05.05.2020
5 мая 2020 года на заседании второй сессии Палаты представителей парламентарии рассмотрели ряд вопросов
В двух чтениях депутаты приняли проект Закона «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» (докладчик – Министр внутренних дел Республики Беларусь Караев Ю.Х., содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Ленчевская М.А.).
В своем выступлении Ю.Х.Караев проинформировал, что в результате реализации этого законопроекта предполагается освободить от различных видов наказаний 5372 осужденных, в том числе из мест лишения свободы – 1985 осужденных, из исправительных учреждений открытого типа – 727 осужденных, из уголовно-исполнительных инспекций – 2660 осужденных.
Кроме того, предполагается сократить срок наказания на 1 год 6400 осужденным, из них 4800 осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, 600 – в исправительных учреждениях открытого типа, 1000 – в уголовно-исполнительных инспекциях.
Законопроект традиционно предусматривает освобождение от наказания и иных мер уголовной ответственности, за исключением случаев, указанных в нем:
-
несовершеннолетних;
- беременных женщин;
- женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет;
- лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста;
- инвалидов I и II группы;
- отдельных лиц, больных онкологическими заболеваниями и ВИЧ-инфицированных;
- ветеранов боевых действий на территории других государств;
- лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания в период прохождения военной службы или в связи с осуществлением служебной деятельности.
Не будут подлежать освобождению от наказания и иных мер уголовной ответственности лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, некоторые преступления, относящиеся к категории менее тяжких. Таким лицам предлагается уменьшить срок наказания в виде ограничения и лишения свободы на 1 год.
Также, предлагается расширить перечень лиц, которым возможно будет уменьшить срок наказание на 1 год, за счет включения в него лиц, совершивших коррупционные преступления и несовершеннолетних, совершивших преступления, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Амнистия не будет распространяться на лиц:
-
к которым в течение 2015–2020 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости;
- которые на день постановления приговора полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), неосновательно приобретенную выгоду, иной доход, полученный преступным путем;
- злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности;
- допустивших особо опасный рецидив преступлений либо признанных в установленном порядке особо опасными рецидивистами;
- которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения либо которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы;
- осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;
- совершивших ряд преступлений в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и другим;
- совершивших преступления и признанных в установленном законом порядке обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и не возместивших эти расходы на день постановления приговора, вступления его в законную силу либо на день рассмотрения материалов о применении амнистии.
Решение о применении амнистии будет приниматься в отношении каждого лица индивидуально.
Законопроектом определяются:
-
порядок исполнения амнистии, в том числе перечень органов, на которые возлагается ее исполнение;
- меры по обеспечению ее исполнения, в том числе:
-
оказание амнистируемым помощи в бытовом и трудовом устройстве, изготовлении, замене документов, удостоверяющих личность;
- передача несовершеннолетних под контроль родителей, органов опеки и попечительства, в необходимых случаях определение их в детские дома, школы-интернаты, профессионально-технические училища;
- определение в случае необходимости инвалидов І и ІІ группы и лиц пенсионного возраста в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
- оказание лицам, освобожденным из исправительных учреждений, арестных домов, следственных изоляторов по заболеванию, необходимой медицинской помощи, диспансерного наблюдения за ними по месту жительства.
Кроме того, Ю.Х.Караев представил к рассмотрению в первом чтении проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Маркевич А.И.).
Законопроект разработан в целях совершенствования правовых основ оперативно-розыскной деятельности с учетом правоприменительной практики.
Развитие информационных технологий и их активное вовлечение во все сферы деятельности общества свидетельствуют об острой необходимости своевременного совершенствования инструментария органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в борьбе с преступностью.
Вносимые в проект Закона изменения обязывают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, получать необходимую информацию исключительно через общегосударственную автоматизированную информационную систему.
Законопроектом также вносятся коррективы, направленные на повышение эффективности деятельности по обеспечению безопасности граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близких, а также сохранности их имущества от преступных посягательств.
На основании анализа правоприменительной практики и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в проекте Закона предусмотрен комплекс изменений в части совершенствования правовой регламентации организации и проведения оперативно-розыскной деятельности, детализации случаев их проведения с санкции прокурора или его заместителя, необходимости уведомления прокурора или его заместителя по отдельным вопросам проведения и прекращения оперативно-розыскной деятельности.
