07.05.2020
Проект нового КоАП направлен на достижение уровня правопорядка, безопасности и справедливости, ожидаемого гражданами от государства
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадим Ипатов прокомментировал Pravo.by основные новеллы проекта КоАП.
Одним из направлений совершенствования белорусского законодательства в настоящее время является работа по подготовке концептуальных изменений институтов права об административной ответственности. На какой стадии сейчас находится эта работа?
Подготовка новых Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях ведется в соответствии с планом деятельности специально созданной Главой государства межведомственной экспертной комиссии, возглавляемой Заместителем Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольгой Ивановной Чуприс. Национальный центр законодательства и правовых исследований по поручению названной комиссии осуществляет организационно-техническое обеспечение ее деятельности и непосредственно участвует в разработке названных проектов.
Проект КоАП уже подготовлен и 22 апреля текущего года представлен заинтересованным государственным органам и иным организациям для согласования. Следующий шаг – доработка этого документа с учетом поступающих по нему замечаний и предложений. Параллельно готовится и в ближайшее время будет направлен на согласование проект нового ПИКоАП.
Вадим Дмитриевич, чем будет отличаться новый КоАП от ныне действующего? Прокомментируйте основные новеллы, заложенные в проект.
Прежде всего, переработана структура норм Общей части КоАП для упрощения их восприятия правоприменителями, гражданами и иными участниками административного процесса. В целях обеспечения структурной целостности КоАП основополагающие принципы административной ответственности и задачи этого Кодекса сформулированы в его первой главе. Предлагается отказаться от некоторых правовых институтов, характерных по своей сути для уголовного, а не административно-деликтного законодательства. Например, таких как соучастие в правонарушении и покушение на него. Ряд правовых институтов излагается более четко и лаконично. В частности, это касается форм вины, исчисления сроков наложения административного взыскания, условий ответственности субъектов хозяйствования – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В Общей части появятся новые главы. Так, одна из наиболее существенных новелл – самостоятельная глава, регламентирующая профилактические меры воздействия. В их числе – устное замечание, предупреждение, начисление штрафных баллов для предупреждения систематического нарушения правил дорожного движения, меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Профилактические меры воздействия предполагается применять в рамках института освобождения от административной ответственности, а штрафные баллы – также наряду с наложением административного взыскания.
Ключевая особенность профилактических мер воздействия – отсутствие правовых последствий привлечения к ответственности. То есть лицо не будет считаться подвергавшимся административному взысканию и, соответственно, при совершении нового аналогичного правонарушения отсутствует такое отягчающее обстоятельство, как совершение административного правонарушения повторно.
В проект включена новая глава, посвященная административной ответственности несовершеннолетних. В этой главе установлен в целом более гуманный, по сравнению со взрослыми, режим административной ответственности, расширен спектр альтернативных административному взысканию профилактических мер воздействия.
Одна из ранее анонсированных новелл – это категории административных правонарушений. Что предлагается реализовать в проекте КоАП в этой части?
Действительно, проект КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий.
Административные правонарушения предложено разделить на три категории:
административные проступки;
значительные административные правонарушения;
грубые административные правонарушения.
К проступкам предполагается отнести правонарушения, за которые может быть наложено взыскание в виде штрафа в размере, не превышающем определенный размер. Например, для физического лица – не более 10 базовых величин.
Значительные административные правонарушения – те, за которые может быть наложен более высокий штраф либо взыскание в виде конфискации, депортации.
Как грубые предлагается рассматривать административные правонарушения, повторное совершение которых влечет уголовную ответственность, а также за которые лицо может быть подвергнуто административному аресту, лишению специального права, лишению права заниматься определенной деятельностью.
При подготовке нового Кодекса проведена объемная работа по системному пересмотру и дифференциации административных взысканий.
Из их числа предлагается исключить предупреждение и исправительные работы, ввести новое административное взыскание – общественные работы, пересмотреть размеры штрафов.
Предупреждение предложено перевести в разряд профилактических мер воздействия. При этом, в сравнении с действующим законом, существенно расширяется возможность применения данной профилактической меры.
Предлагаемое введение в качестве административного взыскания общественных работ обусловлено необходимостью наличия в КоАП неимущественного взыскания, альтернативного аресту. Отсутствие такого взыскания жестко ограничивает выбор правоприменителя либо исключительно денежно-имущественными взысканиями (штраф, конфискация), либо жесткой, граничащей по строгости с уголовным наказанием, мерой в виде ареста.
С целью взаимного согласования размеров штрафа в административно-деликтном и уголовном законе планируется снизить до 30 базовых величин максимальный штраф, наложение которого, по общему правилу, допускается на граждан за совершение административного правонарушения.
Рассматривается вариант закрепления правила о допустимости наложения штрафа в размере меньшем, чем нижний предел санкции нормы об ответственности.
В качестве дополнительного стимула для добровольной уплаты физическим лицом штрафа в проект включена норма об уменьшении размера штрафа при его уплате в сокращенный срок.
Вы подробно рассказали об изменениях Общей части КоАП. Но большой объем Кодекса – это нормы Особенной части, описывающие составы административных правонарушений. Какие здесь предлагаются изменения?
Останавливаясь на основных изменениях Особенной части КоАП, отметим следующее.
Нормы Особенной части систематизированы и перераспределены между главами и статьями в соответствии с объектами административно-правовой охраны.
В контексте задач межведомственной экспертной комиссии, с учетом вводимой категоризации административных правонарушений и данных правоприменительной практики существенной переработке подвергнуты санкции норм об ответственности. Основной вектор этой работы – установление возможности применения более мягких мер ответственности за неосторожные нарушения, не связанные с причинением существенного вреда.
Сегодня КоАП содержит ряд составов, фактически не востребованных правоприменителем. То есть тех, которые в течение последних лет не применялись вовсе либо имелись единичные случаи применения. Отдельные нормы представляются избыточными, поскольку предусматривают ответственность за сугубо формальные, не связанные с реальными вредными последствиями деяния. Часть нарушений может быть урегулирована в рамках гражданской либо дисциплинарной ответственности. Некоторые нормы утратили актуальность в связи с изменением положений отраслевого законодательства. Анализ данных факторов позволил в рамках проекта предложить исключение из Особенной части значительного количества составов, не соответствующих современным реалиям.
Проинформируйте, для каких целей вводится категоризация административных правонарушений?
Основная цель – возможность более гибкого применения мер административно-правового воздействия в зависимости от характера противоправного деяния.
Исходя из категории правонарушения проектными нормами варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо предлагается считать не подвергнутым административному взысканию.
Сегодня лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания. То есть «клеймо» правонарушителя закрепляется за ним на длительный период за любое административное правонарушение. В проекте заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение – по истечении шести месяцев.
От категории правонарушения также будет зависеть возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия. Так, за впервые совершенные деяния, не относящиеся к категории грубых нарушений, вместо взыскания будут преимущественно применяться профилактические меры.
На что в целом направлена реформа законодательства в данной сфере? Что получит общество в итоге?
Реформирование законодательства в данной сфере сфокусировано на решении задач, определенных Главой государства на совещании по вопросам применения мер административной ответственности 16 декабря 2019 года. Так, Президент нашей страны подчеркнул, что главным критерием работы является не количество выявленных нарушений и выписанных штрафов, а профилактическое воздействие и реальное сокращение правонарушений. В этой связи ключевые положения нового административного законодательства направлены на усиление его профилактической и снижение карательной функции. Проект нового КоАП создает законодательные механизмы для сужения сферы применения административного взыскания до пределов, оптимально необходимых для поддержания общественного порядка.
Разработчики нового законодательства стремятся к тому, чтобы оно обеспечило тот уровень правопорядка, безопасности и справедливости, который ждут от государства граждане нашей страны.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – НЦЗПИ)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
Фундамент спокойствия – договор: полезные советы накануне отпускного сезона
Перебирая варианты отдыха, многие волнуются: даже если воспользуешься помощью профессионалов, радость от поездки и отдыха может быть омрачена ошибкой туроператора или прочими внешними факторами. О том, как минимизировать риски, мы узнали во время вебинара, проведенного Национальным центром законодательства и правовой информации.
Все на бумаге
Отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на основе договора. Исполнитель – юридическое лицо – туроператор, подчеркивает консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов:
– При этом отношения с потребителем могут быть построены как напрямую, так и через турагентов. Заключение договора необходимо в любом случае, но при этом важно обратить внимание на содержание документа. Правительством утверждена типовая форма, и все предлагаемые туроператором договоры должны ей соответствовать. Условия, предусмотренные в образце, исключению не подлежат. Дополнения же возможны, поскольку каждый из туров имеет свои особенности.
По полной программе
При покупке тура все услуги, которые вы хотите приобрести, должны быть обязательно прописаны в договоре. Программа туристического путешествия – одно из приложений к договору оказания услуг, и она должна быть максимально подробной. Но если клиенту что-то навязывают дополнительно, он вправе от этого отказаться.
– Когда говорят, что необходимо оплатить некую дополнительную услугу, задайтесь вопросом: а что это такое? – советует Александр Кречетов. – Часто пишут, например, что весь комплекс составляет некую сумму в долларах или евро (в белорусском эквиваленте) плюс туруслуга в рублях. А в программе путешествия ее нет! Однако все услуги должны быть отражены в программе.
Оплата: возможны варианты
С одной стороны, порядок оплаты туристических услуг регулируется договором. С другой – возможны лишь два варианта: деньги получает либо туроператор, либо турагент.
– Вариант, когда часть оплаты нужно внести сейчас, а часть необходимо передать принимающей стороне либо отдать в автобусе, не допускается по законодательству, – отмечает Александр Кречетов. – Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения также определяется договором. Полная предоплата либо оплата в несколько этапов – все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор.
