/ / Общественно-политические
24.06.2020

Валерий Мицкевич: «За годы независимости в нашей стране сложилась сбалансированная и развитая правовая система»

Государство строится по тому же принципу, что и дом. И если в случае со зданием основу процесса составляет укладка кирпичей или плит, то в процессе построения государства его основы выстраивают законодательные акты, принимаемые для того, чтобы общество и государство могли жить, помогая друг другу в развитии. Законодательный процесс в нашей стране не останавливается ни на секунду. И в данный момент сотни человек работают над проектами новых указов, распоряжений, законов и других нормативно-правовых актов. Их создание – отдельный вид искусства. Ведь чтобы написать нормативный акт так, чтобы он был понятен не только юристам, но и гражданам, нужно приложить определенную долю творчества. Кроме того, каждый новый документ должен сочетаться с предыдущими и соответствовать им. Это неотъемлемый элемент стабильности системы, выстраиваемой законодательством. Процесс сложный и требующий колоссальных знаний. Именно поэтому в процессе законотворчества задействованы самые лучшие специалисты. С одним из них, Валерием Вацлавовичем Мицкевичем, который уже более 20 лет занимается законотворческой деятельностью (сначала в Министерстве юстиции, затем, будучи директором Национального центра законопроектной деятельности, в Администрации Президента, а ныне в качестве заместителя Председателя Палаты представителей Национального собрания и председателя Союза юристов Беларуси), мы вспомнили истоки зарождения 8 законов, которые изменили нашу страну.

Валерий Мицкевич

«За годы независимости в нашей стране сложилась сбалансированная и развитая правовая система. И тема, которую вы предложили обсудить, объемная, – говорит Валерий Вацлавович. – Сразу и не определишь, какие именно законодательные акты наиболее важны для страны в целом и для каждого гражданина в частности. Несомненно, основа любого государства – его Основной Закон. Принятая в 1994 году Конституция является первой в истории суверенной республики. 26 лет назад это стало знаковым событием и позволило реализовать стремление многих поколений белорусов быть хозяевами на своей земле, жить в свободном, справедливом и благополучном обществе».

Закон, определяющий основы

– Как изменилась жизнь рядового гражданина с принятием главного Закона?

– Если мы говорим о вступившей в силу 30 марта 1994 года Конституции Республики Беларусь, то она фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства и закрепила ориентиры общественного развития. И что самое важное – в нашей стране был введен институт президентства. Президентская форма правления и сильная управленческая вертикаль позволили стране в сжатые сроки преодолеть кризис. Хочу отметить, что в результате референдума 1996 года была принята новая редакция Конституции, где было закреплено положение о верховенстве права. И вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Стабильность Конституции – в незыблемости ее предписаний, однако стабильность не исключает возможности изменений, что становится необходимым в новых условиях нашей действительности.

– Говоря о Парламенте, нельзя не вспомнить, что, начиная с первого созыва Национального собрания было принято более двух тысяч законов, около трех десятков кодексов и ратифицировано свыше 1000 международных договоров. Цифры впечатляющие.

– Абсолютно с вами согласен.

Нашим депутатским корпусом создана качественно новая законодательная база, учитывающая отечественный и зарубежный опыт.

Принятые законы охватывают все сферы жизнедеятельности общества. Обеспечена законодательная поддержка проводимых в стране преобразований.

Где заложены основы

– Поговорим о кодексах. Как происходила их разработка?

– Хочу напомнить, что сама по себе кодификация законодательства – высшая форма его систематизации. Ничего более удачного еще не придумали. Благодаря совершенствованию правового регулирования принято такое количество кодексов в нашей стране. Прежде всего хочу здесь выделить Гражданский кодекс, поскольку в нем заложены идеи современного гражданского права и основные принципы регулирования гражданских отношений. Именно он лег в основу положений множества законов, создавших условия для развития современной экономики. Гражданский кодекс, принятый в 1998 году, соответствовал требованиям того периода.

За период действия Гражданский кодекс прошел проверку временем и обширной практикой применения. С 2000 года в стране произошли важные экономические и социальные преобразования. Появились новые высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, интенсивно развивается финансовый сектор и информационные услуги, а также происходит ускоренная информатизация и цифровизация экономической деятельности – все это требует постоянной гармонизации гражданского законодательства.

