Выдача сертификатов ЦТ начнется в Беларуси с 24 июля
Выдача сертификатов ЦТ начнется в Беларуси с 24 июля, а по резервным дням – с 29 июля. Абитуриенты успеют подать документы для участия в конкурсах в вузы и колледжи.
Вступительная кампания в этом году имеет некоторые особенности, вызванные эпидситуацией. Если говорить об организации централизованного тестирования, то для абитуриентов будут созданы максимально комфортные и безопасные условия. Организована запись в виде двух этапов: первый является дистанционным, когда абитуриент заполняет предоставленный ему на сайте РИКЗ электронный бланк заявления и отправляет в тот пункт тестирования, который считает удобным для себя.
Напоминаем, что абитуриент имеет возможность зарегистрироваться в любом пункте для прохождения ЦТ, причем необязательно даже в том, с которым ведет переписку. После того, как заявление отправлено, оно рассматривается пунктом регистрации, и на адрес абитуриента приходит счет, по которому нужно оплатить регистрацию документов на ЦТ. И либо сразу же приходит предложение, когда лучше прийти в пункт регистрации, либо поступающий может воспользоваться услугой выбора удобного для себя времени и даты посещения.
А вот структура тестов и их сложность не изменяются. Централизованное тестирование в этом году начнется с 25 июня. Чтобы создать максимально комфортные и безопасные условия для абитуриентов, массовые предметы, русский язык и математика, будут сдаваться в два дня.
Обращаем внимание: те, кто получил пропуска до того, как было принято решение о переносе сроков проведения централизованного тестирования, должны руководствоваться таблицей соответствия дат, которая есть на сайте РИКЗ и Минобразования. Например, русский язык с 15 июня переносится на 26-е. При этом менять пропуск не надо. Те же, кто получил пропуска позже, сдадут этот предмет 27 июня. Надо отметить, что сам абитуриент по русскому и математике не может выбрать один из двух дней: число аудиторий ограничено, созданы определенные комиссии, строго под счет подвозятся фельдъегерской службой бланки заданий и ответов. Кроме того, идет предварительная жеребьевка абитуриентов по аудиториям, поэтому не в свой день поступающий не попадет на тестирование. Все сделано, чтобы создать благоприятные условия для посещения пункта тестирования, а во время самого испытания обеспечить рассадку в аудиториях на безопасной дистанции, исходя из требований, которые рекомендует Министерство здравоохранения.
Утвержденный график централизованного тестирования позволяет в немного более сжатые сроки, но реализовать все условия информационной безопасности и надежности, чтобы бланки ответов прошли необходимую верификацию и были проверены в течение 10 рабочих дней.
По сообщению официального сайта Министерства образования Республики Беларусь
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. При корректировке в первую очередь учитывалась правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования. О положениях закона корреспонденту БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич.
Какие изменения затронут непосредственно школы
«Исходя из практики правоприменения расширяются возможности организации бесплатного подвоза детей. Например, ранее существовали небольшие формальные проблемы, когда, скажем, подвоз не мог производиться в рамках одного населенного пункта (а это чувствительный вопрос для больших агрогородков). Также подвоз теперь может быть организован в шестой школьный день, причем не только в школу, но и, например, на экскурсии и другие культмассовые мероприятия», – рассказал Сергей Клишевич.
Родителям нужно знать, что теперь законодательно исключается возможность дистанционного обучения в других странах при получении общего среднего образования на территории Республики Беларусь. «В нашей школе совместно с освоением содержания учебных программ проводится воспитательная работа, в основу которой заложена идеологическая и патриотическая составляющая, традиции и культура белорусского государства. Поэтому для обучающихся на территории Беларуси обязательны для изучения такие учебные предметы, как «История Беларуси», «Белорусский язык», «Белорусская литература», раздел «География. Беларусь» – дистанционные школы в других государствах не преподают такие предметы, – отметил депутат. – В кодексе закреплено также требование о ношении учащимися школ одежды делового стиля, хотя, заметим, это не новация, а закрепление уже сложившейся практики».
Ряд новых позиций касается также централизованного экзамена. «По обращениям родителей введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Это дети с серьезными заболеваниями, которые обучаются на дому и которые, возможно, не планируют получение высшего образования – для них это право, а не обязанность. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов, – пояснил парламентарий. – Еще одно изменение касается тех, кто получил на ЦЭ ноль баллов. Они смогут пересдать экзамен в августе, потому что сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдается только справка об обучении, а для получения аттестата приходится ждать год и сдавать аттестацию в порядке экстерната. Такая же норма о пересдаче в резервные дни или иные сроки коснется тех, кто не явился на ЦЭ по уважительным причинам».