И еще: оплата допускается в любой форме. Вам говорят, что только через ЕРИП? Это ограничивает права потребителей и, соответственно, не имеет юридической силы. Вариантов на самом деле два: безнал и наличка через кассу с предоставлением платежного документа.
Время на составление претензии
В случае некачественного оказания туруслуг потребитель может подать претензию исполнителю. Рассмотрение не должно превышать 7 дней, если заказчик – физлицо, и 30 дней, если заказчик – организация или ИП.
– Зачастую в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или более короткого срока, – замечает представитель Минспорта. – Но это не так, поскольку законодательно установлена подача претензий в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре.
Предупрежден – вооружен
До путешественника должна заблаговременно доводиться полная информация об особенностях пограничного, визового, таможенного и другого контроля, уплате дополнительных сборов и т. п. При выезде за рубеж также должны быть доведены данные о месте нахождения представительства Беларуси – на тот случай, если произойдет несчастье.
– Если турист путешествует в составе группы, то ответственность на себя берет ее руководитель: он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, либо в посольство, – уточняет Александр Кречетов.
ВАЖНО
Исполнитель обязан заблаговременно предупреждать туриста об изменениях даты и времени отправки. По законодательству – за сутки, если до начала тура есть время, либо непосредственно в день заключения договора, если речь идет о так называемом горящем туре.
Односторонний отказ от путешествия – это право заказчика, а не утверждение факта ненадлежащего исполнения договора. Штрафы, неустойки, пени взыскиваются, например, в том случае, если заказчик допускает просрочку с оплатой туристических услуг, и то в определенном процентном соотношении и если это определено договором.
При оказании услуг в сфере международного выездного туризма оператор должен иметь финансовые гарантии по обеспечению исполнения условий договора. Способов три: страхование ответственности, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие в формировании фонда ответственности туроператоров. В договоре должны быть указаны сам способ обеспечения и реквизиты организации, обеспечивающей ответственность туроператора.
Понятие растяжимое?
Что советуют юристы тем, кто недоволен предоставленным для путешествия автобусом
Чем отличаются туристический автобус, автобус туристического класса и комфортабельный автобус? Законодательство не дает определения этим терминам, говорит юрисконсульт Мария Толстик. При возникновении споров ответчик в суде настаивает на том, что это субъективное понятие и он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным. Но важно, чтобы в автобусе все корректно работало: кондиционер, кресло, подставки для ног, полки для вещей.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 7 июня 2025 г.
Практический и оперативный характер. Какие положения Кодекса об образовании вступят в силу с 1 сентября
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. При корректировке в первую очередь учитывалась правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования. О положениях закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич.
Какие изменения затронут непосредственно школы
«Исходя из практики правоприменения расширяются возможности организации бесплатного подвоза детей. Например, ранее существовали небольшие формальные проблемы, когда, скажем, подвоз не мог производиться в рамках одного населенного пункта (а это чувствительный вопрос для больших агрогородков). Также подвоз теперь может быть организован в шестой школьный день, причем не только в школу, но и, например, на экскурсии и другие культмассовые мероприятия», – рассказал Сергей Клишевич.
Родителям нужно знать, что теперь законодательно исключается возможность дистанционного обучения в других странах при получении общего среднего образования на территории Республики Беларусь. «В нашей школе совместно с освоением содержания учебных программ проводится воспитательная работа, в основу которой заложена идеологическая и патриотическая составляющая, традиции и культура белорусского государства. Поэтому для обучающихся на территории Беларуси обязательны для изучения такие учебные предметы, как «История Беларуси», «Белорусский язык», «Белорусская литература», раздел «География. Беларусь» – дистанционные школы в других государствах не преподают такие предметы, – отметил депутат. – В кодексе закреплено также требование о ношении учащимися школ одежды делового стиля, хотя, заметим, это не новация, а закрепление уже сложившейся практики».
Ряд новых позиций касается также централизованного экзамена. «По обращениям родителей введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Это дети с серьезными заболеваниями, которые обучаются на дому и которые, возможно, не планируют получение высшего образования – для них это право, а не обязанность. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов, – пояснил парламентарий. – Еще одно изменение касается тех, кто получил на ЦЭ ноль баллов. Они смогут пересдать экзамен в августе, потому что сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдается только справка об обучении, а для получения аттестата приходится ждать год и сдавать аттестацию в порядке экстерната. Такая же норма о пересдаче в резервные дни или иные сроки коснется тех, кто не явился на ЦЭ по уважительным причинам».
Кто может получить статус «бизнес-школа»
«В Кодекс об образовании были включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Теперь Министерство экономики по согласованию с Министерством образования сможет предоставлять статус бизнес-школ учреждениям высшего образования (ранее такой статус могли получать только коммерческие организации). Норма касается учреждений высшего и дополнительного образования взрослых и их структурных подразделений в том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. Это и есть ключевой критерий отнесения к категории бизнес-школ. На практике такие структуры занимаются корпоративным обучением и бизнес-консалтингом, помогают решать бизнес-задачи и развивать бизнес. Таким образом государственные учреждения входят в ту нишу рынка консалтинга, где ранее был представлен в основном частник, что увеличит конкуренцию и повысит качество услуги в этой сфере», – уточнил Сергей Клишевич.
