20.03.2020
Где людям с инвалидностью оказывают помощь в трудоустройстве?
Вот цифры за прошлый год: в стране на учете органов по труду, занятости и социальной защите состоят 569 тысяч людей с инвалидностью, из них 119 тысяч имеют трудовые рекомендации и 68 тысяч работают.
В то же время многие остаются не у дел, и причины долго искать не приходится: к кому-то не благоволят наниматели, кто-то, получив неудачный опыт при самостоятельной попытке трудоустроиться, опускает руки. Где помогут найти подходящую вакансию и пройти весь путь – от собеседования до подписания контракта?
Еще в 2009 году появилось постановление Совета Министров № 128 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности». Посодействовать в получении или восстановлении необходимых навыков и знаний, повысить конкурентоспособность людей с инвалидностью на рынке труда, помочь устроиться на работу по специальности – такие задачи обозначены в документе. Как достигают их на практике? В первую очередь каждому, кто имеет трудовые рекомендации, сообщают о возможности обратиться в службу занятости за помощью в поиске свободного места, рассказывает заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома Наталья Игнатович:
– Мы информируем людей о том, что можем предложить вакансии, организовать адаптацию к трудовой деятельности. Также предлагаем услугу сопровождения – помочь написать резюме, характеристику, связаться с нанимателем, оформить документы, подготовить к собеседованию. За счет средств фонда соцзащиты населения финансируем создание специализированных рабочих мест для людей с инвалидностью, компенсируем расходы нанимателя по выплате зарплаты и отчислениям налогов и взносов в ФСЗН. На данный момент в Минской области проживают почти 34,9 тысячи инвалидов трудоспособного возраста, из них 16,7 тысячи имеют трудовые рекомендации, работают – 9736. В прошлом году в службу занятости обратились 679 людей с инвалидностью, 317 были трудоустроены.
Прийти в службу занятости – первый шаг, но кому-то и он дается нелегко. Ведь одно дело, когда инвалидность связана с физическими ограничениями, другое – если человек имеет трудности в коммуникации, понимании информации, обращает внимание специалист по сопровождаемому трудоустройству Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Эдуард Шипицын:
– На протяжении семи лет мы занимаемся трудоустройством людей с инвалидностью в возрасте от 18 до 31 года, большинство из которых имеют умственные нарушения. Даже при условии, что у них есть среднее специальное образование, полученное в колледже, они не всегда понимают, где искать вакансии, о чем говорить с работодателем. Задача ассистента по сопровождению – стать связующим звеном между молодым человеком, который нуждается в работе, и нанимателями. Причем важно не просто отвести соискателя за руку к порогу предприятия, но и научить выполнению обязанностей, первичным трудовым навыкам, общению с коллегами.
Услугу сопровождаемого трудоустройства успешно апробировали в Минске и с мая прошлого года начали внедрять в регионах. Подсчитали и экономическую выгоду для государства: один рубль, затраченный на ассистента по сопровождению, позволяет вернуть в бюджет 14 рублей – трудоустроенные платят налоги и взносы в ФСЗН, совершают больше покупок, приводит аргументы Эдуард:
– Чтобы подготовить специалистов по сопровождаемому трудоустройству для регионов, минские координаторы проведут тренинги и семинары, будут курировать рабочие группы на местах, что позволит увеличить количество трудоустроенных людей с инвалидностью. Но уже сейчас можно сказать, что в этом направлении сделаны хорошие шаги. В 2016 году Беларусь ратифицировала и подписала Конвенцию о правах людей с инвалидностью, и обязательства, которые страна взяла на себя, выполняются.
БУДЬ В КУРСЕ!
За помощью в трудоустройстве можно обратиться в:
- органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства;
- к специалистам Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам либо по телефону в Минске (017) 320-03-88.
Зубкова Мария, «Знамя юности», 19 марта 2020 г.
Для закрепления молодых специалистов на местах. Профсоюзы предлагают допмеры по развитию наставничества
Профсоюзы предлагают дополнительные меры по развитию системы наставничества. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Беларуси.
Каждая организация заинтересована в том, чтобы сохранить свой кадровый потенциал, закрепить молодых специалистов на рабочих местах. Но сегодня недостаточно просто принять на работу специалиста. Важно создать такие условия, при которых у молодого человека будет желание не только остаться на работе, но и работать на результат. К работе они приступают практически без опыта, но, как правило, с желанием показать и реализовать себя. Помочь раскрыть им свой потенциал помогают именно наставники. И их роль в повышении профессионального уровня молодежи сложно переоценить.
