В Беларуси разработана новая система премирования местной власти за высокие результаты
В Беларуси разработана новая система премирования местной власти за высокие экономические результаты. Об этом сообщил сегодня журналистам Первый заместитель Премьер-министра Дмитрий Крутой после совещания у Главы государства.
Среди документов, вынесенных на рассмотрение Президента, был проект указа о дополнительном стимулировании местных органов власти. Правительство предлагает поддержать руководство и работников районных и городских исполнительных комитетов за высокие финансовые и экономические результаты.
«В первую очередь это наполнение местного бюджета, дополнительные доходы и прирост. Если они будут превышать среднеобластные показатели, возможно введение новой системы премирования руководителя района и непосредственно работника исполкома, который будет отличаться наиболее высоким результатом», – сказал Дмитрий Крутой.
Как отметил Первый заместитель Премьер-министра еще на совещании, разработанный документ нацелен на раскрепощение инициативы на местах. «Думаю, это хорошее предложение – поддержать госслужащих первичного звена, которые, как справедливо говорит Президент, находятся на передовой, от их работы зависит экономический успех развития страны в целом, – сказал он. – При этом не предлагается ломать сложившуюся систему оплаты труда в госаппарате. Она сегодня успешно функционирует, продолжит спокойно работать и дальше. Вопрос лишь в том, чтобы дополнить ее возможностью простимулировать за отдельные хорошие результаты».
По сообщению БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 июня провел выездной семинар-совещание по сельскому хозяйству в Минском районе.
Мероприятие состоялось на базе одного из молочно-товарных комплексов филиала «Острошицкий Городок» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».
В числе участников семинара-совещания были председатели облисполкомов и их первые заместители, уполномоченные представители Главы государства в регионах, помощники Президента – инспекторы по областям.
Президенту и участникам выездного семинара-совещания по сельскохозяйственной тематике доложили о передовом опыте агрокомбината «Дзержинский».
Агрокомбинат – это вертикально интегрированное предприятие, занимающееся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Структура включает в себя несколько подразделений, отвечающих за различные направления деятельности, такие как растениеводство, животноводство, переработка, коммерческая деятельность и управление. Филиалы агрокомбината расположены на территориях нескольких районов Минской области. Работа строится по полному замкнутому циклу – от поля и фермы до переработки и продаж, в том числе через более чем сотню фирменных магазинов.
«По земельным угодьям это больше, чем район. По производству зерна – это три советских района», – заметил Александр Лукашенко.
Президент спросил гендиректора агрокомбината Владимира Лукьянова, нет ли обид на ценообразование.
«Нет», – ответил руководитель предприятия.
Александр Лукашенко в этой связи обратил внимание чиновников, ответственных за вопросы ценообразования, что опыт агрокомбината надо брать и тиражировать по стране. «Возьмите его: производство, переработка, фирменная торговля. Если нет проблем, скопируйте это все и на страну все переложите по продукции, которую он хотя бы производит. И народ перестанет обижаться. Вот она – цепочка».
Еще одно важное направление, которое намерены развивать в «Дзержинском», – откорм бычков на мясо. Речь идет о производстве высококачественной говядины с хорошим экспортным потенциалом. Пока подобное производство планируется создать в одном месте – в Слуцком районе. Это позволит в том числе загрузить мощности Слуцкого мясокомбината, который присоединяется к агрокомбинату «Дзержинский».
«Мы думаем не молочное направление там развивать, а откорм. Потому что там рядом Слуцкий мясокомбинат. Он зависит от сырьевых зон. Мы хотим провести такой эксперимент по откорму на 8–9 тыс. голов в год. Отработать там механизмы, подходы, совместно с наукой проработать рационы. Разработать технологию, регламент выращивания, содержания, кормления и строительства этого комплекса и преподнести это как готовый продукт для всех. Мы уже выбрали участок, технологию мы написали. Думаю, до нового года у нас уже будет проектное решение и мы начинаем этот процесс, – рассказал гендиректор. – Таким образом мы заполним наш мясокомбинат с убойной площадкой на 50–60 % собственным сырьем. Это даст нам возможность качественно, как отдельное производство, посчитать затраты, рентабельность и получить финансовый результат».
Предварительная стоимость проекта оценивается в Br40–45 млн. В дальнейшем этот опыт, если он будет признан успешным, будут тиражировать в других филиалах агрокомбината.
«Надо мгновенно это строить. Параллельно все делать», – сказал Глава государства, ориентируя на максимально сжатые сроки.
С присоединением других предприятий и хозяйств агрокомбинат за 5 лет удвоил валовое производство. В реализации – 7 различных инвестпроектов, которые финансируются частично за счет собственных средств и частично – кредитов Банка развития. В том числе предприятие задействовано в реализации программы «Один район – один проект».
«Это хорошо, что он (банк. – Прим.) помогает тому, кто завтра даст отдачу. Но это не значит, что мы молиться на него должны, потому что есть такое хорошее предприятие. Должны развивать и другие предприятия», – заметил Глава государства.
В этом плане Александр Лукашенко поставил вопрос подготовки руководителей, которые могли бы в будущем возглавить или тот же агрокомбинат «Дзержинский», или создать другие подобные предприятия в регионах страны. «Завтра тебя нет. Кто вместо тебя?» – поставил принципиальный вопрос Глава государства перед Владимиром Лукьяновым.
