17.03.2020
В ЕАЭС обнулят пошлины на электромобили
Совет ЕЭК принял решение обнулить ставку ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза на отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС).
«Предлагается установить эту меру с учетом скачка курсов национальных валют и отсутствия внутреннего производства, а также для создания стимулов по формированию необходимой инфраструктуры», – отметил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 г. включительно и применяться при импорте электромобилей в ЕАЭС как юридическими, так и физическими лицами. Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты официального опубликования.
Ранее таможенные пошлины на электромобили в ЕАЭС уже обнуляли. Такая мера действовала с 15 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года включительно (на основании Решения Совета Комиссии № 53 от 11 июля 2016 года). Однако ее действие на протяжении менее одного года не позволило достичь планируемых результатов. К тому же такой режим не распространялся на физических лиц. Они уплачивали пошлину в размере 48–54 % от таможенной стоимости, что фактически являлось заградительным барьером для покупки электромобилей.
При этом интерес к электромобилям есть во всех странах Союза. По данным Департамента статистики ЕЭК, в январе-октябре 2019 года их импорт в страны ЕАЭС составил 292 электромобиля (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС) на общую сумму 14,86 млн долл. США. Доля импорта Армении составила 0,7 %, Беларуси – 30,8%, Казахстана – 7,2 %, России – 61,3 %. В основном электромобили завозятся из США, Китая, Австрии, Германии.
Собственного серийного производства электромобилей в ЕАЭС нет. Но промышленный потенциал существует практически во всех странах. В Беларуси это – СП ЗАО «ЮНИСОН» и СЗАО «БЕЛДЖИ». С учетом предлагаемой меры таможенно-тарифного регулирования к концу 2022 года объем производимых в Республике Беларусь электромобилей планируется увеличить до 30 тыс. в год. Также в Беларуси утверждена Программа создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей. За 2019 год количество зарядных станций РУП «ПО «Белоруснефть» увеличилось до 125 единиц. К 2021 году планируется нарастить их число до 500 станций. Запланировано строительство супербыстрых электрозарядных комплексов, позволяющих сократить время зарядки электромобилей до 10–20 минут.
Единичное производство моторных транспортных средств с электрическими двигателями осуществляется также в Республике Казахстан: готовится к запуску первое серийное производство электромобиля JAC iEV7s, который в настоящее время проходит сертификационные испытания на автополигоне «НАМИ» в Российской Федерации. После получения одобрения типа транспортного средства в первый год производства планируется произвести до 200 единиц электромобилей.
В Кыргызской Республике идет работа по реализации Концепции зеленой экономики «Кыргызстан – страна зеленой экономики». Ведутся переговоры с международными организациями по созданию зарядной инфраструктуры в Бишкеке, а также вдоль основных магистральных дорог.
В Российской Федерации ПАО «Россети» в 2020 году запланирована к реализации Программа «30/30», предусматривающая запуск проектов «Энергия города», «Энергия магистралей» и «Энергия городского транспорта». Планируется создать сети из более чем 440 быстрых зарядных станций и 330 медленных, охватывающих 30 крупных городов и 30 основных автотранспортных магистралей, реализация пилотного проекта по «зеленой экономике», а также создание информационной платформы для владельцев электромобилей и владельцев зарядных станций.
Таким образом, с учетом мер и мероприятий, принятых и проводимых в ЕАЭС, снижение ставки ввозной таможенной в отношении электромобилей будет способствовать формированию в странах «пятерки» рынка электромобилей, развитию их производства и зарядной инфраструктуры.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Как раскрыть потенциал евразийской интеграции, решали в Минске
В Минске недавно состоялись два знаковых события: IV Евразийский экономический форум и заседание Высшего Евразийского экономического совета. В них участвовали главы всех пяти государств, входящих в союз (Армении – в онлайн-режиме), около трех тысяч высших должностных лиц, руководителей бизнеса, ученых-экономистов из трех десятков стран. Подвели итоги исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, наметили новые рубежи взаимодействия.
Показатели единого рынка
Как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, за время существования ЕАЭС более чем в два раза увеличился товарооборот стран-участниц и на 37 % объем внешней торговли. Совокупный ВВП вырос почти на 18 %, промышленное производство – на 30 %, объем продукции сельского хозяйства – на 25 %, грузооборот – на 10 %, объем инвестиций – более чем на 40 %. Во многом это следствие беспошлинной трансграничной торговли, применения единых норм права, беспрепятственных взаиморасчетов в национальных валютах, свободного трудоустройства граждан, признания документов об образовании и других интеграционных инициатив.
ЕАЭС сегодня вместе с государствами-партнерами – это пятая часть населения мира и самое большое объединение по территории, где сосредоточена четверть разведанных полезных ископаемых. А по добыче нефти союз занимает первое место в мире, природного газа – второе.
Владимир Путин добавил, что утверждена концепция формирования общего финансового рынка союза. Созданы Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Заметные успехи достигнуты в сопряжении национальных систем платежей и банковских карт.
Однако вклад ЕАЭС в мировой ВВП еще невелик, что требует существенно интенсифицировать сотрудничество.
Поезда и спутники
План дальнейшего развития под девизом ЕАЭС 2.0 предложила Беларусь. В нем обозначены основные направления развития интеграционного объединения. Их диапазон – от космических и информационных технологий до повышения уровня жизни граждан. Эта программа является продолжением инициативы, изложенной в начале года в обращении Александра Лукашенко к главам государств ЕАЭС в качестве председателя экономического союза. Беларусь заявила о необходимости кооперации по базовым направлениям, таким как электротранспорт, микроэлектроника, робототехника, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы, чтобы создать уникальный евразийский продукт, от самолетов и поездов до цифровых решений и искусственного интеллекта. Важнейшим преимуществом является единый рынок, доставшийся странам «пятерки» в наследство от СССР, и этот рынок ни в коем случае нельзя потерять.
Каждому – свою нишу
Что же нового предполагается в развитие достигнутого? Вместо конкуренции в производстве одних и тех же товаров логичнее сосредоточиться на взаимодополнении национальных экономик, встраивании в производственные цепочки, формируя общие товарные предложения для рынка ЕАЭС и экспорта.
Типичный пример – производство широкой гаммы колесных тракторов, карьерной техники в Беларуси. Это создавалось в расчете на рынок всего СССР и вполне способно удовлетворить запросы стран «пятерки». Так надо ли создавать где-то дублирующие мощности?
В числе реальных катализаторов роста национальных экономик и союзного потенциала – сфера услуг, на которую приходится половина совокупного валового внутреннего продукта ЕАЭС. Это и развитие интегрированных евразийских транспортно-логистических коридоров, и формирование общего финансового рынка. В версии ЕАЭС 2.0 неизбежно создание единой цифровой платформы для бизнеса, развитие электронной торговли, использование больших данных – эти направления помогут повысить эффективность экономик. Предполагается создание новых рабочих мест, условий для управляемой трудовой миграции, получения образования и медпомощи, развития взаимного туризма.
По примеру Союзного государства
В ряде случаев потребуется объединить научный, инженерный, финансовый потенциалы, как это делается в Союзном государстве, где в течение 25 лет реализуются совместные программы научно-технического развития, отметил на форуме в Минске Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев. Благодаря программам созданы новые сферы деятельности и отрасли экономики. Возможности экономического роста в ЕАЭС также огромные, заявил Госсекретарь. Наличие общего рынка, отсутствие торговых и таможенных барьеров позволяют сконцентрироваться на вопросах развития. У государств ЕАЭС близкие экономические приоритеты, общее понимание конкурентных преимуществ. Сергей Глазьев высказал убеждение, что стратегия опережающего развития, которую год назад было предложено положить в основу ключевых направлений экономического развития ЕАЭС до 2035 года, вполне реалистична. Она предполагает выход единого евразийского экономического пространства на темпы роста не ниже, чем в Китае и Индии.
Торговля и услуги по единым правилам
Многое из того, что обсуждали участники форума, нашло отражение в принятых документах. Так, отмечено, что позиции Евразийского экономического союза на международной арене значительно укрепились. Об этом говорит и подписание в Минске соглашений об экономическом сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами и Монголией.
Также лидеры стран ЕАЭС проинформированы о развитии маркировки товаров, принят доклад о реализации планов либерализации по отдельным секторам услуг в ЕАЭС, определены основные направления экономического сотрудничества в сфере спорта, подведены итоги соблюдения Правил регулирования торговли услугами за 2023–2024 годы, одобрены меры по совершенствованию правового регулирования в различных отраслях.
Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в декабре в Санкт-Петербурге. Предполагается, что там представят план мероприятий дальнейшего развития интеграции в рамках ЕАЭС.
