Какая недвижимость, где и за сколько продана: Национальное кадастровое агентство запустило в тестовом режиме новую версию Реестра цен
Реестр цен – это государственный информационный ресурс с информацией обо всех зарегистрированных сделках купли-продажи с объектами недвижимости в Республике Беларусь. На данный момент в нем содержится более 2 млн сделок купли-продажи.
У ресурса изменился не только интерфейс, но и был расширен его функционал, появилась информация о сделках.
В Личном кабинете пользователя, который появился в новой версии реестра, отображается полная информация о нем, балансе пользователя и количестве доступных строк.
Претерпел изменения состав информации о сделке купли-продажи. Теперь, если сделка заключена с помещением, то дополнительно выводится информация о капитальном строении и земельном участке (при их наличии).
Еще одним полезным новшеством является система маркировки сделок. Теперь сделки проходят проверку на соответствие определенным требованиям. Это значит, что каждой сделке будет проставлен маркер, который обращает внимание пользователя на те или иные особенности заключенных сделок или объектов недвижимости (например, сделка заключена по оценочной или остаточной стоимости, продавцом являлось государство или банк, был объект продан с аукциона или нет и т.п.).
В случае продажи объектов в комплексе (когда в рамках одной сделки было продано более 1 объекта недвижимости) пользователь будет видеть информацию обо всех объектах из комплекса. Например, если продается застроенный земельный участок, то пользователь увидит информацию как о земельном участке, так и о капитальном строении.
Приятным бонусом является то, что списание строк происходит по количеству сделок, а не по количеству объектов. Если в рамках одной сделки было продано три объекта, пользователь увидит информацию по трем объектам, а спишется лишь одна запись. Ведь ценна информация по всей сделке, а не по отдельным объектам.
В целях оперативного решения возникающих проблем с продуктом и его использованием, а также для приема, обработки и первоначального анализа типовых вопросов пользователей, организована линия технической поддержки.
Новый реестр цен, а также подробная информация об изменениях в нем, доступны по ссылке: https://test-pr.nca.by/.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь
С января 2026 года в промышленную эксплуатацию планируют запустить Централизованную информационную систему здравоохранения. Она создается по распоряжению Главы государства. Программное обеспечение должно объединить все организации здравоохранения – от ФАПов до РНПЦ – в единую информационно-коммуникационную инфраструктуру. Это значительно облегчит обмен информацией. Какие сервисы и услуги получат граждане и как изменится парадигма взаимодействия пациентов и системы здравоохранения, рассказали журналистам эксперты, принимавшие участие в создании этого амбициозного проекта, сообщает БЕЛТА.
По словам заведующего сектором программно-информационного обеспечения Министерства здравоохранения Виктора Сидоренко, сама идея появилась в 2016 году. Ее реализовывали сначала по линии Всемирного банка в рамках соответствующего займа, однако затем банк приостановил проект по независящим от Беларуси обстоятельствам. Благодаря решениям Главы государства и поддержке Правительства проекту было дано новое дыхание и поставлена конкретная задача – сделать программное обеспечение в составе 10 подсистем.
Что включает система
Одной из важнейших будет подсистема интегрированной электронной медицинской карты пациента. Ее цель – формирование одной электронной истории болезни в отношении одного гражданина. Тем самым планируется уйти от ситуации, когда у пациента может быть несколько медкарт в разных организациях здравоохранения, куда он когда-либо обращался. После введения системы появится единая карта, доступная организациям здравоохранения по определенным правилам и с учетом всех требований безопасности.
Медицинский работник получит возможность знакомиться с информацией независимо от проживания пациента и локации практической деятельности самого медицинского работника.
Немаловажный компонент – личный электронный кабинет пациента, с помощью которого гражданин либо законный представитель гражданина может общаться с организацией здравоохранения. На данном этапе будут реализованы такие базовые функции, как запись на прием к врачу, просмотр результатов лабораторных исследований, результатов посещений организаций здравоохранения в целом, возможность просмотра выписанных электронных рецептов и др.
«Безусловно, это не исчерпывающий перечень. Мы будем учитывать пожелания наших граждан по дальнейшему развитию и открытию тех или иных сервисов», – отметил Виктор Сидоренко.
