17.07.2020
Наталья Борисенко о нотариальной тайне, стоимости услуг и IT-фишках в работе
С 3 января 2021 года вступают в силу ключевые положения обновленного Закона о нотариате. На сайте Белорусской нотариальной палаты можно будет получить сведения о действующих доверенностях. Нотариусы начнут удостоверять договоры купли-продажи недвижимости по экстерриториальному принципу. Изменения затронут и сельские исполкомы. Их компетенция в части совершения нотариальных действий уточняется. В частности, они не будут удостоверять завещания, согласия, доверенности. Этим будут заниматься нотариусы, выезжая в сельские населенные пункты. Председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала, чем продиктованы изменения, как они помогут повысить качество нотариального обслуживания и защитить права и законные интересы людей и субъектов хозяйствования.
– Наталья Владимировна, принятым законом, с одной стороны, нотариальной тайне придается статус охраняемой законом. А с другой – сделаны общедоступными сведения об удостоверенных доверенностях. Как эти нововведения согласовываются между собой? Чем они продиктованы?
– Противоречия в данном случае нет, и я объясню почему. Нотариальной тайной является вся информация, вплоть до самого факта обращения человека к нотариусу. Мы никуда не уходим от одного из основополагающих принципов нотариата. Наоборот, изменения придают нотариальной тайне статус охраняемой законом тайны. Таким образом она наряду с медицинской, банковской тайнами получила свою охранную печать в профильном законе.
Что касается открытия некоторых сведений о доверенностях, то эта новация не противоречит принципу нотариальной тайны. Информация о факте отмены доверенности не относится к ней с 2015 года. С 2017-го в Белорусской нотариальной палате функционирует электронный реестр учета нотариальных действий и наследственных дел. В него вносятся сведения обо всех совершенных нотариусами действиях. Предполагалось сделать этот реестр полезным не только для специалистов, но и по возможности для тех, кто к ним обращается. В соответствии с нормативными предписаниями человек, выдавший и впоследствии отменивший доверенность, должен известить об этом своего представителя и известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми доверенность выдавалась. А он этого может не сделать либо извещает не всех. Круг третьих лиц может быть очень широким, если доверенность генеральная, например. Между тем в доверенности могут содержаться полномочия на отчуждение имущества, совершение административных процедур, открытие банковских счетов и совершение других юридически значимых действий от имени представляемого. Таким образом, возникла потребность предоставить участникам гражданских правоотношений информацию из реестра учета нотариальных действий о факте отмены доверенности. Надо отметить, что возможностью получения этой информации население достаточно активно пользуется.
Сейчас белорусский нотариат пошел дальше. Будет разработано специальное программное обеспечение, и человек, которому предоставлена доверенность, сможет проверить ее действительность, введя номер по реестру, дату выдачи доверенности в специальные информационные строки на сайте палаты. Содержание доверенности раскрываться не будет. Тем самым будет обеспечена защита прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.
В России уполномоченные государственные органы, банки имеют возможность проверять и содержание доверенности в закрытом режиме. Возможность введения подобной практики в нашей стране не исключена. Тем более что с нового года Белорусская нотариальная палата становится полноправным субъектом общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). Нотариусам будет дано право истребовать и получать через нее данные из государственных информационных ресурсов и систем.
– Почему нотариусы по новому закону решили отказаться от практики вести аудиозапись во время приема?
– Новый закон внес изменения и в процедуру фиксации нотариального действия. Ранее по просьбе лиц, обратившихся за совершением нотариального действия или по инициативе нотариуса, возможно было проводить аудио- и видеозапись. В новом законе было решено отказаться от аудиофиксации. Оценить процедуру совершения нотариального акта по аудио невозможно. Например, при удостоверении завещания нотариус должен установить личность обратившегося к нему лица, убедиться, что перед ним находится дееспособный человек, понимающий значение своих действий, оценить его способность участвовать в совершении нотариального действия. При этом нотариус оценивает, как человек себя ведет, как реагирует на вопросы, способен ли он расписаться. Аудио в данном случае малоинформативно, поэтому было решено ограничиться видеозаписью, которую вправе вести только нотариус. Сделано это опять же для того, чтобы сохранить нотариальную тайну. Едва ли найдется человек, который согласится, чтобы видео с его приема у нотариуса попало в интернет.
Министерством юстиции будет определен порядок записи и предшествующая ей процедура (к примеру, по получению согласия от всех участников на ведение записи). Таким образом, видеоматериалы, полученные при проведении видеофиксации, позволят дополнительно подтвердить волеизъявление и дееспособность участников нотариального акта в случае судебного спора.
– Обновленным законом предусмотрено, что с января 2021 года в сельисполкомах не будут нотариально удостоверять завещания, согласия, доверенности, а нотариусы будут выезжать на места. Как нововведение будет работать на практике? Как это отразится на качестве нотариальных услуг для сельчан?
– Перед нотариатом стоит задача оказывать высококвалифицированные нотариальные услуги вне зависимости от того, где живет клиент: в столице, районном центре или небольшой деревне. Для того чтобы стать нотариусом, необходимо иметь высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет. Нужно также пройти профессиональную стажировку и сдать квалификационный экзамен, соответствовать иным требованиям законодательства, постоянно повышать свою квалификацию. Внесенные изменения очень важны для реализации прав и законных интересов граждан. Ведь завещания, доверенности и согласия, компетенцией на удостоверение которых будут наделены только нотариусы, влекут серьезные юридические последствия как для лиц, их совершивших, так и для тех, в отношении кого они совершены.
Большой практический опыт нотариусов позволит избежать ошибок при составлении столь серьезных документов. При наличии незначительной описки в доверенность еще можно внести исправление, а в завещание, если завещатель ушел из жизни, – уже нет. В случае выявления не совсем корректно составленных завещаний, нотариус не сможет оказать надлежащую услугу по оформлению наследственных прав. Наследников придется направить в суд, в том числе за толкованием завещания.
Очень важным является и то, что все нотариальные действия, совершенные нотариусами, вносятся в единую электронную систему учета. Специалист при открытии наследственного дела может проверить, удостоверялось ли завещание нотариусом от имени наследодателя.
