Все виды электронной цифровой подписи можно будет получить в «одном окне»
Все виды электронной цифровой подписи можно будет получить в «одном окне», сообщили в Национальном центре маркетинга.
«С 3 февраля на базе Национального центра маркетинга начнет работу регистрационный центр Государственной системы управления открытыми ключами (ГосСУОК) проверки электронной цифровой подписи, в котором будет можно получить все виды электронной цифровой подписи в «одном окне», – сообщили в НЦМ.
Если ранее пользователи были вынуждены обращаться за получением атрибутного сертификата для участия в процедурах госзакупок и за расширенной цифровой подписью (сертификат ГосСУОК) в разные организации, то теперь это можно сделать в одном месте. Регистрационный центр ГосСУОК Национального центра маркетинга будет выдавать сертификаты, которые применимы для всех государственных информационных систем страны.
Кроме того, аналогичное комплексное обслуживание организаций будет возможно в регистрационных центрах ГосСУОК на базе филиалов Национального центра маркетинга во всех областных центрах.
По сообщению БЕЛТА
Служба «одно окно» остается востребованной у населения, но будущее – за цифровизацией. Такое мнение высказала Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс во время рабочей поездки в Клецкий и Несвижский районы Минской области, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
Основное внимание было уделено организации работы службы «одно окно» и вопросам дальнейшего совершенствования предоставления административных услуг населению. Ольга Чуприс также ознакомилась с деятельностью нотариальной конторы и юридической консультации Клецкого района, с работой нотариальной конторы в Несвижском районе.
По итогам она пообщалась с журналистами и подчеркнула, что президентская вертикаль регулярно осуществляет выезды в регионы для изучения реального положения дел. «Администрация Президента, проводя выезды в регионы, всегда находит темы, которые являются актуальными на сегодняшний день. И дело в том, что служба «одно окно» и сам принцип работы государственных органов в режиме «одного окна» – это задача, которая была поставлена Главой государства», – сказала спикер.
Ольга Чуприс напомнила, что инициатива по дебюрократизации государственного аппарата была озвучена Президентом еще 20 лет назад. «Граждане не должны испытывать препятствий при осуществлении государственных услуг, они должны получать справки и документы без волокиты – быстро и качественно. Первые, кто реализовал этот принцип, были нотариусы. Уже тогда стало понятно, насколько удобна такая модель: гражданину достаточно было предъявить паспорт, остальное оформлял нотариус», – отметила Замглавы Администрации Президента.
С 2018 года в стране полноценно функционирует организационная форма «одно окно» при исполнительных комитетах. По словам Ольги Чуприс, 15 % административных процедур в среднем осуществляется именно через них, в отдельных регионах этот показатель выше. «Нам важно было понять, насколько востребованы эти службы, нужны ли они гражданам и что с ними делать дальше. Все удовлетворены: службы работают быстро, качественно, удобно и доступно. Люди приходят с детьми – для малышей тоже предусмотрены зоны активности. Все организовано на высоком уровне. Осуществляется работа по принципу экстерриториальности (возможность получить услугу не по месту жительства или регистрации. – Прим. БЕЛТА)», – отметила спикер.
Отдельно Ольга Чуприс затронула тему цифровизации государственных услуг. Уже около 500 административных процедур переведены в онлайн-формат, что составляет порядка 30 %. «Это удобно прежде всего для молодых людей и тех, кто зарегистрирован в системе «Е-Паслуга». В этом году еще около 200 административных процедур будут переведены в режим цифрового взаимодействия», – сказала Ольга Чуприс.
В ходе общения с гражданами и специалистами службы было отмечено, что на данном этапе оснований для сокращения или отмены службы «одно окно» нет – живое общение по-прежнему востребовано. «Люди хотят задавать дополнительные вопросы, общаться с представителями службы. Но, с другой стороны, мы понимаем, что будущее – за цифровыми технологиями. Президент, находясь в Китае, подчеркивал: мы будем двигаться вперед в духе цифровизации и технологизации процессов», – сказала Замглавы Администрации Президента.
Ольга Чуприс также обозначила перспективный формат – проактивные госуслуги, при которых минимизируется участие гражданина в инициировании процедур. «Когда рождается ребенок, родители могут из личного кабинета подать весь необходимый пакет документов – на регистрацию, на очередь в детский сад, на пособие и так далее. При этом посещение учреждений потребуется лишь для получения готовых документов – или их можно будет получить по почте», – добавила она.