«Пара человек есть», – ответил он.
«Ну хоть пару. Это важный вопрос. Хорошее предприятие. Поэтому нам надо видеть здесь людей, которые завтра создадут подобное хозяйство. Если мы будем подобное создавать, у нас проблем не будет с продуктами питания и прочими вопросами», – сказал Глава государства.
Президент рассказал об основном замысле очередного мероприятия в подобном формате – речь об условиях содержания крупного рогатого скота (КРС).
«От этого мы никуда не уйдем», – подчеркнул белорусский лидер. Александр Лукашенко напомнил, что ранее предлагал поставить в Беларуси памятник корове в знак заслуг этого животного в жизни людей, и особенно в годы Великой Отечественной войны. «Люди уходили в леса и с собой брали скотину, чтобы выжить. Корова и сегодня кормит народ. Это не только молоко, но и мясо, – сказал Александр Лукашенко. – Если мы хотим быть здоровыми, надо дышать нормальным воздухом и питаться нормальными продуктами, исходя из этого, корова, образно говоря, должна стоять во дворце».
Президент отметил, что за последние годы нащупали, каким путем развиваться в животноводстве. Приняли решение, что животноводческие фермы необходимо преобразовать в животноводческие молочно-товарные комплексы (МТК), где в целом по всей цепи соблюдаются технологии.
«Жим в этом отношении будет очень серьезный. Я решил вас пригласить, показать, рассказать. Здесь специалисты, которые могут и покритиковать, и высказать свою позицию. Для вас, для журналистов небольшой часовой урок. Чтобы вы понимали, что это за технология, в каком «дворце» должны содержать коров», – сказал Александр Лукашенко о замысле мероприятия.
Это важно еще и в преддверии двух больших совещаний по сохранности молодняка КРС и по работе аграрно-промышленного комплекса в Витебской области, где накопилось много проблем.
Президент подчеркнул, что производить молоко высокого качества – это очень прибыльно. Из него потом можно произвести целый спектр разнообразной продукции, которая широко востребована и за рубежом.
«У вас сегодня есть все для того, чтобы организовать процесс производства и переработки. Шутки в сторону. Повторяю еще раз: не хотите в окопах сидеть, в грязи вшей плодить – давайте работать, – подчеркнул Глава государства. – Соблюдение технологий и военная дисциплина. Вам даны все права. Если не хотим войны, значит, надо работать правильно. Надо получать продукцию и продавать. Надо, чтобы честно подходили к этой работе».
Говоря о семинаре-совещании, Александр Лукашенко рассказал, что попросил экс-руководителя Минской области, а ныне Премьер-министра Александра Турчина и других специалистов, чтобы они определили типичный комплекс, на примере которого можно представить имеющийся передовой опыт. МТК «Селище-2» в агрокомбинате «Дзержинский» даже с запасом соответствует этим критериям. «Это будущий век», – констатировал Президент. Тем не менее и здесь все сделано хоть и весьма добротно, но экономно. Многие строительные работы выполнялись хозспособом. «А что тут сложного? Если ты хороший руководитель, ты обязан иметь свою строительную бригаду», – заметил белорусский лидер.
Это один из хороших примеров, которому надо следовать и в других организациях, где это еще не сделали. В целом в стране не более трети сельхозпредприятий, на которые надо обратить пристальное внимание. Остальные работают либо в целом неплохо, либо на высоком уровне.
«Нам надо приспособить (опыт передовых хозяйств. – Прим.), где-то модернизировав старые фермы, превратить их в молочно-товарные комплексы. Нужно современное содержание скота. И продавать молоко сортом «экстра». Это сегодня хорошие деньги и сегодня молоко прибыльно», – ставит задачу белорусский лидер.
Он обратил внимание на то, что происходит в мире, – войны и конфликты. Наживаться на них – это не политика Беларуси, но и без этого продовольствие в мире всегда будет востребовано, уверен Президент: «И без войн людей надо накормить. Значит, спрос на продукты питания и одежду будет (а одежда тоже из земли) только возрастать. Поэтому нам надо обязательно идти этим путем – создавать МТК и решать эти проблемы».
Александр Лукашенко обратил особо внимание на условиях содержания КРС, и особенно молодняка, чтобы не допускать падежа, что для многих хозяйств пока является проблемой. А для этого нужны не только хорошие помещения, но и качественные корма. «Нет молодняка – нет ни молока, ни мяса», – констатировал белорусский лидер.
Глава государства напомнил о двух поручениях, которые давались еще ранее, – сделать отечественные прессы для заготовки сенажа и роботы для доения, которые были бы по качеству не хуже иностранных.
«Пресс надо сделать. Это вопрос жизни и смерти», – требует Глава государства. Он подчеркнул, что качество техники влияет на качество кормов, а это – здоровье скота.
Что касается роботов для доения, Александр Лукашенко видит в этом перспективу в том числе с учетом дефицита кадров на селе. Но это также и вопрос эффективности производства.
В ходе выездного семинара-совещания Президент заявил, что в сельскохозяйственном секторе Беларуси пока не везде хватает дисциплины.
Глава государства обратил внимание, что среди нынешнего состава председателей облисполкомов уже половина – не аграрии. С другой стороны, эти люди прошли через центр, занимали высокие должности, в том числе в промышленности, энергетике и даже силовых структурах.
Александр Лукашенко рассчитывает, что эти руководители в том числе поспособствуют поднятию уровня дисциплины, а конкретно специалистов аграрного профиля в регионах достаточно. «Специалистов у нас много. Пока хромает организация. Посмотрим, что из этого кадрового эксперимента получится. Но не хватает дисциплины. Все делаем правильно. Но иногда делаем медленно, а иногда не делаем вообще. Исполнительская дисциплина – вопрос номер один, – подчеркнул белорусский лидер. – У нас бардак в сельском хозяйстве. И неправда, что у нас не хватает людей. Мы их не организовали и не заставили работать. Должна быть дисциплина. Нужен результат».
Обращаясь к участникам семинара-совещания, Глава государства отметил, что пригласил их на это мероприятие, потому как видит приличный объем неисполнительности. «Я решил поступить по-военному. У нас была в армии такая хорошая формула: «Делай, как я». Вот я решил вам показать: я от вас требую вот это, сделайте так. Тогда не будет падежа скота. Потому что, если будет падеж скота как сейчас или вчера, будет это все продолжаться, мы придем к тому, что нам жрать самим будет нечего. Поэтому не думайте, что это прихоть Лукашенко», – сказал Президент.
Что касается его тезиса о том, что если не работать должным образом, то это приведет страну к войне, Александр Лукашенко подчеркнул, что это никакая не политическая пропаганда или агитация. «Я хочу, чтобы вы, руководители прежде всего, прониклись этим. Как работать, мы знаем», – сказал белорусский лидер.
Александр Лукашенко констатировал, что, например, в растениеводстве уже говорили на многие темы, в том числе на уровне Президента. Определили подходы к возделыванию рапса, льна, озимого ячменя и многих других культур. «Я деревенский человек, проживший немало. И знаю, что без продуктов питания, без одежды, самого необходимого, человек жить не может. А население планеты все время растет. Мы умеем это делать. Давайте будем развиваться. Но не забывать о том, что мы – машиностроительная страна. Что у нас достаточно школ создано по машиностроению, другим направлениям – химия, нефтехимия, нефтепереработка. У нас много отраслей там, где мы умеем работать. Туда надо инвестировать и создавать дополнительно новые предприятия. Делать то, что мы умеем», – заявил Президент.
На выездном семинаре-совещании также обсуждался вопрос возможного перехода на централизованные закупки вакцин для животноводства.
На мероприятии с обучающим докладом выступил Председатель Президиума Национальной академии наук Владимир Караник. Он рассказал о комплексном подходе к повышению сохранности крупного рогатого скота и обеспечению роста его продуктивности. Было отмечено, что ситуация с падежом скота несколько стабилизировалась, но все равно не радует. За пять месяцев этого года показатель вырос на 1,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако несколько изменилась структура непроизводительного выбытия: в большинстве областей улучшилась ситуация по молодняку, но ухудшилась по основному стаду.
Руководитель НАН подробно остановился на факторах, влияющих на сохранность скота. Например, чтобы избежать рисков по потере телят при рождении (как правило, это происходит ночью), на некоторых фермах доплачивают тем сотрудникам, которые остаются на это время дежурить.
В числе важных факторов – формирование иммунитета у телят, последующая вакцинация. Владимир Караник подчеркнул, что вакцины, к сожалению, зачастую применяются неадекватно. Перечисляя проблемы, он отметил, что в каждом хозяйстве должен быть разработан свой план вакцинации с учетом эпизоотической ситуации в хозяйстве, но зачастую планы не обновляются либо берутся шаблонно из соседних хозяйств. Нарушаются схемы вакцинопрофилактики, способы и дозы введения, хранения и транспортировки. Все это приводит к тому, что вакцины не работают. Для исправления ситуации он предложил, чтобы районные ветстанции контролировали исполнение требований о разработке и выполнении планов вакцинации с учетом ситуации.
Руководитель НАН также предложил перейти на централизованную закупку вакцин для животных: «Предлагаю рассмотреть возможность проведения централизованной закупки вакцин на уровне района либо области. Чтобы мы понимали, что защиту поголовья обеспечиваем вне зависимости от финансового состояния хозяйства и от того, есть там ветеринар или нет». Он также, к слову, высказался по поводу наличия ветврачей. По его мнению, в пересчете на численность поголовья в Беларуси достаточно специалистов. Надо только грамотно выстроить их работу. Например, централизовать систему, чтобы районная ветстанция обеспечивала ветеринарное сопровождение по всему району.
Отдельное внимание он уделил профилактике и лечению инфекционных патологий. «К сожалению, лабораторная диагностика инфекционных заболеваний на сегодняшний момент не в полной мере обеспечивает ветеринарную службу необходимой информацией. Часть методик либо устарела, либо обладает недостаточной точностью», – пояснил он. Например, в том случае, если проба на такое заболевание, как бруцеллез, дает положительный результат (а она часто дает ложноположительный результат), то на установление точного диагноза уходит около месяца, и в течение этого периода сохраняется неопределенность по поводу действий на данной ферме и с полученным молоком (его надо пастеризовать).
