В 5 раз больше: в Беларуси увеличивается лимит оплаты по карте без ПИН-кода
Сейчас в одно касание можно оплатить покупку на сумму до 20 рублей.
Нововведение коснется держателей карточек Mastercard. Отныне сумма бесконтактной оплаты, при которой не потребуется ввод ПИН-кода, вырастет в нашей стране до 100 рублей.
Изменение затронуло сразу 29 стран. Стоит отметить, что в европейских государствах ряд инициатив Mastercard привел к резкому росту оплат бесконтактными картами и мобильными устройствами: около 75 % всех транзакций были бесконтактными.
Повышение суммы бесконтактной покупки без ввода ПИН-кода в скором времени позволит держателям карт и торговым предприятиям совершать больше платежных операций одновременно, быстро, безопасно и без использования наличных.
«Mastercard первой оценила потенциал бесконтактных платежей, и с 1 января 2020 года обеспечила готовность всех терминалов к приему этой технологии. Теперь мы все убедились, насколько быстро люди стали отдавать предпочтение оплате ежедневных покупок именно бесконтактно. И сегодняшнее заявление только отражает те быстрые изменения в поведении людей, которым мы все стремимся дать легкость, скорость, спокойствие и уверенность в постоянно изменяющемся мире», – отметили в компании.
С момента внедрения бесконтактной технологии оплаты Mastercard продвигает ее как простой, безопасный и быстрый способ безналичного платежа.
По сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси
Чтобы традиционных витаминов хватило до лета – закладка картофеля, овощей и яблок в стабфонды завершена. Полная готовность – к 15 ноября. Какова ожидаемая потребность в продукции с середины осени и практически до конца весны? В чем нюансы ее распределения? Какими будут цены на шесть регулируемых позиций в межсезонье? Об этом и многом другом «Р» рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
Под полную потребность
Министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович отметил, что для гарантированного обеспечения населения свежей плодоовощной продукцией в межсезонье с учетом возникающих определенных проблем в прошлые годы был подписан Указ Президента № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд». Согласно документу, формирование стабфондов переведено в систему госзаказа, где сельхозпроизводители – поставщики, сети или госорганизация – заготовители. Появилась норма о предварительном кредитовании аграриев в размере не более 30 процентов от стоимости поставки продукции, указанной в договоре с сетями. Ретейл может это делать как из своих средств, так и с помощью привлечения кредитов Беларусбанка и Белагропромбанка под 3 процента годовых. Кроме того, закреплены обязанности поставщика обеспечить выполнение условий договора, заготовителя – наличие полученной продукции в межсезонье, предусмотрена ответственность для сторон.
– Правила игры определены. Теперь ни фермер, ни торговля не могут сказать, что государство не создало приемлемых условий для их совместной работы в этом направлении, – акцентировал Министр.
Принятое в развитие Указа постановление Совмина № 399 «О порядке и условиях поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд» также скорректировало подходы по формированию стабфондов исходя из анализа ситуации за прошлые годы. Напомним, в последние пару лет впервые за долгое время стали закладывать в хранилища объем, равный полной потребности торговли и государственных социальных организаций, в частности школ, детсадов, больниц. И хотя в прошлом году были случаи перебоя в поставках продукции в ряд магазинов – сказались резко выросший спрос и непорядочность отдельных поставщиков, по своим причинам отказывавших в выполнении договоренностей, – вектор в целом оказался верным. Потому его решили сохранить, увеличив объемы. Так, на межсезонный период 2025/26 года потребность в борщевом наборе составляет 158,72 тысячи тонн. В том числе 121,77 тысячи тонн – для торговых сетей, 36,95 тысячи тонн – для учреждений соцсферы. Картофель должен быть заложен в общем в объеме 61,66 тысячи тонн, капуста – 26,26, свекла – 9,72, морковь – 15,23, репчатый лук – 17,27, яблоки – 28,58 тысячи тонн. Все объемы посчитаны с учетом возможностей сельхозорганизаций и согласованы регулятором – Минсельхозпродом.
По факту по ряду позиций имеем даже чуть больше потребности. Не пропадет, уверяют в МАРТ. Потому как сформированы графики поставок между производителями и организациями, за выполнением которых будут тщательно следить в ведомстве. По картофелю, моркови и свекле – по 31 мая включительно, по капусте, луку и яблокам – по 30 апреля.
– При этом в случае возникновения каких-либо дополнительных факторов, влияющих на объемы закладки, касающихся, например, сроков хранения, повышения либо снижения спроса, изменения условий на внешних рынках и других, у нас есть возможность оперативно внести корректировки в действующее постановление Совмина, – обратил внимание Артур Карпович.