Анализ правоприменительной практики также свидетельствует о необходимости усиления прокурорского надзора на стадии проведения проверочной закупки и контролируемой поставки, поскольку данные мероприятия (за исключением повторной проверочной закупки) проводятся без санкции прокурора или его заместителя, однако их результаты являются одними из ключевых источников доказательств в уголовном процессе по соответствующим уголовным делам.
Отмечаемая в настоящее время недостаточная правовая регламентация получения доступа к компьютерной информации в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности будет устранена путем корректировки определений, объектов и особенностей проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, как сбор образцов, оперативный осмотр, исследование предметов и документов, компьютерной информации, оперативный осмотр, контроль в сетях электросвязи.
Кроме того, проектом Закона вносятся изменения технического характера в соответствии с новыми требованиями нормотворческой техники. Для удобства восприятия отдельные статьи излагаются в новой редакции.
В первом чтении депутаты рассмотрели проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (докладчик – заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь – начальник милиции общественной безопасности Барсуков А.П., содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Лавриненко И.В.).
Законопроект подготовлен в целях приведения Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О содействии занятости населения» и реализации поручения Главы государства о совершенствовании законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.
В частности, законопроектом предлагается:
-
закрепить новую категорию граждан, которые могут направляться и находиться в ЛТП (трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни), и предоставляет право постоянно действующим комиссиям по координации работы по содействию занятости населения принимать решение о необходимости направления таких граждан в ЛТП;
- установить перечень документов, подаваемых в суд при направлении в ЛТП трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни;
- разделить ЛТП на два вида в зависимости от условий принудительной изоляции: ЛТП для нахождения граждан, впервые направленных в лечебно-трудовой профилакторий; ЛТП для нахождения граждан, ранее судимых, а также направленных в лечебно-трудовой профилакторий во второй и более раз;
- предусмотреть ограничения в материально-бытовом обеспечении для граждан, находящихся в ЛТП, ранее судимых, а также направленных в ЛТП во второй и более раз, по сравнению с гражданами, впервые направленных в ЛТП;
- уменьшить с 25 до 15 процентов размер заработной платы и приравненных к ней доходов, которые зачисляются на лицевой счет граждан, содержащихся в ЛТП и обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и имеющих задолженность по возмещению таких расходов.
В ходе заседания депутатский корпус также рассмотрел четыре проекта законов о ратификации международных соглашений.
Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь – начальник милиции общественной безопасности Барсуков А.П. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А. доложили о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области миграции».
Соглашение устанавливает порядок обмена информацией в сфере миграции, направлено на координацию совместных действий по управлению миграционными процессами и на борьбу с незаконной миграцией.
Проект Закона «О ратификации Второго дополнительного протокола к Всемирной почтовой конвенции» представили заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь Гордеенко Н.М. и член Постоянной комиссии Платы представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Карась Д.Н.
Внесение изменений и дополнений во Всемирную почтовую конвенцию касается совершенствования тарифной политики в части отправлений письменной корреспонденции между странами – членами Всемирного почтового союза. В частности, Протоколом предусматривается корректировка минимальных предельных тарифных ставок оконечных расходов, а также возможность самостоятельного установления странами – членами Всемирного почтового союза с 1 января 2021 года тарифов за входящие отправления письменной корреспонденции в виде мелких пакетов.
С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в области музейного дела» выступил Министр культуры Республики Беларусь Бондарь Ю.П., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Кирьяк Л.В.
Соглашением предусматривается реализация совместных выставочных проектов и научных программ, сотрудничество в переподготовке и повышении квалификации музейных работников, обмен опытом по внедрению современных технологий в организации выставок, в области хранения, реставрации и консервации музейных предметов, изготовление и обмен электронными копиями музейных предметов и др.
В соответствии с положениями Соглашения стороны гарантируют обеспечение сохранности и своевременного возврата, а также судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда в отношении музейных предметов, направляемых в рамках музейно-выставочного обмена одним из государств – участников Соглашения в другое государство – участник Соглашения.
О проекте Закона «О присоединении Республики Беларусь к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям» рассказали Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Васько М.В.
Марракешский договор принят членами Всемирной организации интеллектуальной собственности на Дипломатической конференции в г. Марракеше 27 июня 2013 года и вступил в силу 30 сентября 2016 года. Заложенные в нем принципы (недискриминации, равных возможностей, доступности, полного и эффективного вовлечения и включения в общество лиц с ограниченными возможностями) соответствуют Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах инвалидов.