Кроме того, нотариус несет в полном объеме гражданскую ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина, в том числе своим имуществом. Каждый нотариус заключил договор страхования гражданской ответственности на случай причинения им вреда третьим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия.
В то же время, говоря о компетенции, надо отметить, что сельские и поселковые исполкомы наделяются правом удостоверения (не нотариального) доверенностей на получение пенсий и пособий. В связи с этим законом внесены изменения в Гражданский кодекс и Закон «О пенсионном обеспечении».
Теперь, что касается подходов. Сразу оговорюсь, что нотариат уже давно и в постоянном режиме работает с сельским населением в агрогородках. Возможность совершения любых нотариальных действий для граждан в сельской местности существует и сохранится в дальнейшем. Нотариальная деятельность может осуществляться вне нотариальной конторы, нотариального бюро при выезде в агрогородки, а также другие населенные пункты. По нынешней норме нотариус выезжает при наличии не менее пяти заявок. Но на деле он сделает это и при наличии одной или двух.
Мы планируем ежеквартально согласовывать графики выездов на места с учетом потребности в нотариальном обслуживании в конкретном населенном пункте и доводить их через местную прессу, сайт Белорусской нотариальной палаты, объявления в сельисполкоме. Нотариус будет выезжать в установленные графиком даты при наличии хотя бы одной заявки. При этом мы будем продолжать вне графика выезжать по обращениям ветеранов, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в особо внимательном к ним отношении. Отмечу, что расходы сельчан на совершение нотариальных действий не увеличатся в сравнении с нынешними.
Одновременно мы думаем, как сделать нотариуса более мобильным в техническом оснащении, изучаем зарубежный опыт. Коллеги из Азербайджана, например, презентовали своего рода нотариальный чемоданчик. Внутри него ноутбук, мини-принтер. Все соединено с системой электронного учета нотариальных действий. Изучаем их опыт и не исключено, что сделаем у себя что-то подобное.
– Закон о нотариате дополняется новыми видами нотариальных действий. Кроме того, с нового года за удостоверением договоров отчуждения недвижимого имущества можно будет обратиться к любому нотариусу, иными словами, начнет действовать экстерриториальный принцип. Означает ли это, что нагрузка на нотариусов возрастет, а стоимость их услуг повысится?
– Новым нотариальным действием можно назвать, например, удостоверение заявлений участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) о выходе из хозяйственного общества. Это создаст предпосылки для реализации механизма, заложенного в проекте закона о государственной регистрации субъектов хозяйствования. Он предусматривает обязанность нотариуса, удостоверившего заявление о выходе участника из общества, направить в электронном виде сообщение в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это позволит поддерживать актуальность сведений регистра и тем самым избежать случаев, когда недобросовестность иных участников или руководителей хозяйственных обществ приведет к нарушению прав и законных интересов как вышедшего участника, так и самого общества или его контрагентов.
Такие нотариальные действия, как удостоверение отмены дарения, выдача распоряжений о возмещении расходов, вызванных смертью наследодателя, охраной наследства и управлением им, а также расходов на похороны наследодателя и др. не являются новыми для нотариальной практики. Дело в том, что в новом законе закреплено, что совершаемые нотариальные действия должны быть предусмотрены исключительно законодательными актами (Конституцией, законами, декретами и указами). В связи с этим и была проведена работа по выявлению нотариальных действий, которые не были упомянуты в законе о нотариате.
Изменения, внесенные в закон о нотариате, позволят нотариусам удостоверять сделки по экстерриториальному принципу. Такой подход уже применяется при удостоверении сделок с недвижимостью регистраторами агентств по госрегистрации и земельному кадастру. Мы решили, что это будет возможно сделать и для нотариального удостоверения сделок – информатизация нотариальной деятельности позволяет минимизировать все возможные риски.
Подобного рода изменения не повлекут увеличения стоимости услуг нотариусов. За совершение нотариальных действий взыскивается нотариальный тариф в размере, установленном правительством. Он увеличивается в случае увеличения базовой величины. Необходимо отметить, что в среднем в Беларуси более 20 % нотариальных действий ежегодно совершается с применением льгот (они есть у пенсионеров, инвалидов первой, второй группы и др.).
– Как отразилась на работе нотариусов эпидемиологическая ситуация? Насколько широк перечень услуг, которые сегодня белорусы могут получать дистанционно?
– Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в мире привнесла определенные изменения и в работу белорусского нотариата. Новой формой работы стали бесплатные консультации по телефону, скайпу, с помощью мессенджеров. С апреля по май нотариусы дали около 18 тыс. консультаций удаленно. Думаю, эту практику мы будем продолжать. Хотя оцениваем такие консультации как первичные, предварительные. Нотариусу очень сложно в удаленном режиме ознакомиться со всем объемом документов. Само нотариальное действие у нас, как и ранее, совершается либо во время визита к нотариусу, либо с приглашением его на дом.
Связанные с пандемией ограничения мотивировали к увеличению количества IT-фишек в нотариальной деятельности. Мы сейчас продумываем формат для совершения тех или иных нотариальных действий удаленно. Стараемся не отставать от современных тенденций. В Беларуси развивают цифровую экономику. Уверена, не за горами то время, когда нотариусы начнут удостоверять сделки с биткоинами, заниматься оформлением наследства в виде цифровых активов, криптовалют.
На сегодняшний день определенные шаги в плане цифровизации уже сделаны. Так, Национальный банк, Министерство юстиции и Белорусская нотариальная палата разработали программное обеспечение, которое позволяет банкам как взыскателям обращаться к нотариусам за получением исполнительной надписи через информационные электронные каналы связи. Исполнительная надпись в таких случаях будет выдаваться в виде электронного документа и далее при необходимости предъявляться в органы принудительного исполнения.
В ближайшей перспективе – серьезное обновление сайта Белорусской нотариальной палаты. В первой половине 2021 года он станет порталом нотариальных услуг. Там можно будет завести личный кабинет. Планируется, что с его помощью человек сможет проверить, в каком году у какого нотариуса он удостоверял, например, доверенность или согласие на выезд ребенка за границу. Через личный кабинет можно будет направить нотариусу документы для составления проекта договора, доверенности, завещания. Такие новации позволят существенно экономить время граждан, обеспечить комфорт и еще больше повысить качество нотариального обслуживания.
Светлана Савко, БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
Евгений Коваленко о развитии системы нотариата: оптимизация должна произойти максимально плавно
В многофункциональном центре Белорусской нотариальной палаты прошло расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект готовится к рассмотрению во втором чтении. «Проект закона о внесении изменений в закон о нотариате направлен на улучшение уже существующей и эффективной системы, – отметил Министр юстиции Евгений Коваленко. – Прошло уже более 10 лет с момента реформы нотариата, когда была внедрена система самоуправления и самофинансирования. За это время изменились общественные отношения и технологии, и государство, в частности Министерство юстиции, не может игнорировать эти изменения. Мы стремимся интегрировать новые подходы в работу нотариата. Мы хотим тщательно рассмотреть каждое ключевое новшество законопроекта, чтобы оптимизировать внутренние процессы как в белорусской нотариальной палате, так и в территориальных палатах».
Министр подчеркнул, что встреча на площадке Белорусской нотариальной палаты – это разговор между Министерством юстиции, депутатами парламента и нотариусами. «Внедряемые новации, а это большая цифровизация нотариата, возможность удаленного совершения нотариальных действий, переход нотариусов из упраздняемых бюро в нотариальные конторы, должны быть реализованы на практике максимально плавно, выражаясь современным языком, бесшовно. Главной целью законопроекта является обеспечение доступности услуг для граждан и повышение качества работы нотариусов. Это включает в себя уменьшение очередей, равномерное распределение нагрузки и внедрение новых услуг, таких как удаленное совершение нотариусом исполнительных надписей. Эти изменения оптимизируют временные, организационные и кадровые затраты для заявителей. Например, новые процедуры, связанные с подтверждением достоверности электронных копий документов, позволят гражданам формировать пакеты электронных документов с такой же юридической силой, как у бумажных. Таким образом, они смогут осуществлять административные процедуры, не выходя из дома. Мы движемся в будущее с учетом современных тенденций и потребностей общества», – констатировал он.
Председатель постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Марина Ленчевская напомнила, что 15 октября законопроект был принят в первом чтении. «Все новеллы концептуально были поддержаны, но у депутатов возникли вопросы, в нюансы которых они хотели бы погрузиться более детально. Депутаты также хотят понимать, насколько переход в новые условия будет плавным, насколько нотариальное сообщество готово к таким новациям, и не повлияют ли эти изменения на две очень важные вещи – на качество и на доступность оказания нотариальных услуг. Мы понимаем, что эти структурные изменения приведут в систематизации нотариата, к упорядочиванию действий и самое главное – к равномерному распределению нагрузки среди нотариусов. Уверена, что этот процесс пройдет очень мягко, хотя сроки определены достаточно короткие. Мы к этому готовы, предварительная работа уже проведена, поэтому я думаю, что все пройдет плавно и комфортно. На качестве и доступности услуг это не отразится», – подчеркнула она.
По информации
БЕЛТА
Удостоверение сделки двумя нотариусами. Какие еще новации предложены новым законопроектом
В Палату представителей Национального собрания в начале октября поступил проект Закона «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности», который находится в подготовительной стадии к рассмотрению в первом чтении. О новациях законопроекта
БЕЛТА рассказал депутат Палаты представителей Николай Маратаев.
При подготовке проекта закона, по его словам, решалось несколько задач. В числе основных – трансформация нотариальных бюро за счет перевода нотариусов бюро в нотариальные конторы, что позволяет оптимизировать их нагрузку и улучшить качество оказываемых услуг. Предлагается расширить удаленное совершение операций с использованием цифровых технологий, прежде всего в целях удобства для населения, разнообразия спектра и оперативности нотариальных действий. В законопроекте устанавливаются четкие механизмы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Белорусской нотариальной палаты и территориальных нотариальных палат. Министерству юстиции делегируется часть функций главных управлений юстиции облисполкомов, Мингорисполкома в сфере нотариата, что обусловлено стремлением исключить возможности двойного влияния и др.
«Безусловно, в наибольшей степени планируется откорректировать профильный нормативный акт – закон Республики Беларусь № 305-З от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности», к чему наблюдается повышенный интерес», – отметил Николай Маратаев.
В частности, по проекту предлагается исключить из сведений, составляющих нотариальную тайну, определенную информацию об исполнительной надписи нотариуса, размещенную на сайте Белорусской нотариальной палаты, что направлено на защиту прав должника, в том числе касательно возможности ознакомиться с документами по обозначенной тематике. При этом такие сведения не будут открытыми и не повлекут разглашение персональных данных физического лица.
Для усиления роли заведующего нотариальной конторой как руководителя упомянутый выше нормативный акт дополняется статьей, закрепляющей полномочия этого должностного лица по распределению нагрузки по совершению нотариальных действий, организации приема, изданию обязательных для исполнения нотариусами и работниками распоряжений, связанных с организацией нотариального обслуживания.
Касательно усиления роли Министерства юстиции по согласованию решений территориальных нотариальных палат относительно образования либо упразднения таковых, назначения (освобождения от функций) заведующего нотариальной конторой, установления норм времени на совершение нотариусами нотариальных действий и оказания ими услуг правового и технического характера депутат пояснил, что такое требование объясняется формированием дифференцированного и взвешенного подхода к проверке деятельности территориальных нотариальных палат со стороны вышестоящей инстанции.
Кроме того, проектом предусматривается дополнение закона положениями о предоставлении уполномоченным работникам Министерства юстиции полномочий запрашивать и получать посредством удаленного доступа к единой электронной системе нотариальных действий и наследственных дел соответствующих сведений.
Кроме прежних, удаленно с использованием цифровых информационных технологий предложено совершать и иные нотариальные действия. В частности, удостоверение доверенностей на получение гражданами выплат в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях, а также на распоряжение денежными средствами граждан, находящимися на их банковских счетах или размещенными в депозиты, получение указанных сведений, закрытие банковских счетов и банковских вкладов, распоряжение имуществом, находящимся на хранении в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях; удостоверение согласий, за исключением согласий на совершение сделки.
Проверить информацию об оформлении доверенности, совершенной удаленно, а также о ее отмене, можно будет через сервис на сайте Белорусской нотариальной палаты.
