Министр иностранных дел Беларуси принял участие в заседании Региональной группы ВЭФ для выработки политики в Европе и Евразии
18 мая 2020 г. Министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей принял участие во втором заседании Региональной группы высокого уровня по выработке политики в Европе и Евразии, прошедшем в формате видеоконференции под эгидой Всемирного экономического форума (ВЭФ).
Под председательством исполнительного директора ВЭФ Берге Бренде участники заседания рассмотрели вопросы восстановления мировой экономики в пост-COVID-19 эпоху, условия перехода к зеленой экономике, а также направления помощи региона Европы и Евразии странам Африки.
В рамках Региональной группы Беларусь выступает за усиление регионального измерения ее деятельности и поддержание устойчивых к кризисам цепочек производства и поставки продукции с учетом уже налаженных экономических связей между странами и регионами.
Справочно
Всемирный экономический форум – неправительственная организация со штаб-квартирой в Женеве. ВЭФ является организатором ежегодного экономического форума в Давосе, к участию в котором приглашаются главы государств, руководители ведущих корпораций, видные экономические аналитики.
На своем первом заседании Региональная группа поддержала предложение белорусской стороны о роли Евразии в выработке проектов, объединяющих различные интеграционные структуры во благо региона и об участии Евразийской экономической комиссии в работе группы.
По сообщению официального сайта Министерства иностранных дел Республики Беларусь
Делегация из Южно-Африканской Республики посетила Госстандарт Беларуси с целью обмена опытом в сфере стандартизации, метрологии и оценки качества. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Госстандарта.
Визит начался с переговоров на площадке Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ). Первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак отметил роль стандартизации и метрологии как ключевых элементов белорусской системы качества. Он также предложил рассмотреть вопрос развития сотрудничества в области стандартизации, метрологии и аккредитации между профильными структурами двух стран. С этой целью Госстандартом подготовлены проекты соответствующих документов. «Надеемся, наша встреча будет полезной для развития взаимодействия наших стран во всех сферах», – добавил Александр Бурак.
Южноафриканскую делегацию представляли и.о. главного директора по международному сотрудничеству Сесил Масока и другие специалисты Департамента науки, технологий и инноваций.
Гости посетили лаборатории БелГИМ, где ознакомились с испытаниями пищевой продукции и национальным эталоном времени, а также объекты Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС), включая испытательные центры бытовой техники. Сесил Масока выразил уверенность, что белорусский опыт будет полезен для развития науки и повышения качества продукции в ЮАР, подчеркнув готовность к дальнейшему сотрудничеству.
Визит стал важным шагом в укреплении двусторонних связей между Беларусью и ЮАР в сфере стандартизации и контроля качества.
По информации
БЕЛТА
(фото Государственного комитета по стандартизации)
Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков 15 июля в китайском городе Тяньцзинь впервые в истории полноформатного членства Беларуси в Шанхайской организации сотрудничества принял участие в заседании Совета министров иностранных дел государств – членов этой организации. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе МИД Беларуси.
В своем выступлении в ходе заседания глава белорусского внешнеполитического ведомства поблагодарил китайскую сторону за успешное председательство в ШОС и оказанное гостеприимство, отметив насыщенность года новыми прикладными инициативами, в большинстве из которых Беларусь принимала активное участие.
Максим Рыженков подчеркнул, что первый год членства Беларуси в ШОС подтвердил правильность стратегического курса страны на вступление в организацию. Он заявил о намерении Беларуси вносить весомый вклад в деятельность ШОС, используя свой транзитный, промышленный и научный потенциал.
Министр также озвучил готовность Беларуси стать постоянной площадкой для профильных мероприятий организации, содействовать в ее рамках упрощению торговли, развитию цифровой экономики, формированию финансовой инфраструктуры, укреплению взаимодействия в сфере зеленой промышленности и развитию искусственного интеллекта.
Глава белорусской делегации акцентировал внимание на приверженности Минска «шанхайскому духу», основанному на взаимном уважении, равенстве и солидарности. Он также предостерег, что вступление в ШОС государств, которые пренебрегают ее принципами или переносят на ее площадку двусторонние проблемы, является нецелесообразным и вредным.
Другим важным направлением работы ШОС могло бы стать ее взаимодействие с другими региональными международными структурами, включая трек ЕАЭС – ШОС. В этом контексте Максим Рыженков напомнил об инициативе Президента Беларуси Александра Лукашенко о создании на евразийском пространстве глобального транзитного хаба.
Кроме того, принимая во внимание изначальную миссию ШОС – обеспечение региональной безопасности – глава белорусской дипломатии предложил активнее задействовать организацию в качестве основной площадки для обсуждения положений Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
По итогам Максим Рыженков подписал протокол заседания Совета министров иностранных дел государств – членов ШОС, а также ряд решений, необходимых для подготовки предстоящего саммита ШОС.
Кроме того, на полях мероприятия состоялся ряд двусторонних встреч Министра. Максим Рыженков встретился с заместителем премьер-министра – министром иностранных дел Пакистана Мухаммадом Исхаком Даром. Состоялся обмен мнениями о состоянии и перспективах двустороннего взаимодействия между Беларусью и Пакистаном, о развитии сотрудничества в рамках международных организаций, а также о формировании графика визитов на высшем и высоком уровнях.
Состоялись также рабочие контакты главы белорусского МИД с министрами иностранных дел Китая, Индии, России, Узбекистана, Таджикистана, а также с генеральным секретарем ШОС.
По информации БЕЛТА
Министр иностранных дел Максим Рыженков в рамках визита в Китайскую Народную Республику принял участие во встрече глав внешнеполитических ведомств государств – членов ШОС с Председателем КНР Си Цзиньпином. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе МИД.
Участники мероприятия обменялись мнениями о текущем состоянии и перспективах развития ШОС, в том числе в контексте предстоящего в сентябре 2025 года в Тяньцзине саммита ШОС на уровне глав государств.
Председатель КНР проинформировал о приоритетах китайского председательства в ШОС, а также дал оценку текущей международной обстановке.
По информации
БЕЛТА
(фото Министерства иностранных дел Республики Беларусь)
Глава государства Александр Лукашенко подписал Закон «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Союз Мьянма о взаимной защите секретной информации».
Данное соглашение было подписано в Минске 7 марта 2025 г. в рамках официального визита Председателя Государственного административного совета, Премьер-министра Мьянмы Мин Аун Хлайна в Беларусь.
Соглашение заключено для взаимного обеспечения защиты секретной информации и в интересах укрепления дружеских отношений между странами. Это позволит создать правовую основу для защиты государственных секретов Беларуси при осуществлении двустороннего сотрудничества с Мьянмой в военной, военно-технической, научно-технической и других сферах.
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 12 июля 2025 г.