Минфин ведет переговоры с ВБ и ЕИБ по финансированию в связи с COVID-19 и рассмотрит предложения МВФ
Министерство финансов ведет переговоры с Всемирным банком и Европейским инвестиционным банком по финансированию в связи с COVID-19 и рассмотрит предложения Международного валютного фонда. Об этом сообщил журналистам Министр финансов Беларуси Максим Ермолович.
«Мы уже начали активно работать с Всемирным банком для поддержки Минздрава, готовить соглашение. С Европейским инвестиционным банком переговоры тоже начались», – сообщил Максим Ермолович.
Финансирование Всемирного банка может составить до $50 млн в эквиваленте и выделяться в три этапа. На первом из них может быть получено до $20 млн для закупки медицинских изделий (масок, антисептиков и др.). Второй и третий этапы предполагают покупку медицинского оборудования, замену медтранспорта и т.п.
С Европейским инвестиционным банком повестка шире, но основная задача – работа именно по прямым затратам Министерства здравоохранения на борьбу с коронавирусом и соответствующим закупкам.
МВФ предлагает странам механизм ускоренного финансирования. Как пояснил Максим Ермолович, с учетом того, что квота Беларуси в МВФ составляет 681,5 млн СДР, страна фактически может претендовать на $450 млн ежегодного финансирования в течение двух лет. Таким образом, итоговая сумма может составить около $900 млн. Вместе с тем министр обратил внимание на то, что это новый механизм МВФ, его еще предстоит проработать. «Но, в принципе, это надо рассматривать», – добавил он.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
Бесшовный переход в юридические лица позволяет белорусскому бизнесу увеличивать масштабы, заявил журналистам Министр финансов Юрий Селиверстов на полях второго республиканского форума женщин-предпринимателей «Энергия и созидание», передает корреспондент БЕЛТА.
На протяжении двух дней, 29–30 мая, женщины-предприниматели со всей Беларуси обсуждают насущные вопросы, делятся опытом. Сегодня у них состоялась встреча с министрами. «Вопросы поднимались разнообразные: от условий торговли до налогообложения. Жизнь не стоит на месте, вносятся определенные коррективы в налогообложение. И обратную связь, как по факту это влияет на людей, важно слышать. Естественно, есть и другие инструменты работы: рассмотрение обращений, некие письма. Но понятно, что в этих всех документах порой нельзя отразить всех нюансов, которые можно в дискуссии уточнить сразу на месте. Поэтому обратная связь достаточно важна», – рассказал Юрий Селиверстов.
Министр отметил, что для сферы малого бизнеса в Беларуси в последнее время принят ряд различных мер, которые эффективно сказались на его развитии. «Cегодня мы концентрируемся на том, что это предпринимательство в широком смысле слова трансформируется в такой уже более укрупненный бизнес, создание юрлиц. И те режимы для налогообложения, которые применяются для таких юрлиц, бесшовный переход, так называемый, из индивидуального предпринимателя в юридическое лицо – принято много документов, чтобы упростить это, – отметил Министр. – Бизнес, в том числе женский, выходит на большие масштабы, становится более крупным значимым юрлицом. Бизнес трансформируется, виды экономической деятельности приобретают некое новое лицо. Стараемся под это подстраиваться, чтобы, с одной стороны, не упустить тот доход, который должен бизнес вносить в государственную казну, но и с другой стороны, чтобы не было препятствий для ведения этого бизнеса».
По информации БЕЛТА
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 7/31/56 «Об изменении постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6» принято с целью приведения законодательства в соответствие с распоряжением Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2024 г. № 219рп «Об особенностях учета имущества, полученного в безвозмездное пользование» (распоряжение № 219рп).