– Изменения в КоАП и ПИКоАП стали топ-темой в этом году. Какова роль этих кодексов для страны?

– Необходимость разработки и принятия КоАП в 2003 году была обусловлена становлением Республики Беларусь как суверенного государства. В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях в рамках поручений Президента. Для этого создана межведомственная экспертная комиссия, в которую вошли представители Администрации Президента, Национального собрания, Верховного и Конституционного судов, Генеральной прокуратуры, Комитета госконтроля, МВД и других госорганов, бизнес-сообщества, ученые. В этом вопросе важно обеспечить справедливый баланс интересов личности, общества и государства. Проекты новых кодексов уже разработаны. К слову, во время их разработки своими предложениями делились депутаты, судьи, юристы и ученые. Более двух тысяч комментариев получили в ходе общественных обсуждений. В целом проекты кодексов позитивно восприняты населением. Отдельные инициативы вызвали дискуссию. Надо сказать, что такая работа по переработке кодексов проводилась в истории нашей страны впервые. Акцент был сделан на совершенствование сегодняшней административной практики с уклоном на профилактическую составляющую. Скорректирован перечень госорганов, которые имеют право составлять протоколы об административной ответственности. Ряд статей административных кодексов будет скорректирован, отдельные статьи, которые практически не применяются, будут исключены.

– Говоря о кодексах, нельзя не вспомнить Налоговый.

– Новый Налоговый кодекс вступил в силу 1 января 2019 года. Значительная часть его новаций направлена на реализацию предложений бизнес-сообщества либо представляет собой компромиссные для бюджета и плательщиков решения. Так, в Общей части обновленного кодекса прямо закреплен принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, реализован так называемый экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков, который предусматривает возможность обращения физических лиц в налоговый орган не только по месту жительства. Увеличен с трех до пяти лет срок зачета, возврата налогов, сборов (пошлин), а также закреплены три новых способа обеспечения исполнения налогового обязательства: залог, поручительство и банковская гарантия.

Существенным изменениям подверглась и Особенная часть кодекса. Если читателям будет интересно – вот немного конкретики. Реализован ряд предложений по упрощению налогового администрирования во взаимной торговле работами (услугами) с государствами – членами Евразийского экономического союза, а также с 1 января 2019 года в рамках упрощения налоговой системы из перечня республиканских налогов, сборов (пошлин) исключен сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования.

Подытоживая тему налогового законодательства, скажу, что в основу корректировки Налогового кодекса, безусловно, положено упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки и совершенствование администрирования налоговой системы.

Правила для комфортной работы

– В зоне внимания общества всегда находится тема трудовых отношений. Какая роль в этом вопросе отведена Трудовому кодексу?

– Согласен, особенно учитывая то, что в сфере трудовых отношений за последнее время произошли существенные изменения. Отмечу, что корректировки затронули более 200 статей Трудового кодекса. Данные новации вступили в силу совсем недавно и направлены на решение ряда ключевых вопросов в этой сфере. В частности, изменения коснулись урегулирования порядка временного перевода с согласия работника на другую работу, упорядочения случаев заключения срочных трудовых договоров, а также категорий работников, с которыми они заключаются. Предусмотрена возможность работать по совместительству полный рабочий день или смену в период трудового отпуска.

Новацией, безусловно, является включение в Трудовой кодекс новой главы, которая регулирует отношения работника и нанимателя при выполнении дистанционной работы. В нашем динамичном мире такие отношения актуальны, поскольку развитие информационных технологий сделало возможным применение данной формы трудовых отношений, оптимальной для обеих сторон.

Хочу отметить дополнительные социально-трудовые гарантии, такие как предоставление отцам по их желанию отпуска без сохранения заработной платы (до 14 календарных дней) при рождении в семье ребенка; снятие запрета на направление в служебную командировку женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Безусловно, данные корректировки позволят создать дополнительные условия для эффективной и гибкой занятости граждан и расширить социально-трудовые гарантии работников.

