31.03.2020
Электронное здравоохранение и умные города – какие проекты могут войти в новую инновационную программу
В Беларуси готовится Государственная программа инновационного развития на 2021–2025 годы. Внедрение прорывных технологий, создание новых производств – все это в планах на следующие пять лет. О том, какие проекты наиболее приоритетны для инновационного развития Беларуси, рассказал Председатель Государственного комитета по науке и технологиям доктор экономических наук Александр Шумилин.
Преференции
Беларусь стремится занять положение на уровне стран-лидеров по инновационному развитию в регионе Восточной Европы. Кроме того, страна планирует расширять присутствие и закреплять позиции на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Это требует формирования наилучших условий для научно-технической и инновационной деятельности и ее эффективного стимулирования, создания новых и ускорения развития существующих высокотехнологичных секторов экономики.
Государственная программа инновационного развития на 2021–2025 годы будет отличаться от предыдущих по своему содержанию. Акценты планируется сместить на косвенные механизмы государственного стимулирования реализации проектов – налоговые, таможенные и иные преференции. Что касается господдержки из средств инновационных фондов на безвозвратной основе, ее объем предполагается дифференцировать в зависимости от уровня внедряемых технологий и социальной направленности проекта. Преференции, предоставляемые при реализации инвестиционных проектов, могут быть распространены на инновационные проекты госпрограммы. В планах и привлечение для финансирования льготных кредитов Банка развития.
Еще одна важная задумка – планирование и еще более тесная интеграция элементов инновационного цикла «от идеи через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы до производства». Проект госпрограммы предусматривает также формирование и реализацию кластерных проектов, автоматическое включение новой продукции в перечень инновационных товаров, утверждаемый Советом Министров. Потребителям предлагается предоставить право закупки из одного источника продукции, созданной на отечественных технологиях по госпрограмме, в течение трех лет с начала ее выпуска. «Полагаем, что данные подходы позволят повысить привлекательность программы для инновационных предприятий, инвесторов, финансовых структур», – отметил Александр Шумилин.
Проекты будущего
В госпрограмму до 2025 года войдут значимые проекты, определенные в соответствии с комплексным прогнозом научно-технического развития и предложениями заказчиков по проектам будущего. Они будут направлены на развитие существующих и формирование новых секторов национальной экономики.
В Беларуси сформирован перечень из 28 перспективных проектов будущего, ориентированных на новые производства, технологии и товары. «Среди них можно отметить электронное здравоохранение, умные города Беларуси, новый российско-белорусский космический аппарат для дистанционного зондирования земной поверхности. Стоит назвать и строительство азотного комплекса, создание центра гибридной кардиохирургии, кластера по производству ветеринарных препаратов», – сказал Председатель ГКНТ.
Новые производства и технологии
Проекты для новой госпрограммы должны пройти государственную экспертизу и получить положительное заключение. В возможном списке самые разные направления – от цифровых технологий до медицины и сельского хозяйства.
В числе перспективных проектов – развитие новых методов лечения, основанных на биопринтинге, клеточных технологиях, эндоваскулярной и эндоскопической хирургии, трансплантологии, имплантируемых высокотехнологических устройствах отечественного производства. Большой вклад в белорусскую медицину может внести и реализация концепции электронного здравоохранения на основе центральной программной платформы с системой поддержки принятия клинических решений. В проекте госпрограммы есть и биофармацевтическое производство лекарственных средств на основе рекомбинантных технологий и фракционирования плазмы крови. Востребованы и высокотехнологичные медизделия, в том числе для гибридной хирургии при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, новые лекарственные формы с улучшенными характеристиками. Планируется также сформировать кластер производств высокотехнологичного медицинского оборудования (магнитно-резонансный томограф, эндоскопы, экзоскелеты, бионические протезы).
Умные города, интеллектуальные системы автоматизации и роботизации производственных процессов, умные сети электроснабжения (Smart Grid), роботизированные системы с использованием технологий искусственного интеллекта могут стать реальностью уже в ближайшие пять лет. Будет развиваться и машиностроение. Планируется сформировать кластер производств электромобилей многофункционального назначения (в перспективе – беспилотных и автономных), включая их компоненты (аккумуляторы и суперконденсаторы, электроприводы, электродвигатели, интеллектуальные системы управления). Среди возможных проектов – создание производства автотракторной техники и ее интеллектуальных автокомпонентов, соответствующих современным экологическим нормам (Евро-5 и 6, Stage IV и V).
