10.01.2020
Как увеличить наполняемость ФСЗН
С начала года планово повысился возраст выхода на заслуженный отдых. Для мужчин – с 62 лет, женщин – 57. Обязательное условие – 17,5 года страхового стажа. Кстати, увеличение пенсионного возраста не прихоть нашей страны. Это общемировая тенденция. Возьмем соседей. Например, в России намечается эти показатели постепенно довести до 65 и 60 лет, в Польше уже вышли на них, Литва и Латвия планируют со временем для мужчин и женщин сделать по 65. Почему надо идти на такой шаг и с какими проблемами сталкивается пенсионная система?
С каждым годом уменьшается количество работающих и увеличивается ветеранов. Десять лет назад на 1000 трудоспособных было 359 пенсионеров, теперь – 405. Но это еще не вся суровая правда. Надо иметь в виду следующее. Трудоспособный возраст формально наступает с 16 лет. Много вы видели таких работников? Их практически нет. В основном люди начинают трудиться в 20–22 года. Поэтому реалистичным выглядит такое соотношение: на 4,45 миллиона работающих приходится 2,5 миллиона пенсионеров. Если тенденция сохранится, через пару десятков лет цифры могут сравняться.
Скептики утверждают: возраст выхода на заслуженный отдых у нас приближается к другим странам, а пенсии меньше. Что тут ответить? Механически сравнивать цифры, мягко говоря, некорректно. Ведь есть такое общепринятое понятие, как покупательная способность денег. У нас, например, за 100 долларов можно купить значительно больше товаров, чем в Евросоюзе. Не говоря уже о том, что стоимость коммунальных услуг в Беларуси в разы ниже, чем там.
Дальше. От таких же людей порой слышишь: в других странах накопительная пенсионная система. Чем больше человек за все годы работы собрал средств на персональном счету, тем больше будет в его распоряжении при выходе на заслуженный отдых. Давайте и мы так сделаем. Что это: искреннее заблуждение или осознанная провокация? Ведь хорошо известно, что у нас действует пенсионная система по принципу солидарности поколений. Ветераны живут за счет отчислений работающих в ФСЗН. К сожалению, накопительную систему создать пока невозможно. Взносы теперешних пенсионеров давно съела инфляция. Так что не надо создавать утопий. Лучше задуматься над тем, как увеличить наполняемость ФСЗН.
К сожалению, она оставляет желать лучшего. Не случайно на 2020 год из бюджета в фонд выделено 2 миллиарда рублей дотации. Таким способом государство вынуждено реагировать на беспечность, а то и элементарную хитрость некоторых наших сограждан.
В советское время, когда все трудились на государственных предприятиях, никаких проблем со взносами в ФСЗН не было. Они стали возникать с появлением частных фирм и индивидуальных предпринимателей. Львиная доля ИП сейчас платит взносы исходя из минимальной заработной платы. Их философия такова: зачем кому-то отдавать лишние деньги, если лучше потратить на себя? При этом почему-то не думают, что к старости реальные доходы могут упасть, а то, глядишь, и вовсе дело разорится. Аналогичная ситуация и с некоторыми наемными работниками, которые получают часть заработка в конвертах. Отчисления на будущую пенсию за них минимальные. Придет время – станут локти кусать от досады за черный нал. Но больше всего должны быть озабочены будущей старостью те, кто работает без регистрации. На них вообще ничего не отчисляют.
Или возьмем тех, кто занимается личным подсобным хозяйством: выращивает и продает овощи, разводит пчел, изготавливает сыры. Чаще всего они тоже ничего не перечисляют в ФСЗН. Философия такова: мне лишь 40 лет, когда еще та пенсия, хватает неотложных нужд. Как показывает жизнь, не надо рассчитывать на сознательность людей. Гораздо реалистичнее будет, как во многих странах, ввести для каждого человека обязательные взносы на будущую пенсию. Методику специалисты могут рассчитать. Ведь есть же она при уплате налогов индивидуальными предпринимателями.
Василий Гедройц, «Сельская газета», 9 января 2020 г.
МНС напоминает об уплате имущественных налогов не позднее 17 ноября
Министерство по налогам и сборам напоминает о том, что 17 ноября – срок уплаты гражданами транспортного, земельного и налога на недвижимость единым имущественным платежом, сообщает
БЕЛТА.