Владимир Караник напомнил, что в Беларуси во время пандемии COVID-19 по решению Главы государства были значительно расширены возможности лабораторной службы ПЦР-диагностики, которые позволяют быстро выявлять различные антигены. «Я считаю, что мы сейчас должны задействовать ПЦР-лаборатории (из сферы здравоохранения в интересах ветеринарии. – Прим. БЕЛТА). Сейчас мы должны создавать систему ПЦР-диагностики, которая позволяет получать ответ не в течение месяца, а одного – максимум двух дней», – пояснил руководитель НАН. По его словам, в ближайшее время специалисты представят Президенту предложения, каким образом сделать лабораторную диагностику в ветеринарии более оперативной и современной.
Отдельно обсуждался вопрос эффективности выращивания некоторых пород КРС. Например, в Беларуси очень распространены коровы голштинской породы – одной из самых продуктивных молочных пород в мире, но это достигается только за счет строгого соблюдения норм кормления и рациона. «Мы должны принимать решение: либо по-прежнему так же интенсивно используем этих коров вне зависимости от того, есть технологии или нет, либо работаем над генетическим разнообразием», – сказал руководитель НАН. По его словам, для хозяйств среднего уровня и слабых возможно дальнейшее развитие датского направления – коровы этой породы хоть чуть менее продуктивны, но более устойчивы и выносливы.
В Беларуси есть также опыт работы с датской красной породой коров, их выращивают в сельхозпредприятии «Устье». Однако по ряду объективных и субъективных причин этот опыт пока не слишком успешный. В этой связи Владимир Караник предложил взять часть поголовья из стада и попробовать поработать с этой породой на базе одного из передовых хозяйств страны в Брестской или Гродненской областях. Это позволит сравнить результаты и окончательно определиться с перспективами. Александр Лукашенко такой подход одобрил.
«Если вы хотите попробовать где-то содержать 50–60 голов датского скота, это надо делать, – отреагировал Александр Лукашенко. – Я не против. Пробуйте. Думайте, как дальше действовать, чтобы получить результат».
По итогам состоявшейся дискуссии Александр Лукашенко поручил подробно обсудить все высказанные предложения и при необходимости оформить их в конкретные решения.
«Давайте договоримся, что мы не просто будем в очередной раз на совещании по предотвращению такого падежа, как у нас, слушать разговоры и лекции нам будут ученые читать (правильно будут говорить)… Но чтобы мы приняли решение. Если надо централизация ветслужбы… Шулейко считает, что надо, а Косинец – нет (я к примеру говорю). Так вы придите к общему мнению и внесите конкретное предложение, – сказал Президент. – Если Владимир Степанович (Караник. – Прим.) считает, что нам надо подключить систему здравоохранения к диагностике или еще чему-то, давайте будем подключать, вносите предложения. Если есть разумные, выверенные предложения, решение принимается в течение суток».
По итогам выездного семинара-совещания Александр Лукашенко отметил, что вопрос целесообразности строительства крупных свинокомплексов на 100 тыс. голов необходимо дополнительно обсудить и проработать со всеми заинтересованными.
Речь шла, в частности, о том, что для реализации подобных масштабных проектов требуется детально просчитать все существующие аспекты, и в особенности риски. Должна быть, например, гарантированная кормовая база, исполнительская дисциплина и строгое соблюдение технологий. Ведь при такой концентрации поголовья в одном месте увеличиваются риски значительных потерь в случае возникновения каких-либо проблем, заболеваний. Поэтому, возможно, имеет смысл распределять поголовье по 25 тыс. на четырех отдельных более мелких комплексах вместо одного крупного.
В то же время в пользу строительства крупных комплексов говорят экономические расчеты, показатели финансовой эффективности на таких объектах выше.
«Давайте подходить разумно. Я буду рад и счастлив, если в Гомельской области мы построим какие-то свинокомплексы и они там будут успешные, – привел пример Глава государства. – Потому что нам Гомельскую область надо развивать. А это – развитие. Но если они не могут – нечего туда и ходить».
«Давайте с вами определимся: мы в Гомельской области будем строить четыре комплекса или один стотысячник», – поставил ключевой вопрос Президент.
Александр Лукашенко в ходе выездного семинара-совещания по сельхозтематике вновь затронул актуальную ныне тему наличия в торговле картофеля. Глава государства прямо ответил тем, кто излишне ноет по этому поводу, акцентировав внимание на необходимости приучения к труду современной молодежи.
«Если вы думаете, что наша молодежь, которая идет за нами, будет так работать (как предыдущие поколения. – Прим.), вы заблуждаетесь или сами себя обманываете. Не будет. Это другая молодежь. Они думали, что картошка растет в интернете. Оказалось, не в интернете картошка растет, она растет в поле, – сказал Глава государства. – У нас ноют – начиная от деревни до районного центра и городов – люди, которые имеют свои дачи. Что вы ноете, что вы воете? У нас хватает семян. Ну так вы две борозенки для себя (посадите. – Прим.), чтобы два мешка картошки (наросло. – Прим.). Высаживайте на этом клочке земли или в деревнях. В деревне же не обрабатывают участки».
