В Беларуси может появиться балльная система для нарушителей ПДД. Как она работает
Балльная система наказаний для нарушителей ПДД представлена в проекте нового КоАП, который вынесен на общественное обсуждение на Правовом форуме Беларуси.
За каждое нарушение ПДД водителю будут назначаться штрафные баллы. Их количество зависит от степени тяжести административного правонарушения.
За что и сколько предложено начислять
Так, 1 штрафной балл заработают участники дорожного движения за так называемые административные проступки: к примеру, поездку с непристегнутым ремнем безопасности или на транспорте, не прошедшем техосмотр, стоянку в неположенном месте или разговор по мобильному за рулем. За такие проступки назначается штраф до 10 базовых величин.
2 штрафных балла предлагается назначать за значительное административное правонарушение с предусмотренным штрафом свыше 10 базовых величин. К примеру, сюда можно отнести превышение скорости более чем на 40 км в час.
3 штрафных балла грозят водителям за грубые административные правонарушения, повторное совершение которых предусматривает уголовную ответственность, или за совершение которых может быть наложен арест. Сюда относятся управление автомобилем в нетрезвом виде или передача управления лицу, употребившему перед поездкой алкоголь.
Штрафы остаются
Важно, что присуждение штрафных баллов не освобождает от уплаты штрафов и лишения прав. Баллы будут начисляться с момента вступления в силу постановления о наложении административного взыскания или об освобождении от административной ответственности с начислением баллов. При отмене постановления об административной ответственности штрафные баллы аннулируются.
Сколько будут действительны баллы
Срок действия начисленных баллов – 1 год. По истечении этого времени заработанные штрафные баллы спишут. При этом 10 или более накопленных баллов грозят лишением прав на шесть месяцев.
Как принять участие в обсуждении документа
Принять участие в общественном обсуждении кодекса и высказать свои замечания и предложения можно в специальной ветке Правового форума с 18 по 27 мая.
Ольга Прищепчик, информационное агентство «Минск-Новости»
Депутатам на рассмотрение поступил финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026-го в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
Привести в норму
Стоит отметить, что основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы. В Беларуси последовательно реализовывался комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета: повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие. При корректировке Налогового кодекса на 2026 год не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к изменяющимся условиям. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики. В первую очередь планируется проиндексировать налоговые ставки, установленные в абсолютных величинах, на прогнозный уровень инфляции. Это ставки земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Также будут проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти на применение и применять упрощенную систему налогообложения.
– Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией, – рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов. – Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 процентов, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные изделия на 7 процентов, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 процента. Особое внимание обращено на жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 процентов для того, чтобы поэтапно выйти на уровень, как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака. Увеличение ставок акцизов в размере 3 процентов затронет и автомобильное топливо.
Справедливость в основе
Изменения в Особенную часть затрагивают практически все налоги и особенные режимы налогообложения. В частности, устанавливаются единые ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и организаций с целью исключения создания условий для минимизации налоговых отчислений. Предусматривается увеличение ставки транспортного налога в пять раз для владельцев люксовых мотоциклов с объемом двигателя от 800 кубических сантиметров и сроком эксплуатации не более пяти лет с даты их выпуска. Ранее в 10 раз был увеличен транспортный налог для люксовых автомобилей.
При этом предполагается, что льгота по транспортному налогу на электромобили будет продлена.
– Ее планируется продлить на следующий год. Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать, – отметила член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова. – В этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
– Также рассматривается расширение подходов по прогрессивному налогообложению доходов и имущества физических лиц: введение повышенной ставки подоходного налога с физических лиц. В отношении более высоких доходов граждан – это свыше 600 тысяч рублей в год. Первый шаг – 25 процентов, следующие шаги пока обсуждаются, – отметил Министр финансов Юрий Селиверстов.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов.
– Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв. м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв. м – коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв. м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв. м – 3. Таких объектов недвижимости в стране немало. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов, – подчеркнул Министр.
Кроме того, предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью. Также ожидается повышение единого имущественного платежа для физических лиц – должников. Физическим лицам, допустившим неуплату (неполную уплату) единого имущественного платежа по состоянию на 1 января года, следующего за годом, на который приходится срок уплаты единого имущественного платежа, в размере, превышающем 1 базовую величину, исчисление налогов за истекший налоговый период будет производиться с увеличением на 15 процентов от неуплаченной на 1 января суммы единого имущественного платежа.
Индивидуальный подход
Законопроектом также предлагается внести изменения в порядок исчисления налога на профессиональный доход. Устанавливается, что сумма исчисленного налога с профессионального дохода, подлежащая уплате за месяц, не может быть ниже 45 рублей. Так, в проекте предусмотрено, что сумма налога на профессиональный доход исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы и ставки налога, но не менее 45 рублей в месяц. При этом отменяется вычет по налогу на профессиональный доход в размере 2 тысяч рублей. Такие новации призваны увеличить долю участия граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность в финансировании государственных расходов, а также исключить фиктивную регистрацию в качестве плательщиков налога на профессиональный доход без намерения осуществлять такую деятельность.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 процентов.