Основные положения Марракешского договора предусматривают:
-
установление имеющих обязательную силу ограничений или исключений из авторского права в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию. Реализация этого положения позволит изготавливать экземпляры любого произведения путем преобразования его в доступный формат и распространять изготовленные экземпляры без согласия автора и выплаты ему вознаграждения;
- осуществление трансграничного обмена экземплярами произведений в формате, доступном для слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, посредством деятельности уполномоченных органов. Уполномоченным органом может являться как специально уполномоченный орган, так и признанный правительством в качестве такового орган, оказывающий лицам с нарушениями зрения на некоммерческой основе услуги в области образования, обучения или доступа к информации.
Кроме того, положениями проекта Закона предусматривается:
-
отнесение библиотек, учреждений образования и общественных объединений инвалидов, оказывающих на некоммерческой основе услуги в сфере образования или доступа к информации лицам с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию, к уполномоченным органам, которые могут осуществлять трансграничный обмен экземплярами произведений в доступном формате;
- определение Государственного комитета по науке и технологиям в качестве органа, ответственного за координацию деятельности государственных органов и иных организаций по реализации Марракешского договора.
На заседании парламентарии также приняли к сведению Декрет Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2020 г. № 1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь». С докладом по этому вопросу выступила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Стативко Ж.В.
Декрет направлен на корректировку отдельных норм декретов Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».
Кроме этого, Декрет Президента Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» признается утратившим силу.
По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Новация для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации
БЕЛТА
Уменьшить аппетиты лизинговых организаций и ввести вторичный лизинг предлагается в Беларуси
Уменьшить аппетиты лизинговых организаций и ввести вторичный лизинг предлагается в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О лизинговой деятельности», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
Основные новации, предусмотренные законопроектом, обозначил перед депутатами заместитель Председателя Правления Национального банка Беларуси Денис Скобялко.
По его словам, урегулированы назревшие вопросы, связанные с лизинговой деятельностью с учетом практики применения норм Указа № 99. Существенным нововведением является появление в правовом поле такого инструмента, как вторичный лизинг. По сути, отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможностей повторной передачи в лизинг имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем.
Как пояснил Денис Скобялко, ранее у лизингодателя не было возможности, если лизингополучатель по каким-то причинам возвращал предмет лизинга (не обращал его в собственности и т.д.), повторно передать соответствующий предмет лизинга в лизинг. Согласно проекту закона такая возможность для лизинговых организаций предоставляется.
«Положения проекта закона о вторичном лизинге соответствуют лучшим международным практикам, в частности, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Основываясь на этих практиках, мы предусмотрели в проекте закона, что при вторичном лизинге лизингодатель самостоятельно несет риски, связанные с выбором предмета лизинга. А также установлено, что он должен проинформировать продавца, поставщика соответствующего товара», – отметил зампредседателя Правления.
Отдельный блок законопроекта регламентирует особенности предоставления гражданам в лизинг жилых помещений. В документе сохранены положения Указа № 99, эффективность которых подтверждена практикой. При этом, учитывая, что граждане находятся в зоне особого внимания при формировании правового поля, в документе предусматривается ряд новаций в регулировании лизинга жилых помещений. В частности, по предложению экспертного совета при Совете Республики в проект закона включена норма, позволяющая считать земельный участок, на котором непосредственно расположен жилой дом или квартира в блокированном жилом доме, частью совокупности вещей, являющихся предметом лизинга.
«Если в лизинг передается дом, квартира, то земельный участок является совокупной вещью и также передается в лизинг лизингополучателю», – пояснил Денис Скобялко.
Оптимизирован порядок расчета по договору лизинга жилого помещения в случае его расторжения или возврата предмета лизинга лизингодателю. После того как гражданин уплатил более 50 % стоимости предмета лизинга, у него есть право вернуть уплаченную им стоимость предмета лизинга. На этом этапе механизм возврата этих средств предполагает оценку стоимости самого жилья. Ранее такая оценка осуществлялась исключительно путем внутренней оценки рыночной стоимости объекта. Но сейчас предусматривается механизм, который направлен на дополнительную защиту прав граждан, и он предполагает, что соответствующее жилье может быть продано путем торгов. И на торгах будет, возможно, определена более высокая стоимость соответствующего предмета лизинга, которая позволит гражданину получить больший объем средств в качестве возврата.
