20.03.2020
Страны ЕАЭС договорились об обмене информацией
18 марта на территории Евразийского экономического союза вступили в силу Правила реализации общих процессов в сфере информационного обеспечения санитарных мер.
Работа над совершенствованием этих процессов началась давно, но пандемия коронавируса показала, насколько важен своевременный обмен информацией для предотвращения распространения инфекций, особенно для государств с экономически проницаемыми границами.
Документ, утвержденный Евразийской экономической комиссией, регламентирует создание и работу информационных ресурсов, с помощью которых уполномоченные органы стран ЕАЭС в автоматизированном режиме будут обмениваться информацией для обеспечения санитарно‑эпидемиологического благополучия.
Во‑первых, это обмен данными о выданных свидетельствах о государственной регистрации продукции, во вторых – об обнаружении инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и распространении на таможенной территории Союза продукции, опасной для жизни, здоровья человека и окружающей среды, и в третьих – о принятых санитарных мерах, в том числе временных. Все это даст возможность быстро узнавать об угрозах и чрезвычайных ситуациях санитарно‑эпидемиологического характера, вводить санитарные меры и ограничивать трансфер опасных товаров.
Данные информационных ресурсов подлежат публикации на информационном портале ЕАЭС.
Первый из них – это уже работающий единый реестр свидетельств о государственной регистрации продукции, который формирует Евразийская экономическая комиссия. В нем сводятся данные национальных реестров, которые ведут уполномоченные органы стран ЕАЭС (например, в России это Роспотребнадзор, а в Республике Беларусь – Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья). Продукция, включенная в каждый из реестров, может продаваться в любой стране Евразийского экономического союза.
Предстоит создать общую базу данных о случаях обнаружения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний: как следует из утвержденных правил, в нее будут вносить факты выявления болезней, данные об их локализации и ликвидации, сведения о результатах расследований их причин, в том числе о продукции, которая могла их вызвать.
Предполагается создание отдельной базы данных о продукции, опасной для жизни, здоровья человека и среды его обитания. Также в единый реестр будут обобщены данные о временных санитарных мерах в странах ЕАЭС. Размещать данные о принимаемых мерах санитарной охраны уполномоченные органы смогут через собственный личный кабинет на информационном портале Союза. На портале будет доступен целый ряд сервисов – от поиска и справок до срочных уведомлений.
– Мы находимся в начале большого пути. Обмен данными повысит эффективность взаимодействия между уполномоченными органами и органами стран Союза, выполняющими контрольно‑надзорные функции, включая таможенные органы. Сведения станут доступнее, появится возможность использовать информацию из баз данных для аналитической обработки и статистического анализа для прогнозов и предупреждения вспышек заболеваний, – отмечает директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Игорь Гаевский.
Алена Баталова, «Союз. Беларусь-Россия», 19 марта 2020
Общий биржевой рынок ЕАЭС может заработать к 2030 году
Общий биржевой рынок ЕАЭС может заработать к 2030 году. Об этом заявил журналистам член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович на Международном биржевом форуме, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы формирования общего биржевого рынка в странах ЕАЭС. Для реализации этой концепции разработана программа. Она уже прошла все необходимые согласования и ожидает своего рассмотрения на уровне глав правительств. Надеемся, что на ближайшем заседании Евразийского межправсовета программа будет утверждена и это даст старт разработке правовых основ для формирования общего биржевого рынка. То есть мы начнем формировать законодательство, создавать правовые механизмы для эффективного взаимодействия бирж между собой, в том числе по формированию ценовых индикаторов. Практика, наработанная биржами на двусторонней и многосторонней основе, опыт их взаимодействия даст возможность сформировать право союза таким образом, чтобы оно работало и применялось», – сказал Максим Ермолович.
По его словам, общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. «Работа общего биржевого рынка на пространстве Евразийского экономического союза даст много преимуществ: сотрет препятствия, барьеры, которые, возможно, остались в взаимной торговле, установит понятные правила взаимодействия между поставщиками и покупателями, будет способствовать формированию справедливых цен. Это важный инструмент движения товаров. Общий рынок позволит расширять использование наших собственных валют для расчетов. Словом, можно бесконечно перечислять преимущества от создания общего биржевого рынка. Для нас самым важным здесь является развитие конкуренции. Конкуренция будет повышать эффективность национальных экономик и отдельных производителей. Чем больше товаров будет представлено на общем рынке, тем большей эффективности в торговле мы сможем достичь», – отметил министр ЕЭК.
Он также ответил на вопрос о сроках, когда может заработать общий биржевой рынок ЕАЭС. «Этап формирования законодательства мы завершаем в 2027 году, то есть фактически нормы права смогут применяться уже с 1 января 2028 г. Полноценный общий биржевой рынок должен заработать к 2030 году. То есть у нас остается пять лет на то, чтобы реализовать все этапы нашей программы. В принципе, этого времени достаточно, если мы найдем необходимый консенсус всех стран для того, чтобы пойти на максимальное открытие рынков друг для друга в рамках общего биржевого пространства. К моему большому сожалению, энергетические товары исключены на данном этапе из общего биржевого рынка ЕАЭС. Но думаю, что в перспективе мы придем к тому, что у нас возникнет биржевая торговля энергетическими товарами. Поэтому охват рынка будет постепенно расширяться. Главное начать с чего-то, и впоследствии рынок сам отрегулирует, какие товары будут на нем торговаться. Насколько эффективно торговля будет осуществляться, настолько будут расти и расширяться биржевые торги», – обозначил Максим Ермолович.