Глава государства спросил у заместителя Управляющего делами Президента Николая Шерстнева, высаживает ли он на своей даче картошку. «Ежегодно сажу», – ответил чиновник.
«Вот, у него есть картошка, без проблем. Высокого уровня чиновник. А обычному человеку, у которого детки маленькие… Мне картошка не надо. Я ее найду полтора мешка. Но у меня два участка. Хотите посмотреть – пожалуйста, хоть сейчас. Вчера я посмотрел и один, и второй участок, картошка – заглядишься. Академия наук передала семена, я проверяю, что это за семена. Всех обеспечу картофелем, стоящих здесь точно», – отметил Александр Лукашенко.
«Так почему мы этим не занимаемся? Что мы все ходим и ноем, чего-то нам не хватает. Я рассуждаю, может быть, как ретроград и консерватор какой-то, но в жизни ничего не придумали иного: для того, чтобы что-то иметь, надо погорбатиться. Не горбатимся – будет плохо. Наша молодежь к этому не привыкла. И если вы думаете, что разговорами мы ее приучим, – ничего подобного», – добавил Президент.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Глава государства Александр Лукашенко 12 июня провел совещание с руководством Администрации Президента.
Александр Лукашенко напомнил, что в свое время было принято решение такие встречи проводить регулярно. Подобные совещания, на которых можно сверить часы, обсудить существующие проблемы и актуализировать задачи, Президент при необходимости также проводит и с экономическим блоком страны.
«У нас установилась хорошая практика работы с Правительством, когда мы обсуждаем злободневные вопросы, выносящиеся на уровень Президента. Естественно, уже проработанные не только в Правительстве, но и в последней инстанции – у вас в Администрации Президента. Обсуждаем и принимаем решение по этим вопросам. Хотелось бы, чтобы подобная практика навсегда осталась и в нашей работе», – сказал Александр Лукашенко. – В ближайшее время такое же совещание на уровне Президента мы проведем с сотрудниками, руководством Национального банка. Затем нам предстоит организовать и провести съезд ученых. За науку надо браться серьезно. Эта сфера в Администрации Президента практически исключена, и я ее не вижу в работе по организации процесса научной деятельности, особенно получения результатов».
Глава государства пояснил, что необходимость проведения совещания в НАН обусловлена в том числе недавними кадровыми изменениями. Как известно, Председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси 22 мая был назначен Владимир Караник, до этого работавший Заместителем Премьер-министра. Президент дал понять, что это не единственное кадровое изменение и последуют другие. «В связи с изменениями, которые произошли и произойдут в руководстве Академии наук (необходимо провести тематическое совещание. – Прим.). Произойдут – это тоже тема, которая касается не только меня, но и вас прежде всего», – сказал он.
В ближайшее время Александр Лукашенко также намерен изучить ситуацию в Витебской области. «Практическое мероприятие – это совещание по развитию Витебской области. Надо посмотреть, что мы там создали хорошего и какой результат от той реформы (о создании интеграционных структур в сельском хозяйстве. – Прим.), которая была предложена еще во времена Николая Николаевича Шерстнева», – пояснил белорусский лидер.
Возвращаясь к деятельности Администрации Президента, Глава государства напомнил, что в стране давно завершилась избирательная кампания. Обещания людям даны, определена стратегия политического, экономического, социального развития страны на следующие пять лет. «По отдельным направлениям на Всебелорусском народном собрании мы еще раз коснемся этой проблемы (очень серьезно нужно готовить ВНС) и обсудим не то что ближайшие наши планы, а планы на среднесрочную перспективу. По крайней мере на пятилетку», – отметил Президент.
«Вы являетесь политическим штабом Президента и контролирующим органом. И барьером соответствующим от других структур перед Президентом. Наделены рядом функций, возлагающих на вас немалую ответственность за результат, к которому стремится вся страна», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства констатировал, что через экспертизу Администрации Президента проходят практически все ключевые назначения и решения, принимаемые на самом высоком уровне.
«И я не преувеличиваю, когда говорю, что работа в Администрации Президента, Главы Администрации, руководства – это «горячая сковородка». Цель предстоящей работы – обозначить «узкие места», откорректировать подходы к решению тех задач, которые были поставлены перед страной», – подчеркнул Президент.
Работу с кадрами Александр Лукашенко назвал главным направлением деятельности Администрации Президента. «Как в советские времена говорили, «конек партии – кадры», – сказал он.
«Формируем каждый год, обновляем кадровые резервы, а кандидатов на должность, как только открывается вакансия, ищем долго и находим не сразу. Даже в кадровый реестр Главы государства», – заметил Александр Лукашенко.
По его словам, допускаются факты внесения Президенту недостаточно проработанных кадровых предложений. «Администрация Президента должна принципиально, жестко подходить к отбору предлагаемых кандидатов. Кадровые ошибки недопустимы, – подчеркнул белорусский лидер. – Вы своими щупальцами должны видеть кадры в целом, начиная от колхозов, совхозов и заканчивая самым высоким уровнем. Но обсуждать предложения для внесения Президенту вы должны коллективно. Я вас просто предупреждаю, что ответственность будет повышаться за кадровые назначения. Есть хороший руководитель – есть результат. Нет руководителя – результата нет».
