30.06.2020
Зарплата при простое, перевод на удаленку: Минтруда продолжает отвечать на актуальные вопросы
Специальный блок «Спрашивали? Отвечаем!» на сайте Министерства труда и социальной защиты продолжает пополняться ответами на самые актуальные вопросы, которые поступают в ведомство.
Свежее обновление в рубрике дает разъяснение по восьми темам.
Как перевести работника на дистанционную работу?
Это возможно по соглашению сторон, причем инициатива может исходить как от работника, так и от нанимателя. Если стороны достигли соглашения о переходе на выполнение работы дистанционно, то данное условие оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору.
Также наниматель имеет право в одностороннем порядке в соответствии со статьей 32 Трудового кодекса в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами предложить работнику выполнять работу дистанционно. При этом в соответствии с пунктом 14 Указа № 143 «О поддержке экономики» нанимателю предоставлено право изменять существенные условия труда работника, в том числе устанавливать дистанционную работу в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, предупредив об этом работника письменно не позднее чем за один календарный день.
Если работник соглашается, то в трудовой договор должны быть внесены соответствующие изменения о выполнении работы дистанционно путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается. Переход с дистанционной работы на обычную с предоставлением рабочего места может быть осуществлен в порядке, аналогичном приведенному выше порядку перехода на удаленку.
Каков порядок изменения существенных условий труда?
Наниматель может изменить работнику существенные условия труда, в том числе установить дистанционную работу (работу на дому), изменить режим рабочего времени, включая установление неполного, гибкого рабочего времени, разделение рабочего дня на части, изменение начала и окончания рабочего дня (смены), времени обеденного и других перерывов, рабочих и выходных дней, введение суммированного учета рабочего времени, уведомив работника об этом письменно не позднее чем за один календарный день.
Кроме того, инициируя изменения существенных условий труда, наниматель обязан письменно уведомить работника, указав какие условия труда или трудового договора (контракта) будут изменены и в связи с какими причинами, а также разъяснив правовые последствия отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий. ТК предусматривает, что в случае отказа трудовой договор с работником прекращается с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего или одного месячного заработка.
При этом предупредить работника о таком изменении, как уменьшение размера оплаты труда, необходимо по истечении месячного срока.
Как объявить простой на предприятии?
По общей продолжительности простой не может превышать суммарно шесть месяцев в течение календарного года. Наниматель сам определяет, насколько целесообразно отсутствие работников на рабочих местах в период простоя. Он должен лишь ознакомить их под роспись с соответствующим приказом (распоряжением). Согласие работников на объявление простоя не требуется.
В приказе наниматель указывает: дату и время начала и окончания (если она известна на день издания приказа) простоя; причину простоя; наименования структурных подразделений, которые находятся в простое, Ф.И.О., должности служащих (профессии рабочих), в отношении которых объявляется простой (если простой не затрагивает организацию полностью); размер оплаты простоя при необходимости, условие нахождения работников на рабочих местах.
При простое не по вине работника ему выплачивается зарплата не ниже двух третей установленных ему тарифной ставки (тарифного оклада), оклада. В локальном правовом акте может быть установлен более высокий размер. Гарантия по сохранению зарплаты применяется независимо от того, присутствуют ли работники на рабочем месте в период простоя или отсутствуют. Кстати, в этот период они могут привлекаться и к другим работам – через выдачу разовых нарядов и с оплатой отработанного времени.
Доплатят ли работнику до минималки при простое, если он еще трудится по совместительству?
На сайт ведомства поступила просьба от работника предприятия, которое находится в простое с 1 мая 2020 года. Заявитель одновременно работает у другого нанимателя по совместительству и интересуется, будет ли ему доплачено до величины минимальной заработной платы по основному месту работы.
Если работник, находящийся в простое, работает по совместительству у этого же или у другого нанимателя либо выполняет какие-либо разовые работы или оказывает разовые услуги на основании гражданско-правового договора, то его зарплата (по трудовому договору по совместительству) или же его вознаграждение (по гражданско-трудовому договору) не будут учитываться при расчете доплаты до величины минимальной заработной платы по основному месту работы.
В свою очередь доплата до размера МЗП будет сделана при условии получения организацией, которая является основным местом работы, субсидии (для этого она должна обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган). Указом № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» организациям (за исключением бюджетных организаций и организаций, приравненных к ним) представлено право на получение субсидии для работников, не работающих в период с 1 мая по 31 июля 2020 года в связи с простоем не по вине работника для осуществления им доплат до величины минимальной заработной платы.
Ответы на другие вопросы можно найти на сайте Министерства труда и социальной защиты.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда рассказали, как государство стимулирует нанимателей принимать на работу инвалидов
В Министерстве труда и социальной защиты рассказали, как государство стимулирует нанимателей принимать на работу инвалидов, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Во-первых, компенсация и финансирование затрат нанимателей на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов. За 2021–2024 годы профинансировано создание (сохранение) более 200 рабочих мест для трудоустройства инвалидов на сумму Br22,3 млн.