Имущество, переданное по отдельным видам договоров безвозмездного пользования, определенное распоряжением № 219 с 1 июля 2025 г. подлежит учету у ссудополучателей в качестве объектов основных средств и, соответственно, является объектом начисления амортизации. С учетом особого характера использования и восстановления данного имущества, постановлением № 7/31/56 определены особенности начисления амортизации по такому имуществу (глава 8 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Особый порядок начисления амортизации предусмотрен для ограниченного круга имущества – основных средств, принятых к бухгалтерскому учету:
- ссудополучателями, являющимися хозяйственными обществами, созданными в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий, колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов), приватизации арендных и иных предприятий, их правопреемниками, а также республиканскими государственно-общественными объединениями;
- по договорам безвозмездного пользования, заключенным в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-ХII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-3 «О республиканских государственно-общественных объединениях», подпунктом 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2010 г. № 388 «О порядке распоряжения государственным жилищным фондом», пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 330 «О распоряжении имуществом», решениями местных Советов депутатов;
- от государственных органов и организаций, их структурных подразделений, наделенных правами юридического лица, государственных юридических лиц, за которыми эти основные средства не закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
С 1 июля 2025 года порядок начисления амортизации ссудополучателем по указанным видам имущества (основных средств) зависит от сформированной величины суммы доходов будущих периодов относящейся к стоимости этих основных средств:
- в пределах суммы доходов будущих периодов, отраженных по каждому объекту основных средств (включая суммы переоценки) – амортизационные отчисления подлежат отнесению на уменьшение доходов будущих периодов (абзац второй пункта 72 Инструкции № 37/18/6). Данные суммы амортизации не подлежат включению в затраты на производство, расходы на реализацию, в состав прочих расходов по текущей деятельности, прочих расходов;
- от стоимости, превышающей сумму доходов будущих периодов, относящуюся к данному основному средству, – амортизационные отчисления включаются в затраты на производство, расходы на реализацию, в состав прочих расходов по текущей деятельности, прочих расходов в общеустановленном порядке (абзац третий пункта 72 Инструкции № 37/18/6).
Непосредственный порядок отражения на счетах бухгалтерского амортизационных отчислений по указанным в пункте 71 Инструкции № 37/18/6 объектам основных средств осуществляется в соответствии с постановлением Министерства финансов от 30 апреля 2025 г. № 30 «Об особенностях бухгалтерского учета имущества, полученного в безвозмездное пользование».
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке». В соответствии с документом к видам такой поддержки отнесены бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, вклады в уставные фонды юридических лиц, вносимые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также бюджетные займы и другие виды господдержки. Кто и на каких условиях может на нее претендовать, рассказали в Министерстве экономики.
Комплексный подход
Сегодня в стране функционируют различные механизмы поддержки предприятий и в рамках системных решений руководства страны, и в индивидуальном порядке. Государство оказывает поддержку субъектам хозяйствования, выделяя бюджетные средства как для реализации инвестиционных проектов, так и для стабилизации финансового положения. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, увеличение отдачи от таких вложений стало предпосылкой для принятия Указа № 177.
– Документ ориентирован на субъектов хозяйствования, претендующих на государственную финансовую поддержку, – отмечает начальник главного управления методологии и координации государственных программ Министерства экономики Елена Прудникова-Кирпиченок. – Указ № 177 определил перечень видов государственной финансовой поддержки. Это бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц за счет средств бюджета, а также предоставление бюджетных займов по решению Президента. Сохранена и возможность предоставления государственной финансовой поддержки в иных видах по решениям Главы государства.
Четкие критерии
Следующая важная новация документа – четкие требования для получения такой поддержки и контроль за реализацией принятых решений. Суть требований – установление для организаций, получивших финподдержку, показателей, на основании которых оценивается эффективность такой поддержки, а также ответственность за невыполнение условий оказания поддержки. Финансовая поддержка, предусмотренная указом, может быть оказана любому юридическому лицу, которое является коммерческой организацией. Исключения – банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, то есть на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается: финансовая поддержка может быть оказана индивидуально.
– К примеру, инвестор претендует на получение бюджетного трансферта, взял на себя соответствующие обязательства, но реализовать проект в сроки, установленные бизнес-планом, не смог. В этом случае в возмещении части капитальных затрат ему будет отказано, – поясняет Елена Прудникова-Кирпиченок. – Нарушение условий предоставления бюджетных займов на стабилизацию финансового состояния организации влечет удорожание предоставленных средств. По нашему мнению, такая мера послужит хорошим стимулом для эффективного использования ресурсов.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, получающей государственную поддержку, во-вторых, руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий заместитель Премьер-министра. Основными показателями эффективности станут рост рентабельности продаж и увеличение производительности труда.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 21 мая 2025 г.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке».
В соответствии с документом к видам такой поддержки, оказываемой в индивидуальном порядке, отнесены бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, вклады в уставные фонды юридических лиц, вносимые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также бюджетные займы и иные виды господдержки, предоставляемые за счет бюджетных средств.
Указом установлено, что при внесении предложений о господдержке обязательно наличие экономического обоснования ее целесообразности и заключения о конкурентоспособности выпускаемой продукции. Кроме того, в решениях о господдержке обязательно должны быть закреплены ответственность должностных лиц и показатели деятельности организаций, являющиеся условиями для ее оказания. Введен запрет на последующую корректировку таких показателей.