В МНС также разъяснили, что делать, если извещение на уплату имущественных налогов не пришло. Во-первых, можно зарегистрировать личный кабинет плательщика на портале налоговых органов и сформировать извещение. Во-вторых, обратиться в налоговый орган и получить копию извещения. В-третьих, ознакомиться с суммой единого имущественного платежа можно в ЕРИП и там же произвести уплату.
Узнать свой учетный номер плательщика (УНП) можно на официальном сайте МНС, воспользовавшись электронным сервисом «Сведения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц)» либо посмотреть УНП в предыдущем извещении.
По информации
БЕЛТА
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА
МНС информирует индивидуальных предпринимателей о правомерности осуществления деятельности после 31 декабря 2025 года
МНС информирует о том, что после 31 декабря 2025 г. вправе продолжить свое функционирование в том же статусе только те индивидуальные предприниматели, виды деятельности которых включены в перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (далее – перечень ИП), определенный в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457.

С учетом изложенного рекомендуется сопоставить осуществляемый вид экономической деятельности с перечнем ИП. В случае его отсутствия в названном перечне – заблаговременно принять решение о работе в новом статусе.
Сообщаем, что Законом Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» индивидуальному предпринимателю предоставлена возможность продолжить свою деятельность путем создания коммерческой организации, учреждаемой одним лицом, в особом порядке без приостановления деятельности, с переходом всех прав и обязанностей к созданной им коммерческой организации.
Подробная информация, а также примерный алгоритм действий при переходе индивидуального предпринимателя в статус юридического лица размещены на официальных сайтах
Министерства экономики Республики Беларусь и
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в разделе
«Новшества в налогообложении предпринимательской деятельности с 01.10.2024».
За получением дополнительной информации по вопросам, касающимся предпринимательской деятельности и не связанным с налогообложением, необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Размер пособия по уходу за человеком старше 80 лет или инвалидом I группы вырастет с 1 ноября
С 1 ноября вырастет пособие по уходу за пожилым человеком старше 80 лет или инвалидом I группы. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Размер пособия составит 100 % бюджета прожиточного минимума (БПМ) (при уходе за одним нетрудоспособным до 31 января 2026 года) – Br491,09, а также 120 % БПМ (при уходе за двумя и более нетрудоспособными до 31 января 2026 года) – Br589,31.
За назначением пособия необходимо обратиться в службу «Одно окно» местного органа власти или в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства лица, нуждающегося в уходе. Из документов потребуются: заявление, документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка заявителя, медицинская справка о состоянии здоровья заявителя, подтверждающая отсутствие психиатрического и наркологического учета, заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости в постоянном уходе. Пособие назначается со дня подачи заявления.
Можно ли работать и получать пособие по уходу? Да, но это касается родителей, детей, супругов, опекунов (попечителей) инвалидов I группы либо лиц 80 лет и старше, если они работают по трудовому договору на условиях неполного рабочего времени не более половины нормальной продолжительности рабочего времени суммарно, зарегистрированы в качестве ИП и не осуществляют деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности или деятельность которых приостановлена.
По информации
БЕЛТА
Прием заявок заканчивается. Кто может получить грант на развитие проекта, рассказали в Миноблисполкоме
Заместитель председателя Комитета экономики Минского облисполкома Валентина Осадчик рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит», какие проекты получают финансовую поддержку в виде грантов от облисполкома.
В Минской области действительно много субъектов малого и среднего предпринимательства, которые активно заинтересованы в поддержке и развитии. Периодически проводятся конкурсы инвестиционных проектов. «Новый вид поддержки – гранты – пока еще не получил широкого практического применения в стране. Поэтому мы решили опробовать его сначала через конкурс инвестпроектов. Сейчас идет прием заявок, и активность заметна: поступает много заявок, а прием скоро закончится», – подчеркнула Валентина Осадчик.
Что касается самих проектов, то гранты обычно получают небольшие проекты из отдаленных районов. Это важно, поскольку развитие регионов – один из приоритетов, чтобы не терять сельские территории. Так, заявки поступают из Вилейского, Стародорожского, Червенского районов.
Основные проекты, на которые подаются заявки, – небольшие производственные предприятия в сфере деревообработки, а также проекты сферы услуг. Открываются медцентры, автомойки и другие сервисы.
«Такие проекты важны не только с точки зрения создания рабочих мест, но и для улучшения экологии и комфорта жизни, – отметила заместитель председателя. – Сегодня бизнес ориентирован на небольшие производственные и сервисные проекты, особенно в медобслуживании. Это базовые направления, обеспечивающие комфортную среду для проживания населения».
По информации
БЕЛТА