10.07.2020
Работодатель меняет режим трудового дня. Можно ли отказаться от нового графика?
Как быть, если по новым правилам рабочий день оканчивается в полночь, тогда как раньше вы освобождались в 22:00? Можно ли отказаться от перемен и как изменится оплата труда? На вопросы читателей отвечает консультант главного юридического управления Министерства труда и социальной защиты Татьяна Рахубо.
– Считаются ли подобные перемены изменением существенных условий труда? Можно ли отказаться от новых условий работы и даже расторгнуть досрочно контракт?
– В соответствии со статьей 32 Трудового кодекса (ТК) изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК. Таким образом, законодательство о труде относит перемены в режиме рабочего времени к изменениям существенных условий труда.
В то же время п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ) нанимателям предоставлено право изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя. Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 календарный день, тогда как в ст. 32 ТК прописан иной срок (1 месяц).
С учетом норм Указа наниматель может изменить работнику существенные условия труда, в том числе режим рабочего времени, включая установление неполного, гибкого рабочего времени, разделение рабочего дня на части, изменение начала и окончания рабочего дня (смены), времени обеденного и других перерывов, рабочих и выходных дней, введение суммированного учета рабочего времени. Об этом вас должны уведомить письменно и не позднее чем за 1 календарный день до введения изменений. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор может быть прекращен с выплатой соответствующего выходного пособия.
В остальном же порядок изменения существенных условий труда и гарантии для работников, предусмотренные ТК, сохраняются.
– Должны ли с вами заключить новый контракт?
– Изменение режима рабочего времени не является основанием для заключения нового контракта. Вместе с тем оно может повлечь необходимость внесения изменений в заключенный контракт путем заключения дополнительного соглашения при условии, что в контракте прописан конкретный режим рабочего времени работника, но не дается отсылка к правилам внутреннего трудового распорядка организации.
– Как должна оплачиваться работа после 22:00?
– Ночным временем считается время с 22:00 до 6:00.
Согласно ст. 70 ТК за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, нанимателем, но не ниже 20 % часовой тарифной ставки (тарифного оклада) работника.
Иными словами, наниматель обязан оплатить в повышенном размере ночные часы (с 22:00 до 6:00) или все часы ночной смены, более 50 % которой приходится на ночные часы.
Конкретный порядок оплаты работы в ночную смену при сменном режиме работы должен быть определен в локальном правовом акте организации.
Екатерина Циркун, информационное агентство «Минск-Новости»
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в Минтруда
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации
БЕЛТА
О достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказали в Минтруда
Об основных достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Олег Токун на заседании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
Так, замминистра отметил, что среди основных достижений 2025 года – выросшие за 8 месяцев реальные денежные доходы на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупательная способность всех видов доходов сохранена.
В то же время на рынке труда зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы: 2,4 % – среди трудоспособного населения и 4,5 % – среди молодежи. Занятость в самой продуктивной группе (25–49 лет) достигла 96,3 %.
Кроме того, были усилены социальные гарантии. Олег Токун отметил, что в ходе реализации Указа Президента «О социальной поддержке» от 29 октября 2024 г. был принят пакет мер по усилению социальной поддержки наиболее уязвимых категорий. Так, пенсии детям-инвалидам, потерявшим кормильца, увеличены вдвое, многодетные матери с четырьмя детьми получили право на пенсию при сниженном страховом стаже – 5 лет вместо 10. Также одиноким отцам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлено право на досрочный выход на пенсию. Для работающих пенсионеров сняты ограничения по выплате пенсии.
В стране особое внимание уделяется поддержке семей и молодежи. Увеличены пособия по беременности и родам для тех, кто только начинает трудовую деятельность, чтобы улучшить условия для рождения детей.
Кроме того, ведутся работы по цифровой трансформации. В 2025 году внедряется «Форсайт. Аналитическая платформа» для прогнозирования и анализа данных в социально-трудовой сфере. Также был модернизирован портал социальной защиты.
«Все наши усилия направлены на максимальное задействование внутренних ресурсов, обеспечение сбалансированности рынка труда и создание надежной системы социальной защиты для каждого гражданина», – подчеркнул Олег Токун в своем выступлении.
По информации
БЕЛТА
Совмещение или исполнение обязанностей отсутствующего работника. Минтруда о нюансах дополнительной работы
Нюансы, связанные с дополнительной работой, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда пояснили, что существует три вида дополнительной работы. Первый – это совмещение должностей служащих (профессий рабочих) или работа по другой вакантной профессии/должности. Например, когда каменщику поручают обязанности облицовщика.
Еще одним видом является расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) или работа по такой же вакантной профессии/должности. К примеру, бухгалтеру увеличивают объем работы (ведение другого бухгалтерского участка). Также среди видов дополнительной работы – исполнение обязанностей временно отсутствующего работника или работа как по другой, так и по такой же профессии/должности. Этот вид дополнительной работы используется при временном отсутствии другого работника (например, на период трудового отпуска).
В ведомстве обратили внимание на то, что все виды дополнительной работы выполняются наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией), в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня.
Кроме того, к дополнительной работе обязательно устанавливается доплата. Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником. Однако для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением Правительства.