Одновременно предусматривается переход исключительно на удаленное совершение исполнительных надписей по заявлениям взыскателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленным в виде электронного документа с использованием обозначенных информационных ресурсов.
Также предлагается ввести достаточно перспективный порядок нотариального удостоверения сделок – двумя и более нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в разных нотариальных конторах, если участниками сделки выступают два и более лица. Это позволит каждой из сторон, если невозможно приехать из разных регионов к одному нотариусу, обратиться к разным нотариусам по своему выбору. При этом подписание сделки сторонами будет осуществляться с использованием электронной цифровой подписи.
Таким образом, резюмировал Николай Маратаев, предложенные новации соответствуют социально-экономическим потребностям общества и государства, причем в качестве предмета правового регулирования выступает прежде всего повышение доступности нотариального обслуживания населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По информации
БЕЛТА
Министр труда и соцзащиты Наталия Павлюченко – о том, как меняется облик белорусской семьи
Как выстроить гармоничную цепочку «карьера – ребенок», насколько популярен двухнедельный «отцовский отпуск» по уходу за новорожденным и благодаря чему у нас не прижилась философия чайлдфри – об этом поговорили с Министром труда и социальной защиты Наталией Павлюченко.
Наивысшие жизненные ценности
– Насколько белорусы – семейные люди? Судя по статистике, важно ли для нас наличие законного брака, детей?
– Когда я думаю о белорусских семьях, на ум приходит душевное старинное слово «домочадцы». Оно подразумевает «дом» не просто как некие стены, а именно домашний очаг. И «чадо» – дитя, ради которого во многом этот очаг и сохраняется. Слово прекрасно передает самую суть: семья – это когда есть и дом в смысле общего духовного пространства, и дети, которые наполняют его смыслом.
Современная статистика подтверждает эту глубокую связь. Сегодня в Беларуси около 2,6 миллиона семей, почти в каждой второй растут дети. А если обратиться к последним исследованиям наших социологов из НАН, проведенным в феврале 2025 года, то мы увидим поразительное единство: для 68,8 процента белорусов наивысшая жизненная ценность – это дети, а для 65,1 процента – сама семья. Это ведь о многом говорит, правда? Наше представление о счастье неразрывно связано с семьей, в центре которой всегда находится ребенок.
Правда, молодежь сейчас вступает в брак не торопясь, «по любви и по разуму», как говорили в старину. Если в нулевых невестами становились в 22–23 года, то сегодня – ближе к 27. А возраст женихов приблизился к 29 годам. Это мировой тренд, но у нас он имеет свою особенность: отложив брак ради образования и карьеры, белорусы практически никогда не отказываются от самого института брака, особенно когда речь заходит о рождении ребенка. У нас в зарегистрированном браке рождается более 85 процентов детей. Это отражение коллективной мудрости, понимания, что прочный союз дает ребенку не только любовь, но и чувство защищенности, ту самую «крепость».
По моему мнению, белорусская семья впитывает лучшее из мирового опыта, становясь более осознанной и зрелой, но при этом стойко хранит свою главную, сокровенную ценность – быть пристанью душевного покоя, тем местом, где тебя любят и ждут не по необходимости, а по велению сердца. И задача в том числе государства – помогать семьям быть крепче.
– Как сейчас обстоят дела с рождаемостью – возникший тренд на многодетность замещает движение чайлдфри?
– Суть белорусской семьи остается прежней, но ее облик меняется. Если раньше рождение первенца в 20–22 года было нормой, то сегодня средний возраст матери при рождении первого ребенка приблизился к 28 годам. Это мировая тенденция, и мы здесь не исключение. Но при этом нас радует настоящий ренессанс многодетности. За последнее десятилетие количество семей, воспитывающих троих и более детей, выросло на впечатляющие 70 процентов. Сегодня свыше 120 тысяч белорусских семей являются многодетными, и в них растет каждый четвертый ребенок страны.
Что касается движения чайлдфри, то оно не стало для Беларуси значимым явлением. Согласно последним исследованиям, сознательную бездетность как жизненный идеал разделяет менее 1 процента населения. Гораздо более актуальной проблемой, о которой мы говорим с особой деликатностью, является вынужденная бездетность. Около 14 процентов супружеских пар сталкиваются с трудностями при зачатии. Эта тема особенно обостряется с возрастом, поэтому так важно сохранять свое репродуктивное здоровье и вовремя обращаться за помощью.
Интересно, что даже на фоне общего демографического спада, характерного для всей Европы, в белорусском обществе сохраняются очень четкие и оптимистичные репродуктивные установки.
Для большинства наших граждан идеалом по‑прежнему остается семья с двумя‑тремя детьми. Эта глубокая внутренняя потребность в продолжении рода, эта естественная радость от детского смеха в доме и есть наша главная опора в построении будущего страны.
Для личной реализации помех нет
– Какие в стране созданы условия для совмещения карьеры и материнства?
– Государством создана система поддержки, которая стала для мам и пап надежным тылом. Она начинается с прочного фундамента – трудовых гарантий, которые для родителей маленьких детей становятся своего рода подушкой безопасности. К примеру, если беременной женщине по медицинским показаниям требуется более легкая работа, то ее переводят с сохранением прежнего заработка. А для кормящих мам предусмотрены особые перерывы (помимо обеденного) – не менее получаса каждые три часа.
Другая сторона медали – гибкость, которую мы стремимся внедрить в саму организацию труда. Понимаем, что родительству не всегда подходит график «с девяти до шести». Так, с 2020 года дистанционная работа получила в Беларуси официальный статус. Теперь можно, условно говоря, уложить ребенка спать и завершить рабочий проект за домашним компьютером. Режим гибкого графика позволяет смещать начало и окончание рабочего дня, чтобы успеть отвести малыша в сад или кружок.
Особой строкой в этом перечне мер стоят социальные отпуска. Отпуск по беременности и родам, продолжительный отпуск по уходу за ребенком до трех лет с сохранением рабочего места – это то драгоценное время, которое родители могут полностью посвятить самому важному. Мы рады, что все больше мужчин пользуются своим правом на «отцовский отпуск» – до 14 дней после рождения ребенка. Хотя его оплата и необязательна, наши исследования показывают, что каждое пятое предприятие уже делает этот шаг навстречу своим сотрудникам, а каждое четвертое предоставляет даже более длительный отпуск.