На сегодняшний день организация наставничества обеспечивается на основании принятых на предприятиях локальных правовых актов. Меры поддержки наставников различные. Они включают в себя как моральное, так и материальное стимулирование. Например, все больше проводится конкурсов профмастерства, в рамках которых отдельно отмечаются лучшие наставники. Также локальные документы содержат немало положений по материальной поддержке – это премирование, установление надбавок и т.д.
Для дальнейшего развития такой практики, для более эффективной защиты интересов всех участников Федерация профсоюзов Беларуси работает над внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
Как отметили в пресс-службе ФПБ, это своевременный и необходимый шаг. Без четкого законодательного определения роль наставника остается размытой. Кроме того, представители профсоюзов в своей работе уже сталкивались с примерами, когда наниматели не выполняли свои договоренности по поддержке наставников. Например, профсоюзный специалист проводил мониторинг оплаты труда в организациях здравоохранения Витебщины и в отдельных учреждениях выявил факты невыполнения приказов отраслевого министерства в части материального стимулирования наставников молодежи. На основании рекомендации, составленной профсоюзом, работникам было выплачено свыше Br4,5 тыс.
По информации
БЕЛТА
Минздрав пояснил, кто может продавать лекарства через интернет
Розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом в Беларуси возможна только посредством интернет-аптек. Разъяснения даны в связи с поступающими обращениями о том, что граждане все чаще приобретают через интернет-платформы некачественные лекарства, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Министерства здравоохранения.
Закон № 161-З от 20 июля 2006 г. «Об обращении лекарственных средств» распространяется на всех юридических лиц, которые реализуют лекарства на территории Беларуси и имеют лицензию на фармацевтическую деятельность.
В Минздраве пояснили, что розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом может осуществляться только посредством интернет-аптек, деятельность которых регулируется Инструкцией о порядке розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом, утвержденной постановлением профильного Министерства № 69 от 3 мая 2023 г.
Перечень юридических лиц, осуществляющих розничную реализацию лекарств дистанционным способом, размещен на сайте государственного учреждения «Государственный фармацевтический надзор в сфере обращения лекарственных средств «Госфармнадзор».
Сведения о лицах, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, размещаются в Едином реестре лицензий (
https://license.gov.by/).
Реализация лекарственных препаратов дистанционным способом иными лицами через интернет-магазины, веб-сайты, группы в мессенджерах и иных онлайн-площадках на территории Беларуси является незаконной.
Министерство здравоохранения обратило внимание, что все претензии на качество приобретенного в неустановленных местах (за рубежом или на зарубежных интернет-площадках) лекарственного препарата нужно направлять производителю или продавцу. Покупка лекарств посредством интернет-площадок, социальных сетей, веб-сайтов и приложений для мобильных устройств не гарантирует приобретение качественных и не фальсифицированных препаратов.
Поэтому для обеспечения качественной и своевременной медицинской помощи Минздрав рекомендует приобретать лекарственные препараты на территории Беларуси только посредством аптек и интернет-аптек, которые несут ответственность за качество, эффективность и безопасность реализуемых лекарственных препаратов.
По информации
БЕЛТА
Минздрав о применении отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности
В связи с возникновением вопросов у пациентов и их нанимателей Министерство здравоохранения предоставляет пояснения по применению отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (в редакции постановления от 3 декабря 2024 г. № 165/96).
Действие подпунктов 4.21 и 4.15 данной инструкции распространяется на лиц, которым пособие по временной нетрудоспособности назначается за счет средств государственного социального страхования. В случаях, когда выплата пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393, указанные подпункты не применяются.
При оформлении журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 8 Инструкции, а также при оформлении листков нетрудоспособности в случаях, указанных в подпункте 50.15.1 и пункте 51 (при выдаче дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного или пришедшего в негодность), частях второй и третьей подпункта 50.19 Инструкции (при выдаче нескольких листков нетрудоспособности в течение одного непрерывного случая временной нетрудоспособности), слово «серия» в записи не вносится, но сведения о серии листка нетрудоспособности в виде буквенного обозначения указываются.
Например: «продолжение ЛН АА № 1234567».
Указанные нормы будут детально разъяснены при очередной редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
В преддверии летних отпусков не забудьте о тонкостях трудового законодательства
Кому положены сезонные преференции?