Глава государства также потребовал выстроить четкую идеологическую работу в стране.
«Когда-то все прятались от этого термина, но мною было жестко введено понятие «идеология». Как видите, сегодня все заговорили об идеологии, даже американцы. От этого уходить не надо: никто ничего лучше не придумал, как обозначить процесс всяких преобразований, целей и так далее, положенных на бумагу, в голове человека. Но земных. Не так, как это было в советские времена: все стремились построить коммунизм, но никто не знал, что это такое», – отметил Александр Лукашенко.
«Дай бог, чтобы мы, наконец, народу четко сказали не только что такое идеология, а как мы всегда говорим: вот выработать нам бы такую национальную идею, которая бы могла захватить души и сердца, разум людей, – сказал Глава государства. – Может, она и есть. Некоторые говорят «патриотизм», еще что-то. Но я не чувствую, что есть такая идея. Если мы ее выработаем (а это должно быть очень важной для нас целью, которая захватит все – от сердца до разума человека) – это вершина».
Результаты деятельности идеологической вертикали Президентом не единожды подвергались критике: «Мы принимали разные решения, но у нас здесь очень много формализма».
Он потребовал уходить от формальных подходов и не проводить встречи и собрания ради галочки. Важно, по словам Главы государства, не сколько собрано слушателей в зале, а какая часть людей вынесла для себя что-то полезное во время организованного мероприятия.
«Надо выстроить четкую идеологическую работу в стране. Не надо стремиться проводить побольше каких-то совещаний, заседаний, форумов. Принимая то или иное решение, подумайте, во что это обойдется. Это дорого», – подчеркнул Александр Лукашенко.
В этом плане Президент также поручил обратить серьезнейшее внимание на командирование должностных лиц. По его мнению, не все командировки могут быть оправданы с финансовой точки зрения, поэтому здесь необходимо навести порядок. «Я подписал (командировку. – Прим.) министру, допустим. А за министром целый же хвост едет. Поэтому железно возьмите на жесткий контроль и предупредите Премьер-министра, который вносит предложения, и других. Это огромные деньги, – обратил внимание белорусский лидер. – У нас и за Президентом целая кавалькада. Давайте с небес будем опускаться на землю. Поэтому приводите все в порядок, не глядя ни на личности, ни на ранги».
В апреле Глава государства подписал Директиву № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства». Документ призван вывести идеологическую работу на качественно новый уровень. Однако Александр Лукашенко считает, что работу руководства Администрации Президента в этом направлении захлестнула текучка.
«Не пытайтесь формально подходить к тем или иным вопросам. Принципиальнейшим образом прорабатывайте их, – поручил Президент. – Нам надо укреплять кадровый состав идеологической вертикали, переформатировать информационно-разъяснительную работу с населением, освободить идеологов от несвойственных функций».
«Телевизор – это хорошо, интернет мы начали завоевывать. Но всегда – с первого дня говорю – надо общаться с людьми. Надо с ними с глазу на глаз разговаривать. Люди это уважают, ценят», – добавил белорусский лидер.
По словам Президента, по-прежнему актуальными остаются и вопросы избыточности законодательного массива и дублирования норм.
«Это огромный пласт работы. Я знаю, что такое законотворчество. А тут надо организовать, надо посмотреть на все, что мы «натворили» за последние 10, 20, а может, 30 лет, и «отрубить» то, что нам сегодня не нужно, оставить только то, что нужно», – сказал Глава государства.
Работу в этом направлении Администрация Президента начала давно, и определенные результаты уже достигнуты.
«Это надо не забывать, – подчеркнул Президент. – Обратить надо внимание на качество экспертной проработки правовых инициатив. Нам нужны более точные прогнозы правового воздействия внесенных Правительством и доработанных вами проектов законодательных актов на среднесрочную перспективу».
Александр Лукашенко напомнил о еще одной наиважнейшей функции Администрации Президента – контроле за выполнением поручений Главы государства и письменных, и устных.
«Если этого контроля не будет, если вы не добьетесь реализации поручений Президента, Президенту в стране делать нечего. Авторитет его будет падать, и в конце концов можем довести до того, что народ подумает: да зачем этот Президент нам нужен вообще? А в наше время он нужен. Буду я или какой-то другой человек, ответственный, идущий во главе, он нужен. Но если он принимает решения – железобетонно эти решения должны быть исполнены», – потребовал белорусский лидер.
«Система упреждающего контроля за выполнением поручений Главы государства в целом выстроена. Но вопросы к обеспечению качества и своевременности выполнения поручений периодически возникают», – обратил внимание Александр Лукашенко.
Президент отметил, что многие вопросы он держит на личном контроле. «И если только я увижу, что со стороны Администрации это не получило контроля и развития, это не внедрено в жизнь – пеняйте сами на себя. И никаких отписок не принимайте, – предупредил Глава государства. – Система упреждающего контроля за выполнением поручений Главы государства вроде бы выстроена, как вы считаете, но нужен результат. Не отписки. Вопросы к обеспечению качества, своевременности выполнения поручений периодически возникают».
Одной из тем, которых коснулся Президент во время мероприятия, стала и работа с обращениями граждан.