Как планируется реализовать программу подготовки водителей в сельских школах
«Норма существовала и ранее. Новшество изменений кодекса заключается в том, что теперь ее действие распространяется на учреждения общего среднего и специального образования всех поселков городского типа республики. В данных населенных пунктах особенно актуальна для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Эта норма будет расширять возможности для развития молодых людей, а также способствовать обеспечению их полезной занятости, – рассказал депутат. – С этой целью в кодекс внесены дополнения по предоставлению возможности освоения учащимися 10–11-х классов специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, иных учреждений общего среднего и специального образования, расположенных в городском поселке, сельском населенном пункте, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин».
По его словам, учреждение общего среднего образования, расположенное в городском поселке, сельском населенном пункте, специализированный лицей, суворовское военное училище и кадетское училище наряду с программами общего среднего образования могут также реализовывать образовательную программу подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин. «Данная норма обусловлена принципом равенства в образовании независимо от типа учреждения общего среднего образования. Эта программа может быть реализована в республиканском государственно-общественном объединении «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь, – пояснил парламентарий. – При реализации образовательных программ общего среднего образования по запросам законных представителей учащихся учреждения образования сверх учебных часов, предусмотренных учебным планом учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, могут проводить стимулирующие занятия на платной основе на основании договора о возмездном оказании услуг».
Распределение и перераспределение выпускников. Новации, социальные гарантии для молодых специалистов
«Кодексом предусматривается обязательность согласования учреждениями образования распределения, перераспределения выпускников с организациями – заказчиками кадров, исполнительными комитетами, отдельными отраслевыми министерствами, что направлено на совершенствование подходов к трудоустройству выпускников, закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Для этого Правительству предоставляются полномочия на определение иных, помимо предусмотренных в кодексе, случаев, осуществление перераспределения, перенаправления выпускников, молодых специалистов и рабочих. Например, перераспределение на службу в силовые структуры, – подчеркнул Сергей Клишевич. – Также меняются условия, при которых определенные периоды засчитываются в срок обязательной работы по распределению (перераспределению). Так, периоды военной, альтернативной службы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет могут быть засчитаны в срок обязательной работы по распределению, если они будут приходиться на время отдыха, предоставляемого выпускникам, или обязательной работы по распределению».
Также предусматривается, что при трудоустройстве выпускник в течение срока обязательной работы обязан предъявить, а наниматель обязан потребовать свидетельство о направлении на работу, или справку о самостоятельном трудоустройстве, или вступившее в законную силу решение суда о взыскании средств, затраченных государством на подготовку специалиста. «Норма вводится в связи с тем, что законодательством выдача справки предусмотрена, а обязанность или право нанимателя ее потребовать не закреплена соответствующими нормами, что в ряде случаев приводит к тому, что выпускники не прибывают к месту распределения», – отметил депутат.
«Среди новаций – норма о том, что молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, теперь предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата (ранее срок был 5 дней). Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили, – рассказал Сергей Клишевич. – Что касается территориальных вопросов, то, как и ранее, действует норма о том, что если первое рабочее место, куда направлен по распределению молодой специалист, расположено в населенном пункте, который не является местом жительства выпускника вуза и предполагает переезд в другой город, то молодому специалисту положено единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки. Расходы за аренду жилья не являются обязательными к возмещению. Если наниматель принимает такое решение, то самостоятельно определяет их размер, а также порядок и условия компенсации».
В кодексе устраняется пробел в регулировании вопросов, связанных с трудоустройством лиц, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке в случае ликвидации организации – заказчика кадров. Предусматривается, что от возмещения затраченных государством средств в этом случае выпускники освобождаются при невозможности предоставления им нового места работы путем перенаправления на работу.
Закон также уточняет ответственность заказчиков кадров. «В целях усиления ответственности заказчиков целевой подготовки предусматривается обязанность организации – заказчика кадров возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием. В настоящее время такая обязанность предусмотрена только соответствующим договором целевой подготовки», – пояснил парламентарий.
Появилась возможность предоставления грантов иностранным гражданам. «Кодексом предусматривается грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за рубежом, по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования, что направлено на продвижение интересов Республики Беларусь, – отметил депутат. – Ранее проблема была в том, что одним из основных условий предоставления грантов на обучение является знание русского языка. Что практически невозможно обеспечить в перспективных с точки зрения политического и торгово-экономического сотрудничества странах Африки, Латинской Америки и Азии. Небольшая распространенность русского языка в указанных регионах является сдерживающим фактором и существенно снижает привлекательность нашего образования. При этом само изменение не повлечет увеличения бюджетных расходов, поскольку будет осуществляться в рамках 100 ежегодно выделяемых грантов, предусмотренных Указом Главы государства от 12 июня 2018 г. № 232 «О грантах на обучение».
