БелТПП бесплатно выдаст заключение об обстоятельствах непреодолимой силы при расторжении договора госзакупки
Пандемия внесла серьезные коррективы в работу ряда отраслей по всему миру. Ситуации, когда расторгаются контракты, срываются сделки, останавливаются поставки, увы, сейчас довольно нередки. Под угрозой срыва оказались и некоторые госзакупки. Обидно, что выполнить свои обязательства исполнители и поставщики не могут по не зависящим от них причинам. Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) утвердила Порядок свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы при расторжении договора госзакупки. Такая возможность предоставлена палате отдельным пунктом президентского Указа № 143 № «О поддержке экономики».
Председатель БелТПП Владимир Улахович приводит яркий пример ситуации, когда документальное подтверждение влияния форс-мажора на исполнение обязательств по договору необходимо белорусским компаниям, участвующим в госзакупках:
– Допустим, поставщик медицинского оборудования подписал договор госзакупки, предполагающий поставку в течение трех месяцев. Однако срабатывает ряд негативных факторов: иностранный изготовитель этого оборудования изменил финансовые условия, транспортировка заблокирована либо введен временный запрет на поставку такого оборудования – в результате компания не может исполнить договор государственной закупки в срок, в связи с чем договор расторгается. Это влечет за собой определенные штрафные санкции, ограничения по дальнейшему участию в госзакупках, кроме того – страдает и репутация поставщика. Для того чтобы помочь компаниям в этой ситуации, и утвержден Порядок свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы при расторжении договора госзакупки. Это своеобразная помощь в снятии ограничений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств по причинам, не зависящим от действий белорусских компаний.
Чтобы получить соответствующее заключение о наличии форс-мажора, необходимо обратиться в БелТПП с заявлением. В нем прописывается наименование, дата, номер и стороны договора, порядок и сроки его исполнения, обязательства, которые заявитель не исполнил либо исполнил ненадлежащим образом, а также обстоятельства, которые оказали влияние на исполнение заявителем обязательств по договору, и другая информация, которую заявитель считает необходимым предоставить для подтверждения наличия форс-мажора. К этому заявлению должны прилагаться заверенные копии документов, подтверждающие все изложенные сведения.
По словам Владимира Улаховича, такое заключение избавляет компании от штрафных санкций, помогает сохранить репутацию и пересмотреть условия договора. Важный нюанс: заключение выдается в течение одного дня, плата за свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы при расторжении договора госзакупки не взимается.
– Мы берем на себя ответственность за юридическую чистоту выданных документов и за квалификацию всех обстоятельств, – подчеркивает руководитель Белорусской торгово-промышленной палаты.
Кстати, БелТПП уже рассмотрела более 50 обращений (не связанных с госзакупками) о форс-мажоре.
Полина Конога, «СБ. Беларусь сегодня», 7 мая 2020 г.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 июня провел выездной семинар-совещание по сельскому хозяйству в Минском районе.
Мероприятие состоялось на базе одного из молочно-товарных комплексов филиала «Острошицкий Городок» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».
В числе участников семинара-совещания были председатели облисполкомов и их первые заместители, уполномоченные представители Главы государства в регионах, помощники Президента – инспекторы по областям.
Президенту и участникам выездного семинара-совещания по сельскохозяйственной тематике доложили о передовом опыте агрокомбината «Дзержинский».
Агрокомбинат – это вертикально интегрированное предприятие, занимающееся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Структура включает в себя несколько подразделений, отвечающих за различные направления деятельности, такие как растениеводство, животноводство, переработка, коммерческая деятельность и управление. Филиалы агрокомбината расположены на территориях нескольких районов Минской области. Работа строится по полному замкнутому циклу – от поля и фермы до переработки и продаж, в том числе через более чем сотню фирменных магазинов.
«По земельным угодьям это больше, чем район. По производству зерна – это три советских района», – заметил Александр Лукашенко.
Президент спросил гендиректора агрокомбината Владимира Лукьянова, нет ли обид на ценообразование.
«Нет», – ответил руководитель предприятия.
Александр Лукашенко в этой связи обратил внимание чиновников, ответственных за вопросы ценообразования, что опыт агрокомбината надо брать и тиражировать по стране. «Возьмите его: производство, переработка, фирменная торговля. Если нет проблем, скопируйте это все и на страну все переложите по продукции, которую он хотя бы производит. И народ перестанет обижаться. Вот она – цепочка».
Еще одно важное направление, которое намерены развивать в «Дзержинском», – откорм бычков на мясо. Речь идет о производстве высококачественной говядины с хорошим экспортным потенциалом. Пока подобное производство планируется создать в одном месте – в Слуцком районе. Это позволит в том числе загрузить мощности Слуцкого мясокомбината, который присоединяется к агрокомбинату «Дзержинский».
«Мы думаем не молочное направление там развивать, а откорм. Потому что там рядом Слуцкий мясокомбинат. Он зависит от сырьевых зон. Мы хотим провести такой эксперимент по откорму на 8–9 тыс. голов в год. Отработать там механизмы, подходы, совместно с наукой проработать рационы. Разработать технологию, регламент выращивания, содержания, кормления и строительства этого комплекса и преподнести это как готовый продукт для всех. Мы уже выбрали участок, технологию мы написали. Думаю, до нового года у нас уже будет проектное решение и мы начинаем этот процесс, – рассказал гендиректор. – Таким образом мы заполним наш мясокомбинат с убойной площадкой на 50–60 % собственным сырьем. Это даст нам возможность качественно, как отдельное производство, посчитать затраты, рентабельность и получить финансовый результат».
Предварительная стоимость проекта оценивается в Br40–45 млн. В дальнейшем этот опыт, если он будет признан успешным, будут тиражировать в других филиалах агрокомбината.
«Надо мгновенно это строить. Параллельно все делать», – сказал Глава государства, ориентируя на максимально сжатые сроки.
С присоединением других предприятий и хозяйств агрокомбинат за 5 лет удвоил валовое производство. В реализации – 7 различных инвестпроектов, которые финансируются частично за счет собственных средств и частично – кредитов Банка развития. В том числе предприятие задействовано в реализации программы «Один район – один проект».
«Это хорошо, что он (банк. – Прим.) помогает тому, кто завтра даст отдачу. Но это не значит, что мы молиться на него должны, потому что есть такое хорошее предприятие. Должны развивать и другие предприятия», – заметил Глава государства.
В этом плане Александр Лукашенко поставил вопрос подготовки руководителей, которые могли бы в будущем возглавить или тот же агрокомбинат «Дзержинский», или создать другие подобные предприятия в регионах страны. «Завтра тебя нет. Кто вместо тебя?» – поставил принципиальный вопрос Глава государства перед Владимиром Лукьяновым.
«Пара человек есть», – ответил он.
«Ну хоть пару. Это важный вопрос. Хорошее предприятие. Поэтому нам надо видеть здесь людей, которые завтра создадут подобное хозяйство. Если мы будем подобное создавать, у нас проблем не будет с продуктами питания и прочими вопросами», – сказал Глава государства.
Президент рассказал об основном замысле очередного мероприятия в подобном формате – речь об условиях содержания крупного рогатого скота (КРС).
«От этого мы никуда не уйдем», – подчеркнул белорусский лидер. Александр Лукашенко напомнил, что ранее предлагал поставить в Беларуси памятник корове в знак заслуг этого животного в жизни людей, и особенно в годы Великой Отечественной войны. «Люди уходили в леса и с собой брали скотину, чтобы выжить. Корова и сегодня кормит народ. Это не только молоко, но и мясо, – сказал Александр Лукашенко. – Если мы хотим быть здоровыми, надо дышать нормальным воздухом и питаться нормальными продуктами, исходя из этого, корова, образно говоря, должна стоять во дворце».
Президент отметил, что за последние годы нащупали, каким путем развиваться в животноводстве. Приняли решение, что животноводческие фермы необходимо преобразовать в животноводческие молочно-товарные комплексы (МТК), где в целом по всей цепи соблюдаются технологии.
«Жим в этом отношении будет очень серьезный. Я решил вас пригласить, показать, рассказать. Здесь специалисты, которые могут и покритиковать, и высказать свою позицию. Для вас, для журналистов небольшой часовой урок. Чтобы вы понимали, что это за технология, в каком «дворце» должны содержать коров», – сказал Александр Лукашенко о замысле мероприятия.
Это важно еще и в преддверии двух больших совещаний по сохранности молодняка КРС и по работе аграрно-промышленного комплекса в Витебской области, где накопилось много проблем.
Президент подчеркнул, что производить молоко высокого качества – это очень прибыльно. Из него потом можно произвести целый спектр разнообразной продукции, которая широко востребована и за рубежом.
«У вас сегодня есть все для того, чтобы организовать процесс производства и переработки. Шутки в сторону. Повторяю еще раз: не хотите в окопах сидеть, в грязи вшей плодить – давайте работать, – подчеркнул Глава государства. – Соблюдение технологий и военная дисциплина. Вам даны все права. Если не хотим войны, значит, надо работать правильно. Надо получать продукцию и продавать. Надо, чтобы честно подходили к этой работе».
Говоря о семинаре-совещании, Александр Лукашенко рассказал, что попросил экс-руководителя Минской области, а ныне Премьер-министра Александра Турчина и других специалистов, чтобы они определили типичный комплекс, на примере которого можно представить имеющийся передовой опыт. МТК «Селище-2» в агрокомбинате «Дзержинский» даже с запасом соответствует этим критериям. «Это будущий век», – констатировал Президент. Тем не менее и здесь все сделано хоть и весьма добротно, но экономно. Многие строительные работы выполнялись хозспособом. «А что тут сложного? Если ты хороший руководитель, ты обязан иметь свою строительную бригаду», – заметил белорусский лидер.
Это один из хороших примеров, которому надо следовать и в других организациях, где это еще не сделали. В целом в стране не более трети сельхозпредприятий, на которые надо обратить пристальное внимание. Остальные работают либо в целом неплохо, либо на высоком уровне.
«Нам надо приспособить (опыт передовых хозяйств. – Прим.), где-то модернизировав старые фермы, превратить их в молочно-товарные комплексы. Нужно современное содержание скота. И продавать молоко сортом «экстра». Это сегодня хорошие деньги и сегодня молоко прибыльно», – ставит задачу белорусский лидер.
Он обратил внимание на то, что происходит в мире, – войны и конфликты. Наживаться на них – это не политика Беларуси, но и без этого продовольствие в мире всегда будет востребовано, уверен Президент: «И без войн людей надо накормить. Значит, спрос на продукты питания и одежду будет (а одежда тоже из земли) только возрастать. Поэтому нам надо обязательно идти этим путем – создавать МТК и решать эти проблемы».
Александр Лукашенко обратил особо внимание на условиях содержания КРС, и особенно молодняка, чтобы не допускать падежа, что для многих хозяйств пока является проблемой. А для этого нужны не только хорошие помещения, но и качественные корма. «Нет молодняка – нет ни молока, ни мяса», – констатировал белорусский лидер.
Глава государства напомнил о двух поручениях, которые давались еще ранее, – сделать отечественные прессы для заготовки сенажа и роботы для доения, которые были бы по качеству не хуже иностранных.
«Пресс надо сделать. Это вопрос жизни и смерти», – требует Глава государства. Он подчеркнул, что качество техники влияет на качество кормов, а это – здоровье скота.
Что касается роботов для доения, Александр Лукашенко видит в этом перспективу в том числе с учетом дефицита кадров на селе. Но это также и вопрос эффективности производства.
В ходе выездного семинара-совещания Президент заявил, что в сельскохозяйственном секторе Беларуси пока не везде хватает дисциплины.
Глава государства обратил внимание, что среди нынешнего состава председателей облисполкомов уже половина – не аграрии. С другой стороны, эти люди прошли через центр, занимали высокие должности, в том числе в промышленности, энергетике и даже силовых структурах.
Александр Лукашенко рассчитывает, что эти руководители в том числе поспособствуют поднятию уровня дисциплины, а конкретно специалистов аграрного профиля в регионах достаточно. «Специалистов у нас много. Пока хромает организация. Посмотрим, что из этого кадрового эксперимента получится. Но не хватает дисциплины. Все делаем правильно. Но иногда делаем медленно, а иногда не делаем вообще. Исполнительская дисциплина – вопрос номер один, – подчеркнул белорусский лидер. – У нас бардак в сельском хозяйстве. И неправда, что у нас не хватает людей. Мы их не организовали и не заставили работать. Должна быть дисциплина. Нужен результат».
Обращаясь к участникам семинара-совещания, Глава государства отметил, что пригласил их на это мероприятие, потому как видит приличный объем неисполнительности. «Я решил поступить по-военному. У нас была в армии такая хорошая формула: «Делай, как я». Вот я решил вам показать: я от вас требую вот это, сделайте так. Тогда не будет падежа скота. Потому что, если будет падеж скота как сейчас или вчера, будет это все продолжаться, мы придем к тому, что нам жрать самим будет нечего. Поэтому не думайте, что это прихоть Лукашенко», – сказал Президент.
