19.06.2020
В Минэкономики состоялась рабочая встреча Александра Червякова и Ирины Костевич с представителями бизнес-союзов, госорганов и регионов
18 июня в Министерстве экономики в формате видеоконференции состоялась совместная рабочая встреча Александра Червякова и Ирины Костевич с представителями объединений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ассоциаций и союзов), госорганов и местных органов власти. Основной темой встречи стала практика применения на местах положений Указов Главы государства № 143 «О поддержке экономики» и № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан».
В мероприятии приняли участие директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского Жанна Тарасевич, и.о. председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов, директор Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин, директор Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец, председатель Совета Республиканского союза туристических организаций Оксана Бичун, председатель Правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый, заместитель председателя Ассоциации Европейского Бизнеса Мария Карась, глава Ассоциации рестораторов Вадим Прокофьев.
Со стороны госорганов во встрече участвовали первый заместитель Министра труда и социальной защиты Андрей Лобович, первый заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Алексей Васильев, заместитель Министра экономики Елена Перминова, заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун, заместитель Министра спорта и туризма Михаил Портной.
Регионы на встрече представляли заместитель председателя Гомельского облисполкома Андрей Конюшко, заместитель председателя Гродненского облисполкома Виталий Невера, заместитель председателя Могилевского облисполкома Руслан Страхар, председатель комитета экономики Брестского облисполкома Михаил Самолазов, председатель комитета экономики Витебского облисполкома Анжелика Никитина, председатель комитета экономики Минского горисполкома Владимир Наумович, первый заместитель председателя комитета по труду и социальной защите Миноблисполкома Вера Борисевич.
Перед началом рабочей встречи Александр Червяков положительно оценил ее новый формат, который позволяет более эффективно прорабатывать сложные вопросы и приближаться к их решению непосредственно в ходе диалога. Он также отметил, что все договоренности, обозначенные на прошлой встрече, реализованы, и соответствующая информация направлена в адрес госорганов и бизнес-союзов.
Выступая перед участниками, Ирина Костевич ориентировала представителей регионов и бизнес-сообщества на проведение интенсивной информационной работы по реализации Указа Президента № 178. «Такая работа в первую очередь должна проводиться в отношении организаций, работающих в режиме сокращенного рабочего времени или находящихся в простое», – подчеркнула Министр труда и соцзащиты.
В свою очередь Министр экономики рассказал, что в регионах работа над реализацией Указа № 143 продолжается, и бизнесом данная форма господдержки востребована.
«По последней информации, в облисполкомы и Мингорисполком поступило около 5,7 тысяч обращений субъектов хозяйствования по предоставлению различного рода мер поддержки по Указу № 143. Более 2,5 тысяч из них удовлетворено. И работа в этом направлении продолжается. Областные советы депутатов в 2 раза снизили ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей на второй и третий квартал. Более 340 субъектов хозяйствования получило льготу по налогу на недвижимость на сумму 3,7 млн. рублей. Из них 70 % – частный бизнес. Отсрочки, рассрочки и налоговые кредиты на сумму около 5 млн. рублей предоставлены 217 организациям. Причем 85 % – также частный бизнес. Арендаторы торговых площадей, которые находятся в частной собственности, по итогам проведенной облисполкомами работы также сообщают о снижении арендной платы и предоставлении отсрочек», – проинформировал участников встречи Александр Червяков.
Кроме того, на встрече обсуждалась текущая ситуация в туристической отрасли и в ресторанном бизнесе, поднимались вопросы организации выездной торговли и проведения ярмарок в г. Минске, установления арендной платы за пользование государственным недвижимым имуществом в иностранной валюте, размера штрафных санкций за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства.
Рабочие встречи в данном формате будут продолжены.
По сообщению Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
Замминистра экономики: более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития
Более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития. Об этом заместитель Министра экономики Беларуси Елена Болигатова сообщила в ходе заседания Совета по устойчивому развитию, которое состоялось сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Елены Болигатовой, в нашей стране эффективно функционирует система достижений Целей устойчивого развития, что подтверждается высокими международными оценками и результатами работы экономики:
– Более 10 лет Беларусь удерживает позицию как страна с очень высоким уровнем развития, занимая 69-е место среди 193 стран в Глобальном индексе человеческого развития. Интегративные показатели ВВП на душу населения и паритету покупательной способности выросли более чем в 5 раз. В Беларуси установлена высокая динамика промышленного производства. Рост производственных способностей нашего промышленного комплекса подтверждает 58-я позиция среди 153 стран в мировом рейтинге. В Беларуси произведен самый большой карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн. Новым вектором стало развитие электротранспорта – освоен выпуск электромобилей, электробусов и различной техники. Особый упор в этом векторе мы делаем на инвестиции. Сохраняется положительная динамика по инвестициям в основной капитал.
Юлия Демешко, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Что изменится с вступлением в силу указа, корректирующего работу автомобильных стоянок и парковок
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
Торговые сети и поставщиков обязали обеспечивать наличие в магазинах овощей в межсезонье
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 июня подписал Указ № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд».
Документ направлен на то, чтобы обеспечить стабильность на потребительском рынке и наличие в торговых объектах плодоовощной продукции, особенно в межсезонный период.
Указом, в частности, определен механизм предоставления торговым сетям кредитов на льготных условиях для внесения аванса за 30 % плодоовощной продукции, которая закладывается по госзаказу под потребности сетей. Кредиты можно будет взять в белорусских рублях с уплатой процентов за пользование ими в размере 3 % годовых.
Кроме того, устанавливается обязанность поставщиков обеспечить для торговых сетей поставку плодоовощной продукции. В свою очередь торговые сети должны обеспечить ее наличие в магазинах в межсезонный период. За невыполнение этих обязанностей предусмотрено привлечение к административной ответственности.
В Беларуси скорректировано положение о порядке прохождения военной службы
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 июня подписал Указ № 233, которым корректируется Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом от 25 апреля 2005 года № 186. Документ подготовлен в рамках реализации Закона от 3 апреля 2024 года «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности».
Указом уточняется порядок увольнения военнослужащих с военной службы, в том числе до окончания контракта о ее прохождении, корректируются основания для приостановления такой службы. Установлено, что те, кто увольняется по истечении срока контракта, проходят освидетельствование военно-врачебной комиссии по желанию. Уточнен порядок освобождения военнослужащих от возмещения расходов на обучение.
Дополнены основания для предоставления социального отпуска военнослужащим, которые награждены знаком отличия «Почетный донор Республики Беларусь».
Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА