20.03.2020
Каков порядок приостановления коммунальных услуг неплательщикам?
«В доме, председателем товарищества которого я являюсь, много неплательщиков за коммунальные услуги. Можем ли мы приостановить им предоставление услуг, поскольку другие меры бесполезны? Анатолий Кравчинский, Витебск».
Виталий Смирнов, заместитель министра ЖКХ:
– Порядок приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг определен Положением о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1466 (далее – Положение).
Согласно пункту 8 Положения организация, предоставляющая коммунальные услуги, вправе приостановить предоставление данных услуг гражданину, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате за два и более расчетных периода и не погасившему эту задолженность в течение 5 дней после получения письменного предупреждения, которое доставляется по почте заказным письмом или вручается гражданину под расписку. Указанное предупреждение должно содержать сведения о задолженности по каждому виду коммунальных услуг, а также период, в котором задолженность образовалась.
В соответствии с пунктом 27 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь коммунальными услугами являются – горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро-, теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов.
Для целей Положения, в части приостановления предоставления гражданам, имеющим без уважительных причин задолженность, к коммунальным услугам относятся – горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро-, теплоснабжение.
Техническое обслуживание – жилищно-коммунальная услуга по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов путем устранения их незначительных неисправностей, обеспечению установленных параметров и режимов работы, наладке и регулированию инженерных систем, поддержанию и восстановлению надлежащего санитарного и технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), придомовой территории, подготовке к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периода года (пункт 55 статьи 1 Жилищного кодекса).
Таким образом, приостановление предоставления коммунальных услуг допускается лишь в отношении тех коммунальных услуг, по которым имеется задолженность (например, если у гражданина имеется задолженность только по оплате услуги водоснабжение, то приостановление предоставления ему услуги электроснабжения неправомерно). Техническое обслуживание – жилищно-коммунальная услуга, оказываемая по всему многоквартирному жилому дому и приостановление оказания услуги по техническому обслуживанию конкретному гражданину технически невозможно.
Аэлита Сюльжина, «СБ. Беларусь сегодня», 19 марта 2020 г.
Регистрация договоров найма и отчисления на капремонт: МЖКХ об изменениях в управлении жилфондом
Заместитель начальника управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства (МЖКХ) Надежда Севрук рассказала корреспонденту
БЕЛТА о недавних корректировках законодательства по управлению жилищным фондом.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 31 марта подписал Указ № 130, которым отдельные указы Главы государства приводятся в соответствие с Законом «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации», вступившим в силу в 2024 году.
Так, по словам Надежды Севрук, корректировки коснулись Указа № 200 об административных процедурах, осуществляемых госорганами и иными организациями по заявлениям граждан. «Это корректировка в рамках приведения во взаимосогласование с Жилищным кодексом части, касающейся регистрации договоров найма, т.е. раньше договоры найма регистрировали только местные исполнительные и распорядительные органы, а сейчас местные органы власти своим решением вправе уполномочить осуществлять регистрацию договоров найма частного жилищного фонда организацию, осуществляющую учет, расчет и начисление платы за ЖКУ и платы за пользование жилым помещением. К примеру, в Минске с учетом массива таких договоров сложилась ситуация, когда регистрацию договоров найма частного жилищного фонда будут осуществлять такие организации», – пояснила заместитель начальника.
Также с учетом ранее принятого Закона «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации» в Указе нашли отражение нормы, касающиеся единого порядка аккумулирования средств капитального ремонта. Указ Президента № 456 «О реализации инвестиционного проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир» взаимосогласован с ЖК.
Кроме этого, скорректирован Указ № 535 о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. «Мы также взаимосогласовали, ЖК и Указ, согласно которому государственные заказчики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как и любое другое уполномоченное лицо сможет как организовывать оказание ЖКУ, так и оказывать их в порядке, установленном законодательством», – рассказала Надежда Севрук.
Таким образом, акты Главы государства и законодательные акты были приведены в соответствие.