Создается также единая система, которая объединит результаты всех лабораторных исследований граждан. Концепция подразумевает учет анализов вне зависимости от места их сдачи: в частном или государственном секторе. Результаты будут доступны для просмотра лечащему врачу в любом учреждении здравоохранения. По аналогии создается единый архив медицинских изображений. По сути, это хранилище КТ, МРТ-снимков и других результатов диагностических исследований на цифровом оборудовании, которое сейчас активно внедряется в организации здравоохранения.
Немаловажный аспект – создание подсистемы управления очередями пациентов. Благодаря этому Министерство здравоохранения, главные управления по здравоохранению облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома смогут мониторить злободневные вопросы очередности пациентов на эндопротезирование, хирургические вмешательства и др.
По сути, централизованная платформа позволит создать единое медицинское информационное пространство. В целом должна измениться парадигма взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Отказ от бумажных форм, использование личного кабинета пациента и др. – все это в перспективе упростит формат взаимодействия, а также повысит качество и доступность медпомощи.
Сейчас информационная система находится в стадии опытной эксплуатации, которая продлится до конца ноября этого года. В декабре будет проходить стадия приемочных испытаний. На данный момент к системе подключены 60 организаций разного уровня (от центральных районных больниц до РНПЦ), которые входят в пилотную зону. «В ходе опытной эксплуатации будет решен ряд задач и сделан самый главный вывод: готова или нет система для ввода в промышленную эксплуатацию с января 2026 года», – сказал Виктор Сидоренко.
Критически важная система государства
Участие в создании Централизованной информационной системы здравоохранения принимает не только Министерство здравоохранения. Это общегосударственная задача. Генеральным подрядчиком по разработке программного обеспечения и мозговым центром процесса выступает Агентство цифровой трансформации. Созданием защищенных каналов электросвязи занимается РУП «Белтелеком». Это важное звено, которое, как кровеносная система, организовывает связь больниц с центром обработки данных. Сердце, или пламенный мотор, – ООО «Белорусские облачные технологии».
Система создается исключительно силами белорусских разработчиков, без привлечения внешних ресурсов. Итоговый продукт будет исключительно белорусским, подчеркнул первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации Сергей Руднев. Благодаря этому, по его словам, систему можно будет развивать так, как это удобно в Беларуси, ни под кого не подстраиваясь и выстраивая именно те процессы, которые определяет регулятор – Министерство здравоохранения. На проекте постоянно задействовано около 90 разработчиков. Периодически подключаются дополнительные команды в зависимости от поставленных задач.
«Разработка подобной системы – это не просто выполнение технического задания. По сути, это трансформация целой отрасли, – отметил Сергей Руднев. – Дело в том, что программное обеспечение дает ряд вызовов. Регулятор понимает это и слышит, своевременно корректируя нормативно-правовую основу функционирования системы здравоохранения».
Первый заместитель генерального директора агентства подчеркнул, что эта система будет одной из наиболее критически важных систем государства, она должна работать в режиме 24/7. Ежесуточно к ней будут обращаться и пациенты, и врачи. В перспективе она станет основным инструментом в сфере здравоохранения.
Какие возможности получат пациенты уже в 2026 году
Отдельные сервисы будут появляться постепенно. Но уже на протяжении 2026 года, как отметил Сергей Руднев, человек получит доступ в свой личный кабинет, сможет посмотреть результаты исследований, историю обращений к его медицинской карте. Если какой-либо врач обращался к информации, пациент будет понимать, когда это произошло. Кроме того, человек сможет записаться на прием к врачу, диспансеризацию, увидеть свой листок нетрудоспособности.
Следующий год станет поворотным не только для отрасли здравоохранения. В 2026 году должна произойти трансформация листков нетрудоспособности, в результате появится возможность работать с электронными больничными. Это важно не только для пациента, но и для нанимателя. Плюсов такого нововведения немало: прозрачность, своевременность предоставления информации и снижение нагрузки на граждан и бизнес.
