20.03.2020
Где людям с инвалидностью оказывают помощь в трудоустройстве?
Вот цифры за прошлый год: в стране на учете органов по труду, занятости и социальной защите состоят 569 тысяч людей с инвалидностью, из них 119 тысяч имеют трудовые рекомендации и 68 тысяч работают.
В то же время многие остаются не у дел, и причины долго искать не приходится: к кому-то не благоволят наниматели, кто-то, получив неудачный опыт при самостоятельной попытке трудоустроиться, опускает руки. Где помогут найти подходящую вакансию и пройти весь путь – от собеседования до подписания контракта?
Еще в 2009 году появилось постановление Совета Министров № 128 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности». Посодействовать в получении или восстановлении необходимых навыков и знаний, повысить конкурентоспособность людей с инвалидностью на рынке труда, помочь устроиться на работу по специальности – такие задачи обозначены в документе. Как достигают их на практике? В первую очередь каждому, кто имеет трудовые рекомендации, сообщают о возможности обратиться в службу занятости за помощью в поиске свободного места, рассказывает заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома Наталья Игнатович:
– Мы информируем людей о том, что можем предложить вакансии, организовать адаптацию к трудовой деятельности. Также предлагаем услугу сопровождения – помочь написать резюме, характеристику, связаться с нанимателем, оформить документы, подготовить к собеседованию. За счет средств фонда соцзащиты населения финансируем создание специализированных рабочих мест для людей с инвалидностью, компенсируем расходы нанимателя по выплате зарплаты и отчислениям налогов и взносов в ФСЗН. На данный момент в Минской области проживают почти 34,9 тысячи инвалидов трудоспособного возраста, из них 16,7 тысячи имеют трудовые рекомендации, работают – 9736. В прошлом году в службу занятости обратились 679 людей с инвалидностью, 317 были трудоустроены.
Прийти в службу занятости – первый шаг, но кому-то и он дается нелегко. Ведь одно дело, когда инвалидность связана с физическими ограничениями, другое – если человек имеет трудности в коммуникации, понимании информации, обращает внимание специалист по сопровождаемому трудоустройству Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Эдуард Шипицын:
– На протяжении семи лет мы занимаемся трудоустройством людей с инвалидностью в возрасте от 18 до 31 года, большинство из которых имеют умственные нарушения. Даже при условии, что у них есть среднее специальное образование, полученное в колледже, они не всегда понимают, где искать вакансии, о чем говорить с работодателем. Задача ассистента по сопровождению – стать связующим звеном между молодым человеком, который нуждается в работе, и нанимателями. Причем важно не просто отвести соискателя за руку к порогу предприятия, но и научить выполнению обязанностей, первичным трудовым навыкам, общению с коллегами.
Услугу сопровождаемого трудоустройства успешно апробировали в Минске и с мая прошлого года начали внедрять в регионах. Подсчитали и экономическую выгоду для государства: один рубль, затраченный на ассистента по сопровождению, позволяет вернуть в бюджет 14 рублей – трудоустроенные платят налоги и взносы в ФСЗН, совершают больше покупок, приводит аргументы Эдуард:
– Чтобы подготовить специалистов по сопровождаемому трудоустройству для регионов, минские координаторы проведут тренинги и семинары, будут курировать рабочие группы на местах, что позволит увеличить количество трудоустроенных людей с инвалидностью. Но уже сейчас можно сказать, что в этом направлении сделаны хорошие шаги. В 2016 году Беларусь ратифицировала и подписала Конвенцию о правах людей с инвалидностью, и обязательства, которые страна взяла на себя, выполняются.
БУДЬ В КУРСЕ!
За помощью в трудоустройстве можно обратиться в:
- органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства;
- к специалистам Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам либо по телефону в Минске (017) 320-03-88.
Зубкова Мария, «Знамя юности», 19 марта 2020 г.
Вопросы социально-трудовой сферы обсудили на заседании в Палате представителей
12 ноября 2025 г. под руководством И.А.Костевич состоялось заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.
