28.01.2020
Как оформить кредит на квартиру. Что нужно и куда обращаться?
О покупке своего жилья мечтает каждый. Но желание обзавестись собственными квадратными метрами порой так и остается мечтой из-за нехватки накоплений. Рациональное решение в такой ситуации – получить кредит в банке. Он позволит купить квадратные метры сегодня, а выплаты «растянуть» на длительный срок.
Итак, на что можно взять кредит?
Кредит можно взять на приобретение и строительство квартиры, индивидуального жилого дома, незавершенного законсервированного капитального строения на земельном участке, который предназначен для строительства жилого помещения, или жилого помещения на вторичном рынке.
Вы приняли решение взять кредит на покупку квартиры. С чего начать?
Вместе с начальником отдела поддержки и координации сети по кредитованию физических лиц филиала № 400 – Гродненского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк» Натальей Сахаревич мы выясняли, какие условия должны соблюдаться для получения кредита на покупку жилья и кто может получить финансирование на льготных условиях.
Сумма кредита зависит от ваших доходов, претендовать на такой источник финансирования может человек со стабильным, подтвержденным заработком.
Чтобы понимать, на какую сумму вы можете рассчитывать, обращаем внимание на величину процентной ставки и срок предоставления кредита. Процентные ставки за пользование кредитом плавающие и изменяются в зависимости от ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. У каждого банка она своя.
– При строительстве жилых помещений в многоквартирных жилых домах погашение основного долга начинается со следующего месяца после истечения 18 месяцев, следующих за месяцем приемки дома в эксплуатацию, а при покупке квартиры или дома, а также незавершенного законсервированного капитального строения – со следующего месяца после истечения 18 месяцев, следующих за месяцем заключения кредитного договора, – пояснила Наталья Сахаревич.
Возвращаемся к сумме кредита. Объем финансирования зависит от кредитоспособности его получателя. Но, возможно, при расчете суммы кредита в совокупный доход кредитополучателя, могут быть включены доходы поручителей, близких родственников – супруги(а), родителей, совершеннолетних детей, других родственников, иных физических лиц. Кроме того, может учитываться не только заработная плата, но и иные источники дохода, подтвержденные документально.
Сколько вы должны зарабатывать для получения той или иной суммы, или какую сумму кредита вы можете получить при известной сумме дохода, можно рассчитать с помощью «калькулятора кредитов», размещенного на веб-сайтах банка, или обратиться за консультацией к специалистам.
Максимальная сумма кредита покрывает до 90 % стоимости строительства (реконструкции) или покупки жилья. Если кредит предоставляется с использованием субсидии – сумма кредита будет определяться в пределах максимальной нормируемой стоимости жилого помещения, установленной в решениях районных, городских исполнительных и распорядительных органов, местных администраций о предоставлении субсидии и платежеспособности кредитополучателя.
Для получения денег в качестве обеспечения требуется залог приобретаемого жилья или поручительство, а иногда и то, и другое. Вид обеспечения кредита определяется, исходя из суммы кредита, дохода кредитополучателя и поручителей.
Когда все нюансы изучены и выбран оптимальный вариант, можно переходить к оформлению документов. Первый шаг – подача заявки на кредит. Для этого нужны паспорта – собственный, супруги/супруга, если состоите в браке. При необходимости – паспорта поручителей. Кроме этого, потребуется справка о доходах вышеперечисленных лиц.
Перечень документов необходимый для оформления кредита на недвижимость уточняется при посещении учреждения банка, исходя из конкретных потребностей заявителя: договор с застройщиком (если вы берете кредит на строительство) или предварительный договор купли-продажи/договор о намерениях (если покупаете квартиру у физлица на вторичном рынке).
Сумма кредита будет перечислена в сроки, указанные кредитополучателем в заявлении либо на счет застройщика, либо на счет физлица, у которого вы приобретаете квартиру. «На руки» деньги не выдаются.
Кто может претендовать на льготы?
Льготное кредитование жилья является одной из важнейших тем. Оно позволяет построить или купить квадратные метры значительно дешевле.
Перечень категорий граждан, которые имеют право на получение кредита с использованием субсидии на его погашение, определен Указом Президента Республики Беларусь № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве( реконструкции) или приобретении жилых помещений». Это многодетные семьи, молодые семьи, имеющие 2-х несовершеннолетних детей, военнослужащие и иные категории граждан, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение о предоставлении субсидии принимают соответствующие районные, городские исполнительные и распорядительные органы, местные администрации и только после этого у граждан возникает право на получение кредита в банке с господдержкой.
Юлия Тимощук, «Гродзенская праўда», 27 января 2020 г.
Банк развития рассказал о ключевом факторе эффективного финансирования проекта «Региональной инициативы»
Начальник филиала Банка развития в Минске Евгений Губейко рассказал в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что является ключом к успешному проекту «Региональной инициативы».