– Все наслышаны о бонусах для многодетных, но, когда женщина впервые становится матерью, для нее тоже предусмотрено хорошее подспорье.
– Государство стремится стать надежным партнером для молодой семьи с самых первых шагов. Начинается все с медицинского сопровождения – дородовое наблюдение, роды и патронаж новорожденного полностью бесплатны. Это база, которая позволяет будущей маме чувствовать себя в безопасности.
Финансовая сторона также продумана: существует единовременная выплата за постановку на учет на ранних сроках, пособие по беременности и родам. И здесь важно отметить существенные изменения, которые произошли в этом году. Мы значительно усилили поддержку тех, кто только начинает свой профессиональный путь или совмещает материнство с учебой.
Если раньше молодая женщина, не успевшая наработать достаточный стаж, получала пособие в размере 50 процентов от бюджета прожиточного минимума, то сейчас оно рассчитывается от минимальной заработной платы и составляет 736 рублей в месяц – это более чем трехкратное увеличение. Студентки теперь получают 100 процентов от БПМ вместо прежних 50. Было принципиально важно поддержать именно молодых женщин, которые зачастую сталкиваются с наибольшими экономическими сложностями.
После рождения ребенка вступают в силу другие не менее важные механизмы. Право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет с сохранением места работы и ежемесячной выплатой – это фундаментальная гарантия, позволяющая маме посвятить себя заботе о малыше. Либо папе, если мама решила выйти на работу или продолжить получение образования в дневной форме.
А когда заканчивается отпуск по уходу за ребенком, государство продолжает нести значительную часть расходов на дошкольное образование – родители оплачивают лишь питание ребенка в саду, что составляет 13–17 процентов от реальной стоимости, все остальное содержание компенсируется из бюджета.
Конечно, объем поддержки возрастает с рождением второго и последующих детей, что логично и справедливо. Но та основа, которая создается для семьи с первым ребенком, – это полноценный набор инструментов, который помогает молодым родителям уверенно стоять на ногах. Мы понимаем, что современная молодежь стремится сначала получить образование, построить карьеру, и именно поэтому стараемся создать такие условия, чтобы материнство не воспринималось как риск или помеха личностной реализации, а становилось желанной и поддерживаемой обществом и государством новой главой жизни.
Путь к ответственному отцовству
– Мамы и папы практически уравнены в правах: и те и другие могут взять декретный отпуск, оплачиваемый больничный. Чего нам еще не хватает, чтобы отцы были более погружены в семейные дела?
– С юридической точки зрения мы создали практически симметричные условия для отцов и матерей. Право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет, оплачиваемые больничные по уходу за заболевшим малышом – все это в равной степени доступно и папе, и маме. Закон предоставляет семье свободу выбора: кто из родителей на данном этапе станет главным помощником для ребенка.
Однако на практике ситуация складывается немного иначе. Всего около 1 процента отцов оформляют длительный отпуск по уходу за ребенком. Для большинства по‑прежнему актуальна модель «мужчина-добытчик», где главная задача отца – материальное обеспечение семьи. Уровень занятости женщин у нас традиционно высок, но домашние заботы и уход за детьми часто по-прежнему воспринимаются как преимущественно «женская территория». 59,2 процента белорусок считают, что забота о доме и детях должна быть общей обязанностью. Среди мужчин такое мнение разделяют пока 47,7 процента, а более половины все еще видят это как женскую миссию.
Но мы наблюдаем естественный процесс перехода к новым моделям семьи, где партнерство строится на гибкости и взаимной поддержке, а не на жестком закреплении ролей.
Так, популярность краткосрочного «отцовского отпуска» продолжительностью до 14 дней выросла с 2 процентов в 2020 году до 10 процентов в 2024-м. Это очень важный момент, когда папа может полностью погрузиться в заботу о новорожденном и поддержать супругу в самый ответственный период.
– День отца – молодой праздник, установленный Указом Президента в 2022 году. Как считаете, он помог папам почувствовать себя более значимыми и, соответственно, проявлять больше активности?
– Когда мы впервые отмечали День отца, для многих это было скорее красивой новостью. Но сегодня я вижу: этот праздник наполняется живыми смыслами и реальными историями. Он становится своего рода лакмусовой бумажкой, которая показывает, как меняется роль отца в нашей жизни.
Конечно, путь к ответственному отцовству долог. Исследование 2020 года показало, что в среднем папы проводят с детьми около трех часов в выходные и еще меньше в будние дни. Но что гораздо важнее – две трети отцов признались, что хотели бы проводить с детьми больше времени. Главным препятствием они называют работу и другие обязанности. А каждый третий отец говорил о потребности в более глубоком эмоциональном контакте, в доверии и теплоте со стороны ребенка. Это очень показательно: современные папы хотят не просто «присутствовать», а быть по‑настоящему близкими со своими детьми.
Мы поддерживаем это движение разными способами. Например, более популярными становятся курсы для будущих родителей, где папы – полноправные участники. С 2009 года в стране работают «папа-школы» – уникальные проекты, где мужчины делятся опытом отцовства. Но, пожалуй, самое показательное открытие последних лет касается влияния отцов на демографическую ситуацию.
Оказалось, что репродуктивные планы мужчин напрямую влияют на вероятность рождения детей в семье. При твердом намерении отца завести ребенка эта вероятность возрастает в 7,6 раза! Это колоссальная цифра, которая заставляет нас по‑новому взглянуть на роль мужчины в вопросах планирования семьи.
Так что День отца – это признание того, что любящий, вовлеченный отец не просто «помощник матери», а самостоятельная огромная сила, которая способна сделать детей счастливее, укрепить брак и даже повлиять на будущее всей страны. И я вижу, как все больше белорусских мужчин открывают для себя эту истину.
Новый уровень корпоративного доверия
– Несколько лет назад стартовала инициатива «Компания, дружественная родителям». К ней присоединяется все больше организаций. Какие значимые результаты вы бы отметили сейчас?
