01.07.2020
Наталья Кочанова выступила на закрытии второй сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. на закрытии второй сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.
Уважаемые члены Совета Республики!
Уважаемые приглашенные!
Завершает работу вторая сессия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.
Прежде всего хотелось бы остановиться на результатах нашей деятельности за истекший период. Это законодательное обеспечение социально-экономического развития, организации региональной политики, работа с обращениями граждан, участие в проведении мероприятий по эпидемиологической безопасности и защите жизни и здоровья населения. Также сегодня необходимо определить круг актуальных задач, которые будут находиться в центре внимания членов Совета Республики в межсессионный период.
Одной из основных задач Совета Республики является участие в разработке и принятии правовых регуляторов общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовных сферах жизни общества.
Текущая сессия по своему характеру была насыщенной и разноплановой.
Совет Республики одобрил 51 законопроект, в том числе 37 о ратификации международных договоров.
Приняты к сведению 3 декрета Президента Республики Беларусь.
Утверждены важнейшие финансовые документы страны - отчеты об исполнении республиканского бюджета и бюджета фонда социальной защиты населения за 2019 год.
Новации в законодательстве по вопросам валютного регулирования и валютного контроля призваны способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата и, как следствие, - дальнейшему укреплению экономического потенциала государства.
Принятие закона об амнистии явилось очередным этапом развития уголовно-правовой политики, основанной на гуманистических началах и конституционных ценностях правового государства.
На защиту прав и свобод граждан и юридических лиц направлены изменения в законы «О нотариате и нотариальной деятельности», «О третейских судах».
Для повышения эффективности оказания медицинской помощи и упрощения процедуры регистрации лекарств, в том числе для лечения редких заболеваний, внесены поправки в закон «О лекарственных средствах».
Большое внимание было уделено и расширению законодательной базы двустороннего сотрудничества как с традиционными партнерами – Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Молдовой, Сербией, Ираном, Кубой, так и с потенциальными – Албанией, Сирией, Уругваем.
Ратифицированы соглашения с Европейским союзом об упрощении выдачи виз, 10 международных договоров «пятерки» ЕАЭС, 5 многосторонних соглашений в рамках ООН, Совета Европы, Всемирной почтовой организации, СНГ.
Уважаемые коллеги!
Как неоднократно подчеркивал глава государства, законы должны отвечать интересам общества, учитывать реальные потребности наших граждан, работать на решение конкретных задач на определенном этапе развития страны.
Именно исходя из этих позиций нам следует продолжить работу над законодательством об административной ответственности. В процессе подготовки проектов Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях парламентариями было внесено в межведомственную экспертную группу более 500 законодательных предложений. Значительная часть из них учтена. В межсессионном периоде нам предстоит завершить работу над этими законопроектами и на осенней сессии рассмотреть ее результаты.
Еще один важный документ, в подготовке которого участвуют члены Совета Республики, – Гражданский кодекс. Его обновленные положения должны концептуально переформатировать целый пласт гражданско-правовых отношений, способствовать появлению новых правовых понятий и категорий, обеспечить эффективное использование объектов интеллектуальной собственности.
В своей деятельности нам необходимо задействовать потенциал научно-консультативного совета, Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, Молодежного парламента, шире использовать весь комплекс направлений работы с населением.
Живое общение с людьми, трудовыми коллективами, личные приемы граждан, прямые телефонные линии – вот где выкристаллизовываются вопросы, которые должны находить отражение в законотворческой деятельности и лечь в основу плана подготовки законопроектов на 2021 год.
Определенные наработки для этого уже имеются. Только за первое полугодие текущего года членами Совета Республики рассмотрено почти 2500 письменных обращений. В регионах проведено более 130 прямых телефонных линий, свыше 300 личных приемов, в ходе которых принято 1100 человек.
Для реализации парламентских полномочий нам необходимо активно использовать средства массовой информации, интернет-ресурсы, социальные сети.
В Совете Республики регулярно проводится анализ выступлений сенаторов в СМИ и сетевых ресурсах.
Ежедневно в среднем размещается 10-15 материалов по итогам парламентской деятельности.
Но, на мой взгляд, этого недостаточно. Это должна быть системная работа, которая обеспечит наше постоянное и активное присутствие на этих коммуникационных площадках.