(фото – БЕЛТА)
Ключевым в получении быстрого и качественного финансирования по «Региональной инициативе» является наличие бизнес-идеи. Однако от бизнес-идеи до качественного документа, который будет использоваться инвестором, заказчиком и банком для принятия решения, необходим полноценный бизнес-план, отметил Евгений Губейко.
«Для крупных предприятий составление бизнес-плана обычно не представляет особых сложностей, но для малого бизнеса – это одна из основных трудностей. Важно, чтобы бизнес-план учитывал все аспекты деятельности: правильно оценивал капитальные затраты, затраты на производство и чистый оборотный капитал, сроки реализации и этапы работы, а также содержал грамотный календарный график реализации», – пояснил он.
Банк развития оказывает помощь в составлении таких бизнес-планов, используя многолетний опыт финансирования инвестиций. В штате банка работают специалисты, которые как анализируют бизнес-планы, так и сами имеют опыт их составления. «В группе Банка развития есть Агентство внешнеэкономической деятельности, которое предоставляет консалтинговые услуги, включая составление бизнес-планов. Эта услуга платная, стоимость определяется индивидуально для каждого проекта. Главное, что составленные таким образом бизнес-планы соответствуют требованиям и подходам Банка развития, обеспечивая высокое качество документации для успешного финансирования проекта», – обратил внимание начальник филиала.
При входе такого пакета документов вероятность того, что он будет рассматриваться быстрее, с меньшим объемом доработок и, соответственно, с меньшими затратами на доработки, если брать внешних разработчиков, значительно выше, подчеркнул он и добавил: взаимодействие с Агентством внешнеэкономической деятельности положительно влияет на возможности оперативного и качественного финансирования.
Услуги агентства довольно популярны. «Большая часть проектов, если говорить о составлении бизнес-планов не силами предприятия, а внешними, обращаются именно в агентство, – сказал Евгений Губейко. – Организация работает не весь срок, что функционирует Банк развития, то есть это молодая организация по сути, но с каждым годом демонстрирует значительный рост качества услуг, а также увеличение объемов заявок и подготовленных бизнес-планов, которые приходят на рассмотрение в банк и к прочим инвесторам».
Помимо бизнес-плана, для промышленных предприятий и проектов ключевыми являются виды строительных работ: монтаж, модернизация, реконструкция или строительство. Часто инициаторы пытаются упростить задачу, не учитывая тонкости законодательства и не оформляя предпроектную документацию, которая необходима для технической модернизации. Без предпроектной документации проект не может полноценно двигаться вперед, и зачастую после первичных попыток упрощения процесс возвращается назад, требуя ее оформления.
Предпроектная документация включает анализ экономических и технических характеристик проекта, его обоснование и план реализации. Она необходима для соблюдения законодательства и успешного прохождения всех согласований. Важно, чтобы инициаторы представляли именно те документы, которые требуются по закону, так как это обязательное условие для продолжения реализации проекта.
По информации
БЕЛТА
Актуальные вопросы практики применения законодательства о госрегистрации недвижимого имущества обсудили в Палате представителей
13 ноября 2025 г. под руководством И.С.Маркевича состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике на тему «Актуальные вопросы практики применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
Участие в заседании приняли представители Министерства юстиции, Государственного комитета по имуществу, Белорусской нотариальной палаты, республиканского унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство», республиканских унитарных предприятий «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» и «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», депутаты Палаты представителей, сотрудники Секретариата Палаты представителей и др.
Предметом обсуждения явились вопросы практики применения Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», основные положения которого вступили в силу с 11 июня 2025 г.).
На заседании была заслушана информация о способах возможного разрешения возникающих на практике у граждан, нотариусов и регистраторов вопросов, необходимости принятия дополнительных законодательных, организационно-технических, управленческих и иных мер, направленных на повышение эффективности действующего регулирования в указанной сфере.
Согласно информации, представленной заинтересованными, между нотариусами и регистраторами налажено очень хорошее взаимодействие, гражданами высказываются положительные отзывы о новом формате оказания услуг, новации оказались весьма востребованными, необходимыми и эффективными.
За достаточно непродолжительный пятимесячный период действия новой редакции Закона по состоянию на ноябрь текущего кода:
-
нотариусами направлено около 86.000 уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества»;
-
по направленным уведомлениям получено более 82.000 свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Вместе с тем, как в любом новом механизме, при его реализации на практике на первоначальном этапе возник ряд вопросов, причем в данном случае в абсолютном большинстве своем организационно-технического характера.
В частности, это вопросы несовпадения в ряде случаев временного режима работы нотариусов и регистраторов, наличия у граждан желания взаимодействовать по поводу оплаты за совершаемую по его заявлению процедуру не только с нотариусом, но и непосредственно с регистратором, наличия запроса на возможность получения гражданином информации о точном времени получения сведений о размере платы за осуществление государственной регистрации и реквизитах для ее внесения, а равно запроса на возможность получения итогового документа о государственной регистрации не только у нотариуса, к которому обратился гражданин за совершением нотариального действия, но и у регистратора.