Кто может получить статус «бизнес-школа»
«В Кодекс об образовании были включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Теперь Министерство экономики по согласованию с Министерством образования сможет предоставлять статус бизнес-школ учреждениям высшего образования (ранее такой статус могли получать только коммерческие организации). Норма касается учреждений высшего и дополнительного образования взрослых и их структурных подразделений в том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. Это и есть ключевой критерий отнесения к категории бизнес-школ. На практике такие структуры занимаются корпоративным обучением и бизнес-консалтингом, помогают решать бизнес-задачи и развивать бизнес. Таким образом государственные учреждения входят в ту нишу рынка консалтинга, где ранее был представлен в основном частник, что увеличит конкуренцию и повысит качество услуги в этой сфере», – уточнил Сергей Клишевич.
Как планируется реализовать программу подготовки водителей в сельских школах
«Норма существовала и ранее. Новшество изменений кодекса заключается в том, что теперь ее действие распространяется на учреждения общего среднего и специального образования всех поселков городского типа республики. В данных населенных пунктах особенно актуальна для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Эта норма будет расширять возможности для развития молодых людей, а также способствовать обеспечению их полезной занятости, – рассказал депутат. – С этой целью в кодекс внесены дополнения по предоставлению возможности освоения учащимися 10–11-х классов специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, иных учреждений общего среднего и специального образования, расположенных в городском поселке, сельском населенном пункте, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин».
По его словам, учреждение общего среднего образования, расположенное в городском поселке, сельском населенном пункте, специализированный лицей, суворовское военное училище и кадетское училище наряду с программами общего среднего образования могут также реализовывать образовательную программу подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин. «Данная норма обусловлена принципом равенства в образовании независимо от типа учреждения общего среднего образования. Эта программа может быть реализована в республиканском государственно-общественном объединении «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь, – пояснил парламентарий. – При реализации образовательных программ общего среднего образования по запросам законных представителей учащихся учреждения образования сверх учебных часов, предусмотренных учебным планом учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, могут проводить стимулирующие занятия на платной основе на основании договора о возмездном оказании услуг».
Распределение и перераспределение выпускников. Новации, социальные гарантии для молодых специалистов
«Кодексом предусматривается обязательность согласования учреждениями образования распределения, перераспределения выпускников с организациями – заказчиками кадров, исполнительными комитетами, отдельными отраслевыми министерствами, что направлено на совершенствование подходов к трудоустройству выпускников, закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Для этого Правительству предоставляются полномочия на определение иных, помимо предусмотренных в кодексе, случаев, осуществление перераспределения, перенаправления выпускников, молодых специалистов и рабочих. Например, перераспределение на службу в силовые структуры, – подчеркнул Сергей Клишевич. – Также меняются условия, при которых определенные периоды засчитываются в срок обязательной работы по распределению (перераспределению). Так, периоды военной, альтернативной службы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет могут быть засчитаны в срок обязательной работы по распределению, если они будут приходиться на время отдыха, предоставляемого выпускникам, или обязательной работы по распределению».
Также предусматривается, что при трудоустройстве выпускник в течение срока обязательной работы обязан предъявить, а наниматель обязан потребовать свидетельство о направлении на работу, или справку о самостоятельном трудоустройстве, или вступившее в законную силу решение суда о взыскании средств, затраченных государством на подготовку специалиста. «Норма вводится в связи с тем, что законодательством выдача справки предусмотрена, а обязанность или право нанимателя ее потребовать не закреплена соответствующими нормами, что в ряде случаев приводит к тому, что выпускники не прибывают к месту распределения», – отметил депутат.
«Среди новаций – норма о том, что молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, теперь предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата (ранее срок был 5 дней). Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили, – рассказал Сергей Клишевич. – Что касается территориальных вопросов, то, как и ранее, действует норма о том, что если первое рабочее место, куда направлен по распределению молодой специалист, расположено в населенном пункте, который не является местом жительства выпускника вуза и предполагает переезд в другой город, то молодому специалисту положено единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки. Расходы за аренду жилья не являются обязательными к возмещению. Если наниматель принимает такое решение, то самостоятельно определяет их размер, а также порядок и условия компенсации».
В кодексе устраняется пробел в регулировании вопросов, связанных с трудоустройством лиц, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке в случае ликвидации организации – заказчика кадров. Предусматривается, что от возмещения затраченных государством средств в этом случае выпускники освобождаются при невозможности предоставления им нового места работы путем перенаправления на работу.
Закон также уточняет ответственность заказчиков кадров. «В целях усиления ответственности заказчиков целевой подготовки предусматривается обязанность организации – заказчика кадров возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием. В настоящее время такая обязанность предусмотрена только соответствующим договором целевой подготовки», – пояснил парламентарий.
