/ / Общественно-политические
07.07.2020

Виктор Чайчиц: «В проекте КоАП удалось избежать избыточности в вопросах ответственности за административные правонарушения»

Мы продолжаем рубрику, в которой белорусские парламентарии – члены Совета Республики и депутаты Палаты представителей – рассуждают на актуальные темы. Сегодня «Парламентская трибуна» предоставляет слово члену Совета Республики, председателю Белорусской республиканской коллегии адвокатов Виктору Чайчицу.

Виктор Чайчиц, председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов

Акцент на профилактику

Задача по обновлению КоАП и ПИКоАП за относительно небольшой период времени была сложной. Раньше к анализу административного кодекса так серьезно не подходили. Благодаря межведомственной экспертной комиссии и лично Заместителю Главы Администрации Президента Ольге Чуприс удалось достичь желаемых результатов. Изменения в нынешний КоАП показали, насколько оперативно можно решать поставленные задачи, в том числе и с помощью привлечения общественности. Ведь к данному кодексу имеют отношение многие граждане. И не потому, что они все злостные нарушители. Допустим, человека привлекли к административной ответственности за незначительное правонарушение: перешел улицу в неположенном месте, не заметил какой-либо знак дорожного движения. И все, вы уже в базе нарушителей. В дальнейшем уже никто особо не разбирается. На биографии гражданина получается своеобразное пятно, связанное с привлечением к административной ответственности. Это могло помешать, например, в продвижении по карьерной лестнице, даже если нарушение было совершено несколько лет назад. Согласитесь, несправедливо, особенно если касается правонарушений несовершеннолетних.

Когда по «административке» привлекают к ответственности молодого человека и ставят на учет, это клеймо, которое может серьезно повлиять на всю его жизнь.

Взыскание должно быть уроком и работать на предупреждение, чтобы несовершеннолетний избегал совершения правонарушений в будущем.

Поэтому очень важно, что в проект КоАП включена новая глава, посвященная административной ответственности несовершеннолетних. Установлен в целом более гуманный по сравнению со взрослыми режим административной ответственности, расширен спектр альтернативных мер воздействия.

Воспитательный момент

Выскажу мнение об административных взысканиях за нарушения норм действующего КоАП. Их много: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишение определенных прав, компенсация и так далее. Но не раз убеждался: для некоторых нарушителей закона заплатить штраф, уж простите, как семечки пощелкать… Хотите знать, как «суточники» отбывают наказание? В основном просто сидят в «кутузке». Со слов некоторых побывавших там граждан, они работают крайне редко: есть потребность забор покрасить или двор подмести, тогда их привлекают. Возникает вопрос: почему они должны просто отсиживать свои 15 суток даже на скудном, но нами оплаченном пайке? На Западе, к примеру, широко используется такое понятие, как общественные работы. Это когда свое нарушение не отлеживаешь в камере, а, скажем, 100 или 200 часов работаешь на благо общества там, где ему это нужно. Очень, мне кажется, эффективно, да и проконтролировать исполнение при нынешних-то технических возможностях ничего не стоит. Ну а к злостным уклонистам можно меры принуждения и пожестче применить.

Безусловно, нельзя всех нарушителей грести под одну гребенку. Но на свободу, как говорится, с чистой совестью. Сами разрушили – сами восстановили. Если ребенок наворотил дел, пускай вместе с родителями и компенсирует недостаток воспитания. Допустим, разрисовал стены подъезда – отмой и перекрась сам либо с родителями. Помахал пьяный кулаками – значит, здоровье позволяет: сходи бесплатно поработай на благо родного города или деревни. Думаю, это будет намного эффективнее.

Поэтому поддерживаю предложение о введении в КоАП нового вида административного взыскания в виде общественных работ, которые являются хорошей альтернативой для штрафа, административного ареста и других видов взысканий.

В проекте предлагается ввести три категории правонарушений: проступок, значительное правонарушение и грубое. Для первой категории предусматриваются незначительные санкции: предупреждение, устное замечание либо штраф до 10 базовых величин. Срок давности привлечения к административной ответственности тоже будет зависеть от категории правонарушения.

Людей очень сильно возмущала несоразмерность штрафов. Практика применения была такая, что практически всегда привлекали к материальной ответственности. И многим это реально било по карману. Причем не факт, что такой метод всегда является эффективным. Наши граждане в большей степени законопослушные. Порой достаточно просто сделать замечание или предупреждение.

Очень важно, что по многим статьям будет убран нижний предел наказания. Это позволяет гибче подходить к каждому делу. Часть статей вообще будет декриминализована. В целом в проекте КоАП удалось избежать и избыточности в вопросах ответственности за административные правонарушения, сделан акцент на их профилактику. Кроме того, будут применяться понижающие коэффициенты к сумме штрафа для стимулирования к своевременной его оплате. Если нарушитель оплачивает штраф сразу же или в течение, например, недели, сумма может быть уменьшена на 25 – 50 процентов.

С учетом всех предложений

Сегодня в мире наблюдается тенденция, которая показывает, как важно получать обратную связь от людей по самым разным вопросам. К примеру, когда у нас обсуждался законопроект «О нормативных правовых актах», то желающих высказать свою позицию было не так много. А вот уже КоАП, когда стали активно запрашивать мнение граждан, показал другую ситуацию.

Кроме того, и в Парламенте активно действовали рабочие группы. Совет Республики является палатой территориального представительства, и многие сенаторы работают непосредственно в регионах, там также обсуждали нововведения. Белорусская республиканская коллегия адвокатов внесла более 100 предложений. С учетом всех поступивших предложений работа продолжается. Возьмем для примера статью административного кодекса о нарушении законодательства об обращении с отходами. Как мне кажется, она действовала весьма однобоко. Для законопослушных субъектов хозяйствования при небольших нарушениях (например, не вовремя оплаченные услуги оператора) могла быть ответственность в двойном размере.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что в целом работа выполнена колоссальная. Новый административный кодекс будет намного качественнее. Главным достижением будущего КоАП станет то обстоятельство, что он создавался за счет объединения усилий всех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной – и при широком общественном обсуждении. Благодаря хорошо налаженной обратной связи с обществом задача по преобразованию административного законодательства успешно выполняется.

Виктор Чайчиц, член Совета Республики Национального собрания, председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов

«СБ. Беларусь сегодня», 7 июля 2020 г.