Участники заседания обсудили вопросы, обменялись мнениями, наметили ориентиры в работе по дальнейшему повышению эффективности регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
России интересен опыт Беларуси по регулированию в сфере риелторской деятельности
В Бресте 13 ноября состоялось заседание объединенной коллегии министерств юстиции Беларуси и России, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
На повестку вынесли 12 вопросов, среди них – и непосредственно связанные с правами и обязанностями граждан двух стран Союзного государства. «Мы обсуждали ряд актуальных вопросов для взаимодействия органов юстиции наших государств. В первую очередь это тематика перечисления денежных средств, взыскиваемых в рамках исполнительного производства на территории Российской Федерации, белорусским гражданам и субъектам хозяйствования, которые являются взыскателями. Также предметом повестки были вопросы цифровизации деятельности органов юстиции, причем в различных сферах, таких как оказание правовой помощи, работа с некоммерческими организациями, работа в сфере нормотворчества», – рассказал Министр юстиции Беларуси Евгений Коваленко.
Он отметил, что российскую сторону заинтересовал прогрессивный опыт Беларуси в сфере цифровизации нормотворческой деятельности, регулирования сферы риелторской деятельности. «Мы, со своей стороны, интересовались рядом перспективных направлений, которые реализуют российские коллеги. В частности, это вопросы внедрения искусственного интеллекта», – добавил Евгений Коваленко.
По его словам, законодательство Беларуси и России имеет много общего. Тем не менее в каждой стране есть свои особенности и подходы к регулированию конкретных отношений. «По ряду вопросов тематика гармонизации, безусловно, представляет интерес. Соответствующая работа ведется. Это и сфера гражданского законодательства, и ряд других направлений, где мы осуществляем тесное взаимодействие и сближаем наши позиции», – подчеркнул Министр юстиции Беларуси.
Министр юстиции России Константин Чуйченко акцентировал внимание на том, что белорусская и российская стороны обсуждают необходимость формирования в будущем общего правового пространства. «Ко всему прочему, наше обсуждение было предметным и интересным. Мы решили обсудить предложение о включении в деловую программу Петербургского международного юридического форума, который пройдет в июне следующего года, вопросы, представляющие взаимный интерес. В целом, мне кажется, что наша работа очень конструктивная», – резюмировал Константин Чуйченко.
Министры юстиции Беларуси и России также посетили мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», где возложили цветы к Вечному огню и почтили память защитников минутой молчания.
По информации
БЕЛТА
Практику по вопросам госрегистрации недвижимости проанализировали в Беларуси. К каким выводам пришли?
Депутаты проанализировали практику применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сообщил журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Иван Маркевич перед расширенным заседанием по данной теме, передает корреспондент
БЕЛТА.

Летом этого года вступили в силу основные положения Закона № 44-З от 5 декабря 2024 г. «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
«Закон очень своевременный и нужный для наших граждан. Мы сегодня проводим аналитическую работу по его правоприменительной практике. Перед этим депутаты отработали в округах, отработали службы «Белгипрозема», Госкомимущества. Закон воспринят нашими людьми, он работает. Есть кое-какие моменты технического порядка. Мы убеждены в том, что на местах надо проводить масштабную учебу с кадрами», – сказал Иван Маркевич.
В ходе расширенного заседания председатель Постоянной комиссии проинформировал, что по состоянию на октябрь нотариусами направлено около 60 тыс. уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества». По направленным уведомлениям получено более 50 тыс. свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
По информации, предоставленной Госкомимуществом и Белорусской нотариальной палатой, между нотариусами и регистраторами налажено хорошее взаимодействие, граждане положительно отзываются о новом формате оказания услуг. Вместе с тем, есть единичные случаи определенных нестыковок. По словам Ивана Маркевича, это временные вопросы, которые будут отработаны.
Участники заседания обсудят имеющиеся вопросы, наметят ориентиры работы по дальнейшему повышению эффективности правового регулирования соответствующей сферы отношений.
По информации
БЕЛТА
Главой государства подписан Указ о совершенствовании порядка продажи сельхозорганизациями жилых помещений
Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 ноября подписал Указ № 392 «О совершенствовании порядка продажи сельскохозяйственными организациями жилых помещений».
Документ направлен на активизацию работы по вовлечению в хозяйственный оборот пустующих незаселенных жилых домов сельскохозяйственных организаций, в том числе построенных с государственной поддержкой.
Сельскохозяйственным организациям – собственникам пустующего жилья при продаже его на аукционе будет разрешено снижать начальную цену жилых помещений при проведении повторных торгов на 50 %, следующих – на 80 % (сейчас каждый последующий аукцион цена снижается на 10 % от начальной).
В случае если аукцион по продаже, проведенный с понижением начальной цены на 80 %, не состоялся, такие жилые помещения можно будет продавать за одну базовую величину.
Конкретный размер понижения начальной цены при проведении повторных аукционов и возможность продажи жилых помещений за одну базовую величину будут устанавливаться с согласия местных исполкомов.
Указ вступает в силу после его официального опубликования.