По информации
БЕЛТА
МАРТ о возмещении затрат на оказание ЖКУ
В каком объеме белорусы возмещают затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг, рассказал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец в интервью телеканалу
«Беларусь 1», сообщает
БЕЛТА.
«Точный уровень возмещения за 2024 год мы пока не можем сказать. Итоги работы будут подведены, бухгалтерские балансы сведены только в первом квартале, так предусматривает законодательство. Но мы прогнозируем уровень возмещения уже на 2025 год, исходя из фактического уровня в 2023 году и оценки 2024 года. По нашим данным, уровень возмещения составляет 81,5 %», – сказал Иван Вежновец.
По его словам, существенная недоплата населением происходит по тепловой энергии. «Все остальные услуги у нас уже давно вышли на уровень 100 % возмещения. Повышение тарифов на ЖКУ происходит для поддержания этого уровня, потому что затраты все равно растут, заработная плата растет, происходит обновление, соответственно увеличивается амортизация. Это объективные процессы в любой сфере деятельности, не только в жилищно-коммунальном хозяйстве, но и в любой услуге, в любом товаре», – подчеркнул первый замминистра.
По информации
БЕЛТА
Сколько белорусы будут платить за свет, газ и тепло в 2025 году, рассказали в МАРТ
Сколько белорусы будут платить за свет, газ и тепло в 2025 году, рассказал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец в интервью телеканалу
«Беларусь 1», сообщает
БЕЛТА.
«Каждый год мы пересматриваем тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Этот год не стал исключением. В рамках стандартных процедур был принят сначала Указ Главы государства, который предусматривает предельные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а затем в его развитие приняты решения правительства и местных органов власти. В этом году ничего нестандартного не произошло. Мы повысили тарифы в рамках половины базовой величины, как это предусматривает законодательство, то есть на Br21. Данный прирост платежа рассчитывался по стандартной двухкомнатной квартире при нормативном потреблении услуг», – сказал Иван Вежновец.
Первую жировку с новыми тарифами белорусы получат в конце февраля. «Это будут тарифы, которые применяются за услуги, оказанные в январе. Если мы берем в целом платеж за стандартную квартиру, то он составит порядка Br180. При этом у каждого гражданина, у каждого домохозяйства увеличение платежа будет индивидуальным. Все зависит от площади, количества проживающих, объема потребленных услуг, потому что большинство услуг у нас считается по приборам учета. Соответственно сколько человек потребил – воды, электричества и так далее, – столько и заплатит за квартиру», – отметил первый замминистра.
По его словам, тарифы вырастут неравномерно, потому что на стоимость каждой услуги влияют разные факторы. «К примеру, если мы говорим про цены на природный газ, то они не вырастут вообще, потому что стоимость газа для Беларуси не изменилась. Если мы берем иные услуги, например санитарное содержание вспомогательных помещений, то есть, по сути, уборку в подъездах, то тариф вырастет чуть большими темпами, потому что там основной фактор – рост заработной платы обслуживающего персонала. Это все скомпенсировано и нашло отражение в увеличении тарифов», – пояснил Иван Вежновец.
Тарифы на электроэнергию для населения с 1 января 2025 года повышаются на 11,9 %. Для типовой квартиры при нормативном потреблении электрической энергии это составит Br4,51. Однако особый случай – дома, в которых используют электроэнергию на цели отопления. Для них существуют два отдельных вида тарифов.
«Есть отдельный тариф на электроэнергию, которая идет на цели отопления. И есть обобщенный тариф и на общие цели, и на отопление, который по общему счетчику оплачивается. Что касается первого тарифа, который только на отопление, то он сейчас не повышается. Мы его будем увязывать вместе с принятием решения по обычной тепловой энергии, которое будет летом. При этом планируется, что если будет такое решение принято, то тарифы на электроэнергию на цели отопления в чистом виде будут повышены меньшими темпами, чем на тепловую. Тем самым будем стимулировать наших граждан комфортно проживать в домах, которые имеют именно электрическое отопление. Что касается тарифа, который установлен для домов, где электроотопление по общему счетчику вместе считается с иной электроэнергией, то там тариф растет меньшими темпами, чем 11,9 %. Тем самым мы тоже стимулируем граждан и показываем, что в домах с электроотоплением можно комфортно проживать», – обратил внимание Иван Вежновец.