Приемные родители и родители-воспитатели теперь приравниваются к педагогическим работникам. Почему им дан такой статус
«Действительно, с 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели официально получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для данных категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области республики таких родителей несколько сотен. Это решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки», – дополнил Сергей Клишевич.
По информации
БЕЛТА
В Кодекс об образовании внесены коррективы. Что изменится с 1 сентября?
Очередной учебный год на финишной прямой – ответственная пора для выпускников школ и вузов, сулящая одним выбор будущей профессии, а другим – непосредственное вхождение в нее на первом рабочем месте. И что важно – менять коней на переправе не придется, все четко расписано и регламентировано. Как и требует Президент: в сфере образования не должно быть постоянных метаний, экспериментов ради эксперимента. Наоборот, дана установка на то, чтобы все было четко, прозрачно, понятно – и учителям, и детям, и родителям. Тем не менее, не отказываясь от выверенных традиций и наработок, она должна чутко и оперативно реагировать на запросы времени, находясь в авангарде всего нового и прогрессивного. Вот и с 1 сентября начнут действовать коррективы, внесенные в Кодекс об образовании.
Необходимая дошлифовка
В январе этого года скорректировали Кодекс об образовании. Новшества коснулись школ, военизированных учебных заведений, распределения выпускников и социальной поддержки молодых специалистов. Подробнее об этом рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:
– По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. Законодателем и Министерством образования учитывалась в первую очередь правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной политики в сфере образования, повышение его качества, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования.
Одной из самых обсуждаемых новаций стало возвращение в сельские школы программы по обучению вождению. Раньше в учебно-производственных комбинатах (УПК) подростки проходили в том числе и подобную подготовку. Прежний подход вернут, но с расширенным охватом и более четкими юридическими рамками, уточняет Сергей Клишевич:
– Одна из новых норм – обучение вождению ребят из военизированных учебных заведений (специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ) и старшеклассников 10–11-х классов сельских школ. В таких населенных пунктах особенно актуальны для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Это расширит возможности для развития ребят, а также поспособствует обеспечению их полезной занятости. Обучением вождению займется ДОСААФ при условии, что будет запрос на это со стороны родителей и самих учащихся.
Еще одно изменение – упрощение организации подвоза школьников. Раньше, например, возникали сложности даже при необходимости доставить детей в пределах одного населенного пункта. Теперь таких преград не будет. И что важно, подвоз возможен не только на уроки, но и на мероприятия в шестой школьный день: экскурсии, спортивные турниры.
Закон запрещает дистанционное обучение в других странах при получении общего среднего образования на территории нашего государства. Белорусская школа – это не только про знания, но и про воспитание.
О ЦЭ и итоговой аттестации
В итоговой аттестации тоже произошли важные изменения. Например, дети с инвалидностью или серьезными заболеваниями, обучающиеся на дому, теперь могут быть освобождены от централизованного экзамена (ЦЭ). Причем не только в 9-м классе, как прежде, но и в 11-м – по медицинским показаниям.
А вот те, кто на экзамене получил 0 баллов, теперь смогут пересдать его в августе.
– Раньше в такой ситуации человек не получал даже аттестат – только справку. И должен был ждать год, чтобы пройти аттестацию экстерном, – напоминает парламентарий. – Также, если школьник не пришел на ЦЭ по уважительной причине, он тоже сможет пересдать экзамен в резервный день.
Распределение: новый порядок и больше гарантий
Выпускники вузов и колледжей, проходящие обязательное распределение, будут должны предъявлять нанимателю документы о направлении на работу. Раньше это не было закреплено юридически, и некоторые выпускники «терялись» по пути к месту работы.
Если же место распределения находится в другом городе, выпускник получит единовременное пособие в размере месячной ставки. Расходы на жилье компенсируются, если работодатель примет такое решение.
Важный момент: теперь в срок обязательной отработки может засчитываться и время отпуска по уходу за ребенком, и служба в армии, если они совпадают с периодом работы.
Если же организация – заказчик кадров ликвидирована, выпускник-целевик освобождается от обязательств и направляется к другому работодателю. А если заказчик сам нарушает условия целевого договора, то именно он возмещает государству средства, потраченные на подготовку специалиста.
НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ
Для 9-классников и 11-классников занятия в школах в этом году заканчиваются 23 мая, последний звонок прозвенит 24 мая. Остальные дети будут учиться до конца месяца.
Выпускные экзамены для 9-х классов начнутся с 2 июня и продлятся по 13 июня. Ребятам необходимо написать два изложения по русскому и белорусскому языкам, контрольную работу по математике и выдержать устный экзамен по истории Беларуси. Что касается 11-классников, для них итоговые испытания проводятся в виде ЦЭ. 26 мая ребята напишут тест по предмету на выбор, а 29 мая – по языку (русскому или белорусскому).
ФАКТ
С 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для таких категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области нашей страны таких родителей несколько сотен. Данное решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки.