– Изменения являются результатом работы по дальнейшему совершенствованию налоговой системы с целью обеспечения понятности восприятия норм законодательства, установления баланса интересов бизнес-сообщества, граждан и государства. Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 процента к ВВП, – уверена член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
Недавние масштабные изменения в ПДД хорошо восприняты обществом и положительно влияют на дорожную безопасность. Об этом заявил журналистам Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.

Во время доклада Президент уточнил, как в обществе восприняли недавние изменения законодательства в сфере обеспечения дорожной безопасности, в том числе новые требования по обязательному спешиванию на пешеходных переходах, регистрации средств персональной мобильности, способных развивать скорость более 25 км/ч.
«На сегодняшний день какого-либо возмущения среди населения нет, – констатировал Иван Кубраков. – Наоборот, мы видим положительную тенденцию, снижается количество ДТП с участием средств персональной мобильности. Хотя, как только эти новшества были введены, мы видели, что в СМИ было много возмущений. Мнения разделились 50 на 50. Велосипедисты говорили, что это не совсем правильно. Но мы поработали и с теми, и с другими, провели разъяснительные беседы».
Что касается второго новшества, сейчас во всех регионах страны зарегистрировано более 300 средств персональной мобильности, способных развивать скорость более 25 км/ч. «Президент задал вопрос: не создаем ли мы какие-то неудобства, особенно сельским жителям. Это мы держим на особом контроле. На сегодняшний день проблем никаких нет. Мы подходим лояльно. Где-то проводим профилактические беседы. Люди с пониманием относятся. Там, где нужна регистрация, такие средства в обязательном порядке регистрируются», – проинформировал Министр.
Благодаря комплексу принимаемых мер число ДТП снижается (в этом году их почти на 10 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года), однако в этом году выросло число погибших. Поэтому работа по контролю за оперативной дорожной обстановкой будет усилена. Акцент – на выявление и пресечение грубых нарушений ПДД. Наиболее частые из них – превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, нарушение правил движения по полосам.
«К тем, кто нарушает ПДД, мы подходим очень принципиально. Принимаются решения вплоть до лишения права управления транспортным средством», – подчеркнул Министр. По данным МВД, права управления лишаются каждый второй водитель, нарушивший правила обгона или выезда на полосу встречного движения, девять из десяти – повторно превысивших скорость движения на 20 и более километров.
Для контроля за дорожной обстановкой активно используются системы видеонаблюдения, в том числе подключенные к республиканской системе мониторинга общественной безопасности. «Мы уже апробировали систему выявления правонарушений в автоматическом режиме не только нарушений скоростного режима, но и проезда на красный сигнал светофора, движения по полосам. Уже сегодня на стадии доработки программное обеспечение для выявления пристегнут или нет ремнем безопасности водитель и пассажир», – проинформировал Иван Кубраков.
По информации БЕЛТА
Генеральная прокуратура ожидает, что введенные с 1 сентября новые нормы ПДД помогут уменьшить травматизм на дорогах страны. Об этом журналистам рассказал старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Павел Васько, передает БЕЛТА.

Павел Васько напомнил, что в 2024 году Генеральной прокуратурой был проведен анализ законодательства и правоприменительной практики, связанных с эксплуатацией гражданами средств персональной мобильности (СПМ).
«Проведение анализа было обусловлено тем, что граждане активно использовали СПМ, которые по своим техническим характеристикам и скоростным габаритам создавали реальную угрозу для движения пешеходов. Даже по визуальным признакам они были схожи с мопедами. Поэтому необходимо было четко определить места эксплуатации указанных транспортных средств и их статус в качестве участников дорожного движения», – рассказал он.
Итогом такой работы стал указ, подписанный главой государства, внесший изменения в Правила дорожного движения и вступивший в силу с 1 сентября 2025 года. «В настоящее время в соответствии с действующей редакцией правил дорожного движения основополагающим критерием, разграничивающим СПМ и механические транспортные средства, определена максимально конструктивная скорость движения – 25 км/ч. Все устройства и приспособления, которые не превышают указанный показатель и приводятся в движение электродвигателем, по общему правилу относятся к СПМ», – сказал старший прокурор.
Но в то же время указом предусмотрена возможность для граждан, имеющих в собственности устройства и приспособления, которые превышают указанный показатель скорости, обратиться в испытательные лаборатории для оформления электронного паспорта транспортного средства и последующей регистрации такого транспортного средства в ГАИ для полноценного участия на нем в качестве механического транспортного средства.