Появилась возможность предоставления грантов иностранным гражданам. «Кодексом предусматривается грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за рубежом, по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования, что направлено на продвижение интересов Республики Беларусь, – отметил депутат. – Ранее проблема была в том, что одним из основных условий предоставления грантов на обучение является знание русского языка. Что практически невозможно обеспечить в перспективных с точки зрения политического и торгово-экономического сотрудничества странах Африки, Латинской Америки и Азии. Небольшая распространенность русского языка в указанных регионах является сдерживающим фактором и существенно снижает привлекательность нашего образования. При этом само изменение не повлечет увеличения бюджетных расходов, поскольку будет осуществляться в рамках 100 ежегодно выделяемых грантов, предусмотренных Указом Главы государства от 12 июня 2018 г. № 232 «О грантах на обучение».
Приемные родители и родители-воспитатели теперь приравниваются к педагогическим работникам. Почему им дан такой статус
«Действительно, с 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели официально получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для данных категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области республики таких родителей несколько сотен. Это решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки», – дополнил Сергей Клишевич.
По информации БЕЛТА
Многодетные семьи в Беларуси могут оплатить обучение в вузе или колледже с помощью семейного капитала. Как это сделать, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве напомнили, что средства семейного капитала можно направить на оплату среднего специального или высшего образования в государственных учреждениях, а также в учебных заведениях потребительской кооперации и Федерации профсоюзов Беларуси.
Средства можно использовать досрочно, не дожидаясь 18 лет ребенка. Оплатить обучение можно для членов семьи (родителей, детей, супругов). Под условия подходят любые формы получения образования: очная, заочная и дистанционная.
Для того чтобы оформить оплату обучения, необходимо собрать документы: паспорт заявителя, решение о назначении семейного капитала, договор с учебным заведением и справку о том, что ребенок является студентом (учащимся).
Собрав документы, родители подают заявление в службу «Одно окно». После того как решение о досрочном распоряжении будет принято, родители могут обратиться в Беларусбанк для перечисления средств на счет учебного заведения.
Срок рассмотрения заявления в исполкоме – до 1 месяца. Срок перечисления средств в банке – 31–41 день.
По информации БЕЛТА
Как сделать экзамены «убедительно справедливыми» и стоит ли уповать на удачу, рассказала в эфире программы «Разговор у Президента» на телеканале «Беларусь 1» вице-премьер Наталья Петкевич, которая также является председателем государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году, сообщает БЕЛТА.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, заслушивая 30 мая доклад о вступительной кампании, подробно расспросил ответственных должностных лиц о правилах ее проведения, реализации на практике, а также об организации ЦТ и ЦЭ.
«Мы, конечно, очень заряжены и самой этой темой, и теми поручениями, которые даны госкомиссии главой нашего государства, – отметила Наталья Петкевич, подчеркнув, что вопросы вступительной кампании, проведения централизованного экзамена находятся в центре внимания, потому что речь идет о будущем страны. – Мы все понимаем, что это, наверное, один из самых стрессовых и самых сложных периодов в жизни каждого человека. Поэтому глава государства не просто ставит задачу, а переживает за то, чтобы эта вступительная кампания, как и все кампании в нашей стране, прошла максимально без стрессовой ситуации».
«Обстановка спокойная»
Наталья Петкевич отметила, что государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании работает слажено. Система выстроена, и краеугольный камень – она должна быть «не просто субъективно справедливой, а убедительно справедливой». Раньше были определенные недочеты.
«Все эти ошибки максимально учтены, чтобы не допустить впредь и обеспечить максимальную прозрачность, – сказала Наталья Петкевич. – Человеческий фактор с точки зрения влияния на оценку исключен. Когда продумывали систему, пошагово прошлись с тем, чтобы невозможно было никак вмешаться, чтобы не могли заподозрить, что как-то можно договориться или могут иметь место злоупотребления».
По словам Натальи Петкевич, рассмотрены все этапы проведения испытаний – начиная от формирования конвертов с заданиями до того момента, как они вскрываются, разносятся по аудиториям. В рамках государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании создана 321 комиссия. «По всей стране каждое место проведения централизованного экзамена, централизованного тестирования и каждое учреждение образования, где имеет место вступительный процесс, охвачены контролем со стороны государственной комиссии», – добавила вице-премьер.
Также работает Комитет госконтроля, чтобы «родители и ребята были спокойны, что все под контролем».
«Моментальная реакция на обращения»
По словам Натальи Петкевич, на сегодняшний день в комиссию поступило 52 обращения, из них 47 рассмотрены. На каждое из них – моментальная реакция. Если речь идет о ходатайстве по вопросу регистрации в резервный день, переноса сдачи экзамена, то вопросы решаются быстро. Когда возникают спорные ситуации, например, с проносом калькуляторов, телефонов, требуется время. «Поэтому пять обращений у нас еще в работе», – рассказала вице-премьер, добавив, что отказано только однократно.
