09.03.2020
Увольнение незаконным признали, но на работе не восстановили. В чем причина?
Полгода пытается добиться справедливости бывший преподаватель Барановичского технологического колледжа Белкоопсоюза.
Преподавательской работе Ирина Иванова (фамилия и имя изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) отдала более 20 лет. Высшая квалификационная категория свидетельствует о том, что дело свое она знает. Странички трудовой книжки Ивановой испещрены благодарностями, дисциплинарных взысканий нет. Успешно Ирина продвигалась и по карьерной лестнице – в 2006 году стала заведующей отделением. А в августе 2019-го она неожиданно получила уведомление о том, что контракт с ней не продлевают.
Преодолев стресс, преподаватель решила искать поддержку в Администрации Президента – написала письмо, изложив все подробности. Тем не менее 6 сентября ее уволили. Ирина повторно обратилась в Администрацию Президента, и в октябре ее письмо было передано на рассмотрение в Барановичский межрайотдел Брестского областного управления Департамента госинспекции труда.
– Представитель этого ведомства связалась со мной 17 октября. Именно она и сообщила, что восстановление на работе осуществляется исключительно через суд, – рассказывает героиня материала. – Для обращения установлены временные рамки – один месяц с момента увольнения, а у меня время уже было упущено…
И все же Иванова подала судебный иск. Суд изучил все обстоятельства дела и пришел к выводу, что женщину уволили незаконно. Оказалось, что контракт на 2019 год с преподавателем фактически продлен не был, поэтому трудовые отношения продолжились на основании трудового договора, заключенного на неопределенный срок (согласно статье 39 Трудового кодекса).
– Таким образом, увольнение по пункту 2 статьи 35 ТК в связи с истечением срока действия контракта является незаконным, – прокомментировали в суде и отметили, что делопроизводство в колледже ведется ненадлежащим образом, в связи с чем в адрес руководства Белкоопсоюза направлено частное определение.
Однако, как подчеркнула заместитель председателя суда Барановичского района и города Барановичи Светлана Снежко, восстановить Иванову на работе не представлялось возможным, поскольку пропущен срок обращения.
– Как так?! Увольнение признано незаконным, а восстановиться на рабочем месте нельзя из-за формальности?! – недоумевала Ирина. – Я понимаю, что это правило, но ведь у любого правила есть исключения.
В поисках исключения преподаватель подала жалобу в Брестский областной суд, но определение его судебной коллегии по гражданским делам полностью совпало с выводами суда первой инстанции. А что касается срока исковой давности, то он может быть восстановлен лишь при наличии уважительных причин, таких как тяжелая болезнь, беспомощное состояние и другие. «Обращения с заявлениями и жалобами в различные государственные органы не являются основанием для восстановления срока исковой давности», – подчеркнули в Брестском областном суде.
Не смогли помочь в данной ситуации и специалисты Брестской областной организации профсоюза работников торговли, потребкооперации и предпринимательства, которые выезжали на место.
– Не пошли мне навстречу и в Белкоопсоюзе, хотя в системе потребкооперации я проработала около 30 лет – до колледжа трудилась в райпо, – сетует незаконно уволенная работница.
Несмотря ни на что, Ирина не собирается сдаваться. Она, в частности, намеревается обратиться в Парламент с предложением о внесении изменений в статью закона, определяющую срок обращения в суд по делам о восстановлении на работе.
Галина Строцкая, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в Минтруда
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации
БЕЛТА
О достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказали в Минтруда
Об основных достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Олег Токун на заседании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
Так, замминистра отметил, что среди основных достижений 2025 года – выросшие за 8 месяцев реальные денежные доходы на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупательная способность всех видов доходов сохранена.
В то же время на рынке труда зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы: 2,4 % – среди трудоспособного населения и 4,5 % – среди молодежи. Занятость в самой продуктивной группе (25–49 лет) достигла 96,3 %.
Кроме того, были усилены социальные гарантии. Олег Токун отметил, что в ходе реализации Указа Президента «О социальной поддержке» от 29 октября 2024 г. был принят пакет мер по усилению социальной поддержки наиболее уязвимых категорий. Так, пенсии детям-инвалидам, потерявшим кормильца, увеличены вдвое, многодетные матери с четырьмя детьми получили право на пенсию при сниженном страховом стаже – 5 лет вместо 10. Также одиноким отцам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлено право на досрочный выход на пенсию. Для работающих пенсионеров сняты ограничения по выплате пенсии.
В стране особое внимание уделяется поддержке семей и молодежи. Увеличены пособия по беременности и родам для тех, кто только начинает трудовую деятельность, чтобы улучшить условия для рождения детей.
Кроме того, ведутся работы по цифровой трансформации. В 2025 году внедряется «Форсайт. Аналитическая платформа» для прогнозирования и анализа данных в социально-трудовой сфере. Также был модернизирован портал социальной защиты.
«Все наши усилия направлены на максимальное задействование внутренних ресурсов, обеспечение сбалансированности рынка труда и создание надежной системы социальной защиты для каждого гражданина», – подчеркнул Олег Токун в своем выступлении.
По информации
БЕЛТА
Совмещение или исполнение обязанностей отсутствующего работника. Минтруда о нюансах дополнительной работы
Нюансы, связанные с дополнительной работой, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда пояснили, что существует три вида дополнительной работы. Первый – это совмещение должностей служащих (профессий рабочих) или работа по другой вакантной профессии/должности. Например, когда каменщику поручают обязанности облицовщика.