ДОСЛОВНО
Александр Лукашенко:
– Наступает время ЕАЭС 2.0. Нам нужно ставить перед собой новые, более серьезные задачи и их реализовывать, создавать условия для спокойной жизни наших народов.
Владимир Путин:
– Евразийскому союзу исполнилось десять лет. За это время он по праву утвердился в числе одного из ключевых центров глобального развития.
Владимир Яковлев, «
Союз. Беларусь-Россия», 11 июля 2025 г.
Комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС планируют установить с 1 января 2028 г.
Комфортные тарифы на роуминг в Евразийском экономическом союзе планируют установить с 1 января 2028 г., сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Евразийской экономической комиссии.
«8 июля 2025 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии утвержден новый срок реализации плана по внедрению справедливых тарифов в роуминге – IV квартал 2027 года. До этого в комиссии рассчитывают принять все необходимые решения и отменить роуминг с 1 января 2028 года», – сказали в пресс-службе.
«Инициатива по отмене роуминга (внедрению справедливых тарифов на услуги связи в роуминге) поддерживается всеми странами Евразийского экономического союза», – заявили в ЕЭК.
Ранее планировалось внедрить комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС в 2025 году. «Но в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса нивелирования финансовых потерь операторов сотовой связи, а также для предотвращения мошеннического (фродового) трафика и настройки биллинговых систем стороны перенесли срок отмены. Это позволит Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами дополнительно проанализировать уровни ставок международного интерконнекта, межоператорские роуминговые тарифы и выработать оптимальный вариант тарифа, учитывающий интересы как абонентов, так и операторов связи», – разъяснили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Совет ЕЭК расширил возможности доступа промтоваров производителей стран ЕАЭС к госзакупкам
Совет Евразийской экономической комиссии внес изменения в правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе ЕЭК.
«В частности, правила дополнены условиями производства для труб, лазеров, микродисплеев, новыми товарными наименованиями медицинских изделий, оптических инструментов, компонентов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, товарами химической промышленности», – пояснили в пресс-службе.
В ЕЭК отметили, что это уже второй пакет изменений в 2025 году: в мае правила были дополнены 51 товарным наименованием для обеспечения доступа к участию в госзакупках.
«Принятые акты позволят производителям государств ЕАЭС включать сведения о себе и своих товарах в Евразийский реестр промышленных товаров и беспрепятственно участвовать в госзакупках. Правилами введен единый подход к определению и подтверждению страны происхождения товаров для целей госзакупок. Они помогут обеспечить национальный режим в госзакупках в случаях, когда государством установлены преференции для отечественных поставщиков или введены ограничения для иностранных товаров», – добавили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Итоги заседания Совета ЕЭК 8 июля 2025 г.
8 июля состоялось заседание Совета Евразийской экономической комиссии. Рассмотрено более 30 вопросов евразийской интеграции, в том числе в сферах торговли, таможенного сотрудничества, технического регулирования, финансовой политики, энергетики и инфраструктуры, цифровизации, конкуренции и антимонопольного регулирования.
В частности,
Совет ЕЭК установил общие для стран Евразийского экономического союза правила цифровой маркировки в отношении ряда новых категорий товаров, включая икру осетровых и лососевых рыб, велосипедные рамы, отдельные виды смазочных масел, смазочные материалы и специальные автомобильные жидкости, косметическую продукцию с антимикробным действием, дезинфицирующие средства.
Также
Совет Евразийской экономической комиссии принял решение об определении дополнительных категорий товаров, для отслеживания перевозок которых будут применятся навигационные пломбы согласно Соглашению о применении в Евразийском экономическом союзе таких пломб для отслеживания перевозок. Реализация этого решения поможет пресечь распространение в ЕАЭС нелегальной никотиносодержащей продукции.
Совет ЕЭК
внес изменения в Правила регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий. Принятые поправки направлены на оптимизацию процедуры регистрации и экспертизы медизделий, установленной правом ЕАЭС.
Кроме того,
перенесен срок вступления в силу технического регламента ЕАЭС «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств» на 1 сентября 2028 года. Это позволит актуализировать ряд требований документа в рамках поправок, которые готовятся в соответствии с планом разработки техрегламентов Союза и внесения в них изменений, и завершить разработку и принятие необходимых для реализации технического регламента актов второго уровня – перечня стандартов и этикеток энергетической эффективности энергопотребляющих устройств.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии