07.05.2020
Когда заработает Указ об ипотеке и на какие условия вправе рассчитывать граждане, желающие построить себе жилье при помощи такого кредита
Ипотека. Этот кредитный инструмент для нашей страны отнюдь не нов. Но большинство финансовых организаций в такие проекты приходило неохотно. Дело вот в чем: в классическом варианте, если в процессе возврата средств по такому кредиту у заемщика возникают трудности, которые он не в состоянии решить, залоговая недвижимость переходит банку. Но в нашем случае возникал ряд нюансов: в случае конфликтной ситуации суд чаще всего принимал сторону кредитополучателя, защищая права граждан. Поэтому банки пытались всеми правдами и неправдами защитить себя от возможных неплатежей, тем самым утяжеляя стоимость и без того недешевого кредитного продукта. Перед разработчиками нового Указа об ипотеке, подписанного недавно Президентом, стояла задача учесть лучшие мировые практики, а также реалии белорусского рынка. Станет ли ипотека популярным инструментом приобретения жилья и когда она полноценно заработает – в вопросе разбирался корреспондент «Р».
Условия стали доступными
Во многих странах ипотека – популярный инструмент решения жилищного вопроса. Очевидных бонусов достаточно. Во-первых, нет нужды копить годами на квартиру, а можно сразу заезжать в готовое жилье и поэтапно расплачиваться за покупку. Плюс ко всему банковский сектор заинтересован в активном использовании данного инструмента, т.к. он больше защищен от возможных рисков невозврата. И для этого, как показывает практика, проценты по такому кредиту для граждан привлекательны. Заместитель Министра экономики Юрий Чеботарь уверен: и у нас ипотека будет интересна для любых категорий граждан и увеличит их возможности купить жилье.
– Потребность в ипотеке растет, много обращений по этому поводу. Думаю, многие вопросы граждан мы закрыли принятием этого указа, – говорит он. – Сегодня банки, в принципе, кредитуют под залог жилья, но, как говорится, есть вопросы. Их указ и урегулировал. В частности, ипотечное кредитование может быть применено к жилью как на первичном, так и на вторичном рынках, что очень актуально для граждан. А еще указ внедряет механизмы, связанные с поддержкой получателей кредитов. Например, документ устанавливает предельные сроки и предельные суммы, при которых банк может обратиться за взысканием залоговой квартиры. Решены также отдельные вопросы администрирования: прежде всего это касается банковской сферы, чтобы более ускоренно проходила регистрация договоров залога и т.д.
Еще один важный момент для развития ипотечного кредитования: указ внедряет такой механизм, как первостепенность и первоочередность залога квартиры по сравнению со всеми другими возможными претензиями на эту квартиру. Это важно с позиции того, чтобы банки были убеждены, что с их залогом ничего не случится. Кроме того, упрощена регистрация залога: банк самостоятельно направляет необходимую информацию в территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества. По словам Заместителя Премьер-министра Владимира Кухарева, полноценно механизм ипотечного кредитования может заработать к осени этого года.
– Указ об ипотечном жилищном кредитовании предоставит больше возможностей для потребителей и новые инструменты для приобретения жилья. Что касается дорожной карты по реализации Указа об ипотеке, работа в этом направлении также ведется. Готовятся изменения в ряд нормативных документов, а также постановление Правительства, которое регламентирует порядок осуществления этих механизмов кредитования. Человек должен изучить все возможности, банки должны все отработать. Кроме того, надо понимать, чтобы эти механизмы работали, должен быть соответствующий рынок жилья. Поэтому, как и планировали, мы построим в этом году 4 миллиона квадратных метров жилья, в следующем году, думаю, будет построено не меньше. Приобретая жилье, человек должен иметь большой выбор, так как у каждого свои потребности и возможности. Мы сейчас перед строительным комплексом страны ставим задачу строить жилье различных параметров – от небольших квартир, которые, кстати, пользуются очень большим спросом, до жилья с большим метражом, с отделкой или без.
Что касается спорных ситуаций, о которых много говорилось при подготовке Указа об ипотечном кредитовании, то, по словам Владимира Кухарева, и банковская система, и государство должны стремиться к тому, чтобы не выселять человека из квартиры за несвоевременно сделанные платежи по ипотеке.
– Нужно создавать те механизмы, которые позволят человеку жить в этой квартире. При разработке Указа об ипотеке эти моменты учитывались, потому что у каждого человека могут случиться различные жизненные ситуации. Где-то ему нужно пойти навстречу и дать в случае трудной ситуации отсрочку или рассрочку по кредиту, чтобы человек сумел исправить свое финансовое положение. А дальше – включиться в работу по погашению этих кредитов.
Банки готовы подключиться
К слову, Правительство предлагает всем банкам включиться в работу по внедрению ипотечного кредитования. Предварительно уже проведены переговоры со всеми учреждениями, они, в свою очередь, изучают возможные подходы. Кстати, банки активно участвовали в подготовке проекта указа, и их предложения тоже учитывались. Заместитель председателя правления ОАО «АСБ Беларусбанк» Светлана Кожекина уверена: внедрение механизма значительно упростит получение кредита на покупку жилья. Ведь в перспективе для кредитополучателей отпадает необходимость поиска поручителей.