Помимо этого расширяются меры реагирования на нарушения законодательства о лизинговой деятельности. Вводится такая мера, как требование об устранении руководителей, иных должностных лиц в определенных случаях нарушения законодательства о лизинговой деятельности.
Проект закона имеет четкую социальную направленность и будет способствовать усилению защиты прав потребителей финансовых услуг, подчеркнул Денис Скобялко. Одна из важнейших новелл – право гражданина на изменение сроков исполнения обязательств по договору лизинга в случае невозможности их исполнения при нахождении в трудной жизненной ситуации. При этом, как поясняется, под трудной жизненной ситуацией понимается, например, нетрудоспособность более 40 дней, инвалидность, смерть супруга (супруги), появление дополнительных иждивенцев и др. В таких случаях гражданин сможет обратиться к лизингодателю за отсрочкой, изменением других условий договора, позволяющих ему получить своего рода финансовые каникулы.
Для дополнительного обеспечения прав и интересов граждан предусмотрено ограничение максимального размера превышения общей суммы уплачиваемых физлицом лизинговых платежей выкупной стоимости предмета лизинга над стоимостью предмета лизинга.
Как пояснил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Алексей Райко, фактически предлагается ограничить аппетиты лизинговых организаций. Сумма лизинговых платежей будет ограничена суммой предмета лизинга по договорам сроком до одного года и двукратной суммой предмета лизинга по договорам свыше одного года. Ограничен предельный размер неустойки, штрафов, пеней по договору лизинга – не более половины стоимости предмета лизинга.
По информации
БЕЛТА
Состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва
5 ноября 2025 г. состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва.
В первом чтении депутаты рассмотрели четыре законопроекта.
О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности» доложили директор Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь Мательский А.Ф. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Ленчевская М.А.
Проектом Закона, в частности, предусматриваются:
-
особый порядок принятия нормативных правовых актов, содержащих исключительно цифровые показатели, согласно которому такие акты размещаются в банке данных «Единый реестр цифровых показателей» без проведения их обязательной юридической экспертизы и включения в Национальный реестр правовых актов;
-
закрепление требований, направленных на исключение случаев принятия (издания) в короткий промежуток времени нескольких нормативных правовых актов, вносящих изменения в один и тот же нормативный правовой акт, сокращение объема нормативных правовых актов, а также на упрощение и однозначность восприятия текстов нормативных правовых актов;
-
усиление значения пакетного принципа при подготовке проектов нормативных правовых актов, обеспечиваемого посредством разработки включенных в пакет проектов нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, иных государственных органов (организаций), конкретизирующих или направленных на реализацию законодательного акта, до внесения его проекта в нормотворческий орган, а также в случае доработки законопроекта при его рассмотрении;
-
упрощение процедуры согласования проектов нормативных правовых актов с заинтересованными государственными органами и иными организациями (предусматривается систематизация нормативных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки проектов правовых актов, в целях обеспечения комплексного подхода к регулированию нормотворческой деятельности, исключения дублирования и (или) их разрозненности);
-
проведение анализа обоснованности применения отсылочных и бланкетных норм при проведении обязательной юридической экспертизы в рамках оценки соблюдения требований нормотворческой техники (норма направлена на снижение количества принимаемых актов законодательства и не предполагает вмешательства при проведении обязательной юридической экспертизы в компетенцию государственных органов (должностных лиц);
-
запрет на закрепление в законодательном акте полномочий на принятие (издание) нормативных правовых актов одновременно нормотворческому органу (должностному лицу) и уполномоченному им органу (должностному лицу);
-
уточнение значения и правового статуса институтов официального толкования и разъяснения применения нормативных правовых актов;
-
передача функций Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений принятых законов Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь для более эффективной реализации стоящих перед Парламентом Республики Беларусь задач в сфере законотворчества.
Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Казакевич Г.А. выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении законов» (по вопросам обеспечения национальной безопасности), с содокладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Барсуков А.П.