С 1 СЕНТЯБРЯ – ИЗМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ РАСПИСАНИИ
С началом нового учебного года вступают в силу обновления в типовом учебном плане учреждений общего среднего образования. Нововведения касаются как содержания предметов, так и общего подхода к организации учебного процесса.
1. История Беларуси в мировом контексте
Для учащихся X–XI классов вводится новый учебный предмет – «История Беларуси в контексте всемирной истории». Цель – сформировать у школьников целостное понимание исторических процессов и научить критически оценивать события.
2. Три урока физкультуры в неделю
Количество уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» увеличивается с двух до трех. Это сделано для повышения двигательной активности и укрепления здоровья учащихся. Учебная программа по предмету тоже будет скорректирована.
3. Учебно-полевые сборы для всех 10-классников
Если раньше 10-дневные сборы были только у кадет и суворовцев, то с 2026 года они станут обязательными для всех учащихся 10-х классов. Сборы пройдут с 26 мая по 5 июня – сразу после окончания учебного года.
4. Больше предметов для обучающихся на дому
В рамках развития инклюзивного образования и по просьбам родителей детям, обучающимся на дому, добавляются часы для изучения следующих предметов: «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство» и «Черчение».
Александра Янкович, «
Народная газета», 24 мая 2025 г.
В отпуск без хлопот. Эксперты разъяснили все нюансы защиты потребителей туруслуг
Белорусы находятся буквально в паре дней от отпускного сезона. Как и в любых жизненных ситуациях, вы можете столкнуться с проблемами, о которых в предвкушении отдыха даже не могли предположить. Вылет перенесли на 15 часов? Развернули в аэропорту, потому что нет визы? Нет кондиционера в автобусе в плюс 35 градусов? Специалисты Министерства спорта и туризма и ОО «Региональное общество защиты потребителей» рассказали на вебинаре НЦЗПИ об основных аспектах оказания туристических услуг и на примерах пояснили, почему важно смотреть, что подписываете, сообщает
БЕЛТА.
Что говорит законодательство
Консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов рассказал, что отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на договорной основе. С 1 января 2023 года вступил в силу новый Закон о туризме, который предусматривает, что исполнителем является туроператор, исключительно юрлицо, имеющее право формировать туры и оказывать туристические услуги.
«Отношения между туроператором и туристом могут строиться опосредованно, поскольку туроператоры могут оказывать услуги как напрямую, так и через своих турагентов. Поэтому при заключении договора оказания туристических услуг следует обратить внимание на ряд определенных моментов, – отметил он. – Во-первых, для договора оказания туруслуг существует типовая форма, утвержденная правительством. Все договоры, которые предлагаются туроператором, должны отвечать этой типовой форме. Условия, предусмотренные в ней, исключениям не подлежат. Но договор, который строится на основании этой формы, можно дополнять, потому что бывают некоторые особенности туров».
Очень важным является вопрос оплаты туристических услуг. С одной стороны, порядок оплаты регулируется договором, но с другой стороны – есть императивная норма, согласно которой услуги оплачиваются либо туроператору, либо турагенту, и третьего варианта не дано. «Когда вам говорят, что вы сейчас нам оплачиваете, а потом часть денег вы вносите либо принимающей стороне, либо, допустим, оплата производится в автобусе, – такой вариант не допускается по законодательству. Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения денежных средств также определяется договором. Возможно ли внесение предоплаты, оплаты в несколько этапов – это все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор», – пояснил консультант.
Второй важный момент, связанный с оплатой, – она допускается в любой форме. «Если вам говорят, что оплата только через ЕРИП, то это ограничивает права потребителей, соответственно, такое условие не имеет юридической силы. Оплата туристических услуг возможна как безналичным способом, так и наличными денежными средствами в кассу с предоставлением платежного документа», – подчеркнул специалист.
Среди очень важных аспектов Александр Кречетов выделил то, что с 1 января 2023 года действует норма о том, что в договорах на оказание услуг в сфере международного выездного туризма применяются нормы о наличии у туроператора определенной гарантии (способа обеспечения) в договоре. «Таких способов у нас три – страхование ответственности туроператора, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие туроператоров в формировании фонда ответственности. Если мы имеем дело с договором в сфере международного выездного туризма, то в нем в обязательном порядке должны быть указаны способ обеспечения (гарантии), какая организация за это отвечает и ее ответственность, порядок обращения», – рассказал он.
Важно отметить, что способ обеспечения применяется в тех случаях, когда оператор не может исполнить свои обязательства. Законом о туризме предусмотрен исчерпывающий перечень таких случаев, начиная от форс-мажоров, которые подтверждаются официальным госорганом страны, где произошли данные обстоятельства, до объективных обстоятельств, связанных с работой оператора, – его ликвидация, признание банкротом, назначение конкурсного производства и тому подобное. Если возникает вопрос, связанный с некачественным оказанием услуг, то эти способы не применяются. Здесь уже действует порядок подачи претензий.
