясняет эксперт:
– Но они пока не адаптированы для работы с физлицами в полном объеме. Поэтому мы посчитали закономерным вносить изменения в этом вопросе только после того, как будет обеспечена работа белорусских интернет-площадок. На данном этапе норма исключена.
Еще одно предложение – репетиторы должны удостовериться, зачислен ли обучающийся в детский сад, школу, колледж или университет. Норма сохраняется, но в удобном формате. Репетитору не нужно хранить никаких копий свидетельств или справок. Правило одно: перед началом сотрудничества педагог обязан ознакомиться с документами, которые подтверждают статус обучающегося.
Еще один тезис – обучение (без реализации образовательных программ) работе на компьютере, а также занятия по изобразительному искусству, танцам, хореографии, игре на музыкальных инструментах, вокалу, ораторскому искусству могут проводиться только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Это предложение остается в проекте постановления. Оно, к слову, тоже вызвало широкое обсуждение, отмечает Ольга Рыбаключева:
– Дело в том, что тезис неправильно интерпретировали, посчитав, что репетиторам планировали полностью ограничить работу с детьми, что абсолютно не соответствует действительности. Необходимо помнить, что репетитор не обучает, он оказывает консультативные услуги, помогает в обучении. И если ребенок получает основное образование в гимназии или колледже искусств, то репетитор сможет оказывать ему консультативные услуги. Но если ребенок планирует заниматься танцами, скажем, с нуля, то к консультации этот вид творческой деятельности уже не отнесешь. Здесь необходима образовательная программа.
По сути, эта норма уже действует: для работы с детьми по Кодексу об образовании необходимо быть зарегистрированным в качестве юрлица, учреждения образования или иной организации. Других вариантов сегодня нет. Индивидуальные предприниматели не могут реализовывать образовательные программы в отношении несовершеннолетних.
Все отредактированные моменты отображены в новом проекте постановления, которое уже направлено на повторное согласование заинтересованным республиканским органам государственного управления.
Таисия Азанович, « СБ. Беларусь сегодня», 7 мая 2025 г.