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя с указанием срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, и размера доплаты. Дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Важно, что от выполнения дополнительной работы можно отказаться в любой момент. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации
БЕЛТА
Первый замминистра юстиции о кадрах, которых ожидает отрасль
Первый заместитель Министра юстиции Наталья Филиппова рассказала журналистам о том, каких специалистов сегодня ожидает отрасль, передает корреспондент
БЕЛТА.
Говоря о развитии юридического образования, первый замминистра юстиции подчеркнула, что необходимо сочетание в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности. «Переход от студента к реальному работнику государственной службы требует определенной адаптации, поэтому в этом направлении мы должны чуть теснее работать, привлекать обучающихся и преподавателей к проведению, например, правового мониторинга, направленного на оценку эффективности норм законодательства, выявлять и анализировать недостатки правового регулирования общественных отношений с тем, чтобы в последующем вносить предложения по совершенствованию нормативных правовых актов. Это как одно из направлений. Наверное, нужно внедрять и какие-то новые учебные дисциплины правового цикла с учетом динамики развития наших общественных отношений. Ведь мы говорим сегодня о новых сферах общественных отношений – это информационные технологии, робототехника, биотехнологии, современные технологии энергетической области, нанотехнологии и ряд других. Практическая потребность в таких специалистах действительно существует. Со своей стороны мы готовы продолжать наше сотрудничество», – сказала Наталья Филиппова.
Она отметила, что в правовом образовании важно сохранить преемственность. «Необходимо передать молодому поколению те основы, тот фундамент, на котором мы строили наше законодательство. Профессия юриста очень многогранная. Выпускники юридического факультета Белорусского государственного университета представлены в разных государственных органах – это и судебная система, и весь правоохранительный блок, это системы Министерства юстиции, а также нотариата и адвокатуры. Мы продолжаем тесное взаимодействие с юридическим факультетом в плане преподавательской деятельности, председательства в ГЭК, чтения факультативных дисциплин, лицензирования курсовых и дипломных работ, участия в проведении профильной олимпиады и ряда других направлений», – проинформировала первый замминистра и пожелала юрфаку БГУ оставаться топовым.
Юридический факультет Белгосуниверситета отмечает 100-летний юбилей. Основан он в 1925 году. Сегодня там обучается около 3 тыс. студентов. В структуру факультета входят 12 кафедр, Центр образовательных инноваций и музей правоведения. На факультете работает 250 преподавателей, среди которых 23 доктора наук, около 140 кандидатов юридических наук. Подготовка специалистов на первой ступени осуществляется по трем специальностям: «правоведение», «экономическое право», «политология». На второй ступени – по специальностям «юриспруденция» и «политология».
По информации
БЕЛТА
(фото Дома прессы)
Матпомощь, скидки на путевки, дополнительный выходной. Профсоюзы о поддержке работающих родителей
Гарантии занятости, материальная поддержка, помощь в отдыхе, оздоровлении и многое другое – и это лишь часть тех бонусов для работников-родителей, которые закрепляются в коллективных договорах по инициативе профсоюзов, сообщили корреспонденту
БЕЛТА в пресс-службе ФПБ.
«Работа профсоюзов в этой части направлена на продвижение среди нанимателей социально значимой практики создания благоприятных условий труда для работников, которые воспитывают детей. И речь здесь идет о дополнительной поддержке, то есть сверх того, что предусмотрено законодательством. Сегодня мы видим, что на многих предприятиях уже успешно применяется такая практика, которая способствует сохранению баланса между профессиональными и семейными обязанностями, – рассказал начальник главного управления социального партнерства и трудовых отношений ФПБ Дмитрий Алексейчик. – По предложениям профсоюзов, например, коллективные договоры включают нормы, предусматривающие материальную поддержку при рождении детей, ко Дню матери и Дню отца, в трудных жизненных ситуациях, подготовке детей к школе, за хорошую успеваемость. На многих предприятиях страны 1 сентября родители могут получить выходной день, чтобы отвести своих детей-первоклассников на торжественную линейку. Оказывается и содействие в удешевлении стоимости путевок в детские лагеря. Все эти меры становятся не просто социальной гарантией, а важным фактором сохранения кадрового потенциала и укрепления трудовых коллективов».
Также профсоюзы способствуют в решении таких важных для семей вопросов, как жилищные. Например, это могут быть льготы и компенсации, связанные с оплатой найма жилья, или оказание помощи при строительстве. Отдельные коллективные договоры организаций содержат нормы по оплате 14-дневного отпуска отцам, который папы могут брать в течение полугода с рождения ребенка. К слову, сегодня межведомственной рабочей группой по внесению изменений в Трудовой кодекс, в которую входят и представители профсоюзов, прорабатывается вопрос о закреплении такой нормы в трудовое законодательство.
Кроме того, профсоюзы активно подключаются и выступают организаторами проведения различных семейных праздников и мероприятий, программ по оздоровлению и полезной занятости детей работников. Все это способствует не только укреплению семейных ценностей, но и создает для каждого работника условия, чтобы гармонично совмещать работу и заботу о семье.
По информации
БЕЛТА