Порядок работы с претензиями, к слову, тоже является обязательным в договоре. «Законодатель устанавливает, что рассмотрение претензий осуществляется в течение семидневного срока, если заказчик является обычным юридическим лицом. Если это организация или индивидуальный предприниматель, то в течение 30 дней. Зачастую бывают случаи, когда в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или даже меньше. Такое условие является незаконным, поскольку подача претензий в соответствии с законодательством может осуществляться в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре. Поскольку речь идет об услугах, то зачастую применяются общие сроки подачи претензий», – обратил внимание консультант.
Одним из очень важных условий для оказания услуги является программа туристического путешествия, которая идет приложением к договору. «Когда вы приобретаете тур, обращайте внимание, чтобы все услуги, которые вам предоставляют, были прописаны в договоре. Все услуги, которые включены в программу туристического путешествия, являются туристическими услугами. Если вам говорят, что еще необходимо заплатить за некую услугу, то всегда задавайтесь вопросом, а что это такое? Зачастую пишется: комплекс услуг, который составляет энную сумму долларов или евро в эквиваленте, а определенная услуга – столько-то рублей. Но в этой программе ее нет. Вам могут быть оказаны только те услуги, которые вы сами заказали, и они обязательно должны быть отражены в программе путешествия. Если какой-то услуги там нет, а вам ее навязывают, вы вправе от нее отказаться», – предупредил он.
Также при оказании туруслуг существует такое понятие, как соблюдение правил личной безопасности. До человека должна доводиться информация о том, какие есть особенности пограничного, визового, таможенного и другого контроля. «Требуется ли виза? Требуется ли прохождение еще каких-то формальностей при пересечении государственной границы? Требуется ли уплата дополнительных сборов консульских, туристических? Об этом туроператор должен рассказать заранее. Конечно, необходимо сообщить туристу о месте нахождения представительства в случае, если, не дай бог, произойдет какое-то несчастье. Если турист путешествует в составе группы, то это бремя на себя берет руководитель туристической группы, поскольку он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, находясь в стране нахождения, либо в посольство», – заметил Александр Кречетов.
А что для вас «комфортабельный автобус»? Возможные проблемы рассмотрим на примерах
Юрисконсульт общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Мария Толстик обратила внимание, что в своей практике сталкивается с тремя категориями споров: о нарушениях прав потребителей на качество оказываемых услуг, на информацию и об одностороннем отказе от исполнения обязательства по договору.
Начать стоит с того, что договор об оказании туруслуг состоит из основного его текста с описанием прав, обязанностей, предмета договора, стоимости туристических услуг, а также двух приложений к нему. Первое приложение – это программа туристического путешествия. «Зачастую мы сталкиваемся с такой проблемой, как невнесение в программу туристического путешествия каких-то условий, которые устно были согласованы при заключении договора. Чем больше в договоре условий, тем сложнее туроператору его исполнить и проще затем потребителю предъявить претензии в случае, если будут какие-то отступления. Это все характеристики качества оказываемых услуг», – пояснила она.
При рассмотрении споров о качестве услуг специалисты часто сталкиваются с отсутствием точечного правового регулирования. «Приведу пример с автобусными турами. Очень часто, если заключен договор на автобусный тур, то прописывается, что это «туристический автобус», «автобус туристического класса» или еще более расплывчатая формулировка «комфортабельный автобус». Законодательство не дает определения всем этим понятиям. Соответственно когда потребитель приходит в суд и говорит о том, что ему обещали комфортабельный автобус, суд задает абсолютно логичный вопрос: а что в вашем понимании комфортабельный автобус? Ответчик, конечно же, говорит о том, что это все субъективное понятие, что он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным», – рассказала Мария Толстик.
Поэтому есть такое понятие, как «предъявляемые требования», – это условия договора, которые не вносятся в него, однако они предполагаются из характера обязательств. «Были неоднократные споры, связанные с тем, что в автобусе что-то некорректно работает, например, сломан кондиционер, сломаны подставки для ног, отсутствуют полки для вещей, хотя предполагается их наличие, сломаны кресла. В этой ситуации мы исходим из того, что если автобус чем-то оснащен, значит, оно должно работать», – отметила юрисконсульт.
Она добавила, что зачастую также бывают отступления от условий договора, которые заблаговременно не согласовываются с потребителем, как, например, перенос времени вылета при услугах раннего бронирования. «Эти вопросы должны быть надлежащим образом согласованы путем подписания дополнительного соглашения к договору, но, как правило, такое соглашение не подписывается. Потребителя просто ставят в известность о том, что вылет перенесен на 15 часов например или что вылет состоится раньше – позже, без объяснения причины. Потребитель, который рассчитывает на конкретное время и количество дней отдыха, естественно, чувствует себя обманутым в этой ситуации. Подписание дополнительного соглашения об изменении программы туристического путешествия дает ему право обратиться в дальнейшем к исполнителю за возмещением соответствующего морального вреда», – пояснила она.