Что касается его тезиса о том, что если не работать должным образом, то это приведет страну к войне, Александр Лукашенко подчеркнул, что это никакая не политическая пропаганда или агитация. «Я хочу, чтобы вы, руководители прежде всего, прониклись этим. Как работать, мы знаем», – сказал белорусский лидер.
Александр Лукашенко констатировал, что, например, в растениеводстве уже говорили на многие темы, в том числе на уровне Президента. Определили подходы к возделыванию рапса, льна, озимого ячменя и многих других культур. «Я деревенский человек, проживший немало. И знаю, что без продуктов питания, без одежды, самого необходимого, человек жить не может. А население планеты все время растет. Мы умеем это делать. Давайте будем развиваться. Но не забывать о том, что мы – машиностроительная страна. Что у нас достаточно школ создано по машиностроению, другим направлениям – химия, нефтехимия, нефтепереработка. У нас много отраслей там, где мы умеем работать. Туда надо инвестировать и создавать дополнительно новые предприятия. Делать то, что мы умеем», – заявил Президент.
На выездном семинаре-совещании также обсуждался вопрос возможного перехода на централизованные закупки вакцин для животноводства.
На мероприятии с обучающим докладом выступил Председатель Президиума Национальной академии наук Владимир Караник. Он рассказал о комплексном подходе к повышению сохранности крупного рогатого скота и обеспечению роста его продуктивности. Было отмечено, что ситуация с падежом скота несколько стабилизировалась, но все равно не радует. За пять месяцев этого года показатель вырос на 1,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако несколько изменилась структура непроизводительного выбытия: в большинстве областей улучшилась ситуация по молодняку, но ухудшилась по основному стаду.
Руководитель НАН подробно остановился на факторах, влияющих на сохранность скота. Например, чтобы избежать рисков по потере телят при рождении (как правило, это происходит ночью), на некоторых фермах доплачивают тем сотрудникам, которые остаются на это время дежурить.
В числе важных факторов – формирование иммунитета у телят, последующая вакцинация. Владимир Караник подчеркнул, что вакцины, к сожалению, зачастую применяются неадекватно. Перечисляя проблемы, он отметил, что в каждом хозяйстве должен быть разработан свой план вакцинации с учетом эпизоотической ситуации в хозяйстве, но зачастую планы не обновляются либо берутся шаблонно из соседних хозяйств. Нарушаются схемы вакцинопрофилактики, способы и дозы введения, хранения и транспортировки. Все это приводит к тому, что вакцины не работают. Для исправления ситуации он предложил, чтобы районные ветстанции контролировали исполнение требований о разработке и выполнении планов вакцинации с учетом ситуации.
Руководитель НАН также предложил перейти на централизованную закупку вакцин для животных: «Предлагаю рассмотреть возможность проведения централизованной закупки вакцин на уровне района либо области. Чтобы мы понимали, что защиту поголовья обеспечиваем вне зависимости от финансового состояния хозяйства и от того, есть там ветеринар или нет». Он также, к слову, высказался по поводу наличия ветврачей. По его мнению, в пересчете на численность поголовья в Беларуси достаточно специалистов. Надо только грамотно выстроить их работу. Например, централизовать систему, чтобы районная ветстанция обеспечивала ветеринарное сопровождение по всему району.
Отдельное внимание он уделил профилактике и лечению инфекционных патологий. «К сожалению, лабораторная диагностика инфекционных заболеваний на сегодняшний момент не в полной мере обеспечивает ветеринарную службу необходимой информацией. Часть методик либо устарела, либо обладает недостаточной точностью», – пояснил он. Например, в том случае, если проба на такое заболевание, как бруцеллез, дает положительный результат (а она часто дает ложноположительный результат), то на установление точного диагноза уходит около месяца, и в течение этого периода сохраняется неопределенность по поводу действий на данной ферме и с полученным молоком (его надо пастеризовать).
Владимир Караник напомнил, что в Беларуси во время пандемии COVID-19 по решению Главы государства были значительно расширены возможности лабораторной службы ПЦР-диагностики, которые позволяют быстро выявлять различные антигены. «Я считаю, что мы сейчас должны задействовать ПЦР-лаборатории (из сферы здравоохранения в интересах ветеринарии. – Прим. БЕЛТА). Сейчас мы должны создавать систему ПЦР-диагностики, которая позволяет получать ответ не в течение месяца, а одного – максимум двух дней», – пояснил руководитель НАН. По его словам, в ближайшее время специалисты представят Президенту предложения, каким образом сделать лабораторную диагностику в ветеринарии более оперативной и современной.