В ходе заседания рассмотрены законопроекты, поступившие из других постоянных комиссий, а также вопросы, касающиеся текущей деятельности комиссии:
-
о нормах законов в сфере социально-трудовых отношений, требующих изучения в ноябре-декабре текущего года в рамках работы в избирательных округах;
-
об информационно-разъяснительной работе в средствах массовой информации по вопросам социально-трудовой сферы;
-
о подготовке и проведении мероприятий комиссии, приуроченных ко Дню инвалидов (3 декабря);
-
о предложениях по участию в новогодней акции «От всей души»;
-
о предложениях по формированию плана работы комиссии на 2026 год.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, рассказала Наталия Павлюченко
Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко рассказала на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
В бюджет Фонда соцзащиты населения на 2026 год запланированы доходы на уровне Br39 млрд, что на Br3,8 млрд больше, чем в текущем году, – почти 111 % роста. Основным источником доходов традиционно являются страховые взносы, которые составляют около 93 % бюджета фонда, рассказала Наталия Павлюченко.
«Среди плательщиков взносов выделяются индивидуальные предприниматели и еще одна категория, которая постепенно занимает все большую долю в доходной части бюджета фонда, – это плательщики, уплачивающие в бюджет фонда часть налога на профессиональный доход. Также планируются поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование, что связано с тем, что все больше граждан, работающих в особых условиях труда, выбирают доплату к зарплате вместо накопления пенсии. По итогам 9 месяцев 2025 года таких работников уже 169 тыс., что составляет почти 51 % от общего числа занятых в особых условиях, тогда как в 2023–2024 году их было чуть более 140 тыс. (около 40 %)», – отметила Министр.
Классической составляющей бюджета фонда является субвенция из республиканского бюджета в размере почти Br2 млрд, что составляет около 5 % доходов. Эти средства компенсируют нестраховые расходы фонда, при этом страховые взносы идут на увеличение страховых статей расхода. С 2023 года фонд работает с профицитом и является самодостаточным, подчеркнула она.
Расходная часть бюджета фонда составляет Br38,5 млрд – плюс Br5,7 млрд, что на 17,3 % больше по сравнению с прошлым периодом. Около 81 % расходов приходится на пенсии, что составляет примерно Br31 млрд – на Br4,9 млрд больше, чем в 2025 году, то есть рост порядка 18,5 %.
В стране насчитывается 2,4 млн пенсионеров, из которых 2 млн получают трудовые пенсии. В составе пенсий также есть социальные выплаты на сумму около Br0,5 млрд, что составляет 1,6 % всех расходов, – их получают примерно 86 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсии в следующем году увеличится на 14,5 % и составит Br1107, тогда как в этом он планируется на уровне Br942.
Иностранные пенсии на 2026 год составляют Br288 млн. В стране проживают 35 тыс. иностранных пенсионеров, которым уплачиваются пенсии по международным соглашениям. «Около 14 тыс. белорусских пенсионеров проживают за границей. По обеим этим группам наблюдается небольшой прирост. Примечательно, что в числе иностранных пенсионеров, проживающих в Беларуси, имеется увеличение количества из Литвы и Латвии – более чем по 200 человек из каждой страны», – обратила внимание Наталия Павлюченко.
Расходы на пособия составляют 18 % расходов бюджета фонда – почти Br7 млрд, темп роста – почти 113 %. Из общей суммы пособий 53 % приходятся на выплаты по рождению и воспитанию детей – Br3,7 млрд. В эту сумму входят единовременные пособия при рождении ребенка – Br644 млн с ростом 7 %. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до трех лет составляют Br2,3 млрд с ростом 11 %. Получателями таких пособий являются 172 тыс. человек, а средний размер пособия по стране достаточно комфортный. На первого ребенка планируется средний размер пособия в размере Br1045.
По информации
БЕЛТА
Перенести или получить компенсацию. Что делать с неиспользованной частью отпуска, пояснили в Минтруда
В Министерстве труда и социальной защиты пояснили, что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной, сообщает
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
По общему правилу наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск ежегодно полной продолжительности в пределах его рабочего года, а работник должен его использовать.
Но что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной? Первый вариант – перенести часть трудового отпуска на следующий рабочий год.
Как поясняется, в текущем рабочем году перенос или продление трудового отпуска возможны в ряде случаев: вы заболели (временная нетрудоспособность), начался отпуск по уходу за ребенком, нужно выполнить государственные обязанности (с правом на освобождение от работы), отпуск совпал с учебным, вовремя не выплатили отпускные, а также с согласия сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором.
Перенести часть отпуска на следующий рабочий год можно только в двух случаях: если это исключительные случаи в связи с производственной необходимостью или если вас отозвали из отпуска по инициативе нанимателя. Даже в этих случаях необходимо использовать минимум 14 календарных дней в текущем году.
Вторым вариантом будет получить денежную компенсацию за отпуск. Это касается части трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающей 21 календарный день. И сделать можно по соглашению между работником и нанимателем.
Замена денежной компенсацией не допускается в отношении отпусков, предоставляемых авансом, и отпусков, предоставляемых беременным женщинам, работникам, признанным инвалидами, работникам моложе 18 лет, работникам за работу в зонах радиоактивного загрязнения, а также в отношении дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.
Получить денежную компенсацию реально при отзыве из трудового отпуска, если в текущем рабочем году использовано не менее 14 календарных дней отпуска, а также при увольнении.
По информации
БЕЛТА
Как получить поддержку проекта в рамках «Региональной инициативы», рассказали в Минэкономики
В проекте
БЕЛТА «Страна говорит» специалисты Министерства экономики и Банка развития рассказали, что такое «Региональная инициатива», как туда попасть и сколько заявок уже было подано.
Начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков рассказал, что «Региональная инициатива» – это логическое продолжение и трансформация инициативы «Один район – один проект». «Во время текущей пятилетки был изучен опыт реализации предыдущей программы, а также условия ее развития. На основе этого с начала 2025 года запущена новая инициатива», – пояснил он.
В новой программе сохранены лучшие элементы инициативы «Один район – один проект», в частности, финансовая поддержка, при этом упрощена процедура подачи заявок и администрирования. «Теперь достаточно подать заявку на сайте «региональная-инициатива.бел» и в течение месяца получить ответ. Если заявка одобрена, инициатор может обратиться в банк и доказать экономическую эффективность своего проекта», – обратил он внимание. Он подчеркнул, что проект обязательно должен быть окупаемым, так как государство предоставляет средства на специальных условиях и заинтересовано в отдаче.
«Предварительные результаты показывают, что с февраля 2025 года поступило около 200 заявок, из которых одобрена примерно половина. Остальные заявки отклонены либо из-за несоответствия критериям, либо отсутствия экономической эффективности и значимости для региона», – сказал Дмитрий Клименков.
По инициативе «Один район – один проект» в течение трех лет Банк развития работает на основе льготных условий кредитования: фиксированная ставка 8 % годовых в белорусских рублях на первые пять лет пользования кредитом. После завершения инвестиционной фазы, которая длится около пяти лет с выходом на проектные мощности, ставка становится рыночной.
В отличие от инициативы «Один район – один проект» «Региональная инициатива» фокусируется на более отдаленных районах, нуждающихся в особом внимании и поддержке. Условия по этой инициативе со следующего года становятся более привлекательными, чем были по инициативе «Один район – один проект»: процентная ставка составит 7 % в белорусских рублях в течение первых шести лет, а срок кредитования увеличен. После этого действуют рыночные условия.
Правительство создает такие условия, чтобы все инициативы, которые ранее оставались на полках, начали реализовываться и приносить пользу экономике. Это помогает стимулировать развитие производственной инфраструктуры в регионах и поддержку бизнеса, особенно на менее развитых территориях.
По информации
БЕЛТА
Новый порядок направления на оказание медпомощи. Как это работает
Главный врач учреждения здравоохранения «8–я городская поликлиника», главный внештатный специалист по организации амбулаторной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Комкова рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что врачи думают о новом порядке направления пациентов на оказание медпомощи.
Постановлением Министерства здравоохранения №137 определен порядок направления пациентов на консультации, обследования и госпитализацию.
«Если человеку нужна стационарная помощь, а не скорая, то она оказывается по направлению врача–специалиста. Раньше пациенты могли самостоятельно обратиться в приемное отделение без скорой помощи, где им проводили обследование, давали рекомендации, и они уезжали. Сейчас пациент должен обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. Врач общей практики осматривает пациента и при необходимости выдает направление на консультацию», – пояснила Татьяна Комкова.
Решение о госпитализации принимает врач–специалист или скорая помощь, что главный врач считает правильным, поскольку именно специалист должен определять необходимость госпитализации.
«Сейчас в поликлинике предусмотрена предварительная запись к врачу на три месяца вперед. В инфекционном отделении прием ведется без талонов, поэтому если утром у вас температура и катаральные явления, вы можете обратиться сразу в эту зону за медицинской помощью», – сказала она.
По информации
БЕЛТА