Наиболее актуальный вопрос – визовое сопровождение. Важно: когда потребитель обращается к туроператору, то в договоре обязательно прописывается услуга оказания визовой поддержки либо предоставляется информация о том, что туристическое путешествие может состояться только при наличии, например, шенгенской визы. «По этой теме у нас было уже два спора. Первый спор был связан с тем, что потребителю не была предоставлена полная достоверная информация о программе туристического путешествия и о том, что для осуществления путешествия ей потребуется шенгенская мультивиза. Соответственно уже ближе к концу туристического путешествия ее просто высадили на границе в иностранном государстве и сказали, что дальше она не поедет, потому что у нее нет права на пересечение границы зоны Шенгенского соглашения повторно», – привела пример Мария Толстик.
Также в объединении рассматривали спор о вьетнамской визе, когда потребителю сообщили, что виза ей вообще не нужна, но устно было сообщено о том, что если вдруг окажется так, что нужна, то ее прямо в аэропорту и поставят. «Закончилось все тем, что потребитель прилетела и благополучно улетела в этот же день назад, потому что дальше ее просто во Вьетнам не пропустили. Денежные средства за туристическую поездку были в полном объеме возмещены, в том числе и убытки, которые были понесены для того, чтобы вернуться обратно в Беларусь. И компенсация морального вреда также была выплачена», – резюмировала специалист.
В объединение поступает также много вопросов касательно одностороннего отказа. Потребители обращаются с вопросами о том, сколько денежных средств можно возместить, являются ли правомерными штрафы за отели, является ли правомерным условие перевозчика о том, что стоимость авиаперелета не возвращается и иные.
«У нас есть достаточно интересная судебная практика, когда при вынесении решения суд исходил из того, что ответчик не смог предоставить документацию, которая подтверждает, что денежные средства были уплачены непосредственно за эти услуги, непосредственно за этот тур и непосредственно за этого туриста, потому что односторонний отказ производился не по всему договору, а в рамках одного конкретного лица. Также не были предоставлены достаточно достоверные доказательства о том, что были приняты все меры по минимизации фактически понесенных расходов, – отсутствовали обращения к отелю о том, что нужно заменить или отменить номер, информация о том, что авиабилеты невозвратные. Если туроператор не позаботился о том, чтобы минимизировать расходы потребителя, то почему потребитель должен все эти необоснованные убытки нести? Ведь это обязанность туроператора перед потребителем – принять все меры и вернуть ему денежные средства. Суд исходит из того, что потребитель в данной ситуации прав», – рассказала Мария Толстик.
Потребители при нарушении их прав на качество и информацию могут потребовать соразмерное уменьшение стоимости. «На практике мы именно его и запрашиваем. Сумма выбирается произвольно либо, если, например, некачественно оказана услуга по проживанию в отеле, можно запросить стоимость проживания в отеле. Если пропущены какие-то дни отдыха, можно часть денежных средств тоже вернуть, скалькулировать по стоимости одной ночи. Расторжение договора запрашивается крайне редко, потому что все-таки мы исходим из того, что все участники правоотношений должны быть добросовестными и не злоупотреблять своими правами. В исключительных случаях, конечно, да, расторжение договора возможно», – пояснила юрисконсульт.
Кроме того, за нарушение права потребителя можно потребовать компенсацию понесенного морального вреда, неустойку и убытки.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси приступили к подготовке проекта Экологического кодекса
Состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке проекта Экологического кодекса Беларуси, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В состав рабочей группы вошли представители различных государственных органов и организаций. Также во встрече принимали участие члены общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства при Минприроды, председатели областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, руководители подчиненных Минприроды организаций.
«Основной целью принятия Экологического кодекса является необходимость сгруппировать в один системообразующий акт законодательные акты, регулирующие отношения в этой области, и обеспечить системное правовое регулирование экологических отношений», – отметили в пресс-службе.
На заседании высказывались конструктивные предложения, которые будут учтены в проекте.
Как отметили в Минприроды, сегодня вопросы, связанные с охраной окружающей среды, регулируются множественностью актов законодательства – это законы, указы Президента, Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», постановления Совета Министров, ведомственные постановления, ТКП, экологические нормы и правила, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы.
Представленный к рассмотрению документ подготовлен в соответствии с подходами, которые определены в концепции проекта Экологического кодекса, одобренной в 2024 году Главой государства. Он включает в целом те правовые институты и механизмы, которые сегодня заложены в законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя», «Об обращении с отходами», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране и использовании торфяников», «О гидрометеорологической деятельности».
В отношении охраны компонентов природной среды (земель, недр, лесов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира) в Экологический кодекс включены отдельные положения Кодекса о земле, Кодекса о недрах, Лесного кодекса, Водного кодекса, законов «О растительном мире» и «О животном мире».
«Принятие Экологического кодекса позволит консолидировать законодательство в области охраны окружающей среды и скорректировать имеющиеся в законах несогласованности, устранить дублирование и множественность норм по одним и тем же вопросам», – добавили в ведомстве.
По информации
БЕЛТА