Отдельно обсуждался вопрос эффективности выращивания некоторых пород КРС. Например, в Беларуси очень распространены коровы голштинской породы – одной из самых продуктивных молочных пород в мире, но это достигается только за счет строгого соблюдения норм кормления и рациона. «Мы должны принимать решение: либо по-прежнему так же интенсивно используем этих коров вне зависимости от того, есть технологии или нет, либо работаем над генетическим разнообразием», – сказал руководитель НАН. По его словам, для хозяйств среднего уровня и слабых возможно дальнейшее развитие датского направления – коровы этой породы хоть чуть менее продуктивны, но более устойчивы и выносливы.
В Беларуси есть также опыт работы с датской красной породой коров, их выращивают в сельхозпредприятии «Устье». Однако по ряду объективных и субъективных причин этот опыт пока не слишком успешный. В этой связи Владимир Караник предложил взять часть поголовья из стада и попробовать поработать с этой породой на базе одного из передовых хозяйств страны в Брестской или Гродненской областях. Это позволит сравнить результаты и окончательно определиться с перспективами. Александр Лукашенко такой подход одобрил.
«Если вы хотите попробовать где-то содержать 50–60 голов датского скота, это надо делать, – отреагировал Александр Лукашенко. – Я не против. Пробуйте. Думайте, как дальше действовать, чтобы получить результат».
По итогам состоявшейся дискуссии Александр Лукашенко поручил подробно обсудить все высказанные предложения и при необходимости оформить их в конкретные решения.
«Давайте договоримся, что мы не просто будем в очередной раз на совещании по предотвращению такого падежа, как у нас, слушать разговоры и лекции нам будут ученые читать (правильно будут говорить)… Но чтобы мы приняли решение. Если надо централизация ветслужбы… Шулейко считает, что надо, а Косинец – нет (я к примеру говорю). Так вы придите к общему мнению и внесите конкретное предложение, – сказал Президент. – Если Владимир Степанович (Караник. – Прим.) считает, что нам надо подключить систему здравоохранения к диагностике или еще чему-то, давайте будем подключать, вносите предложения. Если есть разумные, выверенные предложения, решение принимается в течение суток».
По итогам выездного семинара-совещания Александр Лукашенко отметил, что вопрос целесообразности строительства крупных свинокомплексов на 100 тыс. голов необходимо дополнительно обсудить и проработать со всеми заинтересованными.
Речь шла, в частности, о том, что для реализации подобных масштабных проектов требуется детально просчитать все существующие аспекты, и в особенности риски. Должна быть, например, гарантированная кормовая база, исполнительская дисциплина и строгое соблюдение технологий. Ведь при такой концентрации поголовья в одном месте увеличиваются риски значительных потерь в случае возникновения каких-либо проблем, заболеваний. Поэтому, возможно, имеет смысл распределять поголовье по 25 тыс. на четырех отдельных более мелких комплексах вместо одного крупного.
В то же время в пользу строительства крупных комплексов говорят экономические расчеты, показатели финансовой эффективности на таких объектах выше.
«Давайте подходить разумно. Я буду рад и счастлив, если в Гомельской области мы построим какие-то свинокомплексы и они там будут успешные, – привел пример Глава государства. – Потому что нам Гомельскую область надо развивать. А это – развитие. Но если они не могут – нечего туда и ходить».
«Давайте с вами определимся: мы в Гомельской области будем строить четыре комплекса или один стотысячник», – поставил ключевой вопрос Президент.
Александр Лукашенко в ходе выездного семинара-совещания по сельхозтематике вновь затронул актуальную ныне тему наличия в торговле картофеля. Глава государства прямо ответил тем, кто излишне ноет по этому поводу, акцентировав внимание на необходимости приучения к труду современной молодежи.
«Если вы думаете, что наша молодежь, которая идет за нами, будет так работать (как предыдущие поколения. – Прим.), вы заблуждаетесь или сами себя обманываете. Не будет. Это другая молодежь. Они думали, что картошка растет в интернете. Оказалось, не в интернете картошка растет, она растет в поле, – сказал Глава государства. – У нас ноют – начиная от деревни до районного центра и городов – люди, которые имеют свои дачи. Что вы ноете, что вы воете? У нас хватает семян. Ну так вы две борозенки для себя (посадите. – Прим.), чтобы два мешка картошки (наросло. – Прим.). Высаживайте на этом клочке земли или в деревнях. В деревне же не обрабатывают участки».
Глава государства спросил у заместителя Управляющего делами Президента Николая Шерстнева, высаживает ли он на своей даче картошку. «Ежегодно сажу», – ответил чиновник.
«Вот, у него есть картошка, без проблем. Высокого уровня чиновник. А обычному человеку, у которого детки маленькие… Мне картошка не надо. Я ее найду полтора мешка. Но у меня два участка. Хотите посмотреть – пожалуйста, хоть сейчас. Вчера я посмотрел и один, и второй участок, картошка – заглядишься. Академия наук передала семена, я проверяю, что это за семена. Всех обеспечу картофелем, стоящих здесь точно», – отметил Александр Лукашенко.
«Так почему мы этим не занимаемся? Что мы все ходим и ноем, чего-то нам не хватает. Я рассуждаю, может быть, как ретроград и консерватор какой-то, но в жизни ничего не придумали иного: для того, чтобы что-то иметь, надо погорбатиться. Не горбатимся – будет плохо. Наша молодежь к этому не привыкла. И если вы думаете, что разговорами мы ее приучим, – ничего подобного», – добавил Президент.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития. Об этом заместитель Министра экономики Беларуси Елена Болигатова сообщила в ходе заседания Совета по устойчивому развитию, которое состоялось сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Елены Болигатовой, в нашей стране эффективно функционирует система достижений Целей устойчивого развития, что подтверждается высокими международными оценками и результатами работы экономики:
– Более 10 лет Беларусь удерживает позицию как страна с очень высоким уровнем развития, занимая 69-е место среди 193 стран в Глобальном индексе человеческого развития. Интегративные показатели ВВП на душу населения и паритету покупательной способности выросли более чем в 5 раз. В Беларуси установлена высокая динамика промышленного производства. Рост производственных способностей нашего промышленного комплекса подтверждает 58-я позиция среди 153 стран в мировом рейтинге. В Беларуси произведен самый большой карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн. Новым вектором стало развитие электротранспорта – освоен выпуск электромобилей, электробусов и различной техники. Особый упор в этом векторе мы делаем на инвестиции. Сохраняется положительная динамика по инвестициям в основной капитал.
Юлия Демешко, « СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Наиболее востребованной у государств – участников Содружества компетенцией Экономического суда СНГ является толкование заключенных соглашений, отметил в комментарии журналистам Андрей Плотников, который до недавнего времени возглавлял Экономический суд СНГ, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Андрея Плотникова, Экономический суд СНГ – это прежде всего уставный орган Содружества, деятельность которого призвана обеспечивать соблюдение экономических интересов государств – участников Содружества на основе принципа суверенитета и учета национальных интересов. Это предопределяющее в деятельности суда как органа, обеспечивающего единство правового пространства на всей территории стран Содружества.
Продолжая тему компетенции Экономического суда СНГ, Андрей Плотников пояснил, что речь идет, в частности, о рассмотрении запросов о толковании заключенных конвенций и соглашений, а также споров между государствами.
Впрочем, в последнее время государства научились решать свои вопросы иными средствами мирного разрешения споров, отметил он. Прежде всего это консультации, переговоры. «Именно споров (в рамках. – Прим. БЕЛТА) искового производства между государствами сегодня не было. По большей части востребованным и актуальным является рассмотрение дел по толкованию заключенных соглашений», – отметил Андрей Плотников.
Он напомнил, что с 2016 года проводилась реформа Экономического суда СНГ. Суд перешел на новый формат деятельности ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата). В основном это дистанционная форма работы. В существующих условиях это более оперативное рассмотрение дел, экономичное, рачительное использование денежных средств для содержания суда.
«На территории государств-участников уже является обыденным рассмотрение дел дистанционно. Но межгосударственное рассмотрение споров, когда судьи находятся на территории разных государств и проводят судебные заседания дистанционно, на территории СНГ впервые», – обратил внимание Андрей Плотников.
По его словам, в последнее время работа суда была основана на рассмотрении запросов, касающихся действия заключенных соглашений. Что касается рассмотрения споров между субъектами хозяйствами, это не входит в компетенцию Экономического суда СНГ. Субъекты хозяйствования могут обратиться в суд опосредованно, через структуры и институты СНГ.