Она напомнила, что в этом году ужесточены правила в части запрета мобильных телефонов. Что касается калькуляторов, то можно использовать только устройства с минимальными расчетными функциями. «У нас было обращение, потому что молодой человек принес с собой более сложный калькулятор. Ему не разрешили его пронести. Посчитали, что эта эмоциональная ситуация якобы могла повлиять на результат», – рассказала Наталья Петкевич.
Отмечалось достаточно много обращений, связанных с состоянием здоровья ребят, сдающих экзамен. «В каждом конкретном случае шли навстречу, решали в индивидуальном порядке. Все максимально сделано для того, чтобы создать комфортные условия», – добавила Наталья Петкевич.
Знания или удача?
По словам вице-премьера, система сдачи экзаменов нацелена на то, чтобы не было субъективизма и оценивалось, как молодой человек работал на протяжении предыдущих школьных лет. Учебные заведения заинтересованы, чтобы приходили «студенты с большой буквы, которые имеют и определенные знания, и желание учиться».
«Везде, где только можно пойти навстречу, госкомиссия (по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году. – Прим. БЕЛТА) навстречу идет, если это не нарушает правило справедливости», – подчеркнула вице-премьер.
Наталья Петкевич добавила, что процесс совершенно прозрачный и уповать на удачу не стоит. Именно на это нацелены все усилия.
По информации БЕЛТА
Государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании очень тщательно подходит к изучению каждой персональной ситуации и поступившей жалобы. Об этом заявила Заместитель Премьер-министра, председатель этой комиссии в 2025 году Наталья Петкевич в проекте «Время Первого» на телеканале «Беларусь 1», передает корреспондент БЕЛТА.
Говоря о работе комиссии, вице-премьер подчеркнула, что про эту структуру можно с уверенностью сказать – она с человеческим лицом. К каждой персональной ситуации или жалобе комиссия подходит очень тщательно.
«Самое главное, чтобы была справедливость, – подчеркнула Наталья Петкевич. – Когда ставишь себя на место ребенка или родителя, хочется, чтобы все было очень по-человечески».
По словам вице-премьера, некоторые проблемные моменты, касающиеся проведения экзаменов, были впервые выявлены во время нынешней вступительной кампании. Речь об отдельных аспектах по допуску к испытаниям абитуриентов, в том числе имеющих медицинские особенности. «Мы это будем анализировать с тем, чтобы обеспечить им соответствующую медицинскую защиту в ходе сдачи экзамена и обеспечить справедливость», – сказала Наталья Петкевич.
Кроме того, Министр образования Андрей Иванец, выступая в проекте, заверил, что в настоящее время никаких изменений как в выпускной, так и во вступительной кампаний не предполагается и не обсуждается.
По информации БЕЛТА
С 1 сентября психолого-медико-педагогическую комиссию смогут пройти и совершеннолетние. Это обусловлено новым Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Подробнее о работе комиссии на круглом столе в пресс-центре БЕЛТА рассказала консультант отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования Людмила Мордович.
Людмила Мордович подчеркнула, что в обновленном положении сделан важный акцент на деятельность психолого-медико-педагогической комиссии для проведения психолого-медико-педагогического обследования нуждающихся в получении специального образования и коррекционно-педагогической помощи. «Целью деятельности комиссии в первую очередь определены своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования, коррекционно-педагогическая помощь, создание специальных условий, определение образовательной программы и учебного плана обучения и воспитания, а также рекомендации по организации коррекционно-педагогической помощи», – отметила она.
Консультант пояснила, что исходя из изменений, с 1 сентября комиссия проводит обследование как в отношении несовершеннолетнего по инициативе и в присутствии законного представителя, так и в отношении совершеннолетнего по его инициативе для определения необходимости создания для него специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования взрослых.
Она также отметила, что в новом Положении сконцентрировано внимание на необходимых документах для проведения обследования, а также возможности запросить дополнительные документы для решения сложных случаев дифференциальной диагностики, нарушений в физическом или психическом развитии и рисках их возникновения. «Повторное обследование может проводиться при необходимости изменения образовательного маршрута в связи с окончанием срока действия заключения государственного ЦКРОиР и при переходе на другую степень или другой уровень образования», – добавила Людмила Мордович.
Кроме того, изменениями закреплено оказание методической помощи педагогам учреждений профессионально-технического, средне-специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи в вопросах реализации принципа инклюзива образования и формирования инклюзивной культуры у участников образовательного процесса.
Также изменениями закреплено требование к психолого-педагогической характеристике, предоставляемой учреждением. «Теперь она расписана широко, понятно и доступно», – сказала она. И добавила, что с родителями также будет проводиться разъяснительная работа об особенностях содержания рекомендованных образовательных программ специального образования, учебных планов, организации образовательного процесса и возможностях дальнейшего образования их детей.
По информации БЕЛТА