– Инициатива «Компания, дружественная родителям» становится полноценным общественным движением, которое меняет саму философию отношений между работодателем и сотрудниками. Мы начинали эту работу в 2021 году и ставили перед собой амбициозную цель: показать, что забота о сотрудниках с детьми – это не социальная нагрузка, а стратегические инвестиции в стабильность и лояльность коллектива. Сегодня, видя, что к инициативе присоединились более 180 организаций из самых разных отраслей, можно с уверенностью сказать: идея нашла живой отклик.
Компании-участницы внедряют прорывные практики. Понимая, что жизненные трудности сотрудника влияют и на его профессиональную эффективность, организуют консультации психологов по вопросам воспитания подростков или ухода за пожилыми родственниками. Одни предлагают «каникулы для заботы» – неоплачиваемые перерывы в карьере для ухода за детьми, что особенно актуально для молодых отцов. Другие создают коворкинги, куда можно при необходимости привести ребенка, или частично компенсируют расходы на няню.
Особую значимость инициативе придает трехстороннее Соглашение с Федерацией профсоюзов и Конфедерацией промышленников. Этот шаг превратил инициативу в общенациональный стандарт социально ответственного бизнеса. Для компаний практический инструмент: эксперты помогают провести детальный аудит корпоративной среды, выявить «точки роста» и внедрить именно те меры поддержки, в которых больше всего нуждаются конкретные сотрудники – будь то гибкий график для родителей первоклассников или программы адаптации для работников, возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком.
Но, пожалуй, самый важный результат – это меняющаяся корпоративная культура. Когда руководитель сам предлагает папе новорожденного воспользоваться оплачиваемым «отцовским отпуском», когда в коллективном договоре появляется пункт о возможности работать из дома в период болезни ребенка – это формирует совершенно новое качество доверия между работодателем и сотрудником.
И в этом смысле дружественная к родителям компания – это не просто организация с хорошим социальным пакетом. Это сообщество, где ценят семью как основу будущего, где понимают, что счастливый родитель – это эффективный и мотивированный специалист. Те 180 компаний, которые уже встали на этот путь, – это настоящие пионеры, чей опыт мы будем масштабировать на всю страну.
Оксана Невмержицкая, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 октября 2025 г.
Информационные технологии в деятельности обсудили нотариусы стран СНГ
Очередной вебинар по обмену лучшим практическим опытом 9 октября собрал представителей нотариатов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана и Таджикистана на площадке Базовой организации Содружества Независимых Государств в сфере нотариальной деятельности. Сегодня в фокусе нотариата дистанционное совершение нотариальных действий и формирование цифровых архивов.
Открыла мероприятие председатель Белорусской нотариальной палаты, руководитель Базовой организации СНГ в сфере нотариата Наталья Борисенко, подчеркнув, что тема для встречи – развитие информационных технологий в деятельности – не теряет своей актуальности на протяжении последних десяти лет. «Нотариаты СНГ расширяют сферу применения цифровых инструментов в своей работе и нам важно регулярно «сверять часы», чтобы согласовано двигаться в этом направлении и делиться накопленным опытом», – сказала Наталья Владимировна.
Участников вебинара также приветствовал председатель Нотариальной палаты Республики Узбекистан Дилшод Ашуров, подчеркнув важность взаимодействия по всем практическим вопросам и отметив роль Базовой организации в активизации этой работы на пространстве Содружества Независимых Государств.
О дистанционных нотариальных действиях в нотариате Беларуси, а также о новшествах в сфере регистрации сделок с недвижимым имуществом участникам вебинара рассказала Татьяна Лисок, заместитель председателя Белорусской нотариальной палаты. Она также поделилась с коллегами техническими возможностями Единой информационной системы нотариата, позволяющей нотариусам Беларуси получать актуальные сведения из ряда государственных информационных систем в автоматическом режиме.
О цифровом нотариате Республики Армения и цифровых сделках, удостоверяемых нотариусами, рассказала Гаяне Азарян, член постоянной комиссии Нотариальной палаты Республики Армения по обеспечению единой нотариальной практики и учебно-методическим вопросам, нотариус г. Ереван.
Тему продолжил председатель Дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты, нотариус г. Астаны Олег Полумордвинов. Он рассказал о расширении практики использования информационных технологий в деятельности нотариата Казахстана и перспективных направлениях развития Единой нотариальной информационной системы. Нотариусы Казахстана совершают ряд нотариальных действий в дистанционном формате, в их числе удостоверение доверенностей, не связанных с распоряжением имуществом, заявления супругов. Взаимодействие клиента с нотариусом осуществляется через мобильное приложение Электронного правительства «eGov Mobile», в которое интегрирован доступ к электронной системе нотариата «E-Notary».
Следующим спикером стала член Совета Нотариальной палаты Кыргызской Республики Аида Таштандиева. Нотариат Кыргызстана активно развивает информационные технологии в своей деятельности. Уже с 1 октября 2025 г. в Кыргызстане работает новая услуга – дистанционное совершение одних из наиболее востребованные действий, в их числе удостоверение согласия родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд несовершеннолетнего гражданина за пределы Кыргызстана; удостоверение согласия на регистрацию по месту жительства; удостоверение согласия на получение паспорта; удостоверение согласия на приобретение или выход из гражданства Кыргызской Республики; удостоверение доверенности на получение справок и документов в Государственном агентстве по регистрации транспортных средств и водительского состава (без права отчуждения); удостоверение доверенности на таможенное оформление грузов в Государственной таможенной службе (без права отчуждения). Нововведения действуют как внутри страны, так и для кыргызстанцев за ее пределами.
О дистанционных и удаленных нотариальных действиях рассказала Людмила Гончарова, советник директора Фонда «Центр инноваций и информационных технологий» при Федеральной нотариальной палате. Дистанционный формат совершения нотариальный действий предполагает участие двух нотариусов, в нотариальных конторах которых присутствуют стороны по сделке. Наиболее популярными действиями, совершаемыми в дистанционном формате, Людмила Ивановна назвала договоры купли-продажи недвижимости, купли-продажи долей в обществах, а также брачные договоры.
Имеется в нотариате России и возможность совершить ряд удаленных нотариальных действий через портал Федеральной нотариальной палаты без личного обращения к нотариусу. Заметим, что все они не связаны с распоряжением имуществом и не требуют установления волеизъявления нотариусом. Наиболее популярное удаленное нотариальной действие – совершение исполнительных надписей.