– Стоит отметить, что до настоящего времени в большинстве случаев ипотека использовалась банками как дополнительное обеспечение по кредитам, в отличие, к примеру, от того же поручительства. В этой связи новые подходы, закрепляемые указом, более лояльны по отношению к физическим лицам – поручителям: в развитие классической ипотеки в первоочередном порядке взыскание будет обращаться банками на предмет ипотеки. Только в случае невозможности такого взыскания банк обратится к поручителям. Кроме того, поскольку теперь ипотека возникает в силу законодательства и не требуется заключение договора о залоге, то стороны по кредитному договору не будут нести дополнительные расходы, связанные с нотариальным удостоверением и государственной регистрацией договоров залога.
МНЕНИЕ
Анатолий Звездин, председатель совета белорусской ассоциации «Недвижимость»:
– Ипотека – это универсальный механизм приобретения жилья, который действует во всем мире. Важно, что благодаря соответствующему указу Президента определена точная процедура, когда банки имеют право обратиться в суд по взысканию предмета залога. Раньше четких критериев не было, и, соответственно, суд рассматривал условия кредитного договора и решал, какое решение выносить.
Сегодня у банков появилось четкое определение, когда они имеют право обращаться за таким взысканием. Но вместе с тем пока не решена проблема, когда, например, банк имеет право выселить по решению суда семью с несовершеннолетними детьми или многодетную семью. Соответственно, это дополнительные риски для банка. Не исключено, что весь механизм будет прописан в разрабатываемом Правительством постановлении. Это все может положительно повлиять на привлекательность ипотеки. В том числе, возможно, снизятся и проценты за пользование кредитами по ипотеке. Ведь проценты банк выставляет по двум критериям: есть ставка рефинансирования и есть маржа, в которую вкладываются риски от неплательщиков. И если норма по взысканию будет работать на 100 процентов, то банки смогут снизить свою маржу.
ФАКТ
Согласно указу банк сможет обратить взыскание на предмет ипотеки только при одновременном нарушении двух условий кредитного договора: если задолженность по основной сумме долга превышает 10 процентов от суммы предоставленного кредита, а также просроченная задолженность по основной сумме долга и процентам за пользование кредитом составляет более 90 дней (в случае смерти кредитополучателя – более 9 месяцев). Исключение – для солдат срочной службы и тех, кто проходит альтернативную службу. Они смогут воспользоваться отсрочкой погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту и процентам за пользование им на период службы.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Правительство готовит Указ о жилищных сбережениях. Предполагается, что граждане будут вносить определенную сумму на специальный счет, который открывает банк, и таким образом оплачивать часть стоимости жилья. Банк в свою очередь будет начислять процент, и плюс государство будет выдавать определенную стимулирующую премию. И далее банк будет выдавать недостающую на строительство сумму. То есть человек уже будет реально участвовать в строительстве.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 7 мая 2020 г.
Почти 200 нотариальных уведомлений подано в первый день действия нового порядка регистрации недвижимости
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили
БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации
БЕЛТА
Что изменится с вступлением в силу указа, корректирующего работу автомобильных стоянок и парковок
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
Законом скорректирован субъектный состав лиц, оказывающих риелторские услуги от имени риелторской организации. Упраздняется институт агентов по операциям с недвижимостью и закрепляется, что оказывать такие услуги вправе исключительно риелторы.
Замминистра отметил, что этот вопрос очень горячо обсуждался, дискутировался. «Мы считаем, что позиция, которая была предложена Министерством юстиции, регулятором, является обоснованной и правильной. Данные изменения вызваны тем, что действующая система оказания услуг требует коренной перестройки», – отметил он.
Причиной этого видится формальное закрепление риелторов за договорами оказания риелторских услуг и самоустранение этих специалистов от выполнения своих обязанностей. Об этом говорят результаты рассмотрения письменных и устных обращений граждан, заметил Николай Старовойтов. «Вместо риелтора, к сожалению, потребителя на всех этапах сделки сопровождали агенты, игнорируя законодательство, причем превышая свои полномочия. Многие агенты не владеют знаниями в полной мере и предоставляют некомпетентные разъяснения, используют в работе практику понуждения к оплате риелторских услуг и т.п.», – пояснил он.
В Минюсте уверены, что это существенно влияет на имидж агентств, снижает уровень доверия населения. В связи с этим нормы закона, закрепляющие полномочия по оказанию риелторских услуг, можно оценить как обоснованную необходимость, направленную на повышение качества риелторских услуг. Уже сейчас агенты по операциям с недвижимостью активно и успешно сдают экзамены в Министерстве юстиции, пополняя ряды аттестованных специалистов. Впереди еще год переходного периода, в течение которого агенты, желающие стать или приобрести статус риелтора, имеют право это сделать.
Для повышения персональной ответственности риелторов за качество выполняемой работы предусматривается обязанность прохождения аттестации для подтверждения своей квалификации. Процедура аттестации не предполагает собой сдачу экзамена, а будет проводиться в форме собеседования, отметил замминистра. Для лиц, которые добросовестно выполняют свои обязанности, это не станет препятствием для дальнейшей работы. С тех риелторов, которые нарушают закон, конечно же, на аттестации будет серьезный спрос.
Кроме того, расширены полномочия риелторской организации по получению необходимой для оказания услуг информации, что позволит повысить уровень защищенности имущественных интересов потребителей.
По информации
БЕЛТА
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, рассказали в МАРТ
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации
БЕЛТА