Заместитель Главы Администрации Президента отметила, что несмотря на быстрое развитие цифровых решений, существующие службы «одно окно» демонстрируют высокий уровень организации и по-прежнему играют важную роль в жизни граждан.
По информации БЕЛТА
Парламентарии должны максимально эффективно обеспечить реализацию решаемых ОДКБ задач по укреплению безопасности, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на заседании Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности в Бишкеке (Кыргызстан), сообщает БЕЛТА.
«Законодательное обеспечение принимаемых решений – важнейшее направление работы ассамблеи. Именно мы, парламентарии, можем и должны максимально эффективно обеспечить реализацию решаемых ОДКБ задач по укреплению безопасности», – сказал Игорь Сергеенко.
Отдельным пунктом в сегодняшнюю повестку дня включено обсуждение Программы деятельности ассамблеи по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2026–2030 годы, отметил спикер. «На наш взгляд, в ней нашел отражение весь спектр проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности – борьба с терроризмом, вопросы военной и информационной безопасности, электорального суверенитета, сохранения исторической памяти, миротворческая деятельность, борьба с нелегальной миграцией», – подчеркнул он.
«Работа по подготовке модельных законов и рекомендаций должна быть своевременной и носить адаптивный характер. Предлагаемые же законодательные нормы – отвечать актуальным запросам времени и решать насущные проблемы», – дополнил Игорь Сергеенко.
Парламентская делегация Республики Беларусь под руководством председателя Палаты представителей Игоря Сергеенко участвует в выездном заседании Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. На мероприятии основное внимание будет уделено вопросам реализации решений ноябрьской (2024 года) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и мерах, принимаемых по противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности, а также итогам работы по формированию проекта программы деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2026–2030 годы.
В составе парламентской делегации в работе заседания Совета ПА ОДКБ принимают участие заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей, председатель Постоянной комиссии ПА ОДКБ по социально-экономическим и правовым вопросам Руслан Косыгин, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей, член Постоянной комиссии ПА ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству Сергей Рачков.
По информации
БЕЛТА
(фото Палаты представителей)
Какие новые админпроцедуры доступны на портале «Е-Паслуга», рассказали БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
С 12 февраля на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» доступны новые административные процедуры 200.1.3.2 «Выдача справки о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении, месте жительства и составе семьи», 200.1.3.5 «Выдача справки о последнем месте жительства наследодателя и составе его семьи на день смерти» и 200.2.37 «Выдача справки о месте захоронения родственников». Органом-регулятором является Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
Административные процедуры доступны для заказа гражданам со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи, ID-карты или уникального идентификатора).
По информации БЕЛТА
Заявки на продление патентов в Беларуси можно оформлять не выходя из дома. Об этом сообщил заместитель генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности Александр Заяц, подводя итоги работы НЦИС за 2024 год, передает корреспондент БЕЛТА.
Особое внимание в работе центра уделяется теме цифровизации. Национальный центр интеллектуальной собственности теперь получает заявления на осуществление административных процедур через единый портал электронных услуг «Е-Паслуга». В 2024 году на портале стали доступны 34 административные процедуры: 20 процедур в отношении юридических лиц, 14 – в отношении граждан. Александр Заяц объяснил, что пользователи могут не выходя из дома оформлять различные заявки. К ним можно отнести продление и восстановление патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. А также продление срока действия регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и права пользования географическим указанием. «Сегодня те, у кого есть мобильный телефон с функцией NFC, могут через интернет подать заявки буквально за 5 минут. Это большое достижение для нас», – подчеркнул он.
Также на портале представлены административные процедуры по регистрации патентного поверенного, по продлению срока действия данного свидетельства, внесению изменений, исправлений в государственные реестры объектов права промышленной собственности, перечень общеизвестных в Беларуси товарных знаков, Государственный реестр лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности и др. Кроме того, с помощью единого портала можно обратиться за предоставлением выписок из государственных реестров объектов права промышленной собственности, подачей для официального опубликования заявления о предоставлении любому лицу права на использование объекта права промышленной собственности (открытая лицензия).
«Еще один большой проект, реализованный силами нескольких подразделений НЦИС в этом году, – переход к непрерывному опубликованию патентной документации по всем объектам права промышленной собственности. Это разработка принципиально новых форм документов и новые подходы в работе самого подразделения», – добавил заместитель директора.