«Оптоэлектронная техника, ветеринарные препараты, удобрения, нанопорошки, нановолокна и нанопленки – инновационные проекты новой госпрограммы внесут вклад в различные отрасли. Не останется без внимания строительство: один из проектов предполагает создание и внедрение в зданиях технологий выработки энергии, переход на использование децентрализованных энергоисточников, в том числе электроэнергии, при обогреве и горячем водоснабжении помещений. В приоритете аграрный сектор и пищевая отрасль: органическое сельское хозяйство, точное земледелие, новые сорта и гибриды растений, пищевые продукты с биологически активными веществами, персонализированное лечебное и профилактическое питание», – рассказал Александр Шумилин.
Предварительные итоги госпрограммы на 2016-2020 годы
В действующую госпрограмму включено 125 проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Беларуси. За 2016–2019 годы выполнен ввод в эксплуатацию по 61 проекту, производства вышли на проектную мощность по 37 проектам. «По итогам 2020 года эти цифры значительно увеличатся. Среди проектов можно отметить производство оптических компонентов и лазерных систем нового поколения в Институте физики НАН, кластер сложной медицинской техники и систем обеспечения безопасности на «Адани», производства по сборке легковых автомобилей на «БЕЛДЖИ» и новых видов оптической продукции на предприятии «Аэромаш», создание опытно-промышленного производства пероральных противоопухолевых лекарственных средств (РУП »Белмедпрепараты»), автокомпонентов повышенного технического уровня для легковых и коммерческих автомобилей (ОАО »Белкард»)», – обратил внимание Председатель ГКНТ.
Среди проектов действующей госпрограммы заслуживают внимание и организация механосборочного производства мелкосерийных изделий на базе аддитивных технологий (ОАО «Экран»), создание комплексов для подготовки семян сельскохозяйственных культур объемом 10 тыс. т в год на РПУП «Устье» НАН Беларуси в Оршанском районе и по микроклональному размножению хозяйственно полезных растений в Центральном ботаническом саду.
По итогам 2020 года планируется выполнить все задачи госпрограммы. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме производства промпредприятий должен достичь 21,5 %, доля поставок наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта – 33,2 %. Планируется, что по итогам госпрограммы будет создано или модернизировано более 10 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
Какие налоговые льготы предоставлены технопаркам, рассказали в ГКНТ
Какие налоговые льготы предоставлены технопаркам, рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по науке и технологиям.
«Технопаркам и их резидентам предоставлен ряд налоговых льгот. В частности, для них установлена ставка налога на прибыль в размере 10 % (вместо стандартных 20 %), нулевая ставка налога на недвижимость и земельного налога, применяются понижающие коэффициенты при формировании арендной платы за государственные площади (для технопарков – 0,1, для резидентов – от 0,1 до 0,9), предоставляются льготы по ввозным таможенным пошлинам и налогу на добавленную стоимость. При наличии соответствующих решений местных советов депутатов технопарки освобождаются от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты (налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, налог при упрощенной системе налогообложения). Такие решения приняты для технопарков, действующих в городах Брест, Витебск, Гомель, Горки и Могилев», – рассказали в ГКНТ.
Главная цель технопарков – содействие созданию и развитию успешных инновационных предприятий и организаций. Резиденты технопарков ведут деятельность в различных направлениях, производя импортозамещающую и конкурентоспособную продукцию. К основным направлениям относятся производство оборудования для переработки различных видов сырья, химическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, производство климатической техники, инженерных систем, электронных приборов и бытовой техники, медицинская и фармацевтическая промышленность, биотехнологии, проектирование. Более половины резидентов реализуют проекты, относящиеся к V и VI технологическим укладам.
В целях развития инновационного предпринимательства и расширения деятельности существующих технопарков открываются региональные филиалы. Так, технопарк ООО «ИнКата» создал два филиала в Бобруйске и Молодечно, а ЗАО «Брестский научно-технологический парк» – филиал «Бурштын» в Барановичах.
В настоящее время ГКНТ активизирует работу по регистрации новых технопарков в регионах страны и расширению существующих площадок. Особое внимание уделяется обеспечению администрациями технопарков полного перечня услуг инновационного сервиса для резидентов, в том числе путем направления не менее 50 % средств фондов инновационного развития технопарков на финансирование инновационных проектов резидентов. «Технопарки должны стать ключевыми элементами инновационной инфраструктуры, обеспечивающими ускоренное внедрение разработок в производство, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках и развитие международного сотрудничества», – подчеркнули в ГКНТ.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси объявлен конкурс для назначения стипендий Президента аспирантам на 2026 год
В соответствии с Указом Президента от 6 сентября 2011 г. № 398 «О социальной поддержке обучающихся» Министерство образования совместно с Национальной академией наук Беларуси объявили о проведении открытого конкурса по назначению стипендий Президента аспирантам на 2026 год, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Национальной академии наук Беларуси.