В качестве стимула для нанимателей предоставляется финансирование расходов при проведении адаптации инвалидов к трудовой деятельности. За 2021–2024 годы в ходе адаптации к трудовой деятельности трудоустроено более 2 тыс. инвалидов, на финансирование мероприятий направлено почти Br11 млн. За январь-сентябрь этого года – 400 человек на сумму более Br2,4 млн.
Предусмотрен ряд льгот: при проведении госзакупок, в том числе установление преференциальной поправки; по налогам (по налогу на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, по земельному налогу) и арендной плате; по уплате обязательных страховых взносов в ФСЗН; по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве.
В Минтруда пояснили, что поддержка по основным налоговым льготам и государственному социальному страхованию оказывается при общеустановленном подходе. Подразумевается, что численность инвалидов у таких организаций составляет не менее 30 % численности работников, а сумма начисленных выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда в пользу данных работников, – не менее 20 % от общей суммы начисленных выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда в целом по организации.
В составе общественных объединений инвалидов на сегодня работает 77 предприятий, где трудятся 7 тыс. человек, из них 53 % – люди с инвалидностью (3,7 тыс.).
По информации
БЕЛТА
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере. Об этом заявила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Ирина Костевич по итогам заседания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду и социальной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.

На сегодняшнем заседании рассматривалось выполнение основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы в социально-трудовой сфере.
«Нашей задачей было рассмотреть, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках обеспечения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Хочу отметить, что как в Беларуси, так и в России, на мой взгляд, проделана огромная работа. Проведена инвентаризация трудовых норм, и сегодня обе страны последовательно двигаются в сторону расширения этих совместных норм. Были приняты очень серьезные нормы по дистанционной работе. По диспансеризации обеспечена гармонизация норм для граждан Союзного государства. Важно также заботиться о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Предоставление возможности суммирования свободных от работы дней – это альтернативная норма, которая позволит им решить свои социально-бытовые вопросы, пройти дополнительную реабилитацию со своими детками. Это норма, которая действительно заслуживает внимания, и, как сегодня доложила белорусская сторона, она предусмотрена в проекте Трудового кодекса», – сказала Ирина Костевич.
Заслуживает внимания также подготовка Беларусью проекта закона об охране труда, тоже проведена серьезная работа по гармонизации с российскими нормами. Это касается прежде всего подходов к работам с повышенным риском. «Изучен опыт Российской Федерации и заложен в проект закона», – отметила депутат.
Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос об основных направлениях развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в Беларуси и России.
«И в Беларуси, и в России действуют законы о правах инвалидов. Обе страны соблюдают международные стандарты. Сегодня законы, конечно, нужно совершенствовать. Хотела бы отметить позитивный опыт – Россия, на мой взгляд, очень активно продвинулась по стандартизации социальных услуг в таком важном направлении, как реабилитация, поэтому заслуживает внимания. Беларусь на ближайшую пятилетку тоже рассматривает вопрос закрепления в законодательстве такого направления, как стандартизация в сфере реабилитации», – обозначила Ирина Костевич.
Также она обратила внимание, что сейчас век цифровизации. Беларусь стремится к максимальному представлению услуг через «цифру». «Оказание услуг людям с ограниченными возможностями тоже требует цифровизации. Предоставляемые услуги требуют оцифровки, прозрачности, благодаря чему будет обеспечен мониторинг и качество полученных услуг. Долговременный уход – это еще одно направление, которое сегодня рассматривалось с одной и с другой стороны. Важно обеспечить согласованные подходы в этом очень важном направлении. Сегодня рассматривали, как законодательно закрепить эти нормы, чтобы они бесшовно работали на благо человека», – акцентировала депутат.
По информации
БЕЛТА
Вопросы социально-трудовой сферы обсудили на заседании в Палате представителей
12 ноября 2025 г. под руководством И.А.Костевич состоялось заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.
В ходе заседания рассмотрены законопроекты, поступившие из других постоянных комиссий, а также вопросы, касающиеся текущей деятельности комиссии:
-
о нормах законов в сфере социально-трудовых отношений, требующих изучения в ноябре-декабре текущего года в рамках работы в избирательных округах;
-
об информационно-разъяснительной работе в средствах массовой информации по вопросам социально-трудовой сферы;
-
о подготовке и проведении мероприятий комиссии, приуроченных ко Дню инвалидов (3 декабря);
-
о предложениях по участию в новогодней акции «От всей души»;
-
о предложениях по формированию плана работы комиссии на 2026 год.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, рассказала Наталия Павлюченко
Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко рассказала на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
В бюджет Фонда соцзащиты населения на 2026 год запланированы доходы на уровне Br39 млрд, что на Br3,8 млрд больше, чем в текущем году, – почти 111 % роста. Основным источником доходов традиционно являются страховые взносы, которые составляют около 93 % бюджета фонда, рассказала Наталия Павлюченко.