Уважаемые члены Совета Республики!
Наше заседание проходит в День международного парламентаризма. Поздравляю вас с этим праздником. Уверена, что мы и далее будем вносить весомый вклад в развитие межпарламентского сотрудничества, способствовать решению актуальных проблем современности.
В сессионный период мы впервые приняли участие в брифингах высокого уровня, организованных американскими парламентариями. По поручению Президента Республики Беларусь проведен ряд встреч с руководством Европейского бюро и делегацией Всемирной организации здравоохранения, где обсуждались эффективные пути преодоления пандемии и способы минимизации ее последствий.
Позиция Национального собрания Республики Беларусь была представлена на заседаниях Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности и ее Постоянной комиссии по политическим вопросам и международному сотрудничеству.
Проведены совещание с руководителями рабочих групп – членами Совета Республики, а также встречи по вопросам развития взаимодействия с парламентами США и Канады, Узбекистана, Финляндии, Словакии.
В текущем году предполагается переход полномочий сопредседателя от Азербайджана к Беларуси в Конференции местных и региональных властей стран «Восточного партнерства».
Мы должны использовать эту возможность для активизации сотрудничества с Европейским союзом в сфере местного самоуправления. Это позволит нам объективно представлять информацию о нашей стране, работе органов власти, жизни людей, а также изучать зарубежные опыт и лучшие практики в самоуправлении.
Впереди у нас очень ответственное и важное мероприятие – VII Форум регионов Беларуси и России. Планируется, что он пройдет в Минске с 23 по 25 сентября. Его тема – «Историческое наследие Великой Победы как основа развития социально-экономических и духовных связей народов Беларуси и России». Соответствующая работа по подготовке форума осуществляется в тесном взаимодействии с Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
Необходимо, чтобы это важное мероприятие прошло на высоком организационном уровне и способствовало дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества между нашей страной и Российской Федерации.
Уважаемые члены Совета Республики!
Беларусь стоит на пороге главного политического события - выборы Президента Республики Беларусь.
Электоральная кампания проходит в достаточно непростых условиях.
Говоря о текущем моменте, наш Президент очень точно отметил: воедино сошлись несколько «пандемий» – в здравоохранении, экономике, политике, информационном пространстве.
Поэтому наша задача – донести до людей истинную суть происходящего, не дать расшатать государственные устои, защитить страну, ее суверенитет и независимость.
Кто как не мы должны быть проводником государственной политики. И нам есть что сказать людям. За годы независимости Беларусь состоялась как социально ориентированное государство, в котором обеспечиваются стабильность и безопасность. Укрепляются наши позиции на международной арене. Сегодня как никогда важно сохранить и приумножить достигнутое для будущих поколений, обеспечить мирную, достойную и спокойную жизнь.
Я уверена, что члены Совета Республики в полной мере оправдают то высокое доверие, которое оказано нам главой государства и народом.
Уважаемые коллеги!
Благодарю вас за работу и поздравляю с наступающим праздником – Днем Независимости Республики Беларусь. От всей души желаю вам крепкого здоровья, счастья и благополучия. Пусть в ваших домах всегда царят мир и согласие.
Вторую сессию Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва объявляю закрытой.
По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
От Лаоса до Колумбии: Совет Республики одобрил шесть международных документов
На очередном заседании сессии Совета Республики, которое состоялось 29 октября под руководством Председателя Натальи Кочановой, сенаторы ратифицировали пять соглашений и один протокол к соглашению, которые позволят укрепить сотрудничество с такими странами, как Гвинея-Бисау, Зимбабве, Колумбия, Лаос, Уганда и Турция.
На заседании члены Совета Республики ратифицировали соглашения с Гвинеей-Бисау, Угандой и Зимбабве об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов, с Колумбией – о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания, с Лаосом – об отмене виз для владельцев обычных паспортов.
Теперь владельцы дипломатических, официальных и служебных паспортов Беларуси могут пребывать в Гвинее-Бисау и Зимбабве без визы до 90 дней в год с даты первого въезда. В Уганде также до 90 дней в течение календарного года. Владельцы национальных паспортов Беларуси освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда, пребывания и транзита по территории Колумбии на срок не более 90 дней в календарном году с даты первого въезда. В Лаосе белорусы смогут находиться без визы в течение 30 дней с даты въезда. При этом общая продолжительность пребывания не должна превышать 90 дней в календарном году.
Протокол о внесении изменений в соглашение между Беларусью и Турцией по большей части затронет международных перевозчиков. Так, водители и члены экипажей грузовых автотранспортных средств, автобусов, поездов, воздушных судов гражданской авиации и морских судов освобождаются от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государства другой стороны в течение периода, не превышающего 90 дней в любом из периодов в 180 дней.
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, говоря об одобренных законопроектах, отметила, что это хорошие решения, которые позволят более эффективно выполнять поручения Президента по торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству с другими странами.
Юлия Демешко, «
Рэспубліка», 30 октября 2025 г.
В Палате представителей состоялось совместное заседание палат Национального собрания
29 октября 2025 г. в соответствии со статьей 103 Конституции Республики Беларусь в Палате представителей состоялось совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов Правительства.
Открывая заседание, со вступительным словом выступил Председатель Палаты представителей Сергеенко И.П.
Сегодняшнее заседание палат Национального собрания посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социально-экономической стабильности.
Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта.
Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле у Президента нашей страны.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств, промышленных предприятий Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год.
Сегодня важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся проблем.
Может, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы?
В этом плане отмечу, что только на прошлой сессии мы приняли целый ряд соответствующих законов.
Так, ратифицированы белорусско-российские соглашения:
-
о разработке и организации серийного производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей»;
-
о порядке признания электронной подписи в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии;
-
по вопросам урегулирования торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов;
-
рассмотрено соглашение с Азербайджаном о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров.
Приняты законы об аккредитации в Национальной системе аккредитации, об обеспечении единства измерений, об аудиторской деятельности.
Сейчас ко второму чтению подготавливаются законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», об энергосбережении, к первому чтению – о лизинговой деятельности.
На ближайших сессионных заседаниях будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства. Это важный шаг по созданию единого энергетического пространства двух стран, который ждут наши субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение в Палату представителей законопроектов о промышленной безопасности, о перевозке опасных грузов, о товарных биржах, о лицензировании. Все они должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиванию промышленного потенциала нашей страны.
Но промышленность – это не только товары. Это, прежде всего, люди. Предприятия промсектора предоставляют рабочие места четверти экономически активного населения республики и во многих случаях являются градообразующими организациями в регионах. Поэтому за цифрами нужно видеть проблемы работников: уровень зарплат, квалификацию кадров, причины нежелания трудиться на тех или иных производствах, наличие стимулов для закрепления молодых специалистов на местах и так далее. Все вопросы промышленной сферы следует рассматривать обязательно через призму решения проблем людей.
Далее И.П.Сергеенко передал слово для доклада Заместителю Премьер-министра Каранкевичу В.М., который проинформировал парламентариев об обеспечении устойчивой работы промышленного комплекса в 2025 году.
По данным за 8 месяцев прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг в промышленности выросла в сравнении с аналогичным 2024 года на 6,4 процента, чистая прибыль – на 11,1 процента и достигла почти 7,1 млрд. рублей, рентабельность продаж в промышленности составила 9 процентов.
Вице-премьер отметил, что основная задача в сегодняшних условиях – повышение эффективности работы промышленности и обеспечение ее сбалансированного роста. Для этого определены несколько направлений деятельности, по которым организована системная работа.
Первое – обеспечение роста объемов промышленного производства и выпуск новой востребованной продукции. В реализации 80 проектов по замещению импорта продукции отечественными товарами, интеграционные проекты с Российской Федерацией на общую сумму более 150 млрд. российских рублей. С участием китайских партнеров реализуется порядка 60 проектов на общую сумму заявленных инвестиций около 1,6 млрд. долларов США. Правительством сформирован также перечень критических технологий (товаров), имеющих системное значение для функционирования экономики и решения социально-экономических задач. Большинство разработок перечня уже находятся в стадии реализации.