Выдвижение кандидатур для назначения стипендий проводится в три этапа. Первые два этапа для участников из числа аспирантов, обучающихся в научных организациях Национальной академии наук Беларуси, проводятся в Академии наук. Информация о порядке и условиях проведения открытого конкурса размещена на сайте НАН.
Оформленные в соответствии с установленными требованиями документы необходимо представить до 15 сентября 2025 г. в главное управление кадров и кадровой политики аппарата НАН Беларуси по адресу: 220072, Минск, пр.Независимости, 66, к.404 (тел.: 350-26-03, отв. Иванюкович Анна Владимировна).
По информации
БЕЛТА
XII заседание Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства
В Минске состоялось очередное заседание Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства. Обсуждении актуальных вопросов прошло в гибридном формате. В нем приняли участие Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев, его заместитель Алексей Кубрин, а также представители Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, НАН Беларуси, НИЦ «Курчатовский институт» и другие.
Заседание прошло под председательством Сергея Шлычкова, Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, и Дениса Секиринского, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Комиссия рассмотрела ход выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года (2025–2030 гг.), примерный перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для дальнейшей разработки, утверждения и реализации, а также обсудила вопросы, касающиеся Премии Союзного государства в области науки и техники и Премии Союзного государства молодым ученым.
Кроме того, решением Комиссии утвержден план работы подкомиссии по интеллектуальной собственности на оставшийся период 2025 года, определены ее сопредседатели: от белорусской стороны – генеральный директор ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» Алексей Курман, от российской – исполняющий обязанности начальника Управления международного сотрудничества Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Владислав Мамонтов. На ряду с этим поддержаны предложения белорусской стороны по учету объектов интеллектуальной собственности, созданных в рамках программ Союзного государства.
На заседании также утвержден новый состав подкомиссии по развитию медицинской и фармацевтической науки и технологий.
По сообщению официального сайта
Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь
Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА
Что меняется в подходах к формированию госпрограмм на новую пятилетку, рассказал Министр экономики
Что меняется в подходах к формированию госпрограмм на новую пятилетку, рассказал журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь перед заседанием Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
«Сегодня в Правительстве рассмотрим выполнение государственных программ и определим наши подходы по госпрограммам на будущую пятилетку. За прошлый год у нас реализовывалось 29 госпрограмм. Динамика в принципе положительная. У нас нет низкоэффективных программ: в начале пятилетки такие были, но мы приняли дополнительные меры. Видим, что основные целевые показатели в большинстве своем выполняются», – сказал Юрий Чеботарь.
По его словам, за 2024 год некоторые госпрограммы даже повысили свою эффективность, в том числе «Дороги Беларуси» и «Цифровое развитие Беларуси».
Госпрограммы являются основным инструментом выполнения пятилетней программы социально-экономического развития Беларуси. «Достигнуты весомые результаты, но есть и недостатки. Мы посмотрели на те показатели, которые сегодня не выполняются, и увидели, какие меры нужно принять. В первую очередь нужно повысить связку между показателями программы социально-экономического развития и госпрограмм. Каждый показатель, каждая задача должны дойти непосредственно до исполнителя. Второе направление – надо разобраться со стройками. Мы будем предлагать, чтобы все инфраструктурные проекты по строительству социальных объектов были внесены в программы. Что это значит? В программах здравоохранения, образования и так далее должны быть единые перечни, из которых мы будем знать, сколько, где, что будем строить. Третье направление – цифровизация. Будем предлагать со следующего года внедрять специальный информационный комплекс, через который будет осуществляться контроль, мониторинг и принятие дополнительных мер для исполнения оцениваемых показателей мероприятий, оценки эффективности госпрограмм», – проинформировал Министр.
По его словам, подготовлен проект перечня госпрограмм на следующую пятилетку. «Мы немного оптимизировали перечень исходя из того, что каждая госпрограмма должна работать на приоритеты и основные направления пятилетки. Таким образом, в будущей пятилетке у нас будет порядка 20 программ. Мы сконцентрировали наши усилия на основных направлениях, а менее приоритетные включили в другие проекты», – заключил Юрий Чеботарь.
По информации
БЕЛТА