«Таким образом, будет создана экосистема взаимодействия пациента и врача, врача и пациента. У регулятора появится ряд аналитических инструментов, благодаря которым, исходя из статистики, складывающейся на платформе, можно будет принимать те или иные управленческие решения, – отметил Сергей Руднев. – По сути, в одном ядре, в одном месте будет аккумулирована вся информация о пациентах Беларуси, что позволит динамично реагировать на определенные ситуации».
С 1 января 2026 г. платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Однако полномасштабное функционирование системы невозможно обеспечить сразу и единомоментно, обратил внимание первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации. С одной стороны, платформа должна насытиться данными. С другой стороны, и врачи, и общество должны пройти планомерный процесс вовлечения в использование этой платформы.
«Приблизительно, по моим оценкам, до конца следующего года экосистема должна заработать в том объеме, в котором она создана и реализована», – сказал Сергей Руднев.
Вместе с тем платформа не может остановиться в своем развитии. Уже в рамках реализации текущей версии составлен достаточно большой бэклог, или перечень новых модулей и подсистем. Их намерены реализовать в следующей пятилетке.
Амбициозный проект и вызов для всех участников
Цифровизация уже во многом проникла в систему здравоохранения, электронное здравоохранение в той или иной степени присутствует. Однако дальнейшее развитие, конечно же, необходимо. Централизованная информационная система здравоохранения должна стать основой для построения целостной экосистемы здравоохранения. Ее создание позволит бесшовно, гладко наладить обмен медицинской информацией как внутри системы, так и с другими государственными органами, пояснил директор РНПЦ медицинских технологий Алексей Щербинский.
«Что мы получим? Мы получим в первую очередь комфорт, более высокое качество, доступность и скорость медицинских услуг именно за счет цифровой трансформации имеющихся бизнес-процессов», – сказал он.
Создание такого продукта, как Централизованная информационная система здравоохранения, – это амбициозный масштабный проект, который является вызовом для всех участников, не только непосредственных разработчиков, IT-специалистов.
«Это вызов для системы здравоохранения: руководители учреждений здравоохранения проделывают огромную работу, связанную с внедрением централизованной информационной системы на своих базах. Также это вызов для медиков. Большое медицинское экспертное сообщество определяет не только базовые потребности, но и детализацию бизнес-процессов, которая крайне важна в их повседневной работе», – отметил Алексей Щербинский.
Директор РНПЦ обратил внимание, что в системе здравоохранения ежегодно совершается более 2,5 млн вызовов скорой медицинской помощи, столько же госпитализаций, более 100 млн посещений поликлиник. Все эти процессы требуют регулярной аналитики и управленческих решений.
«Большое количество бизнес-процессов, большое количество данных требует своевременного, оперативного принятия управленческих решений на основе первичных данных, которые и будет содержать Централизованная информационная система здравоохранения. На основе оперативных управленческих решений возможно формировать правильный и современный тренд стратегических решений, который и будет возможен на основании той описательной аналитики, которую будет представлять Централизованная информационная система здравоохранения», – заметил он.
Алексей Щербинский добавил, что на данный момент созданы системные условия для построения централизованной платформы. Обеспечена закупка необходимого количества персональных компьютеров и других технических решений. Приобретены электронные цифровые подписи для входа в систему. Проведена крайне важная часть работы, связанная с построением системы защиты информации.
По словам начальника отдела проектов государственных органов и организаций ООО «Белорусские облачные технологии» Вадима Смагина, обеспечен весь комплекс мер по информационной безопасности и надежности функционирования данной системы.
Кстати, в соответствии с программой деятельности Правительства на 2025–2029 годы, Минздраву поставлена задача подключить к этой системе все организации здравоохранения, независимо от их формы собственности. Соответственно планируется, что в этом и следующем годах будут подключены как государственные, так и частные организации здравоохранения.
Забегая вперед, следует отметить, что Министерство здравоохранения сейчас прорабатывает вопрос в отношении частных организаций здравоохранения, используя опыт российских коллег, где взаимодействие с информационной системой национального уровня является одним из лицензионных требований. Соответствующие инициативы Минздравом Беларуси предложены в закон о лицензировании.