«В идеале их (таких обращений. – Прим.) быть не должно. Как минимум обращения не должны доходить до уровня Администрации Президента. Они должны решаться на местах, – сказал Глава государства. – Но если дошли, то в процессе разбирательства следует особое внимание уделить анализу компетентности тех инстанций, где люди так и не получили помощь в решении своего вопроса».
Александр Лукашенко отметил, что часто видит, как высокие должностные лица, бывая на местах по поводу того или иного обращения, потом заявляют, что это, как оказалось, не их компетенция и надо было эти вопросы решать ранее на местах. «Зачем ты туда поехал тогда, если такое заявление делаешь? Если ты приехал и решаешь этот вопрос, значит, это и твой вопрос. Ты принял такое решение. Но для себя ты подумай: а кто же не решил этот вопрос, кто этот забор не отремонтировал или не покрасил его, к примеру говоря, вопросы разные бывают. Кто там природный газ пообещал и вовремя не подвел?» – критически заметил Глава государства.
Президент сделал акцент на том, что власть должна видеть и знать, что люди говорят о ней внутри страны и за рубежом, по каким поводам делают замечания. И по ключевым таким поводам Администрация Президента должна информировать Главу государства. «Собирайте эту информацию, выводите на уровень Президента для того, чтобы я познакомился и, приняв эту информацию, принимал решения», – ориентировал Александр Лукашенко.
В числе задач, которые обозначил на мероприятии Глава государства, была доработка функциональных обязанностей и усиление нагрузки на помощников Президента.
Александр Лукашенко напомнил: их функционал предполагает абсолютное погружение в жизнь региона. «Дмитрий Николаевич, Ваша задача, чтобы региональные помощники Президента, они же инспекторы, работали так, как надо», – поставил задачу Президент, обращаясь к Главе Администрации Президента Дмитрию Крутому.
Глава государства поручил доработать функциональные обязанности помощников с тем, чтобы усилить на них нагрузку. Ведь, по его словам, часто бывает так, что человек вроде бы работает, а на самом деле отсиживается, ждет назначения на новую должность. «Этого быть не должно, – потребовал Александр Лукашенко. – Это позор».
Президент обратил внимание, что в Беларуси должностные лица из центральных органов власти как-то не особо стремятся попробовать проявить себя на местах, в регионах, где надо решать реальные, земные задачи, а не только теоретизировать. «Никто из Администрации Президента, из центрального аппарата Правительства особо не рванул вниз», – сказал по этому поводу Александр Лукашенко. Хотя, например, в советские времена такая практика существовала, и для инструктора ЦК Компартии было наградой, если его направляли поработать председателем исполкома. «Сколько у нас из центра поехали и показали свою прыть?» – риторически спросил Глава государства.
В качестве примера он привел Китайскую Народную Республику, где отчасти переняли практику, подобную той, что была в советские времена. «И дисциплина – дай бог», – заметил белорусский лидер.
«Вы должны быть погружены в жизнь региона. Вы должны знать каждый уголок региона и требовать, требовать, требовать», – подчеркнул Александр Лукашенко, говоря про обязанности помощников.
От них Президент ожидает объективной подробной информации о состоянии дел в том или ином регионе. «Я должен не просто знать, что, где, когда и почему происходит, а видеть все вашими глазами – что там на месте и как живут наши люди на местах», – заявил Глава государства.
Если, например, в стране на республиканском уровне объявлен Год благоустройства, то одна из задач помощников Президента – сделать так, чтобы каждый житель Беларуси на местах это прочувствовал, ощутил какие-то изменения. В этой связи Глава государства напомнил о действующих нормах по содержанию территорий, прилегающих к жилым домам, и потребовал, чтобы на местах активнее работали с населением, доводя до людей, что порядок вокруг своих домов нужно наводить обязательно. Если кто-то не может этого сделать самостоятельно, например, одинокие пожилые люди, местные власти должны оказать помощь. «А если кто-то пьет и бродяжничает и не может вокруг убрать, так заставьте любыми судьбами, вместе с милицией, но так, чтобы он привел в порядок свой участок и благоустроил его», – потребовал Президент.
Александр Лукашенко, опираясь на собственные воспоминания, привел в пример то, как была выстроена работа инспекторов по областям в советские времена. Если приезжало такое должностное лицо, то «все на ушах ходили» и «район был на особом положении». Но и был результат. И теперь Глава государства ориентирует своих помощников в регионах действовать более принципиально.
«Поэтому я от вас и требую – дайте результат. Действуйте там. Но не сдуру: вот пришел и «я тут, я». Там есть губернатор, да. Но ты своими методами должен пройтись так, чтобы губернатор вспотел после вашего посещения того или иного места», – подчеркнул белорусский лидер.
Не только помощников, но и должностных лиц в целом, особенно Администрацию Президента, Глава государства настраивает на оперативные и, главное, более самостоятельные действия. «У нас что не проблема – быстрее к Президенту. Что вы ко мне бегаете? Вы знаете мою позицию. Не надо обижать людей, кто бы они ни были, если они законно работают, – сказал он. – Если мы видим, что что-то не так, – надо закон поправить. Если нарушают – пусть отвечают. Поэтому все должно быть контролируемо».