По информации
БЕЛТА
Одобрены проекты соглашений, направленных на упрощение взаимной торговли партнеров по ЕАЭС с третьими странами
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил в качестве основы для проведения переговоров проекты двух международных договоров, направленных на упрощение взаимной торговли и развитие сотрудничества партнеров по ЕАЭС с третьими странами. Соответствующие указы Глава государства подписал 9 июня.
Одобрен проект Временного торгового соглашения между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Монголией с другой стороны, а также проект Соглашения об экономическом партнерстве между ЕАЭС и его государствами-членами с одной стороны и Объединенными Арабскими Эмиратами с другой стороны.
На проведение переговоров по проектам соглашений и их подписание уполномочено Правительство.
Минэкономики: вопрос об отмене роуминга в странах ЕАЭС бурно обсуждается
Вопрос об отмене роуминга в странах ЕАЭС бурно обсуждается. Об этом рассказала заместитель Министра экономики Алеся Абраменко в эфире «Первого информационного», сообщает
БЕЛТА.
С повестки дня вопрос об отмене роуминга в странах ЕАЭС не снят, заметила Алеся Абраменко. «Сейчас с партнерами ведется бурное обсуждение о том, как быстро можно преодолеть протекционизм национальных операторов. Мы долго к этому шли даже в рамках Союзного государства. С 2019 года у нас началось послабление, про домашние тарифы начали говорить и вводить их в действие. Мы посмотрели, что за несколько лет значительно прирос объем телекоммуникационных услуг – с момента 2019 года это 30 % в год», – сказала она.
Примером договоренности с Российской Федерацией Беларусь хочет поделиться с другими государственными членами. «Хотим предложить им начать постепенно принимать эти меры, которые будут способствовать получению гражданами услуг по комфортным тарифам. Мы же можем говорить не только о голосовых услугах, которыми люди сейчас, наверное, в меньшей степени пользуются, а больше пользуются передачей данных. С чего-то надо начинать», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА
Какие инициативы внесла Беларусь в рамках председательства в ЕАЭС, рассказали в Минэкономики
Заместитель Министра экономики Алеся Абраменко рассказала в эфире
«Первого информационного», какие инициативы внесла Беларусь в рамках председательства в ЕАЭС, сообщает
БЕЛТА.
В обращении Главы государства в рамках председательства были заложены приоритеты – технологический суверенитет, продовольственная безопасность, развитие транспортной инфраструктуры и позиционирование союза на международной арене, отметила Алеся Абраменко. «С начала года белорусской стороной был внесен ряд инициатив, которые касаются подходов по формированию единой импортозамещающей политики на основе национальных импортозамещающих политик государств-членов. То есть каждая страна в одиночку борется с проблемой с импортом, но проще к ней подходить вместе, потому что какая-то страна имеет компетенции в одной сфере, у другой страны компетенции в другой. Проще решить эти вопросы вдвоем, втроем, чем только одной стране этим заниматься», – уверена замминистра.
Беларусь внесла инициативу по комплексу инвестиционных мер. «Несмотря на то, что инвестиции растут, мы говорим о том, что надо посмотреть на этот вопрос более пристально, посмотреть на гарантию защиты прав инвесторов и вообще посмотреть, что мы можем добавить в договоре о союзе, потому что тема инвестиционная практически там не освещена, только в рамках каких-то точечных моментов», – заметила она.
Кроме того, в начале года в рамках заседания органов союза были инициативно белорусской стороной внесены предложения о развитии биржевого рынка и пространства, чтобы ускорить этот процесс. «Концепция принята в прошлом году и программа сейчас рассматривается. В ближайшее время на совете будет утверждена программа развития биржевых рынков», – добавила замминистра.
Также Беларусь выступила с инициативой для того, чтобы ускорить подписание соглашения об электронной торговле. «Это тоже важно, потому что в каждой стране сейчас электронная торговля занимает достаточно большое место. Стороны должны договориться о том, как урегулировать эти вопросы, в том числе и налогообложение электронных товаров, и таможенный контроль электронных товаров, и качество электронных товаров», – пояснила Алеся Абраменко.
Помимо этого, недавно были утверждены рекомендации по качеству стандартов туристических услуг. «В этом году должна заканчиваться разработка концепции развития туристических услуг. Создается такой совместный портал. Были разработаны маршруты туристических услуг в рамках ЕАЭС, поэтому это тоже один из приоритетов», – рассказала замминистра.
По информации
БЕЛТА
Совет ЕЭК усовершенствовал процедуру восстановления тарифных преференций
Совет Евразийской экономической комиссии принял решение об упрощении процедуры восстановления тарифных преференций. Документ предусматривает дополнительный случай, когда декларант может воспользоваться этим правом.
При восстановлении тарифных преференций декларант имеет право предоставить сертификат о происхождении товара, даже если срок его действия истек на момент подачи заявления в таможенный орган. Однако в этом случае важно, чтобы сертификат был действителен на дату регистрации декларации на товары.
Декларант может не представлять сертификат о происхождении товара в случае наличия у таможенного органа возможности проверки сертификата с использованием электронной системы верификации происхождения товаров.
Решение принято по результатам анализа правоприменительной практики ЕАЭС, а также с учетом предложений бизнес-сообщества.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии