22.01.2020
Исключить субъективизм и выработать четкие правила квалификации правонарушений – в КГК рассказали, каким видят новый КоАП
Для совершенствования законодательства об административной ответственности создана межведомственная экспертная комиссия. О возможных изменениях и имеющихся проблемах при применении норм Кодекса об административной ответственности (КоАП) и Процессуально-исполнительного кодекса об административной ответственности (ПИКоАП) мы поговорили с членом комиссии, первым заместителем Председателя Комитета государственного контроля Василием Герасимовым.
– Василий Николаевич, верно ли, что Комитет госконтроля уже не первый год уделяет немало внимания превентивному контролю?
– Действительно, в контрольно-надзорной деятельности акценты смещены на использование мер профилактического и предупредительного характера. Это же касается и применения мер административной ответственности. С 2018 года количество вынесенных Комитетом госконтроля постановлений о наложении административных взысканий в отношении проверяемых субъектов и их работников сократилось более чем на 20 процентов.
Мы жестко руководствуемся поручением Президента, которое предписывает контролирующим и надзорным органам исключить случаи необоснованного привлечения субъектов к административной ответственности. Во главу угла ставится принцип врачебной этики «не навреди», и в первую очередь оцениваются последствия для предприятий и организаций от наших возможных санкций.
Эти подходы стимулируют субъектов хозяйствования не совершать впредь нарушений, которые у них были выявлены, или вовсе их избегать.
К июню этого года межведомственная экспертная комиссия должна представить проекты новых КоАП и ПИКоАП для доклада Главе государства.
– В целом в стране ведется большая работа по либерализации законодательства. Тем не менее к вопросам применения административной ответственности претензий остается немало.
– Определенная тенденция к либерализации имеется и в законодательстве об административной ответственности.
За последние годы по отдельным статьям КоАП снижены размеры штрафов и введена возможность применения предупреждения, а конфискация заменена штрафом, исключена административная ответственность субъектов за малозначительные деяния и нарушения, не связанные с причинением существенного вреда. Расширен перечень обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением.
Однако проблемных вопросов остается все же немало. И задача экспертной комиссии состоит в том, чтобы устранить имеющиеся недостатки и навсегда исключить внесение в КоАП и ПИКоАП разрозненных, противоречивых и не подтвержденных правоприменительной практикой изменений и дополнений.
В этом заключается суть проводимой реформы.
– Что необходимо менять в законодательстве об административной ответственности?
– Сегодня построение отдельных норм об ответственности не соответствует задачам и принципам административного процесса.
В определенной мере это касается таких сфер экономической деятельности, как торговля, лицензирование, ведение учета, техническое нормирование и стандартизация, обращение металлов и других.
Например, административная ответственность за расчеты в иностранной валюте без соответствующего разрешения предусмотрена одной статьей КоАП, а административная ответственность за незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства – другой статьей КоАП. По сути одно и то же. Аналогично за реализацию товаров с истекшими сроками годности административная ответственность предусмотрена двумя разными статьями КоАП, как за нарушение правил торговли, так и за нарушение санитарных норм и правил.
Другой пример. Исходя из определения самовольного строительства данное нарушение состоит в строительстве не только без получения необходимых разрешений, но и на самовольно занятом либо используемом не по целевому назначению земельном участке, без проектной документации, а также с существенными нарушениями строительных норм и правил. При этом, наряду с отдельной ответственностью за самовольное строительство, каждое из перечисленных нарушений влечет самостоятельную административную ответственность.
Из-за нечеткости формулировок и неоднозначности толкования отдельных норм КоАП при привлечении нарушителей к административной ответственности зачастую присутствует определенный субъективизм.
Например, есть в КоАП понятие «малозначительность», под которым понимается деяние, причинившее незначительный вред охраняемым правам и интересам. Тем не менее в отношении этого понятия у каждого свое видение.
Имеется понятие «экономический (деловой) риск», который может признаваться обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута и нерискованными действиями, но с меньшим экономическим результатом. Однако на практике к нему также различные подходы.
– Во всех ли случаях применение штрафов адекватно совершенному нарушению? И нужно ли применять только штрафы?
– Сегодня в КоАП определен перечень из 10 видов административных взысканий. Однако система их построения не является идеальной, превалирующим видом является штраф. Даже там, где имеется возможность применения альтернативного наказания, например предупреждения, в подавляющем большинстве контролирующими и надзорными органами применяются штрафные санкции. Закономерно, что ставится вопрос о категоризации административных правонарушений, корректировке перечня видов взысканий и дифференциации их размеров.
В своей работе мы очень взвешенно подходим к применению санкций.
Контролирующие органы не могут допустить того, чтобы своими действиями поставить предприятие на грань выживания.
Но в отдельных случаях установленные КоАП фиксированные штрафы фактически не позволяют учесть данное обстоятельство.
Например, за невыполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания или использования отходов товаров и отходов упаковки установлен штраф в двукратном размере платы за организацию сбора отходов. Фактически же просрочка по внесению платы на один день грозит субъекту значительным штрафом. А ведь за просрочку должна уплачиваться еще и пеня. Адекватно ли наказание совершенному нарушению? Конечно же, нет.
– Зачастую за одно и то же нарушение приходится отвечать и предприятию, и его работнику…
– И это тоже проблема, которая требует решения. Нет четко выработанных критериев виновности, которыми можно было бы руководствоваться на практике. В каждом случае существует множество обстоятельств, указывающих, с одной стороны, на вину юридического лица, с другой – на виновность его работника. При этом на практике приходится сталкиваться со случаями, когда штраф, наложенный на юридическое лицо, взыскивается с привлеченного к административной ответственности по тому же факту работника. По сути, работник наказывается дважды, не говоря о дисциплинарной ответственности.
Сегодня необходимо разграничить, в каких случаях следует привлекать к ответственности должностное лицо, в каких – юридическое лицо, а когда необходимо их одновременное привлечение.
– У вас уже есть видение реформирования законодательства об административной ответственности?
– Необходимо провести инвентаризацию массива действующих норм Особенной части КоАП, что позволит их упорядочить и исключить неактуальные и однородные составы административных правонарушений.
Требуется выработать четкие правила квалификации административных проступков, а также минимизировать наличие оценочных категорий в нормах КоАП.
При этом должна быть возможность дифференциации штрафов, чтобы разграничить их применение за совершение «злостных нарушений» и «случайных ошибок». Важно, чтобы наказание соответствовало тяжести совершенного правонарушения.
– Когда можно ожидать результатов работы экспертной комиссии?
– К июню этого года межведомственная экспертная комиссия должна представить проекты новых КоАП и ПИКоАП для доклада Главе государства.
Егор Александров, «СБ. Беларусь сегодня», 22 января 2020 г.
(фото – Денис Малышиц)
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
«Учтены интересы субъектов и проверяющих». Василий Герасимов об Указе о контрольной (надзорной) деятельности
В Указе «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» учтены интересы субъектов хозяйствования и проверяющих органов. Об этом заявил журналистам Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Последние изменения в законодательство о контрольной деятельности вносились 8 лет назад. Конечно, практика показала определенные шероховатости, которые надо было устранить. С 2020 года количество контрольных мероприятий уменьшилось в два раза. Акцент смещен в сторону профилактики. Но при этом есть жесткое требование Главы государства: все, что касается жизни и здоровья граждан, налогов и других серьезных нарушений, – ответственность должна быть та, которая предусмотрена законом», – сказал Василий Герасимов.
По его словам, мониторинги детально урегулированы новым указом. «Для того, чтобы мониторингами не подменяли проверки, – отметил Председатель КГК. – Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила устанавливал каждый орган, то сейчас такого не будет. Будут единые правила. При этом мы должны понимать, что мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96 % всех контрольных мероприятий. То есть этот пласт сейчас будет урегулирован. Есть и другие изменения. Например, сроки для устранения нарушений должны быть адекватные. К сожалению, были случаи, когда давали на устранение нарушений, где объективно требуется несколько недель, к примеру, два дня. Есть масса других технических правок, которые внесены Указом в контрольную деятельность».
«Это сбалансированный документ. Он готовился не только контролирующими (надзорными) органами, но в том числе учитывалось мнение субъектов хозяйствования. Поэтому то, что изменяется в плане мониторингов, мероприятий технического характера, для субъектов, конечно, лучше с точки зрения защиты их интересов. Но есть вещи, которые ужесточают требования. Ранее был мораторий на проверки субъектов в течение двух лет после образования предприятия. Сейчас, например, что касается ценообразования, если мы видим, что субъект систематически нарушает, то такие проверки будут возможны. Поэтому в данном случае учтены интересы всех», – резюмировал Василий Герасимов.
По информации
БЕЛТА
Практический и оперативный характер. Какие положения Кодекса об образовании вступят в силу с 1 сентября
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. При корректировке в первую очередь учитывалась правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования. О положениях закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич.
Какие изменения затронут непосредственно школы
«Исходя из практики правоприменения расширяются возможности организации бесплатного подвоза детей. Например, ранее существовали небольшие формальные проблемы, когда, скажем, подвоз не мог производиться в рамках одного населенного пункта (а это чувствительный вопрос для больших агрогородков). Также подвоз теперь может быть организован в шестой школьный день, причем не только в школу, но и, например, на экскурсии и другие культмассовые мероприятия», – рассказал Сергей Клишевич.
Родителям нужно знать, что теперь законодательно исключается возможность дистанционного обучения в других странах при получении общего среднего образования на территории Республики Беларусь. «В нашей школе совместно с освоением содержания учебных программ проводится воспитательная работа, в основу которой заложена идеологическая и патриотическая составляющая, традиции и культура белорусского государства. Поэтому для обучающихся на территории Беларуси обязательны для изучения такие учебные предметы, как «История Беларуси», «Белорусский язык», «Белорусская литература», раздел «География. Беларусь» – дистанционные школы в других государствах не преподают такие предметы, – отметил депутат. – В кодексе закреплено также требование о ношении учащимися школ одежды делового стиля, хотя, заметим, это не новация, а закрепление уже сложившейся практики».
Ряд новых позиций касается также централизованного экзамена. «По обращениям родителей введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Это дети с серьезными заболеваниями, которые обучаются на дому и которые, возможно, не планируют получение высшего образования – для них это право, а не обязанность. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов, – пояснил парламентарий. – Еще одно изменение касается тех, кто получил на ЦЭ ноль баллов. Они смогут пересдать экзамен в августе, потому что сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдается только справка об обучении, а для получения аттестата приходится ждать год и сдавать аттестацию в порядке экстерната. Такая же норма о пересдаче в резервные дни или иные сроки коснется тех, кто не явился на ЦЭ по уважительным причинам».
Кто может получить статус «бизнес-школа»
«В Кодекс об образовании были включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Теперь Министерство экономики по согласованию с Министерством образования сможет предоставлять статус бизнес-школ учреждениям высшего образования (ранее такой статус могли получать только коммерческие организации). Норма касается учреждений высшего и дополнительного образования взрослых и их структурных подразделений в том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. Это и есть ключевой критерий отнесения к категории бизнес-школ. На практике такие структуры занимаются корпоративным обучением и бизнес-консалтингом, помогают решать бизнес-задачи и развивать бизнес. Таким образом государственные учреждения входят в ту нишу рынка консалтинга, где ранее был представлен в основном частник, что увеличит конкуренцию и повысит качество услуги в этой сфере», – уточнил Сергей Клишевич.
Как планируется реализовать программу подготовки водителей в сельских школах
«Норма существовала и ранее. Новшество изменений кодекса заключается в том, что теперь ее действие распространяется на учреждения общего среднего и специального образования всех поселков городского типа республики. В данных населенных пунктах особенно актуальна для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Эта норма будет расширять возможности для развития молодых людей, а также способствовать обеспечению их полезной занятости, – рассказал депутат. – С этой целью в кодекс внесены дополнения по предоставлению возможности освоения учащимися 10–11-х классов специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, иных учреждений общего среднего и специального образования, расположенных в городском поселке, сельском населенном пункте, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин».
По его словам, учреждение общего среднего образования, расположенное в городском поселке, сельском населенном пункте, специализированный лицей, суворовское военное училище и кадетское училище наряду с программами общего среднего образования могут также реализовывать образовательную программу подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин. «Данная норма обусловлена принципом равенства в образовании независимо от типа учреждения общего среднего образования. Эта программа может быть реализована в республиканском государственно-общественном объединении «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь, – пояснил парламентарий. – При реализации образовательных программ общего среднего образования по запросам законных представителей учащихся учреждения образования сверх учебных часов, предусмотренных учебным планом учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, могут проводить стимулирующие занятия на платной основе на основании договора о возмездном оказании услуг».
Распределение и перераспределение выпускников. Новации, социальные гарантии для молодых специалистов
«Кодексом предусматривается обязательность согласования учреждениями образования распределения, перераспределения выпускников с организациями – заказчиками кадров, исполнительными комитетами, отдельными отраслевыми министерствами, что направлено на совершенствование подходов к трудоустройству выпускников, закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Для этого Правительству предоставляются полномочия на определение иных, помимо предусмотренных в кодексе, случаев, осуществление перераспределения, перенаправления выпускников, молодых специалистов и рабочих. Например, перераспределение на службу в силовые структуры, – подчеркнул Сергей Клишевич. – Также меняются условия, при которых определенные периоды засчитываются в срок обязательной работы по распределению (перераспределению). Так, периоды военной, альтернативной службы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет могут быть засчитаны в срок обязательной работы по распределению, если они будут приходиться на время отдыха, предоставляемого выпускникам, или обязательной работы по распределению».
Также предусматривается, что при трудоустройстве выпускник в течение срока обязательной работы обязан предъявить, а наниматель обязан потребовать свидетельство о направлении на работу, или справку о самостоятельном трудоустройстве, или вступившее в законную силу решение суда о взыскании средств, затраченных государством на подготовку специалиста. «Норма вводится в связи с тем, что законодательством выдача справки предусмотрена, а обязанность или право нанимателя ее потребовать не закреплена соответствующими нормами, что в ряде случаев приводит к тому, что выпускники не прибывают к месту распределения», – отметил депутат.
«Среди новаций – норма о том, что молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, теперь предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата (ранее срок был 5 дней). Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили, – рассказал Сергей Клишевич. – Что касается территориальных вопросов, то, как и ранее, действует норма о том, что если первое рабочее место, куда направлен по распределению молодой специалист, расположено в населенном пункте, который не является местом жительства выпускника вуза и предполагает переезд в другой город, то молодому специалисту положено единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки. Расходы за аренду жилья не являются обязательными к возмещению. Если наниматель принимает такое решение, то самостоятельно определяет их размер, а также порядок и условия компенсации».
В кодексе устраняется пробел в регулировании вопросов, связанных с трудоустройством лиц, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке в случае ликвидации организации – заказчика кадров. Предусматривается, что от возмещения затраченных государством средств в этом случае выпускники освобождаются при невозможности предоставления им нового места работы путем перенаправления на работу.
Закон также уточняет ответственность заказчиков кадров. «В целях усиления ответственности заказчиков целевой подготовки предусматривается обязанность организации – заказчика кадров возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием. В настоящее время такая обязанность предусмотрена только соответствующим договором целевой подготовки», – пояснил парламентарий.
Появилась возможность предоставления грантов иностранным гражданам. «Кодексом предусматривается грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за рубежом, по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования, что направлено на продвижение интересов Республики Беларусь, – отметил депутат. – Ранее проблема была в том, что одним из основных условий предоставления грантов на обучение является знание русского языка. Что практически невозможно обеспечить в перспективных с точки зрения политического и торгово-экономического сотрудничества странах Африки, Латинской Америки и Азии. Небольшая распространенность русского языка в указанных регионах является сдерживающим фактором и существенно снижает привлекательность нашего образования. При этом само изменение не повлечет увеличения бюджетных расходов, поскольку будет осуществляться в рамках 100 ежегодно выделяемых грантов, предусмотренных Указом Главы государства от 12 июня 2018 г. № 232 «О грантах на обучение».