По информации БЕЛТА
Количество пользователей широкополосного интернета выросло примерно на 70 тыс. абонентов за последние 5 лет. Об этом в эфире телеканала СТВ рассказал Министр связи и информатизации Кирилл Залесский, сообщает БЕЛТА.
«Если говорить об электросвязи, стационарных телефонах и каналах интернета, то, при всем насыщении рынка, небольшой рост пользователей мы наблюдаем. За последние пять лет количество абонентов широкополосного доступа в интернет, в первую очередь по оптоволоконным линиям связи, выросло примерно на 70 тыс. абонентов. Цифра вроде бы небольшая, но она характеризует насыщение рынка. Сегодня к широкополосному, проводному интернету подключено примерно 3,3 млн», – сказал Кирилл Залесский.
По его словам, такой интернет обычно используется дома, поэтому, чтобы понять реальное число пользователей, количество абонентов смело можно умножать на два. Отказываться от такого интернета пользователи не будут, ведь эта технология позволяет пропустить большие скорости и объемы трафика для конкретного абонента.
«Сегодня рынок стабилизировался на уровне практически стопроцентного удовлетворения спроса. У нас около 4,100 млн абонентов стационарной телефонной связи. Это количество чуть-чуть сокращается, потому что люди зачастую отказываются от домашнего телефона», – добавил он.
По словам Кирилла Залесского, домашний телефон останется как средство связи для особых случаев, ведь всегда есть критические, чрезвычайные ситуации. Может забарахлить мобильная связь, случиться катаклизмы, влияющие на работу мобильной связи. Кроме того, разговор по проводной связи более устойчивый и безопасный с точки зрения внешнего проникновения, чем разговор по мобильной связи, а опора на стационарные сети позволит разгрузить и мобильную связь, поэтому отказываться от стационарной связи, безусловно, не следует.
Он добавил, что введение штрафов за несоблюдение нормы качества по скорости интернета для операторов связи, которые будут действовать с 1 января 2026 г., было закономерным элементом работы ведомства. Постановлением Совета Министров от 31 декабря 2024 г. № 1073 утверждены минимальные показатели качества услуг, в первую очередь мобильного интернета, в зависимости от типа населенного пункта. Но только утвердить эти минимальные стандарты качества мало, поэтому поправками в Кодекс об административных правонарушениях замыкается юридическая цепочка всей системы контроля за качеством связи.
По информации БЕЛТА
13 ноября 2025 г. под руководством И.С.Маркевича состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике на тему «Актуальные вопросы практики применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
Участие в заседании приняли представители Министерства юстиции, Государственного комитета по имуществу, Белорусской нотариальной палаты, республиканского унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство», республиканских унитарных предприятий «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» и «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», депутаты Палаты представителей, сотрудники Секретариата Палаты представителей и др.
Предметом обсуждения явились вопросы практики применения Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», основные положения которого вступили в силу с 11 июня 2025 г.).
На заседании была заслушана информация о способах возможного разрешения возникающих на практике у граждан, нотариусов и регистраторов вопросов, необходимости принятия дополнительных законодательных, организационно-технических, управленческих и иных мер, направленных на повышение эффективности действующего регулирования в указанной сфере.
Согласно информации, представленной заинтересованными, между нотариусами и регистраторами налажено очень хорошее взаимодействие, гражданами высказываются положительные отзывы о новом формате оказания услуг, новации оказались весьма востребованными, необходимыми и эффективными.
За достаточно непродолжительный пятимесячный период действия новой редакции Закона по состоянию на ноябрь текущего кода:
- нотариусами направлено около 86.000 уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества»;
- по направленным уведомлениям получено более 82.000 свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Вместе с тем, как в любом новом механизме, при его реализации на практике на первоначальном этапе возник ряд вопросов, причем в данном случае в абсолютном большинстве своем организационно-технического характера.