Проектом Закона предусматриваются:
-
расширение категорий лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, уточнение перечня сведений, фиксируемых при этой регистрации;
-
наделение органов пограничной службы полномочиями на проведение обязательной дактилоскопической регистрации, на получение, использование и хранение дактилоскопической информации;
-
закрепление возможности предоставления дактилоскопической информации, полученной органами пограничной службы, в Государственный комитет судебных экспертиз в автоматизированном режиме;
-
установление обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров, безвозмездно передавать персональные данные таких пассажиров в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций;
-
дополнение содержания пограничного контроля возможностью осуществления личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств;
-
уточнение порядка осуществления постоянно проживающими в Республике Беларусь иностранцами трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности.
С докладами о проекте Закона Республики Беларусь «О лизинговой деятельности» выступили заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Скобялко Д.К. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Райко А.И.
Проектом Закона предлагается регламентировать:
-
вопросы осуществления лизинговой деятельности;
-
требования к форме и содержанию договора финансовой аренды (лизинга);
-
требования к размещению лизинговой организацией информации об осуществляемой ею лизинговой деятельности;
-
полномочия Национального банка в сфере регулирования лизинговой деятельности и контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности, законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
-
основные права и обязанности лизингодателей и лизингополучателей.
Инновационной нормой, включенной в проект Закона, является введение такого инструмента, как вторичный лизинг. Отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможности передачи имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору лизинга, не завершенному выкупом предмета лизинга, в лизинг.
О проекте Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)» выступил с докладом Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Трубило Г.А., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Казачок С.А.
Законопроект направлен на урегулирование отношений в области водоотведения (канализации), а также усовершенствование с учетом правоприменительной практики вопросов обеспечения населения питьевой водой.
Проектом Закона, в частности, предусматривается:
-
возможность бурения временных скважин в целях оперативного решения вопросов бесперебойного водоснабжения населенных пунктов в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды;
-
определение основных терминов, закрепление принципов регулирования соответствующих отношений;
-
конкретизация полномочий государственных органов в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации);
-
разграничение сфер регулирования общественных отношений, возникающих в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации);
-
определение состава систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации);
-
регламентация порядка эксплуатации систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), систем дождевой канализации;
-
разработка программ производственного контроля безопасности питьевой воды соответствующими субъектами хозяйствования;
-
закрепление гарантий обеспечения питьевой водой и надежности приема сточных вод.
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Лепешко Г.В. представил для рассмотрения во втором чтении проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны».
Законопроект направлен на приведение законов Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и «О военном положении» в соответствие с Военной доктриной Республики Беларусь, утвержденной решением Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 г. № 6.
В частности, законопроектом предусматриваются:
-
согласование терминологии указанных законов с положениями Военной доктрины Республики Беларусь, приведение в соответствие с ней полномочий Президента Республики Беларусь, Совета Безопасности Республики Беларусь, Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил в области обороны;
-
уточнение и конкретизация задач Вооруженных Сил, функций Генерального штаба Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь;
-
приведение в соответствие с Военной доктриной Республики Беларусь перечня военных угроз, являющихся основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь;
-
отнесение акта вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства (коалиции государств), совершенного против Союзного государства, к нападению, являющемуся основанием для введения военного положения на территории Республики Беларусь.
Кроме того, парламентарии приняли два законопроекта о ратификации международных соглашений.
Министр энергетики Республики Беларусь Мороз Д.Р. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Каранкевич А.М. доложили о проекте Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства».
Договор заключен в целях реализации положений Основных направлений реализации Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2.
Договор определяет правовые основы формирования, функционирования и развития объединенного рынка электрической энергии Союзного государства и регулирует отношения, связанные с куплей-продажей электрической энергии между участниками объединенного рынка электрической энергии Союзного государства.
Регулирование и контроль деятельности системных и сетевых операторов, а также ценообразование (тарифообразование) на оказание ими услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерское управление электроэнергетической системой, осуществляются в соответствии с национальным законодательством той стороны, на территории которой осуществляется оказание данных услуг.
Кроме того, цены (тарифы) на указанные услуги на территории стороны для участника оптового рынка данной стороны не могут отличаться в зависимости от осуществления им торговли на внутреннем оптовом рынке или торговли на объединенном рынке.
Проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Пакистан о реадмиссии» представили заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Казакевич Г.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Шпаковский А.П.