Приемные родители и родители-воспитатели теперь приравниваются к педагогическим работникам. Почему им дан такой статус
«Действительно, с 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели официально получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для данных категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области республики таких родителей несколько сотен. Это решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки», – дополнил Сергей Клишевич.
По информации
БЕЛТА
В Кодекс об образовании внесены коррективы. Что изменится с 1 сентября?
Очередной учебный год на финишной прямой – ответственная пора для выпускников школ и вузов, сулящая одним выбор будущей профессии, а другим – непосредственное вхождение в нее на первом рабочем месте. И что важно – менять коней на переправе не придется, все четко расписано и регламентировано. Как и требует Президент: в сфере образования не должно быть постоянных метаний, экспериментов ради эксперимента. Наоборот, дана установка на то, чтобы все было четко, прозрачно, понятно – и учителям, и детям, и родителям. Тем не менее, не отказываясь от выверенных традиций и наработок, она должна чутко и оперативно реагировать на запросы времени, находясь в авангарде всего нового и прогрессивного. Вот и с 1 сентября начнут действовать коррективы, внесенные в Кодекс об образовании.
Необходимая дошлифовка
В январе этого года скорректировали Кодекс об образовании. Новшества коснулись школ, военизированных учебных заведений, распределения выпускников и социальной поддержки молодых специалистов. Подробнее об этом рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:
– По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. Законодателем и Министерством образования учитывалась в первую очередь правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной политики в сфере образования, повышение его качества, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования.
Одной из самых обсуждаемых новаций стало возвращение в сельские школы программы по обучению вождению. Раньше в учебно-производственных комбинатах (УПК) подростки проходили в том числе и подобную подготовку. Прежний подход вернут, но с расширенным охватом и более четкими юридическими рамками, уточняет Сергей Клишевич:
– Одна из новых норм – обучение вождению ребят из военизированных учебных заведений (специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ) и старшеклассников 10–11-х классов сельских школ. В таких населенных пунктах особенно актуальны для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Это расширит возможности для развития ребят, а также поспособствует обеспечению их полезной занятости. Обучением вождению займется ДОСААФ при условии, что будет запрос на это со стороны родителей и самих учащихся.
Еще одно изменение – упрощение организации подвоза школьников. Раньше, например, возникали сложности даже при необходимости доставить детей в пределах одного населенного пункта. Теперь таких преград не будет. И что важно, подвоз возможен не только на уроки, но и на мероприятия в шестой школьный день: экскурсии, спортивные турниры.
Закон запрещает дистанционное обучение в других странах при получении общего среднего образования на территории нашего государства. Белорусская школа – это не только про знания, но и про воспитание.
О ЦЭ и итоговой аттестации
В итоговой аттестации тоже произошли важные изменения. Например, дети с инвалидностью или серьезными заболеваниями, обучающиеся на дому, теперь могут быть освобождены от централизованного экзамена (ЦЭ). Причем не только в 9-м классе, как прежде, но и в 11-м – по медицинским показаниям.
А вот те, кто на экзамене получил 0 баллов, теперь смогут пересдать его в августе.
– Раньше в такой ситуации человек не получал даже аттестат – только справку. И должен был ждать год, чтобы пройти аттестацию экстерном, – напоминает парламентарий. – Также, если школьник не пришел на ЦЭ по уважительной причине, он тоже сможет пересдать экзамен в резервный день.
Распределение: новый порядок и больше гарантий
Выпускники вузов и колледжей, проходящие обязательное распределение, будут должны предъявлять нанимателю документы о направлении на работу. Раньше это не было закреплено юридически, и некоторые выпускники «терялись» по пути к месту работы.
Если же место распределения находится в другом городе, выпускник получит единовременное пособие в размере месячной ставки. Расходы на жилье компенсируются, если работодатель примет такое решение.
Важный момент: теперь в срок обязательной отработки может засчитываться и время отпуска по уходу за ребенком, и служба в армии, если они совпадают с периодом работы.
Если же организация – заказчик кадров ликвидирована, выпускник-целевик освобождается от обязательств и направляется к другому работодателю. А если заказчик сам нарушает условия целевого договора, то именно он возмещает государству средства, потраченные на подготовку специалиста.
НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ
Для 9-классников и 11-классников занятия в школах в этом году заканчиваются 23 мая, последний звонок прозвенит 24 мая. Остальные дети будут учиться до конца месяца.
Выпускные экзамены для 9-х классов начнутся с 2 июня и продлятся по 13 июня. Ребятам необходимо написать два изложения по русскому и белорусскому языкам, контрольную работу по математике и выдержать устный экзамен по истории Беларуси. Что касается 11-классников, для них итоговые испытания проводятся в виде ЦЭ. 26 мая ребята напишут тест по предмету на выбор, а 29 мая – по языку (русскому или белорусскому).
ФАКТ
С 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для таких категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области нашей страны таких родителей несколько сотен. Данное решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки.
С 1 СЕНТЯБРЯ – ИЗМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ РАСПИСАНИИ
С началом нового учебного года вступают в силу обновления в типовом учебном плане учреждений общего среднего образования. Нововведения касаются как содержания предметов, так и общего подхода к организации учебного процесса.
1. История Беларуси в мировом контексте
Для учащихся X–XI классов вводится новый учебный предмет – «История Беларуси в контексте всемирной истории». Цель – сформировать у школьников целостное понимание исторических процессов и научить критически оценивать события.
2. Три урока физкультуры в неделю
Количество уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» увеличивается с двух до трех. Это сделано для повышения двигательной активности и укрепления здоровья учащихся. Учебная программа по предмету тоже будет скорректирована.
3. Учебно-полевые сборы для всех 10-классников
Если раньше 10-дневные сборы были только у кадет и суворовцев, то с 2026 года они станут обязательными для всех учащихся 10-х классов. Сборы пройдут с 26 мая по 5 июня – сразу после окончания учебного года.
4. Больше предметов для обучающихся на дому
В рамках развития инклюзивного образования и по просьбам родителей детям, обучающимся на дому, добавляются часы для изучения следующих предметов: «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство» и «Черчение».
Александра Янкович, «
Народная газета», 24 мая 2025 г.
В Беларуси приступили к подготовке проекта Экологического кодекса
Состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке проекта Экологического кодекса Беларуси, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В состав рабочей группы вошли представители различных государственных органов и организаций. Также во встрече принимали участие члены общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства при Минприроды, председатели областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, руководители подчиненных Минприроды организаций.
«Основной целью принятия Экологического кодекса является необходимость сгруппировать в один системообразующий акт законодательные акты, регулирующие отношения в этой области, и обеспечить системное правовое регулирование экологических отношений», – отметили в пресс-службе.
На заседании высказывались конструктивные предложения, которые будут учтены в проекте.
Как отметили в Минприроды, сегодня вопросы, связанные с охраной окружающей среды, регулируются множественностью актов законодательства – это законы, указы Президента, Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», постановления Совета Министров, ведомственные постановления, ТКП, экологические нормы и правила, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы.
Представленный к рассмотрению документ подготовлен в соответствии с подходами, которые определены в концепции проекта Экологического кодекса, одобренной в 2024 году Главой государства. Он включает в целом те правовые институты и механизмы, которые сегодня заложены в законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя», «Об обращении с отходами», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране и использовании торфяников», «О гидрометеорологической деятельности».
В отношении охраны компонентов природной среды (земель, недр, лесов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира) в Экологический кодекс включены отдельные положения Кодекса о земле, Кодекса о недрах, Лесного кодекса, Водного кодекса, законов «О растительном мире» и «О животном мире».
«Принятие Экологического кодекса позволит консолидировать законодательство в области охраны окружающей среды и скорректировать имеющиеся в законах несогласованности, устранить дублирование и множественность норм по одним и тем же вопросам», – добавили в ведомстве.
По информации
БЕЛТА