В летнее или другое удобное время отпуск предоставляется лицам моложе 18 лет, ветеранам Великой Отечественной и боевых действий на территории других государств, матерям (мачехам), воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 14 лет, родителям ребенка-инвалида до 18 лет, тем, кто пострадал от аварии на ЧАЭС, почетным донорам крови, Героям Беларуси, Советского Союза или Соцтруда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы.

Можно ли подвинуть график?
Очередность предоставления отпусков устанавливается в соответствии с графиком – он утверждается в организации каждый год не позднее 5 января. При его составлении, как правило, мнение работника учитывается. Но есть случаи, когда трудовой отпуск может быть перенесен или продлен. Это временная нетрудоспособность работника, наступление срока отпуска по беременности и родам, привлечение работника к выполнению государственных обязанностей с правом на освобождение от работы, совпадение трудового отпуска с отпуском для получения образования, невыплата отпускных. А также – внимание! – при согласии сторон.
Сроки и переносы: что следует знать?
Трудовой отпуск исчисляют в календарных днях – включая субботы и воскресенья. Праздники, имеющие статус нерабочих дней, в этот период не включаются и, соответственно, не оплачиваются. Важный момент: когда перенесенный из-за праздников рабочий день приходится на отпуск, то и дни отрабатывать не нужно. К слову, нынешним летом один такой перенос будет: будний день 4 июля (пятница) сразу после Дня Независимости переносится на субботу, 12 июля. И еще: оформлять трудовой отпуск с праздничного нерабочего дня нельзя.
Деньги – только вперед?
Наниматель обязан выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска, если он предоставляется в соответствии с графиком. Если же человек уходит на отдых «экспромтом», но по договоренности с нанимателем, то отпускные могут быть выплачены не позднее двух дней после ухода при условии письменного согласия работника.
Разделение на две части – не предел?
Хороший вариант урвать кусочек отпуска в летний период – его разделение на две и более части. С января прошлого года такое возможно не только при наличии соответствующей нормы в коллективном договоре, но и в случае, если это оговорено в ином локальном правовом акте организации (правилах внутреннего трудового распорядка, положении об отпусках и др.). И не важно, за какой рабочий год предоставляется такой отпуск или его части. Важно другое: одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Что делать заболевшему?
Если во время отпуска вы захворали, не беда. Вынужденно проведенное в постели время можно компенсировать. Нужно только оформить листок временной нетрудоспособности. Тогда отпуск продлевается на соответствующее число календарных дней либо, по желанию работника, неиспользованная часть переносится на другой срок текущего рабочего года – это нужно согласовать с нанимателем.
НА ЗАМЕТКУ
За прогул без уважительной причины наниматель может уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула, но при этом период отдыха в итоге не может быть короче минимальных 24 календарных дней.
Если вам положена ежегодная единовременная выплата на оздоровление (это может быть предусмотрено законодательством, колдоговором, другими локальными правовыми актами либо трудовым договором), то деньги начисляются, как правило, при предоставлении трудового отпуска либо его части. Наниматель обязан производить такую выплату только один раз в календарном году.
Наниматель имеет право досрочно предоставить трудовой отпуск всем или отдельным категориям работников в случае неожиданной приостановки деятельности в связи с аварией, стихийным бедствием, необеспеченностью энергоресурсами, сырьем и по другим исключительным и заранее непредвиденным обстоятельствам.
Если отпуск предоставлен по всем правилам, но работник отказывается использовать его в положенный срок без законных оснований, наниматель вправе отказать в переносе и не выплачивать денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Но ее все же выплатят, если человек увольняется.
Пять типичных ошибок при оформлении трудового отпуска
Самая распространенная – график отпусков в организации отсутствует вовсе. Вторая – работника не уведомили о времени начала отдыха за 15 дней. Третья – работник не отдыхает ежегодно, но как минимум 14 дней отпуска обязательны каждый год. Четвертая ошибка – не выдерживаются сроки выплаты отпускных. Пятая – работодатели порой злоупотребляют правом отзыва работника. Он разрешается по инициативе нанимателя, но только с согласия сотрудника.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 31 мая 2025 г.
В Беларуси изменили условия господдержки при строительстве и кредитовании жилья
Подходы к порядку строительства и кредитования жилья усовершенствованы в стране. Это предусмотрено указами Президента № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» и № 94 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 6 марта 2025 г., сообщает
БЕЛТА.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят для создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Размеры государственной поддержки установлены на действующем уровне. Категории, имеющие право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан), одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан), финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей). Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами. В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возводятся жилые дома госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (прежде – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступили в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации
БЕЛТА