/ / Общественно-политические
10.01.2020

ЕАЭС: председательство Беларуси начинается

Беларусь как одно из государств – основателей ЕАЭС имеет свое видение этой организации, ее будущего и возможных траекторий развития. Когда проект еще только обсуждался в 2011 году главами государств, наш Президент акцентировал внимание на принципах равенства сторон и инклюзивности. Исходя из этого и была предложена концепция «интеграции интеграций», которая предполагала тесное сотрудничество в первую очередь с ЕС.

К сожалению, международная ситуация после 2014 года ухудшилась как в политике, так и в экономике. Санкции, ответные санкции, протекционизм и торговые войны – вот те характеристики современных международных экономических отношений, которые сопровождали создание ЕАЭС. В подобных условиях, когда среда становится нестабильной, есть две стратегии: первая – замкнуться на себе и закрыть свой рынок (протекционизм) и вторая – улучшить качество внутренней среды, увидеть в этом возможность для развития, воспринять все стрессовые факторы как вызов и стать более гибким, адаптивным и конкурентным. Очевидно, что вторая стратегия является более перспективной.

Белорусская повестка в ЕАЭС известна всем: борьба с барьерами, изъятиями и ограничениями; создание единого рынка энергоресурсов; качественное улучшение правовых институтов и механизмов; начало диалога с ЕС. Что стоит за этими требованиями и предложениями? Равные условия для всех без исключения, исключение неформальных инструментов давления, безбарьерная среда (открытая товарная конкуренция).

Для чего нужен единый рынок энергоресурсов? Именно для этого. И уж если изначально ЕАЭС равнялся на ЕС, то даже либеральная Европа с большим количеством частных компаний, интересов и групп смогла договориться в первую очередь по «базису» – ЕОУС (европейское объединение угля и стали), а уж потом по «надстройке» – Еврокомиссии и прочим аспектам.

Равенство в Евразийском экономическом союзе существует формально. В наднациональных органах организации значатся Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Суд ЕАЭС. Каждый год страны сменяют друг друга как председательствующие в Высшем Евразийском экономическом совете (главы государств) и Евразийском межправительственном совете (премьер-министры). Кроме того, на регулярной основе происходит смена состава ЕЭК. В 2020 году совпало, что Беларусь является и председателем в первых двух высших органах союза, и глава ЕЭК – также представитель Минска. В феврале произойдет полная «смена караула». За Минском остался еще пост члена Коллегии (министра) по техническому регулированию ЕЭК. За всеми этими институционально-бюрократическими хитросплетениями обычным людям не всегда ясно, что это дает стране и обществу.

Все, что принимается на уровне Евразийской экономической комиссии, является результатом дискуссий и предложений для высших инстанций. Но есть как весомые направления, возглавляемые министрами ЕЭК, в ведение которых отданы вопросы наднационального характера (торговля, таможенная сфера, техническое регулирование), так и менее значимые. По последним могут вестись споры, в том числе с участием бизнеса. При многосторонних форматах много неудобств, зато есть возможность у всех стран-участниц лавировать и защищать свои интересы. Поэтому протекционисты так не любят многосторонние организации и предпочитают «давить» на двустороннем уровне. Примитивно, просто и эффективно – но только для сильных.

Главное преимущество в многосторонних форматах – баланс интересов. С этой точки зрения Беларусь получает уникальную возможность поддержать баланс и развить многосторонний формат ЕАЭС не количественно, а качественно: в ЕЭК через своего председателя и министра по техническому регулированию помочь евразийской интеграции стать более понятной, прозрачной, социально полезной, конкурентной.

Что же касается единого рынка энергоресурсов, «базис» должен наконец определить «надстройку». Затягивание с его созданием грозит стать ахиллесовой пятой для организации.

Социальное измерение до сих пор сильно хромало в ЕАЭС. Средний и малый бизнес пробивает себе дорогу с трудом, а про трудящихся вообще говорили мало. Но итог последнего саммита глав государств в Санкт-Петербурге 20 декабря стал почти рождественским подарком. Было подписано соглашение о пенсионном обеспечении для граждан стран ЕАЭС. В нем согласовано, что где бы ни работал человек в ЕАЭС, ему будет засчитываться стаж. Хорошая новость, но для ее реализации необходимо привести в соответствие национальные пенсионные законодательства, а еще объяснить людям, что это дает на самом деле, дабы избежать двойного толкования. И это социальное измерение необходимо развивать, иначе для простых граждан евразийская интеграция так и останется пустым звуком.

Давно назрела и необходимость диалога между ЕАЭС и ЕС. Речь идет не только о техническом диалоге, когда Европейская и Евразийская комиссии ведут переговоры по техническим регламентам и прочим важным аспектам будущего сопряжения. Речь идет об идее, высказанной белорусским лидером еще в 2011 году, об «интеграции интеграций». Из-за санкций, контрсанкций, экономического кризиса и рецессии, протекционистских мер пострадали обе стороны. Санкции и продуктовое эмбарго в отношениях между Россией и ЕС напрямую негативно отразились на всех странах — членах ЕАЭС, включая Беларусь. Прямой экономический ущерб, нанесенный национальным экономикам Беларуси, Казахстана и других стран ЕАЭС, выражался в девальвации национальных валют, падении торговли товарами и услугами. Без вины виноватые. Теперь, когда председательство Минска в ЕАЭС позволяет взглянуть на ситуацию под иным углом зрения, возможно, в европейских столицах будет пересмотрен взгляд на санкционную политику. В отмене санкций заинтересованы не только в Минске, Нур-Султане или Москве, но и в Вене, Париже и даже Берлине. Начало политического диалога с ЕАЭС, а не только с Россией – это поддержание многостороннего формата в противовес двусторонним диспропорциональным отношениям. В европейских странах действует множество лоббирующих групп, которые ратуют за отмену санкций, но политическая обусловленность украинского вопроса стала проблемой не только и не столько для России, сколько для всего Евразийского экономического союза и тех государств, которые зависимы от ситуации на европейском и российском рынках. Признать ЕАЭС как региональную организацию – значит признать законность интересов не только больших, но и малых стран – участниц мировой экономики и политики.

Роза Турарбекова, «Народная газета», 4 января 2020 г.