18.05.2020
Какие преференции смогут стимулировать рынок? Обсуждаем с экспертом проект Указа о возврате ндс за электромобиль
Министерство по налогам и сборам предложило всем желающим обсудить порядок возврата суммы НДС, уплаченной физлицом при приобретении электромобиля на территории Беларуси. С соответствующим постановлением Совета Министров, вынесенным на общественное обсуждение, можно ознакомиться на Правовом форуме.
Согласно будущему указу, физлицу могут вернуть сумму налога на добавленную стоимость (НДС), уплаченную при покупке электромобиля в Беларуси с 15 июня 2020 года по 31 декабря 2025 года. Но здесь есть ряд нюансов.
Так, автомобилист получит назад не более 500 базовых величин (на день покупки авто). Например, сегодня этот показатель равен 27 рублям. Значит, общая сумма возврата составит 13 500 рублей или 5 510 долларов.
Для возврата НДС человеку необходимо уведомить налоговую службу по месту жительства о покупке электромобиля и уплате налога, а также приложить оригиналы и копии ряда документов. В их числе договор купли-продажи электромобиля или лизинга, счет-справка (при наличии) и свидетельство об уплате стоимости авто, включая НДС.
Также налоговый орган имеет право запросить у продавца (лизингодателя) дополнительную информацию для подтверждения факта приобретения электромобиля.
Возврат НДС предусмотрен в течение 30 календарных дней с момента подачи документов в налоговую. Если у покупателя электромобиля есть задолженность по налогам или штрафам, уплату которых контролирует МНС, ее погасят из суммы возвращаемого налога. Однако если в налоговую предоставлена не вся необходимая информация, человеку могут отказать в возврате НДС.
За комментарием по данному законопроекту 1prof.by обратился к председателю Белорусской автомобильной ассоциации Сергею Михневичу.
– Этот документ находится в стадии утверждения, и многое в нем может быть изменено, – считает собеседник. – Скажу лишь, что взыскивать задолженности с физлица государство имеет право, ведь электромобиль – удовольствие недешевое, чтобы можно было так запросто утаить доходы на его приобретение.
При этом сумма, которую вернут, не такая уж маленькая, поэтому можно всерьез задуматься о покупке транспортного средства данного типа. Уверен, найдутся люди, которые увидят выгоду такого субсидирования от стоимости владения и эксплуатации.
По словам Сергея Михневича, данный шаг похож на меры по стимулированию рынка электрокаров в Европе. И у нас пока речь идет о возврате чуть большей суммы: в странах ЕС средний размер компенсации составляет 4,5 тыс. евро (так было до пандемии).
– Повлияет ли данная мера на увеличение в Беларуси спроса на электромобили?
– В условиях, которые может создать принятие указа, спрос начнется лишь на электрокары с пробегом и исключительно для физлиц, – отмечает председатель БАА. – В Беларуси пока не созданы условия для массового ввоза новой техники. Так, чтобы юридическое лицо (дилер) доставило сюда электромобиль с конвейера, нужно решить вопросы омологации. Они останутся открытыми, пока автодилеры не договорятся с производителями или их представителями по сертификации на территории Таможенного союза.
Также не решен вопрос с утилизацией батарей. На мой взгляд, лучше позаботиться об этом заранее без накопления критической массы отработанных аккумуляторов, чтобы в будущем избежать беды. Ведь появление в стране электрокаров с пробегом, а значит, неновыми батареями обнажит эту проблему быстрее, чем кажется.
Сегодня покупка электрокара является дорогим удовольствием. Стоимость этих машин достаточно высока даже с учетом субсидии. К тому же срок действия данного указа заканчивается в 2025 году, а льгота на таможенную пошлину в странах ТС действует до конца 2021-го. Если ее продлят, то парк электромобилей в нашей стране может существенно увеличиться. Но это вряд ли случится за полтора года: нынешний кризис внес существенные коррективы во все сферы экономики.
– На какой прирост рынка электрокаров мы можем рассчитывать, если все сложится удачно?
– Даже если мы достигнем 3-5 %, это будет очень хорошо. Сегодня парк легкового транспорта в стране исчисляется 3 миллионами. Из них 3 %, или 150 тысяч, – электрокары. К тому же ежегодно в страну ввозится около 100 тысяч автомобилей (новых и поддержанных). Я считаю, достичь годового объема столь прогрессивной техники – действительно хороший результат. Но чтобы он был, нужно соблюсти все названные выше условия.