Еще одним видом является расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) или работа по такой же вакантной профессии/должности. К примеру, бухгалтеру увеличивают объем работы (ведение другого бухгалтерского участка). Также среди видов дополнительной работы – исполнение обязанностей временно отсутствующего работника или работа как по другой, так и по такой же профессии/должности. Этот вид дополнительной работы используется при временном отсутствии другого работника (например, на период трудового отпуска).
В ведомстве обратили внимание на то, что все виды дополнительной работы выполняются наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией), в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня.
Кроме того, к дополнительной работе обязательно устанавливается доплата. Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником. Однако для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением Правительства.
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя с указанием срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, и размера доплаты. Дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Важно, что от выполнения дополнительной работы можно отказаться в любой момент. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации
БЕЛТА
ФПБ: реальные зарплаты и располагаемые денежные доходы населения растут быстрее, чем прогнозировалось
Итоги выполнения соглашения между правительством, объединениями нанимателей и профсоюзов обсудили сегодня на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Федерации профсоюзов Беларуси.
Как подчеркнул председатель ФПБ Юрий Сенько, итоги выполнения Генерального соглашения по большинству показателей демонстрируют положительные тенденции. В частности, отмечен рост главных социальных показателей: с начала года выросла минимальная заработная плата, регулярно повышался размер бюджета прожиточного минимума, увеличивалась базовая ставка для расчета заработной платы работников бюджетной сферы. Это напрямую отразилось на росте доходов граждан, подчеркнули в ФПБ. Также принимались меры по повышению пенсий по возрасту, оказанию помощи малообеспеченным гражданам и семьям.
«В целом реальные заработные платы и располагаемые денежные доходы населения растут быстрее, чем прогнозировалось. Экономическая ситуация дает возможность говорить о заметном укреплении социальной защищенности граждан», – сделали акцент в ФПБ.
Еще один важный результат – снижение уровня безработицы до 2,7 %. Как было отмечено, это один из самых низких показателей среди стран Евразийского экономического союза. Также среди положительных моментов названо увеличение занятого в экономике населения.
Заместитель председателя ФПБ Татьяна Филимонова также обратила внимание на то, что важную роль в повышении благосостояния и социальной защищенности работников играет и коллективно-договорная работа. В ФПБ напомнили: в действующем Генеральном соглашении, которое было заключено в начале этого года, правительство, наниматели и профсоюзы рекомендовали включать в коллективные договоры ряд новых положений, направленных на повышение престижа рабочих профессий, поддержку молодых и востребованных кадров и многие другие меры. Это стало основой для наполнения коллективных договоров новыми гарантиями для работников. В частности, уже сегодня свыше 16 тыс. коллективных договоров предусматривают меры по поддержке работников, решивших завести детей. Более 15,7 тыс. закрепляют дополнительные гарантии для молодежи, около 14 тыс. содержат обязательства по переподготовке и повышению квалификации сотрудников.
По информации
БЕЛТА
Первый замминистра юстиции о кадрах, которых ожидает отрасль
Первый заместитель Министра юстиции Наталья Филиппова рассказала журналистам о том, каких специалистов сегодня ожидает отрасль, передает корреспондент
БЕЛТА.
Говоря о развитии юридического образования, первый замминистра юстиции подчеркнула, что необходимо сочетание в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности. «Переход от студента к реальному работнику государственной службы требует определенной адаптации, поэтому в этом направлении мы должны чуть теснее работать, привлекать обучающихся и преподавателей к проведению, например, правового мониторинга, направленного на оценку эффективности норм законодательства, выявлять и анализировать недостатки правового регулирования общественных отношений с тем, чтобы в последующем вносить предложения по совершенствованию нормативных правовых актов. Это как одно из направлений. Наверное, нужно внедрять и какие-то новые учебные дисциплины правового цикла с учетом динамики развития наших общественных отношений. Ведь мы говорим сегодня о новых сферах общественных отношений – это информационные технологии, робототехника, биотехнологии, современные технологии энергетической области, нанотехнологии и ряд других. Практическая потребность в таких специалистах действительно существует. Со своей стороны мы готовы продолжать наше сотрудничество», – сказала Наталья Филиппова.
Она отметила, что в правовом образовании важно сохранить преемственность. «Необходимо передать молодому поколению те основы, тот фундамент, на котором мы строили наше законодательство. Профессия юриста очень многогранная. Выпускники юридического факультета Белорусского государственного университета представлены в разных государственных органах – это и судебная система, и весь правоохранительный блок, это системы Министерства юстиции, а также нотариата и адвокатуры. Мы продолжаем тесное взаимодействие с юридическим факультетом в плане преподавательской деятельности, председательства в ГЭК, чтения факультативных дисциплин, лицензирования курсовых и дипломных работ, участия в проведении профильной олимпиады и ряда других направлений», – проинформировала первый замминистра и пожелала юрфаку БГУ оставаться топовым.
Юридический факультет Белгосуниверситета отмечает 100-летний юбилей. Основан он в 1925 году. Сегодня там обучается около 3 тыс. студентов. В структуру факультета входят 12 кафедр, Центр образовательных инноваций и музей правоведения. На факультете работает 250 преподавателей, среди которых 23 доктора наук, около 140 кандидатов юридических наук. Подготовка специалистов на первой ступени осуществляется по трем специальностям: «правоведение», «экономическое право», «политология». На второй ступени – по специальностям «юриспруденция» и «политология».
По информации
БЕЛТА
(фото Дома прессы)