Задача – сработать ритмично
Руководитель МАРТ подчеркнул:
– В целом мы постарались создать такую систему, где все участники заинтересованы в ритмичной партнерской работе. Потому как, например, сети уже внесли аванс в адрес производителей в размере 10 процентов от стоимости продукции, указанной в договорах поставки, – такой пункт есть в постановлении Правительства № 399. В последующем предоплата – по сути, кредит от торговли на срок до одного года в адрес сельхозпроизводителя – будет не более 30 процентов. Эта норма не распространяется на бюджетные организации и госзакупки.
Более того, как уже сейчас предусмотрено, если у производителя появятся излишки, когда, например, спрос будет меньше запланированного, он сможет их продать по согласованию с МАРТ, облисполкомами и Мингорисполкомом на иные цели. При этом доля кредитных средств, приходящихся на такую продукцию, будет считаться используемой по назначению. Если спрос будет выше ожидаемого, сельхозорганизации должны оперативно сообщить об этом в облисполкомы и Мингорисполком, которые вправе инициировать увеличение объемов госзаказа.
Юлить себе дороже: за то, что подвел партнеров, ответственных перед своим потребителем и страной, предусмотрена ответственность. Согласно изменениям в КоАП, вступившим в силу с 12 июля, предусмотрена административная ответственность за поставку (недопоставку) по заключенному договору продукции из стабфондов для республиканских нужд для поставщика и заготовителя, а также за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период. Это чревато штрафом в размере от 5 до 12 базовых величин на должностное лицо, на юридическое лицо – от 20 до 200 базовых.
– Настроены реагировать жестко при умышленных нарушениях. Опыт прошлого межсезонного периода это показал. Напомню, тогда впервые в истории МАРТ при разбирательстве ситуации с нехваткой в торговле ряда товаров так называемого борщевого набора при достаточном наличии остатков в стабфондах были применены нормы торгового законодательства в антимонопольных расследованиях. Так, согласно статье 24 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания», поставщикам запрещается совершать действия, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию, причиняют вред правам, свободам и законным интересам лиц, создают дискриминационные условия, навязывают контрагенту отдельные условия договора. В результате установили пять фактов нарушения поставщиками этой нормы. Приняты необходимые меры реагирования, в том числе проинформированы о подобных фактах местные органы власти и Минсельхозпрод как кураторы производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения поставок ее в торговлю. Надеемся, что недобросовестные поставщики сделали необходимые выводы и подобных нарушений больше не повторится. Потребитель не должен страдать от умышленного недобросовестного поведения производителей, – озвучил позицию Артур Карпович.
Цена и качество в приоритете
Примечательно, что стоимость продукции из стабфондов постоянно регулируется, чтобы избежать ценовых всплесков и обеспечить доступность широким слоям населения. Так, установлены предельные максимальные розничные цены: на картофель – 1,07 рубля за килограмм, на свеклу – 1,17, на морковь – 1,35, на капусту – 1,62, на лук – 1,68, на яблоки – 4,8 рубля.
Качество картофеля, овощей и яблок тоже в приоритете. Потому теперь допустимый размер картофеля при реализации составляет 45–80 миллиметров – в ГОСТ внесли изменения, увеличив минимальный размер на 10 миллиметров. На это пошли, чтобы упредить недовольство покупателей, повысить качество поставляемой продукции: непорядок, когда в стране, славящейся на весь мир бульбой, внешний вид этой продукции на прилавках иногда оставлял желать лучшего.
Мария Друк, « Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
Евразийским межправительственным советом 30.09.2025 принято решение № 5 «О начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, на постоянной основе», в соответствии с которым механизм прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, начинает функционировать на постоянной основе на территории ЕАЭС с даты вступления в силу решения № 5.
Решение № 5 вступает в силу 01.09.2026.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Начальник филиала Банка развития в Минске Евгений Губейко рассказал в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, что является ключом к успешному проекту «Региональной инициативы».

(фото – БЕЛТА)
Ключевым в получении быстрого и качественного финансирования по «Региональной инициативе» является наличие бизнес-идеи. Однако от бизнес-идеи до качественного документа, который будет использоваться инвестором, заказчиком и банком для принятия решения, необходим полноценный бизнес-план, отметил Евгений Губейко.
«Для крупных предприятий составление бизнес-плана обычно не представляет особых сложностей, но для малого бизнеса – это одна из основных трудностей. Важно, чтобы бизнес-план учитывал все аспекты деятельности: правильно оценивал капитальные затраты, затраты на производство и чистый оборотный капитал, сроки реализации и этапы работы, а также содержал грамотный календарный график реализации», – пояснил он.
Банк развития оказывает помощь в составлении таких бизнес-планов, используя многолетний опыт финансирования инвестиций. В штате банка работают специалисты, которые как анализируют бизнес-планы, так и сами имеют опыт их составления. «В группе Банка развития есть Агентство внешнеэкономической деятельности, которое предоставляет консалтинговые услуги, включая составление бизнес-планов. Эта услуга платная, стоимость определяется индивидуально для каждого проекта. Главное, что составленные таким образом бизнес-планы соответствуют требованиям и подходам Банка развития, обеспечивая высокое качество документации для успешного финансирования проекта», – обратил внимание начальник филиала.
При входе такого пакета документов вероятность того, что он будет рассматриваться быстрее, с меньшим объемом доработок и, соответственно, с меньшими затратами на доработки, если брать внешних разработчиков, значительно выше, подчеркнул он и добавил: взаимодействие с Агентством внешнеэкономической деятельности положительно влияет на возможности оперативного и качественного финансирования.
Услуги агентства довольно популярны. «Большая часть проектов, если говорить о составлении бизнес-планов не силами предприятия, а внешними, обращаются именно в агентство, – сказал Евгений Губейко. – Организация работает не весь срок, что функционирует Банк развития, то есть это молодая организация по сути, но с каждым годом демонстрирует значительный рост качества услуг, а также увеличение объемов заявок и подготовленных бизнес-планов, которые приходят на рассмотрение в банк и к прочим инвесторам».
Помимо бизнес-плана, для промышленных предприятий и проектов ключевыми являются виды строительных работ: монтаж, модернизация, реконструкция или строительство. Часто инициаторы пытаются упростить задачу, не учитывая тонкости законодательства и не оформляя предпроектную документацию, которая необходима для технической модернизации. Без предпроектной документации проект не может полноценно двигаться вперед, и зачастую после первичных попыток упрощения процесс возвращается назад, требуя ее оформления.
Предпроектная документация включает анализ экономических и технических характеристик проекта, его обоснование и план реализации. Она необходима для соблюдения законодательства и успешного прохождения всех согласований. Важно, чтобы инициаторы представляли именно те документы, которые требуются по закону, так как это обязательное условие для продолжения реализации проекта.
По информации БЕЛТА
В Беларуси скорректированы ветеринарно-санитарные правила для организаций, осуществляющих производство, хранение и реализацию молочной продукции. Это предусмотрено постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 сентября 2025 г. № 81, сообщает БЕЛТА.
Как пояснили БЕЛТА в пресс-службе Минсельхозпрода, документ включил в себя требования в области безопасности в ветеринарно-санитарном отношении по всей цепочке производства молочной продукции, начиная от поступления молока-сырья и до выпуска готовой продукции.
«Исключены излишние требования, не относящиеся к области ветеринарии. Актуализированы и детализированы требования, касающиеся условий выпуска молочной продукции, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении, включая требования к организации производственного контроля молока-сырья и молочной продукции на предприятии, производственным процессам, обеспечению водой, вспомогательному сырью и материалам, терминологии. При разработке правил также были учтены рекомендации контрольно-надзорных органов стран – импортеров белорусской молочной продукции, высказанные в ходе ранее проведенных аудитов (требования к вентиляции, личной гигиене работников молокоперерабатывающих предприятий и др.)», – пояснили в Министерстве.
Кроме того, включены актуальные требования к проведению мойки и дезинфекции, контролю результативности их проведения, что является важным условием выпуска безопасной продукции.
«Актуальность требований вновь разработанных ветеринарно-санитарных правил обусловлена не только необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством в области ветеринарии, включая Закон о ветеринарной деятельности, но и в связи с постановлением Министерства здравоохранения от 29 сентября 2025 г. № 121», – добавили в пресс-службе.
Утратили силу действующие ветеринарно-санитарные правила для молокоперерабатывающих предприятий, в том числе для предприятий, изготавливающих мороженое, продукцию детского питания. Новая редакция нормативного правового акта будет способствовать выпуску качественной и безопасной молочной продукции, увеличению экспортных возможностей предприятий.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
В Беларуси вступили в силу изменения в организацию торговли в сельской местности через передвижные торговые объекты. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 3 ноября 2025 г. № 608 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 294», сообщает БЕЛТА.
В частности, скорректировано наименование админпроцедуры 8.3.1. Она предполагает согласование маршрута движения автомагазина. Однако если ранее такое согласование требовалось только в случае реализации алкогольных напитков, то сейчас – всем, кто торгует на территории сельской местности независимо от ассортимента товаров.
Процедура включает подачу заявления в службу «одно окно», рассмотрение дела и принятие решения уполномоченным органом. Обратиться юрлица могут, подав письменное заявление и предоставив маршрут движения автомагазина.
Маршрут движения – путь следования передвижного торгового объекта или объекта общественного питания с указанием адресных ориентиров мест остановки, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами, – времени прибытия и убытия с этих мест.
По информации БЕЛТА