Второе – создание условий по увеличению поставок промышленной продукции на внутренний рынок. В рамках существующих механизмов поддержки организована работа по обновлению парка техники отечественных предприятий, прежде всего нашим аграрием. Всего в этом году будет поставлено более 9 тысяч единиц техники на общую сумму 2,3 млрд. рублей. Дополнительно Правительством принято решение о поддержке реализации крупногабаритной современной техники, произведенной на территории Республики Беларусь. На эти цели в 2025–2026 годах планируется направить порядка 200 млн. рублей. Продолжается программа кредитования «На родныя тавары». За 9 месяцев Беларусбанком выдано кредитов населению на сумму более 370 млн. рублей для покупки отечественных товаров.
Третье – развитие экспортных поставок. Организована работа по максимальному использованию потенциала стран СНГ. Планируется до конца года нарастить положительную динамику экспортных поставок товаров в страны СНГ за счет выполнения новых контрактов по поставкам в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан сельскохозяйственной и грузовой техники производства МТЗ, Гомсельмаш, МАЗ.
Продолжаем наращивать свое присутствие в странах дальней дуги. Неплохие результаты приносит реализация Программ действий по развитию сотрудничества Республики Беларусь со странами Африки и Латинской Америки на 2024–2026 годы. Так, поставки в Африку растут второй год подряд. Экспорт продукции машиностроения на этот континент вырос на 6,6 процента, в частности в 11,3 раза выросли отгрузки тракторов, в 4,7 раза – грузовых автомобилей. В страны Центральной и Южной Америки приросли в 1,5 раза, Юго-Восточной Азии – в 1,6 раза.
Для выстраивания долгосрочного сотрудничества создаем совместные сборочные производства. В этом году открыты сборочные производства тракторов в Узбекистане и лифтового оборудования в Азербайджане. Прорабатываем вопрос организации сборочных производств техники на территории Алжира, Монголии, Мьянмы, Вьетнама, Ирана.
В Российской Федерации продолжаем развивать мультибрендовые центры. В этом году такие центры открыты в Рязанской и Орловской областях, в Республике Башкортостан и Приморском крае. До конца текущего года планируется открытие еще двух центров в Краснодарском крае и Ростовской области. Всего на конец года в России будет функционировать 11 мультибрендовых центров.
В совокупности перечисленные системные меры в большей степени позволили снивелировать внешние негативные факторы и обеспечить работу промышленных организаций в штатном режиме.
Вице-премьер проинформировал также о важнейших задачах, стоящих перед легкой промышленностью, деревообработкой, нефтехимией и энергетикой и принимаемых мерах по их решению.
По окончании доклада В.М.Каранкевича парламентарии задавали вопросы Заместителю Премьер-министра.
Так, депутат Вегера Р.Н. спросил о том, насколько инфраструктура белорусской энергосистемы готова к увеличению объемов вырабатываемой и потребляемой электроэнергии?
Потом на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики отвечали присутствующие руководители министерств и других государственных органов.
Министру лесного хозяйства Кулику А.А. вопрос задал депутат Ушацкий Д.И. Он поинтересовался, как учитываются интересы граждан при реализации ветровальной низкокачественной древесины в период отопительного сезона?
Депутат Жук О.Н. поинтересовалась у первого заместителя Министра промышленности Конюшко А.В., какова доля белорусских составляющих в отечественном машиностроении и какие перспективы снижения импортных компонентов на предстоящую пятилетку?
Депутат Михеенко А.Н. попросила А.В.Конюшко обратить внимание на необходимость пересмотра ряда решений Правительства, касающихся предоставления преференций отечественным производителям в части ускорения процедуры подтверждения производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь.
Депутат Карась Д.Н. спросил у заместителя Министра энергетики Долгого В.А., что поменяется для населения после внедрения единой информационной платформы Министерства энергетики? И какой экономический эффект прогнозируется?
Депутат Михно А.М. попросил председателя концерна «Беллегпром» Лазаревич Н.А. поделиться своим видением дальнейшего развития легкой промышленности.
Депутат Хлебович Г.Е. обратил внимание Н.А.Лазаревич на несовременный дизайн продукции, выпускаемой АО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», и отметил необходимость привлечения молодых художников и дизайнеров для актуализации дизайна продукции.
Обращаясь к председателю концерна «Беллегпром», депутат Гайдукевич О.С. отметил важность повышения качества обслуживания в магазинах, реализующих товары отечественной легкой промышленности.
Всего депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали в ходе заседания 13 вопросов.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики прошло в Минске
Совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики прошло в Минске, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Это первое в рамках нынешней сессии совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов правительства. Заседание посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Как было отмечено на заседании, глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социальной экономической стабильности. Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта. Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле Президента.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств и промышленных предприятий Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год. Парламентариям важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся вопросов. Возможно, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы.
Обращалось внимание, что сейчас ко второму чтению готовятся законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», по вопросам энергосбережения, к первому – «О лизинговой деятельности». В ближайшее сессионное заседание будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства, что станет важным шагом по созданию единого энергетического пространства двух стран, чего ждут субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение и других важных законопроектов, которые должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиваю промышленного потенциала страны.
По информации
БЕЛТА
Совещание с руководством Совета Министров
Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 октября собрал совещание с руководством Совета Министров.
Формат мероприятия традиционный – подобные встречи с Правительством Глава государства проводит регулярно.
«Перед тем как принимать важнейшие решения или решения, которые вызывают особое звучание в нашем обществе, мы встречаемся с вами для того, чтобы посоветоваться. И для меня важно, принимая решения, получить дополнительную информацию от инициаторов тех или иных вопросов», – отметил Президент.
Одной из тем совещания у Главы государства стало дальнейшее развитие Белорусской железной дороги.
«Бесспорно, железная дорога – важнейшее предприятие не только транспортной отрасли, но и всей нашей страны. Железнодорожным транспортом ежегодно перевозятся десятки миллионов тонн грузов. Это и сырье, импорт, экспортные поставки нашей продукции. Для людей – самый дешевый и безопасный способ передвижения. И хотя пассажирские перевозки – скорее социальное, а не коммерческое направление работы, развивать нужно оба», – сказал Глава государства.
Он констатировал, что из-за санкций, а также ситуации в Украине, где несколько белорусских товарных составов буквально по-пиратски были захвачены и удерживаются, грузопотоки пришлось кардинально трансформировать, искать новую логистику и в целом мобилизоваться. Хоть доходы и просели, но в целом перевозочная деятельность БЖД остается прибыльной.
«Как мне докладывают, финансовое положение предприятия сейчас отягощают высокие расходы по обслуживанию кредитов, привлеченных под инфраструктурные проекты и закупку нового подвижного состава», – отметил Глава государства.
Чтобы стабилизировать ситуацию, подготовлен проект распоряжения о государственной поддержке Белорусской железной дороги.
«На первый взгляд, надо, наверное, помочь. Но давайте разберемся, в какой части мы будем оказывать (если будем) эту помощь. Вообще, в очередной раз публично вас предупреждаю: прекратите ходить сюда за деньгами. Прекратите. Есть трудовые коллективы, есть компетенции. В данном случае есть поезда, автомобили, самолеты, вертолеты и прочее. Летайте и передвигайтесь», – сказал Александр Лукашенко.
«Так давайте разберемся, проблемы действительно обусловлены внешними факторами (которых сегодня нет и быть не может – я вас предупреждал много лет тому назад) или это недоработки и халатное отношение к своим обязанностям руководства отрасли и БЖД? Может, это самые бедные наши люди? Беднее, чем в сельском хозяйстве или в Витебской области? Все говорят: «Нет». Тогда чего вы ко мне пришли?» – спросил Глава государства.
Он отметил, что также нужно понимать, какие меры по решению проблем уже приняты Правительством и какой от этих мер эффект.
«Я, когда говорю о том, что надо железную дорогу поддерживать, я вспоминаю недавние доклады правоохранительных органов. Мы там, по-моему, немало должностных лиц отправили на «посиделки». И они пришли просить деньги из бюджета или какой-то помощи (отсрочки, рассрочки), – заметил Глава государства. – И еще: достаточно ли затянули пояса? Не можете – затягивайте пояса. Начнете «умирать» – тогда приходите, будем думать, что с вами делать».
Александр Лукашенко попросил доложить, все ли просчитано, обеспечат ли предлагаемые меры финансовую стабилизацию и не получится ли так, что через какое – то время вновь придут «с протянутой рукой».
Во время совещания Президент также поставил вопрос о функционировании магистратуры. Он поинтересовался, как обстоят дела с учетом ранее принятых решений.
«Несколько лет тому назад мы на эту тему с вами крупно поговорили и определились: никакого Болонского процесса, у нас нормальное образование», – сказал белорусский лидер.
Глава государства напомнил, что ранее в какое – то время с подачи отдельных деятелей была популярна тема Болонского процесса, чтобы подготовить «специалистов на все руки», на которых будет спрос за пределами страны. «Я помню этот разговор. Вы что, в белорусских университетах будете готовить для зарубежья людей?» – спросил он.
Вместе с тем Александр Лукашенко обратил внимание на то, что в Беларуси учится много иностранцев, которые хотели бы закончить магистратуру. «Хорошо, давайте так и поступим. Они платят деньги за все, за магистратуру. Приходите, обучайтесь в магистратуре в том числе. Сколько хотите лет. Ваши деньги, мы вас обучаем. Поезжайте куда угодно работать», – сказал Президент.
Что касается подготовки в магистратуре отечественных специалистов, напомнил Александр Лукашенко, приняли решение, что магистрантами будут те, кто впоследствии будет заниматься наукой и преподаванием.
«Как обстоят дела сейчас? Хотел бы, чтобы Министр образования здесь четко и однозначно доложил», – сказал Президент.
Еще один из вопросов на совещании Главы государства заключался в том, как выстроена система питания детей в школах с учетом ранее данных поручений.
Александр Лукашенко напомнил, что вопрос наведения порядка в организации питания в учреждениях образования находится на его постоянном контроле. «Я вас неоднократно предупреждал: обворовывать детей, травить их некачественной едой – преступно! И поручил тогда выработать нормальную систему», – сказал он.
«Хотелось бы услышать, что сделано в этом плане», – поставил вопрос Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что порой трудно представить, что, как и кто готовит в школах, хотя чиновники докладывают, что все под контролем. «Да невозможно это проконтролировать», – заметил Президент. Именно поэтому и нужно было выстроить четкую систему в этом вопросе.
Другой важный вопрос в этой сфере – насколько востребовано предлагаемое питание со стороны самих детей. «Отходов половина, – обозначил проблему Глава государства. – Это нормально? Что сделали для того, чтобы этого не было? Как будем кормить детей, чтобы было вкусно, полезно, чтобы пища была не остывшей?»
Александр Лукашенко подчеркнул, что на питание детей в учреждениях образования государство тратит колоссальные деньги. И в свое время он принимал принципиальное решение в этом плане, чтобы сохранить такую возможность.
На обсуждение у Президента были также вынесены предлагаемые меры о поддержке молодежи. Правительство внесло соответствующий проект Указа.
Документ направлен на формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях.
Александр Лукашенко призвал подходить к этому вопросу взвешенно. Он отметил, что помощь молодежи не должна переходить в чрезмерную опеку, ведь средства государству нужны и на другие направления, включая развитие производственной сферы и экономики. Кроме того, в молодом возрасте люди и сами вполне способны работать и зарабатывать, в отличие, например, от людей пожилого возраста, которым в силу объективных причин может быть сложнее.
«Я не к тому, чтобы не помогать молодежи. Молодежь – наше будущее, и ей надо помочь. Давайте конкретно скажем, в чем мы должны помочь молодежи. И поставим на этом точку, – отметил Глава государства. – Мы должны создать условия, чтобы молодежь заработала».
Президент подчеркнул, что любые обещания со стороны государства по поводу поддержки, каких – либо льгот должны быть предварительно просчитаны и обоснованы, подкреплены уверенностью, что имеющихся средств достаточно, чтобы в будущем выполнять взятые на себя обязательства. «Давайте будем исходить из реалий, а не забрасывать сюда: давай льготы, льготы, льготы», – сказал Александр Лукашенко.
Глава государства не раз обращал внимание, что в стране «лишних» денег нет. «И если мы какой – то категории нашего общества оказываем помощь и поддержку, мы должны понимать, что это – за счет тех, кто трудиться, за счет тех, кто работает, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Я хочу, чтобы вы эту философию понимали, внося предложения на мой уровень. Я вам откровенно это сказал. И пусть люди, услышав меня, оценивают это, как считают нужным».