Александр Лукашенко привел пример с заморозками, которые существенно повлияли на будущий урожай садовых культур. Соответственно, надо заранее подумать над тем, как заготовить необходимые объемы продукции: «Для этого мы и есть – выработать систему, завезти это яблоко, которого будет недостача в этом году. А она будет. Я вот недавно по своему саду походил, у меня там для эксперимента есть, вижу, что процентов 10–15 живые остались (завязи. – Прим.). А остальное попало под мороз. Но даже если мы это соберем и положим, как надо, на хранение, мы не будем иметь проблем».
Присутствовавший на совещании Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой в этой связи отметил, что как раз накануне Глава государства подписал Указ об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд, который касается формирования стабфондов.
«Я решений много подписал. Но вы проконтролируйте. Чтобы было реализовано. Нет – хотя бы мне скажите, что кто-то не выполнил. Надо уже выгонять на улицу таких руководителей: «Мы не можем…», – отреагировал белорусский лидер.
Он напомнил, что в стране построили много хороших хранилищ, но есть факты, когда они пустуют или их содержат в ненадлежащем виде. Подобное Глава государства назвал не иначе, как преступлением.
«И это дело прежде всего помощника Президента. Он там глаза и уши Президента. Куда смотрим?» – акцентировал внимание Александр Лукашенко.
Резюмируя вышесказанное, Александр Лукашенко подчеркнул, что Администрация Президента – это политический штаб, последняя инстанция перед принятием окончательного решения. «Вы ни в коем случае не должны «входить в положение» и играть на чьем-то поле. Вы должны быть абсолютно независимыми, насколько это возможно, и объективными. Задача – формировать независимое от остальных институтов власти мнение по всем направлениям реализации государственной политики. Вы формируете мое мнение, – обратил внимание белорусский лидер. – Чем больше точек зрения, тем быстрее мы найдем оптимальное решение любых вопросов. Поэтому принцип «я начальник, ты дурак» вам абсолютно не подходит».
Глава государства убежден, что актуальные вопросы необходимо обсуждать коллективно и, возможно, решения принимать так же. По итогам проработки на столе у Президента должен лежать аналитический доклад с четким определением главного вектора действий.
Александр Лукашенко также напомнил про Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». «Повышение качества управления в целом, обеспечение исполнительской дисциплины – одни из основных целей нашей с вами работы, – заявил Александр Лукашенко. – Нет дисциплины – не будет никакого результата в работе».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин провел заседание Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В текущей пятилетке реализуется 29 государственных программ, подлежащих оценке. За четыре года на мероприятия этих программ направлено около Br560 млрд. Треть из них – бюджетные средства. «Несомненно, достигнуты определенные результаты. В рамках выполнения госпрограмм построено более 17 млн кв.м жилья, в том числе более 1 млн кв.м арендного жилья. Введено в эксплуатацию 119 объектов здравоохранения, 48 детских садов и 21 школа. Построено и отремонтировано более 13 тыс. км дорог. Согласно отчету межведомственной комиссии при Минэкономики две трети госпрограмм признаны высокоэффективными и эффективными. Результаты значительные и в общем положительно характеризуют ход реализации госпрограмм», – отметил Александр Турчин.
Он предложил рассмотреть вопрос реализации госпрограмм прежде всего сквозь призму подготовки к программному циклу следующей пятилетки. «Сегодня становится очевидным, что действующие подходы к госпрограммированию нужно корректировать, – сказал Премьер-министр. – Госпрограммы должны демонстрировать тренд того, как правительство планирует достичь приоритетов пятилетки. Важно определить индикаторы, которые будут комплексно характеризовать выполнение приоритетов. Упор на качественную составляющую и эффективность вложенных средств. Например, реализация приоритета «арендное жилье» не должна свестись к доведению квадратных метров. Цель – закрепление кадров в регионах».
«Реализуя госпрограммы, мы должны видеть, как меняется жизнь в регионах. Обращаю внимание, что это задача не только отраслевых регуляторов. Местные органы должны активно включиться в этот процесс, обеспечив необходимую работу с населением», – заключил глава белорусского Правительства.
По информации БЕЛТА
Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 303 от 6 июня 2025 г., которым утверждена новая редакция национальной таблицы распределения радиочастот между радиочастотными службами Республики Беларусь (НТРЧ).
Проект документа разработан Министерством связи и информатизации Республики Беларусь при участии государственного предприятия «БелГИЭ» и радиочастотных служб Республики Беларусь.
Обновленная НТРЧ отражает национальное применение положений Регламента радиосвязи МСЭ и учитывает изменения, принятые на Всемирных конференциях радиосвязи 2019 и 2023 гг.
Утверждение новой редакции НТРЧ будет способствовать:
- дальнейшему развитию подвижной широкополосной связи и связанных с ней услуг на базе современных технологий 4G, 5G и 6G;
- обеспечению устойчивой и доступной связи для пользователей;
- надежной работе служб, связанных с обеспечением безопасности;
- компетентному управлению спектром в интересах государства и общества.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Полномочия по управлению Агентством сервисизации и реинжиниринга переданы Министерству связи и информатизации, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр Александр Турчин. Ранее акции агентства находились в собственности Банка развития Республики Беларусь.
По информации БЕЛТА