Соглашение подписано в целях определения порядка передачи, принятия и возврата лиц, находящихся на территории государств в нарушение порядка въезда, выезда, пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Соглашение предусматривает обязательство Республики Беларусь и Исламской Республики Пакистан по запросу другой стороны принимать собственных граждан, которые въехали или находятся на территории государства запрашивающей стороны с нарушением законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В Соглашении определены компетентные органы, ответственные за реализацию настоящего международного договора. Компетентными органами от Республики Беларусь определены Министерство внутренних дел и Государственный пограничный комитет, от Исламской Республики Пакистан – Министерство внутренних дел.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Категорию подлежащих обязательной дактилоскопии предложено расширить в Беларуси. Кого это коснется?
Категорию подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации предложено расширить в Беларуси. Это предусмотрено законопроектом «Об изменении законов», который принят сегодня в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
Проектом закона, в частности, предусматривается расширение категорий лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, уточнение перечня сведений, фиксируемых при этой регистрации.
Как пояснили в Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности, органы пограничной службы наделяются полномочиями дактилоскопической регистрации иностранных граждан, пересекающих государственную границу Республики Беларусь. Так, значительно увеличен перечень иностранных граждан, которые, пересекая границу, будут подвержены дактилоскопической регистрации.
Закрепляется возможность предоставления дактилоскопической информации, полученной органами пограничной службы, в Государственный комитет судебных экспертиз в автоматизированном режиме.
Устанавливается обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров, безвозмездно передавать персональные данные таких пассажиров в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций.
Кроме того, предусмотрено дополнение содержания пограничного контроля возможностью осуществления личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств.
Уточняется порядок осуществления постоянно проживающими в Беларуси иностранцами трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности.
По информации
БЕЛТА
Законопроект по вопросам нормотворческой деятельности принят в первом чтении
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности», внесенный в Палату представителей Президентом Республики Беларусь, принят в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Законопроект представил депутатам директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский.
По его словам, принятие закона позволит реализовать поручение Президента по вопросам нормотворческой деятельности, повысить качество подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечить оперативность нормотворческого процесса, обеспечить компактность законодательства, на регулярной основе актуализируя подзаконный массив и не допуская его необоснованного разрастания, систематизировать нормативные правовые акты по нормотворческой деятельности.
(фото – БЕЛТА)
Как пояснила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Марина Ленчевская, законопроект разработан для систематизации законодательства по результатам ревизии нормативных правовых актов, проведенной в соответствии с поручением Главы государства.
«Это следствие масштабной ревизии, которая была проведена в 2024 году по поручению главы государства. На то были веские причины. Национальное законодательство насчитывало более 170 тыс. нормативных правовых актов. Это значительный массив. Многие из них были трудночитаемы, дублировали друг друга, – пояснила Марина Ленчевская. – Данный законопроект направлен на обеспечение эффективности, системности, стабильности и доступности и главное – качества законодательства. Главный посыл законопроекта – законы должны быть простыми и понятными не только для правоприменителей, но и для простых граждан».
Депутат обозначила основные новеллы. Так, исключается частая корректировка нормативных правовых актов, что обеспечит стабильность законодательства. Усиливается значение пакетного принципа. «Важно, чтобы законопроекты вносились в парламент вместе с проектами нормативных правовых актов. Я сейчас говорю о подзаконных актах, которые будут приниматься в развитие основных положений закона. Объективно сегодня затягивается принятие таких подзаконных нормативных правовых актов», – пояснила она.
Исключается необоснованное применение отсылочных и бланкетных норм. Эта новелла направлена на простоту и доступность законодательства.
Кроме того, предусматривается проведение инвентаризации нормативных правовых актов на системной основе. Предполагается, что законы будут инвентаризироваться раз в пять лет, подзаконные акты, в том числе постановления правительства, – раз в три года, акты министерств и ведомств – ежегодно. Это новелла направлена на недопущение увеличения массива законодательства.
Еще одна новелла – передача функции Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. «С инициативой по корректировке в этой части закона выступила Палата представителей, – заметила Марина Ленчевская. – Мы понимаем, что это серьезная дополнительная нагрузка, но это очень важная работа, мы к ней готовы. Главное, что усиление парламентского контроля в этой части позволит обеспечить более эффективную реализацию нашей основной функции по законотворчеству и обеспечить более успешную обратную связь между законодательной и исполнительной властью».
В целом все новеллы законопроекта очень позитивные, они коррелируют с Концепцией правовой политики государства и, безусловно, будут направлены на обеспечение качества законодательства, резюмировала председатель Постоянной комиссии.
По информации
БЕЛТА