Ситуация сейчас в стране такова, что число работающих составляет около 4 млн человек, и нужно объективно оценивать возможности по обеспечению льгот кому бы то ни было. Иначе есть риски негативных последствий для тех, кто работает. «Скоро эти 4 млн работающих согнутся, на четвереньки станут и будут телепаться. Мы им не сможем зарплату нормальную платить. Кто будет работать? Откуда возьмем деньги?» – обозначил Президент возможный негативный сценарий.
«У нас эти льготы нечем льготировать. А те, кто сегодня работает, вы что, готовы из своей зарплаты половину взять и отдать на льготы кому – то? Не готовы, – добавил Александр Лукашенко. – Давайте возвращаться к реалиям сегодняшнего дня и понимать, чего это (обеспечение льгот и господдержки. – Прим.) стоит».
Президент обратил внимание, что строительство жилья для военнослужащих и многодетных семей входит в число приоритетов для государства и будет в дальнейшем оставаться вопросом номер один. И для поддержки многодетных семей сейчас уже делается немало, включая помощь при строительстве жилья и выплату семейного капитала.
Однако в части строительства жилья Глава государства критически отозвался о местах размещения домов для многодетных. «Мы начали строить жилье в Минске, в удобных местах, стягивая рабочую силу в города. Что мы делаем? – сказал он. – Мы
зачем многодетные семьи стягиваем к Минску? Они должны, как все, жить по всей стране. Равномерное распределение рабочих рук, рабочей силы, как это было в советские времена».
Кроме того, за пределами крупных городов есть возможность строительства не только квартир, а домов с приусадебными участками, где можно что – то выращивать. «Надо копошиться в земле и что – то делать своими руками. Мы про это забыли, начали в Минске, областных центрах строить жилье для многодетных», – заметил Александр Лукашенко.
Президент также подчеркнул, что при оказании помощи подход должен быть адресным, нельзя действовать общим чохом. «Прежде чем обеспечить человека, дом дать или квартиру, вы разберитесь, кому мы с господдержкой даем жилье, что это за многодетные семьи. Разбираться надо в деталях», – обратил внимание Глава государства.
Что характеризует эффективную работу кадров на местах? Наталья Кочанова о подробностях доклада Президенту
Региональное развитие страны во многом зависит от эффективной работы кадров на местах. Об этом журналистам заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова по итогам доклада главе государства, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Один из вопросов, о которых Председатель Совета Республики доложила Президенту, касался кадров. В этой связи журналисты спросили Наталью Кочанову, какие задачи в общей кадровой политике глава государства ставит перед Советом Республики.
По словам Натальи Кочановой, она подробно доложила Президенту о том, как складывается ситуация с кадрами по разным направлениям: «Как осуществляется подбор кадров, как закрепляются молодые специалисты, которые приезжают работать в регионы, как работают руководители, которые занимают ответственные должности – такие как председатель горисполкома, районного исполкома, наши коллеги-депутаты», – подчеркнула Председатель Совета Республики.
Наталья Кочанова отметила, что от работы кадров на местах во многом зависит региональное развитие, которому Президент уделяет большое внимание. «Законы одинаковые и экономические условия одинаковые, ситуация складывается по-разному. Президент подробно расспросил, как работают кадры на местах, какие вопросы в кадровой политике видят члены Совета Республики, насколько эффективно решаются обращения, которые поступают к нам. Это характеризует эффективную работу кадров на местах», – считает Председатель Совета Республики.
Говоря про региональное развитие, Наталья Кочанова отметила: от того, как люди живут в отдельном населенном пункте, зависит дальнейшее благополучие и развитие всей страны. «Александр Григорьевич всегда очень трепетно относится к вопросам регионального развития нашей страны. Эта задача была поставлена и сформулирована Всебелорусским народным собранием, и сейчас, когда мы работаем над программой-2026-2030, мы четко понимаем, что равномерное развитие регионов, региональная политика – это прежде всего», – сказала Председатель Совета Республики.
По информации
БЕЛТА