Президент Рязанской областной нотариальной палаты, председатель рабочей группы ФНП по архивам нотариальных документов Наталья Гончарова рассказала о формировании архивов нотариальных документов в Российской Федерации, в том числе в цифровом формате.
Завершило содержательную часть вебинара выступление Гулчехры Кулдашевой, нотариуса Яшнабадского района г. Ташкента. Она рассказала о принятом Постановлении Президента Узбекистана «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию института нотариата и широкому внедрению в сферу современных информационно-коммуникационных технологий». Согласно ему расширяется количество нотариальных действий, которые нотариус сможет совершать в удаленном формате. А уже с начала следующего года будет упрощен порядок получения нотариальных услуг: вместо предъявления паспорта граждан будут идентифицировать с помощью системы Face-ID.
За интересные и содержательные выступления участников вебинара поблагодарил государственный нотариус Главной государственной нотариальной конторы Министерства юстиции Таджикистана Хусрав Пулоди. Он отметил, что нотариат Таджикистана сейчас в начале пути по внедрению информационных технологий в свою деятельность и обсуждаемая на сегодняшнем вебинаре тема будет полезна для разработки перспективных планов в сфере циврофизации нотариата в Таджикистане. К слову, данную тему для включения в план работы Базовой организации СНГ в сфере нотариальной деятельности предложили представители нотариата Таджикистана.
Председатель БНП Наталья Борисенко поблагодарила всех участников за плодотворную работу и анонсировала следующий вебинар, проведение которого состоится в ноябре текущего года. Он будет посвящен правилам профессиональной этики нотариуса.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
(фото – официальный сайт БНП)
Министр экономики – о новых подходах к разработке плановых документов и стратегических задачах развития Беларуси
Недавно Президиум Совета Министров рассмотрел два системных документа: Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год и Программу социально-экономического развития страны на 2026–2030 годы. Сейчас идет завершающий этап их доработки. О новых подходах к разработке плановых документов и стратегических задачах развития страны в будущем пятилетии рассказал Министр экономики Юрий Чеботарь.

Чтобы развитие было устойчивым
– При формировании стратегических документов мы опирались на систему планирования, четко выстроенную в обновленном Законе «О государственном прогнозировании и государственном планировании». К вопросу подошли комплексно – в сжатые сроки был разработан весь пакет документов.
В июне Правительством была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития на период до 2040 года – документ верхнего уровня. Параллельно подготовлен комплексный прогноз научно-технического прогресса до 2045 года.
Второй уровень – планирование на среднесрочный период – новая пятилетка. Это большой объем документов: программа социально-экономического развития страны до 2030 года, 20 государственных, 17 отраслевых программ в сопряжении с 39 научными и 7 региональных программ в увязке с системой стандартов качества жизни.
В рамках подготовки Программы социально-экономического развития на 2026–2030 годы мы внедрили принципиально новый подход к формированию и реализации программных документов. Главное отличие – в архитектуре и философии планирования. Все показатели программы-2030 находят отражение в других системных документах.
При определении задач на пятилетку сформулировали три основных принципа: вертикализация, централизация и персонализация.
Вертикализация – это сквозное прохождение каждой задачи через все уровни программных документов: из НСУР – в программу пятилетки – в госпрограммы и так далее. Это обеспечивает согласованность действий и исключает дублирование.
Централизация означает концентрацию всех ресурсов на достижении основных приоритетов.
Персонализация подразумевает ответственность за результат конкретных должностных лиц: за каждое направление отвечает курирующий вице-премьер, а за выполнение соответствующих госпрограмм – профильные министры.
По сути, мы впервые увязали все документы в единую систему. Каждая задача теперь имеет цифровой индикатор, исполнителя и механизм реализации. Это позволяет видеть, кто, что и когда должен сделать для достижения поставленных целей, а также обеспечить прозрачность, управляемость и результативность на всех уровнях.
Формируя программный документ нового пятилетия, во главу угла мы ставили стратегические задачи, обозначенные Президентом в своей предвыборной программе. Также учитывали результаты социологического исследования ожиданий граждан, предложения науки и бизнес-сообщества, глобальные тенденции и концептуальный подход Правительства, что документ должен отвечать запросам общества, быть реалистичным и достижимым.
Все предложения объединили в программе в пять приоритетов и погрузили в семь укрупненных разделов по направлениям:
развитие человеческого потенциала – образование, медицина и труд;
качество жизни – транспорт, дороги, инфраструктура, жилье;
конкурентоспособность промышленности за счет науки.
Ключевое направление по запросам общества – «Развитие человеческого потенциала». Здесь решаем целый комплекс вопросов – от повышения рождаемости и поддержки семей с детьми, роста уровня медицинского обслуживания до подготовки молодых специалистов под потребности экономики и обеспечения их быстрого входа на рынок труда.
Под «новыми стандартами качества жизни» мы подразумеваем переход от действующих минимальных соцстандартов к комфортным. Это главным образом хорошие дороги, доступный транспорт, услуги ЖКХ, благоустройство и, конечно же, строительство жилья.
Одним из резервов роста экономики является сфера услуг. Ключевое направление – туризм. Его вклад в ВВП должен удвоиться, что обеспечит высокую динамику в смежных отраслях: транспорте, розничной торговле, общепите. Помимо этого, стоят задачи по развитию финансового рынка, креативных индустрий, а также торгово-сервисной инфраструктуры.
Направление «Цифровизация» предусматривает комплекс стимулов для разработки и широкого внедрения отечественного софта, цифровизации производственных процессов на предприятиях, админпроцедур для бизнеса и жизненных ситуаций граждан.
Вопросам «технологической самодостаточности» уделено особое внимание в отраслевых и научных программах. Сквозные требования: инвестиционное наполнение, увязка производства и экспорта, автоматизация и роботизация, внедрение бережливого производства для снижения затрат и повышения операционной эффективности.
«Уникальность каждого региона» мы видим в устойчивом взаимосвязанном развитии территорий с опорой на компетенции, сильные стороны и уникальность каждой области. К примеру, в Брестской и Гомельской областях основной акцент – на развитии Припятского Полесья, в Могилевской – юго-восточного региона, в Минской – Минский промышленный пояс и города-спутники.