В частности, это вопросы несовпадения в ряде случаев временного режима работы нотариусов и регистраторов, наличия у граждан желания взаимодействовать по поводу оплаты за совершаемую по его заявлению процедуру не только с нотариусом, но и непосредственно с регистратором, наличия запроса на возможность получения гражданином информации о точном времени получения сведений о размере платы за осуществление государственной регистрации и реквизитах для ее внесения, а равно запроса на возможность получения итогового документа о государственной регистрации не только у нотариуса, к которому обратился гражданин за совершением нотариального действия, но и у регистратора.
Участники заседания обсудили вопросы, обменялись мнениями, наметили ориентиры в работе по дальнейшему повышению эффективности регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В Бресте 13 ноября состоялось заседание объединенной коллегии министерств юстиции Беларуси и России, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
На повестку вынесли 12 вопросов, среди них – и непосредственно связанные с правами и обязанностями граждан двух стран Союзного государства. «Мы обсуждали ряд актуальных вопросов для взаимодействия органов юстиции наших государств. В первую очередь это тематика перечисления денежных средств, взыскиваемых в рамках исполнительного производства на территории Российской Федерации, белорусским гражданам и субъектам хозяйствования, которые являются взыскателями. Также предметом повестки были вопросы цифровизации деятельности органов юстиции, причем в различных сферах, таких как оказание правовой помощи, работа с некоммерческими организациями, работа в сфере нормотворчества», – рассказал Министр юстиции Беларуси Евгений Коваленко.
Он отметил, что российскую сторону заинтересовал прогрессивный опыт Беларуси в сфере цифровизации нормотворческой деятельности, регулирования сферы риелторской деятельности. «Мы, со своей стороны, интересовались рядом перспективных направлений, которые реализуют российские коллеги. В частности, это вопросы внедрения искусственного интеллекта», – добавил Евгений Коваленко.
По его словам, законодательство Беларуси и России имеет много общего. Тем не менее в каждой стране есть свои особенности и подходы к регулированию конкретных отношений. «По ряду вопросов тематика гармонизации, безусловно, представляет интерес. Соответствующая работа ведется. Это и сфера гражданского законодательства, и ряд других направлений, где мы осуществляем тесное взаимодействие и сближаем наши позиции», – подчеркнул Министр юстиции Беларуси.
Министр юстиции России Константин Чуйченко акцентировал внимание на том, что белорусская и российская стороны обсуждают необходимость формирования в будущем общего правового пространства. «Ко всему прочему, наше обсуждение было предметным и интересным. Мы решили обсудить предложение о включении в деловую программу Петербургского международного юридического форума, который пройдет в июне следующего года, вопросы, представляющие взаимный интерес. В целом, мне кажется, что наша работа очень конструктивная», – резюмировал Константин Чуйченко.
Министры юстиции Беларуси и России также посетили мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», где возложили цветы к Вечному огню и почтили память защитников минутой молчания.
По информации БЕЛТА
Депутаты проанализировали практику применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сообщил журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Иван Маркевич перед расширенным заседанием по данной теме, передает корреспондент БЕЛТА.

Летом этого года вступили в силу основные положения Закона № 44-З от 5 декабря 2024 г. «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
«Закон очень своевременный и нужный для наших граждан. Мы сегодня проводим аналитическую работу по его правоприменительной практике. Перед этим депутаты отработали в округах, отработали службы «Белгипрозема», Госкомимущества. Закон воспринят нашими людьми, он работает. Есть кое-какие моменты технического порядка. Мы убеждены в том, что на местах надо проводить масштабную учебу с кадрами», – сказал Иван Маркевич.
В ходе расширенного заседания председатель Постоянной комиссии проинформировал, что по состоянию на октябрь нотариусами направлено около 60 тыс. уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества». По направленным уведомлениям получено более 50 тыс. свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
По информации, предоставленной Госкомимуществом и Белорусской нотариальной палатой, между нотариусами и регистраторами налажено хорошее взаимодействие, граждане положительно отзываются о новом формате оказания услуг. Вместе с тем, есть единичные случаи определенных нестыковок. По словам Ивана Маркевича, это временные вопросы, которые будут отработаны.
Участники заседания обсудят имеющиеся вопросы, наметят ориентиры работы по дальнейшему повышению эффективности правового регулирования соответствующей сферы отношений.
По информации БЕЛТА