Цены на сжиженный газ для населения в 2025 году увеличены на 5 %. Так, стоимость баллона сжиженного газа весом 21 кг в пределах нормативного потребления – Br24,5. «Сжиженный газ имеет перекрестное субсидирование для промышленных предприятий, которое компенсирует определенную недоплату от населения. Основная статья затрат – это не столько сам газ, сколько его доставка до гражданина. Газоснабжающая организация привозит этот баллон прямо домой гражданину, а это очень высокие затраты на заработную плату водителей, на амортизацию автомобилей. Эти затраты не в полной мере компенсируются гражданами и идут в перекрестное субсидирование. Учитывая социальную направленность нашего государства, мы не закладываем большой рост на сжиженный газ, а сделали рост на уровне инфляции», – сделал акцент первый замминистра.
По информации
БЕЛТА
Сколько белорусы в 2025 году будут платить за коммуналку, рассказали в МАРТ
Сколько белорусы будут платить за коммунальные услуги в текущем году, рассказал журналистам первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, комментируя постановление Совета Министров, которым установлены тарифы на ЖКУ на 2025 год, передает корреспондент
БЕЛТА.

«Данное решение принято в развитие Указа Главы государства, в котором установлены предельные значения тарифов на текущий год. Основная концепция несколько лет уже не меняется: рост совокупного платежа по стандартной двухкомнатной квартире с тремя проживающими не должен превысить половины базовой величины, которая установлена на текущий год. В соответствии с данными подходами и установлены тарифы», – отметил Иван Вежновец.
Сохраняются подходы по этапности повышения. На первом этапе возрастут тарифы на ЖКУ, которые вышли на стопроцентный уровень возмещения затрат. Как отметил Иван Вежновец, компенсируются затраты, которые имеют объективный характер и связаны с ростом заработной платы обслуживающего персонала. «Второй этап предусматривается с 1 июня 2025 года. Данные подходы отражены в Указе Главы государства. Вместе с тем решение о повышении тарифов на отопление будет приниматься летом с учетом складывающейся ситуации по инфляции, а также роста доходов населения», – добавил первый заместитель Министра.
Как сообщалось, цены (тарифы) устанавливаются с 1 января 2025 года исходя из подходов, предусматривающих распределение прироста платежей по типовой квартире в размере Br21, или 0,5 базовой величины, между всеми жилищно-коммунальными услугами.
Цены на природный газ не изменились и остались на уровне 2024 года.
Тарифы на электроэнергию для населения с 1 января 2025 года повышаются на 11,9 %. Для типовой квартиры при нормативном потреблении электрической энергии это составит Br4,51.
Цены на сжиженный газ для населения в 2025 году увеличены на 5 %. Так, стоимость баллона сжиженного газа весом 21 кг в пределах нормативного потребления – Br24,5.
По информации
БЕЛТА
Правительством установлены тарифы на ЖКУ на 2025 год
Установлены тарифы на ЖКУ на 2025 год. Соответствующее постановление подписал Премьер-министр Беларуси Роман Головченко, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Правительства.
Цены (тарифы) устанавливаются с 1 января 2025 года исходя из подходов, предусматривающих распределение прироста платежей по типовой квартире в размере Br21, или 0,5 базовой величины, между всеми жилищно-коммунальными услугами.
Цены на природный газ не изменились и остались на уровне 2024 года.
Тарифы на электроэнергию для населения с 1 января 2025 года повышаются на 11,9 %. Для типовой квартиры при нормативном потреблении электрической энергии это составит Br4,51.
Цены на сжиженный газ для населения в 2025 году увеличены на 5 %. Так, стоимость баллона сжиженного газа весом 21 кг в пределах нормативного потребления – Br24,5.
По информации
БЕЛТА