Реализация направления «Экология и рациональное природопользование» предусматривает рост использования ТКО до 70 процентов, отходов производства – не менее 90 процентов.
Планы поставили амбициозные, но выполнимые. К примеру, посчитали, что у нас есть возможность построить за пять лет около пяти миллионов квадратных метров арендного жилья. Или туризм: какие объекты, инфраструктуру необходимо построить для его развития? Каскадировали показатели, оцифровали в денежном эквиваленте и рассчитываем, что отрасль гостеприимства может за пять лет прирасти в два раза. И так по каждому приоритету и направлению.
Но хочу отметить: будущая пятилетка – не гонка за показателями. Это про людей, про то, как они живут, работают, растят детей. Ключевое – обеспечить новое качество жизни нашим гражданам, повысить комфортность среды для предприятий и бизнеса. А динамика, проценты, квадратные метры и тонны – это не цель, а результат. Выполним планы по реализации приоритетов, обеспечим рост и ВВП, и экспорта, и, самое главное, доходов населения.
В наступающей пятилетке мы решили изменить подход, понимая, что граждан по большому счету не интересуют макроэкономические показатели. Об экономике и ее успехах они судят по уровню своей жизни, своим «бытовым ощущениям». «Числовые ряды» нужны для управленцев, чтобы видеть ситуацию и принимать правильные решения.
Поэтому в приоритете «Сильные регионы» мы ввели новый принцип комплексной оценки его выполнения. Будем смотреть не только на текущую динамику, но и в разрезе нескольких пятилеток, чтобы развитие было устойчивым, без резких скачков, когда стремительная динамика в моменте сменяется значительными снижениями. Вторым критерием является выполнение социальных стандартов. И третьим – оценка жителей региона: на основе социологических исследований анализировать эффективность работы местной власти. Такую методику оценки развития регионов начнем внедрять в следующем году.
Точки роста
– Насколько в вышеописанную модель вписывается проект Прогноза социально-экономического развития на 2026 год?
– Он является неделимой составляющей пятилетки: все его мероприятия погружены в ПСЭР-2030. Такой подход будет применяться при разработке последующих годовых прогнозов.
В прогнозе-2026 мы исходили из трендов развития мировой экономики, наших ключевых партнеров: России, Китая, стран Африки и Азии. Сверили часы с коллегами из Российской Федерации, обсуждали проблемные аспекты, взаимные точки роста. Определены ключевые параметры. Все они разбиты на конкретные задачи.
Традиционно задачи будут достигаться за счет выполнения производственной, инвестиционной и экспортной программ. Рост экономики на 2,8 процента планируется обеспечить с помощью положительной динамики реального сектора, а также реализации потенциала услуг. В частности туристических. Их доля в ВВП страны должна достигнуть 2,6 процента. Поэтому делаем акцент на развитие инфраструктуры отдыха, в первую очередь средств размещения. Разработан кредитный продукт «Туристический потенциал». Средства будут направляться на строительство и модернизацию санаторно-курортных и оздоровительных комплексов, гостиниц, развитие кемпингов, глемпингов, других объектов. Хочу отметить, что туризм обладает большим мультипликативным потенциалом и позитивно влияет на другие отрасли: транспорт, общественное питание.
Туристические потоки создают дополнительный спрос на внутреннем рынке и являются фактически одним из каналов экспорта нашей продукции.
Еще одно ключевое направление – IT-сфера. Здесь основные задачи – импортозамещение и переход на белорусское программное обеспечение. Тем самым мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, повышаем технологическую безопасность. Во-вторых, снижаем расходы на закупку импортных программных решений, которые в прошлые годы были достаточно значимыми. В-третьих, стимулируем цифровизацию производственных процессов в реальном секторе. А это существенное сокращение издержек для бизнеса. Также предусматривается перевод практически половины наиболее востребованных административных процедур в электронный формат, что должно упростить ведение бизнеса, снизить транзакционные издержки и затраты на администрирование.
Ключевая ставка – на отечественного инвестора
– Развитие экономики невозможно без инвестиций. В будущем году планируем нарастить объем вложений на 3,1 процента. За счет чего обеспечим выполнение такого плана?
– Учитывая реалии, ключевую ставку делаем на нашего инвестора. Особенно если речь идет о проектах по повышению технологической безопасности, модернизации и техперевооружении.
На реализацию таких бизнес-идей в следующем году намерены направить 2/3 совокупного объема инвестиций. Сформирован перечень из более 600 приоритетных проектов, в том числе 15 крупных. Свыше 100 проектов в рамках «Региональной инициативы», включая туристическую индустрию. Также предусматривается в 2026-м завершить около 120 уже начатых интеграционных и импортозамещающих проектов, а также проектов инициативы «Один район – один проект».
Среди других приоритетов государственной инвестиционной политики – строительство инфраструктуры и жилья, в том числе арендного.
Но, рассчитывая в первую очередь на собственные силы, мы открыты для иностранных инвесторов, готовых взаимодействовать с нашей страной на долгосрочной взаимовыгодной основе. Бизнес-идеи, нацеленные на создание в Беларуси новых производств и продуктов, будут получать всю необходимую поддержку с нашей стороны в рамках инструментов обновленного инвестиционного законодательства.
В целом такая стратегия сотрудничества приносит результат: в прошлом году ПИИ на чистой основе выросли на 4 процента, достигнув 1,7 миллиарда долларов. Положительная тенденция наблюдается и в 2025-м.
Акцент – на опережающий рост услуг
– Наша экономика является открытой, поэтому экспорт – один из важнейших факторов, от которого зависит ее развитие, равно как и рост доходов наших людей…
– В следующем году ставим задачу увеличить экспорт товаров и услуг на 3,7 процента. Акцент – на опережающий рост услуг. Продолжим работу по наращиванию поставок в страны СНГ и дальней дуги. При этом необходимо укрепить свое присутствие на ключевом для нас российском рынке.
Для выполнения этих задач будут задействованы ресурсы наших флагманов, потенциал частного бизнеса.
Достижение ключевых макроэкономических показателей позволит обеспечить рост реальных располагаемых доходов населения на 4,8 процента. Планируется повышение социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия) и зарплат в бюджетной сфере.
Владимир Волчков, «
Рэспубліка», 10 октября 2025 г.