Максим Козлов, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
О расширении с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих маркировке
МНС информирует о том, что Советом Министров Республики Беларусь 25.07.2024 принято постановление № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 537) и 25.11.2024 постановление № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 877).

Постановлениями № 537 и № 877 с 01.10.2025:
расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250;
Справочно: В указанный перечень включены 36 товарных позиций, в том числе молоко и молочные продукты, крупы, чай, кофе, макаронные изделия, отдельные виды бакалеи, обувь, пылесосы, утюги, телевизоры, электрический чайники, фены и другие.
из перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, исключаются безалкогольные напитки, соки, мобильные телефоны и ноутбуки с одновременным их включением в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Постановлением Правительства в Беларуси внесены важные изменения в законодательство в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА
МНС: до 1 ноября предусмотрен тестовый режим для торговли по новым правилам считывания маркировки
До 1 ноября предусмотрен тестовый режим для торговли по новым правилам считывания кода маркировки. Об этом сообщил на семинаре, организованном МАРТ, заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский, передает корреспондент
БЕЛТА.
С 1 июля 2025 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке, перейти на использование кассового оборудования, соответствующего требованиям законодательства. В отдельных магазинах заблаговременно начали тестировать процессы считывания кода маркировки, но в целом субъекты оказались не готовы к нововведениям.
Чтобы минимизировать возникшие сложности, правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Исключена необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN. Это сделано для снижения нагрузки на бизнес, удобства покупателей.
Теперь при продаже соков, напитков, консервов и других товаров можно считывать только штриховой код, если есть дифференцированный учет, а при его отсутствии и торговле только этими товарами в небольшом магазине – просто вводить сумму единицы товара.
Что касается товаров, которые маркируются средствами идентификации, требования сохранились. При их продаже нужно считывать код маркировки, обеспечивать дифференцированный учет и продавать этот товар поштучно. Перечень таких товаров короче, чем подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками. В первую очередь это молочка. Сюда же относятся обувь, шины, отдельные предметы одежды, белье столовое, постельное и кухонное.
«Принято решение, что до 1 ноября будет действовать тестовый режим. Вместе с тем требования соблюдать нужно, но от них можно отступать, если по объективным причинам не смогли выполнить (отклеилась маркировка, не считывается код и др.). Мы даем возможность приспособиться к новым условиям, а от субъектов торговли ожидаем получить информацию о проблемах», – отметил Вячеслав Майковский.
Он особо подчеркнул, что за несоблюдение правил на первом этапе – в период тестирования – налоговые органы штрафовать не будут.
В дальнейшем для многих товаров предусмотрен поэтапный переход на новую систему.
По информации
БЕЛТА
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказали в МНС
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказала журналистам заместитель начальника управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам (МНС) Ольга Тараканова, сообщает
БЕЛТА.
Правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Принятое постановление позволит минимизировать возникшие с 1 июля 2025 г. сложности в торговых объектах, связанные с необходимостью одновременного сканирования при продаже товаров наносимых на них идентификационных знаков в виде линейного штрихового кода (GTIN) и QR-кода (наносится в рамках действующей в стране системы маркировки товаров).
«Скорректированы требования по маркировке товаров. На сегодняшний день в соответствии с национальным законодательством большинство товаров маркируется унифицированными контрольными знаками. В то же время с учетом принимаемых решений Евразийской экономической комиссии национальная маркировка унифицированными контрольными знаками будет трансформирована в маркировку средствами идентификации. Это связано с тем, что средство идентификации может закодировать в себе больше информации о товарах, которые подлежат маркировке», – рассказала Ольга Тараканова.
Специалист пояснила, что большинство кассового оборудования позволяет из средств идентификации извлекать штрих-код – так называемый GTIN. «Если покупатель на кассе самообслуживания покупает товар, который подлежит маркировке средством идентификации, то ему достаточно считать только код маркировки. Если покупатель пробивает свой товар не на кассе самообслуживания, а за обыкновенной кассой, то в данном случае продавец на товаре, который подлежит маркировке средством идентификации, тоже может считать только код маркировки, который содержится в средстве идентификации», – проинформировала Ольга Тараканова.
Постановление позволит исключить необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN.
Ольга Тараканова подчеркнула, что изменения вызваны необходимостью унификацией законодательства Беларуси с законодательством ЕАЭС в сфере маркировки товаров.
По информации
БЕЛТА