– Как повлияло на систему здравоохранения принятие Закона «О здравоохранении»?

– Напомню, что этот закон был принят еще в 1993 году в период становления белорусской государственности и формирования национального законодательства и направлен на обеспечение мер по сохранению и укреплению здоровья населения.

Постоянное обновление законодательства о здравоохранении позволяет успешно функционировать и развиваться отрасли. Важно отметить, что система здравоохранения нашей страны сохранила государственный характер. При этом созданы условия для осуществления деятельности организациям здравоохранения и индивидуальным предпринимателям, занимающимся медицинской и фармацевтической практикой.

Благодаря продуманной государственной политике в области здравоохранения в стране удалось обеспечить равную доступность и высокое качество медицинской помощи для всего населения. Это мы видим и сегодня на примере того, как успешно наша страна противостоит вызовам эпидемии коронавируса. И это стало возможным в том числе благодаря тому, что Беларусь – одна из немногих стран постсоветского пространства, где сохранена бюджетная система финансирования отрасли.

Сегодня в Палате представителей продолжается работа по корректировке Закона о здравоохранении. На прошедшей сессии депутаты рассмотрели поправки, предлагаемые в закон, и приняли их в первом чтении. Они направлены на повышение качества и улучшение доступности медицинской помощи, в том числе посредством электронного здравоохранения и телемедицины, поскольку с развитием информационно-коммуникационных технологий электронное здравоохранение становится объективной реальностью, обеспечивает полноту и достоверность медицинской информации, существенно улучшает качество оказания медицинской помощи. В нем также прописано разрешение для граждан при лечении в отделениях дневного стационара получать за бюджетные средства лекарства, медизделия, а также биомедицинские клеточные продукты. Поправки устанавливают и порядок аккредитации государственных больниц, а также клиник. Теперь медицинские учреждения пройдут проверку на соответствие базовым стандартам. Законопроект также даст возможность перейти к экспертизе качества каждого случая оказания медпомощи, чтобы проанализировать, насколько объем медпомощи соответствовал клиническим протоколам и действующей медицинской базе.

Закон, не имеющий аналогов в мире

– Говоря о законах, изменивших нашу страну, нельзя не вспомнить прорывной Декрет Президента № 8 «О развитии цифровой экономики». Что послужило причиной для принятия подобного акта? В чем его суть и какова значимость для нашей страны?

– Думаю, вы согласитесь, что современный мир живет в уникальных условиях. Еще пару десятилетий назад мало кто мог представить, что человечество настолько будет зависеть от цифровых технологий. Сегодня степень цифровизации экономики становится решающим показателем социально-экономического благополучия государства.

В Республике Беларусь курс на максимально широкое использование информационных технологий в экономике, государственном управлении и социальной сфере был взят более 15 лет назад.

В результате проведения последовательной государственной политики поддержки инноваций, совершенствования инфраструктуры, значительных усилий по формированию конкурентоспособной IT-отрасли наша страна в настоящее время занимает достойные места в мировых рейтингах развития информационно-коммуникационных технологий.

Подписанный Главой государства 21 декабря 2017 года Декрет № 8 создал беспрецедентные условия для развития IT-отрасли и дал серьезные конкурентные преимущества Беларуси в создании цифровой экономики XXI века.

Не могу не отметить, что декретом предусмотрены новые виды деятельности резидентов Парка высоких технологий. Созданы правовые условия для использования цифровых знаков, криптовалют, кардинально упрощен порядок заключения внешнеэкономических сделок с использованием интернета, а также предусмотрены поддержка IT-образования и подготовка кадров.

Но главное то, что принятие декрета обусловило рекордный рост желающих вступить в Парк высоких технологий. Резиденты ПВТ пришли в нашу страну и стали работать здесь, в Беларуси.

Александр Лукашенко с присущей ему проницательностью выступил гарантом данного проекта, проявив личную заинтересованность в развитии цифровой индустрии. Неоднократные встречи Александра Григорьевича с представителями этой сферы, президентское слово о безусловной поддержке дали возможность нормам декрета заработать очень эффективно.

Светлана Исаенок, «СБ. Беларусь сегодня», 24 июня 2020 г.