«Среди плательщиков взносов выделяются индивидуальные предприниматели и еще одна категория, которая постепенно занимает все большую долю в доходной части бюджета фонда, – это плательщики, уплачивающие в бюджет фонда часть налога на профессиональный доход. Также планируются поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование, что связано с тем, что все больше граждан, работающих в особых условиях труда, выбирают доплату к зарплате вместо накопления пенсии. По итогам 9 месяцев 2025 года таких работников уже 169 тыс., что составляет почти 51 % от общего числа занятых в особых условиях, тогда как в 2023–2024 году их было чуть более 140 тыс. (около 40 %)», – отметила Министр.
Классической составляющей бюджета фонда является субвенция из республиканского бюджета в размере почти Br2 млрд, что составляет около 5 % доходов. Эти средства компенсируют нестраховые расходы фонда, при этом страховые взносы идут на увеличение страховых статей расхода. С 2023 года фонд работает с профицитом и является самодостаточным, подчеркнула она.
Расходная часть бюджета фонда составляет Br38,5 млрд – плюс Br5,7 млрд, что на 17,3 % больше по сравнению с прошлым периодом. Около 81 % расходов приходится на пенсии, что составляет примерно Br31 млрд – на Br4,9 млрд больше, чем в 2025 году, то есть рост порядка 18,5 %.
В стране насчитывается 2,4 млн пенсионеров, из которых 2 млн получают трудовые пенсии. В составе пенсий также есть социальные выплаты на сумму около Br0,5 млрд, что составляет 1,6 % всех расходов, – их получают примерно 86 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсии в следующем году увеличится на 14,5 % и составит Br1107, тогда как в этом он планируется на уровне Br942.
Иностранные пенсии на 2026 год составляют Br288 млн. В стране проживают 35 тыс. иностранных пенсионеров, которым уплачиваются пенсии по международным соглашениям. «Около 14 тыс. белорусских пенсионеров проживают за границей. По обеим этим группам наблюдается небольшой прирост. Примечательно, что в числе иностранных пенсионеров, проживающих в Беларуси, имеется увеличение количества из Литвы и Латвии – более чем по 200 человек из каждой страны», – обратила внимание Наталия Павлюченко.
Расходы на пособия составляют 18 % расходов бюджета фонда – почти Br7 млрд, темп роста – почти 113 %. Из общей суммы пособий 53 % приходятся на выплаты по рождению и воспитанию детей – Br3,7 млрд. В эту сумму входят единовременные пособия при рождении ребенка – Br644 млн с ростом 7 %. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до трех лет составляют Br2,3 млрд с ростом 11 %. Получателями таких пособий являются 172 тыс. человек, а средний размер пособия по стране достаточно комфортный. На первого ребенка планируется средний размер пособия в размере Br1045.
По информации
БЕЛТА
Перенести или получить компенсацию. Что делать с неиспользованной частью отпуска, пояснили в Минтруда
В Министерстве труда и социальной защиты пояснили, что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной, сообщает
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
По общему правилу наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск ежегодно полной продолжительности в пределах его рабочего года, а работник должен его использовать.
Но что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной? Первый вариант – перенести часть трудового отпуска на следующий рабочий год.
Как поясняется, в текущем рабочем году перенос или продление трудового отпуска возможны в ряде случаев: вы заболели (временная нетрудоспособность), начался отпуск по уходу за ребенком, нужно выполнить государственные обязанности (с правом на освобождение от работы), отпуск совпал с учебным, вовремя не выплатили отпускные, а также с согласия сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором.
Перенести часть отпуска на следующий рабочий год можно только в двух случаях: если это исключительные случаи в связи с производственной необходимостью или если вас отозвали из отпуска по инициативе нанимателя. Даже в этих случаях необходимо использовать минимум 14 календарных дней в текущем году.
Вторым вариантом будет получить денежную компенсацию за отпуск. Это касается части трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающей 21 календарный день. И сделать можно по соглашению между работником и нанимателем.
Замена денежной компенсацией не допускается в отношении отпусков, предоставляемых авансом, и отпусков, предоставляемых беременным женщинам, работникам, признанным инвалидами, работникам моложе 18 лет, работникам за работу в зонах радиоактивного загрязнения, а также в отношении дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.
Получить денежную компенсацию реально при отзыве из трудового отпуска, если в текущем рабочем году использовано не менее 14 календарных дней отпуска, а также при увольнении.
По информации
БЕЛТА