По информации БЕЛТА
В стране ежемесячно оцифровываются десятки сервисов в самых разных сферах жизни. За время реализации Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы активность госорганов и организаций в цифровом поле существенно возросла. В ходе прямой линии специалисты республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг» рассказали об актуальных способах получения электронных сервисов, о новом способе авторизации на портале «Е-Паслуга» через уникальный идентификатор, а также ответили на вопросы, которые интересуют наших читателей. В мероприятии приняли участие начальник отдела электронной коммерции республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг» Светлана Караневич, заместитель директора по информационным технологиям республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг» Егор Воронов.
Более 400 услуг – через уникальный идентификатор
С появлением большого числа электронных услуг граждане все чаще хотят получать к ним доступ. До недавнего времени на портале «Е-Паслуга» существовало два способа аутентификации. Первый – нестрогая аутентификация через логин и пароль, где можно получить доступ к ограниченному числу сервисов. Второй способ – строгая аутентификация через электронную цифровую подпись (ЭЦП) или ID-карту, который открывает максимальный доступ ко всем возможностям портала.
Однако покупка ЭЦП и получение ID-карты в ряде случаев являются сдерживающим фактором. Это подтвердила и жительница Минска Юлия, которая позвонила на телефон прямой линии. Ее интересовало, возможно ли получать услуги на портале иным способом. Как отметила Светлана Караневич, такой способ появился в октябре 2024 года.
– Для того чтобы этот барьер снять, реализован механизм, который равен строгой аутентификации на портале и называется «уникальный идентификатор», т.е. все те же самые возможности, которые доступны по электронному ключу или ID-карте, доступны и по уникальному идентификатору. Главные отличия – идентификатор можно получить бесплатно в службе «одно окно», но при этом нельзя подписывать им электронные документы, – пояснила специалист.
Светлана Караневич рассказала, что в службу «одно окно» независимо от территориальной принадлежности необходимо прийти с документом, удостоверяющим личность. Сотрудник на месте предактивирует электронный кабинет и сверит данные с регистром населения МВД.
– Уникальный идентификатор – это логин и пароль, который выдается для авторизации на портале. Логин – всегда идентификационный номер из удостоверяющего документа, а паролем будет случайно сгенерированный набор символов. Направляются данные гражданину на телефон в виде СМС. Далее вы переходите на страницу регистрации на портале и входите через уникальный идентификатор. При этом единственной разницей между уникальным идентификатором и другими средствами строгой аутентификации является то, что первым нельзя ничего подписать. Чтобы граждане ориентировались в личном кабинете и понимали, какие сервисы им доступны с уникальным идентификатором, а для каких требуется ЭЦП, все соответственно промаркировано, – уточнила эксперт.
По ее словам, сегодня среди более 680 электронных услуг и процедур на портале «Е-Паслуга» по уникальному идентификатору доступно более 400. Среди них, например, получение справок о размере пенсии, начисленных пособиях, состоянии на учете нуждающихся.
Границы и возможности для иностранцев
Жительница Гродно Светлана во время телефонного звонка поинтересовалась, какие преимущества по времени при пересечении границы юрлицам дает услуга «Электронное предварительное информирование». Светлана Караневич обратила внимание, что есть ряд услуг, которые позволяют передавать Государственному таможенному комитету разного рода электронные документы.
– Среди них электронное предварительное информирование. Услугой пользуются таможенные декларанты и перевозчики. Преимущество заключается в том, что в один момент можно заказать электронное предварительное информирование для большого количества транспорта. Эта информация попадает в таможенные органы, которые анализируют ее, чтобы сократить время прохождения таможенных процедур, – пояснила эксперт.
Она напомнила, что для физлиц через портал оформляется выдача пропусков на право временного пребывания и передвижения в пограничной полосе.
– Вместе с тем завершаются мероприятия по переводу еще одной процедуры для физлиц по выдаче пропуска на посещение зоны отчуждения. Вскоре его можно будет получить онлайн. Обращу внимание, что появилась услуга по дезинфекции транспортных средств. Это обязательная процедура для всех авто, которые въезжают в страну. Для того чтобы ее пройти, нужно получить контрольную марку. Ее также можно заказать через портал «Е-Паслуга», – сообщила Светлана Караневич.