«Мы больше рассматриваем вопросы публичного права, но они в дальнейшем влияют непосредственно на деятельность каждого субъекта именно через заключенные в рамках Содружества соглашения», – сказал Андрей Плотников.
В Минске сегодня состоялось заседание Пленума Экономического суда СНГ. Пленум – это высший коллегиальный орган Экономического суда СНГ, состоящий из судей суда (по одному от каждого государства) и председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров в государствах – участниках соглашения о статусе Экономического суда СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
«Данный состав пленума и определяет уникальность этого органа, – сказал Андрей Плотников. – Состав пленума предопределяет его взаимодействие с высшими национальными судами, поскольку позволяет вырабатывать общие подходы при регулировании права на территории стран Содружества».
Очередное заседание пленума призвано было рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в регламент пленума и регламент Экономического суда СНГ по итогам работы в новом формате ad hoc. Процедуры требуют в некоторой части унификации и упрощения. Также требуется адаптация к новым судебным практикам, уже существующим на территории стран Содружества.
По информации БЕЛТА
9 июня 2025 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
В заседании Постоянной комиссии также приняли участие представители Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Николайкин В.П. озвучил выводы заключения экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (второе чтение) и акцентировал внимание на необходимости обеспечения пакетного принципа подготовки данного проекта законодательного акта.
Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Судник А.А. проинформировал участников заседания о ходе подготовки проектов постановлений Правительства об утверждении Положения о деловой (профессиональной) репутации, также перечня организаций, информация о деятельности которых имеет особую экономическую значимость для Республики Беларусь, при оказании аудиторских услуг которым устанавливаются особенности в части обеспечения дополнительной защиты информации.
В ближайшее время соответствующие проекты документов, учитывающие высказанные участниками заседания предложения, будут представлены в Постоянную комиссию.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Экономический рост наблюдается во всех странах СНГ. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин во время заседания Совета глав правительств СНГ, сообщает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Во всех странах Содружества наблюдается экономический рост. Второй год подряд темпы роста ВВП в государствах СНГ превышают среднемировые. Такая тенденция наглядно подтверждает получение конкретных выгод каждым государством-участником от экономической интеграции в рамках Содружества. Однако нельзя останавливаться на достигнутом. Мы не можем игнорировать турбулентность на мировом рынке в силу различных обстоятельств», – сказал Александр Турчин.
Премьер обозначил приоритетные направления экономического взаимодействия для развития Содружества. «Использование механизмов свободной торговли товарами и услугами, а также устранение барьеров во взаимной торговле позволят нам выйти на новый уровень торгово-экономических взаимоотношений в Содружестве. Необходимо активнее задействовать потенциал рабочей группы высокого уровня для проведения анализа поступающих претензий и устранения препятствий во взаимной торговле между странами СНГ. Важным является вступление в силу соглашения о свободной торговле услугами для всех стран, подписавших документ», – отметил Премьер-министр.
Еще одно приоритетное направление – формирование научно-технологического пространства СНГ для достижения технологического суверенитета. «Предлагаю Исполкому СНГ подумать, где в сфере технологий мы можем использовать наш потенциал, чтобы развивать совместные производства с высокой добавленной стоимостью. Также мы хотим сосредоточить усилия на расширении промышленной кооперации и повышении уровня локализации выпускаемой продукции. Подписываемое сегодня соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в развитии отраслей тяжелого машиностроения должно способствовать этой цели», – подчеркнул глава белорусского Правительства.
Следующий приоритет – цифровизация. «Широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий способствует экономическому росту, повышению качества услуг, предоставляемых населению. Реализация в этой области совместных проектов, представляющих интерес для всех стран СНГ, придаст дополнительный импульс многоплановому сотрудничеству в Содружестве. Полагаем, что от создания единого цифрового пространства в рамках СНГ выиграет как организация в целом, так и каждое государство-участник», – заявил Александр Турчин.
Также в числе приоритетов он назвал укрепление международного статуса СНГ, налаживание практического сотрудничества отраслевых советов и базовых организаций. «Накопленный опыт взаимодействия стран СНГ во всех сферах, развитая нормативная правовая база позволяют Содружеству активно позиционировать себя на международной арене, весомо звучать в международном информационном пространстве», – заключил Премьер-министр.
По информации БЕЛТА