«Ожидается, что внесенные корректировки в законодательство окажут положительный эффект и будут способствовать уменьшению травматизма на дорогах страны», – подчеркнул Павел Васько.
По информации БЕЛТА
В Беларуси планируется усовершенствовать законодательство в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Об этом заявил на пресс-конференции, посвященной Дню автомобилиста и дорожника, в пресс-центре БЕЛТА начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андрей Гладкий.

С 2024 года в республике функционирует реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. В ведомстве отмечают положительный эффект от реализации указа Президента № 32, который установил новые правила.
«Мы видим, что на сегодняшний момент рынок сбалансирован. Первое время возникали определенные вопросы. Не все перевозчики приняли как должное необходимость включения в реестр. Был определенный переходный период в этом плане. Сейчас, если говорить о сфере перевозок автомобилями-такси, появилась какая-то константа как в части транспортных средств, так и в части водителей», – рассказал Андрей Гладкий.
Он добавил, что цифры варьируются. В перевозках задействованы порядка 36 тыс. водителей и 27 тыс. автомобилей-такси. «К сожалению, есть еще отдельные перевозчики, которые допускают нарушения законодательства. Это связано с приостановлением нахождения сведений в реестре. Если перевозчики не реагируют, не собираются устранять допущенные нарушения, то принимается такая мера, как исключение сведений из реестра. Заново включиться возможно по истечении шести месяцев», – пояснил Андрей Гладкий.
В министерство поступают предложения по пересмотру норм. Они касаются в том числе сокращения срока исключения сведений из реестра. Рассматривается возможность его уменьшения с шести месяцев до трех. «Ведется подготовка соответствующего проекта указа Главы государства, где мы совместно с бизнес-сообществом, заинтересованными государственными органами будем предлагать определенные вопросы», – отметил Андрей Гладкий, добавив, что все больше участников рынка действуют добросовестно, поэтому в ведомстве готовы идти по пути ослабления требований.
Начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса также рассказал о внесении изменений в правила автомобильных перевозок пассажиров, где предлагается скорректировать некоторые положения. В частности, речь идет об уходе от обучающих курсов для водителей такси, которые сейчас необходимы для включения в реестр. «Но что касается безопасности, планируем оставить требование о необходимости повышения квалификации раз в пять лет. Это важно. Какой бы ни был профессионал, не каждый водитель может проехать и сдать те фигуры на автодроме, которые предусмотрены в рамках соответствующей программы», – пояснил Андрей Гладкий.
Еще одно направление – доработка государственной информационной системы «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В частности, рассматривается вопрос о том, чтобы предоставить возможность получения информации не только субъектам, находящимся в реестре, но и лизинговым компаниям. Они по сути являются владельцами транспортных средств и по договору лизинга передают их перевозчику.
«Будут внесены определенные изменения и в Налоговый кодекс в части налогообложения индивидуальных предпринимателей, которые выполняют перевозки автомобилями-такси. Установлен единый налог. Соответствующая работа проводится Министерством по налогам и сборам», – обратил внимание Андрей Гладкий.
По информации БЕЛТА
О том, с какими странами Беларусь планирует подписать соглашения в сфере международных автомобильных перевозок грузов, рассказал на пресс-конференции, посвященной Дню автомобилиста и дорожника, в пресс-центре БЕЛТА начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андрей Гладкий.

«В октябре подписано соглашение с Оманом, вступает в силу ратифицированное соглашение с Пакистаном. Также проводим соответствующую работу с нашими коллегами из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, с Катаром, Ираком, Кувейтом, а также другими странами», – рассказал Андрей Гладкий.
По его словам, основная задача – обеспечить белорусских перевозчиков достаточным количеством разрешений. «Постоянно проводим заседания смешанных комиссий, где договариваемся об увеличении квот, разрешений. В рамках этих же мероприятий говорим о том, чтобы отменять разрешительную систему, переходить на безразрешительную. Видим большую перспективу. Это даст определенный толчок в развитии сферы перевозок, позволит создать максимальный комфорт, бесшовность поездок, снизить в целом стоимость доставки грузов до конечного потребителя», – добавил представитель Минтранса.
Он отметил, что автомобильные перевозчики достойно справляются с вызовами на внешнем контуре. Основная работа проецируется на страны Азиатского региона. Министерство со своей стороны делает все возможное, чтобы помочь в переориентации поставок.
«Эта работа очень важна. Удалось, несмотря на достаточно сложные условия, сохранить трудовые коллективы, обеспечить достойный уровень заработной платы»,
– сказал Андрей Гладкий.
Всего с другими странами подписано 47 соглашений по вопросам, которые касаются автомобильных перевозок как пассажиров, так и грузов.
По информации БЕЛТА