Кроме того, как отметил Егор Воронов, услуги нестрогой аутентификации на портале сегодня уже доступны для граждан всего мира. И среди таковых растет спрос. Чаще всего электронными услугами в Беларуси интересуются граждане России. В 2024 году от них было более 1500 обращений. Из Латвии – более 470, из Израиля – более 130. В списке также Германия, Великобритания, Казахстан, Финляндия, Эстония, Индия, Египет, Венгрия, Нидерланды и ряд других стран.
– В конце 2024 года в Беларуси изменились визовые правила. Вводятся электронные визы для граждан 67 стран. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 16 декабря 2024 г. № 953. Через портал вскоре можно будет заказывать электронные визы. В конце марта это будет введено на нашей площадке. Все механизмы для работы данной услуги уже отладили, – пояснил эксперт.
Он также обратил внимание, что сегодня портал «Е-Паслуга» работает с широким спектром платежных систем и иностранцы спокойно могут приобретать услуги.
– Мы работаем над расширением возможностей получения услуг на нашем портале для иностранцев, но явных барьеров нет уже сейчас, – добавил Егор Воронов.
Итоги прошлого года и что ждать в 2025-м
Светлана Караневич во время прямой линии напомнила, какие электронные услуги появились на портале «Е-Паслуга» в 2024 году.
– В прошлом году на портале появилось 128 новых сервисов. Из них 100 административных процедур и 28 электронных услуг.
Например, в декабре появилась услуга о предоставлении сведений по медсправкам из 24-й поликлиники Минска. То есть водители могут в отношении себя запросить информацию о том, что такая справка им выдавалась. В случае если этой справки нет на руках, ее можно запросить через портал и предъявить, если это будет нужно. Кроме этого, в декабре появилась административная процедура в электронном виде по согласованию маршрута движения автомагазинов в сельской местности, – сообщила эксперт.
Она отметила, что в 2024 году оцифровали и разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Это очень интересно для водителей многих автомобилей со сроком эксплуатации до двух лет, когда не нужно приезжать на линию техосмотра, а можно онлайн заказать эту административную процедуру и получить разрешение в личном кабинете.
Егор Воронов рассказал, что в 2025 году появится ряд новых услуг на портале.
– Например, появится регистрация по месту жительства граждан Беларуси и иностранцев, выдача паспорта застройщика, обмен водительского удостоверения, согласование документации на строительство, регистрация маломерных судов, аккредитация учреждений образования, регистрация рекламных игр, более 60 административных процедур по получению или изменению лицензий на разные виды деятельности. Появится и принятие решения по самовольному строительству, а также выдача разрешения на возведение жилых домов либо капитальных построек на придомовой территории, – пояснил эксперт.
Он отметил, что на портале появятся цифровые услуги по получению разрешения на проектирование, возведение, реконструкцию или реставрацию объектов или их снос, также по получению разрешения на установку зарядных станций для электромобилей. В ближайшее время можно будет получить онлайн-пропуск на пребывание на территории зоны отчуждения, справку о размере пособий по уходу за инвалидами.
– В Министерстве финансов анонсировали появление услуг в сфере страхования. То есть будет переведено в электронный вид большое количество взаимодействий с гражданами и субъектами хозяйствования именно в области страхования, – подчеркнул Егор Воронов.
Проактивные сервисы
Светлана Караневич рассказала и о том, как на портале «Е-Паслуга» в ближайшей перспективе будут развиваться проактивные сервисы.
– Речь идет о том, когда гражданин не обращается специально за нужной информацией, но получает ее от государства в подходящее время. Например, о том, что он достиг пенсионного возраста и ему полагаются соответствующие начисления. Данная информация будет приходить в будущем в личный кабинет. Или с появлением у женщины ребенка ей сообщается о том, что пособие пришло. В 2025 году должны появиться первые 10 проактивных сервисов. Единственная проблема, с которой мы сталкиваемся, – это отсутствие или ненадлежащее качество источников данных для этих проактивных услуг, – отметила эксперт.
Она пояснила, что для большинства жизненных ситуаций, которые сегодня рассматриваются в НЦЭУ для перевода в проактивный формат, нужен ресурс ЗАГСа.
– Он сейчас разрабатывается и будет наполняться. После его появления можно будет существенно продвинуться в этом направлении. Ожидается, что это произойдет в 2025 году, – сказала Светлана Караневич.
Илья Крыжевич, « Рэспубліка», 6 февраля 2025 г.