Ставки акцизов на алкоголь, сигареты и автомобильное топливо увеличены в Беларуси
Ставки акцизов на алкоголь, сигареты и автомобильное топливо увеличены в Беларуси с 1 января. Такая информация размещена на сайте Министерства финансов.
Ставки акцизов на спирт этиловый составит Br5,01 за 1 л безводного спирта, на спирт этиловый ректификованный технический – 4 копейки.
На алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 7 % и более (за исключением спиртов, вин плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии, вин фруктово-ягодных натуральных, вин натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, сидра, пива и пивного коктейля, спиртосодержащей продукции) ставки акцизов установлены в размере Br14,88 за 1 л безводного спирта, содержащегося в готовой продукции.
До Br96 за 1 кг повышены акцизы на трубочный и курительный табак. На сигареты с фильтром в зависимости от розничной цены акцизы составят от Br24,9 до Br71,97 за 1 тыс. штук, без фильтра – Br19,16.
Ставки акцизов на автомобильное топливо класса 5 – Br298,59 за 1 т, не соответствующее классу 5 – Br481,08, дизельное топливо класса 5 – Br184,33, не соответствующее классу 5 – Br233,05.
По сообщению БЕЛТА
На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026 года в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Подробнее о предстоящих изменениях и их значении для экономики страны на расширенном заседании Постоянной комиссии рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов, сообщает БЕЛТА.
Основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы, отметил Юрий Селиверстов. «Мы последовательно реализовывали комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета – это повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие, – рассказал он. – Мы развиваем интеграционные процессы в рамках Союзного государства, постепенно синхронизируем налоговый режим с Россией. Поэтому особенностью белорусской экономики является относительно низкая зависимость от конъюнктурных доходов. У нас нет привязки к нефтегазовым доходам, что дает определенную устойчивость в период глубокой нестабильности».
При корректировке Налогового кодекса в текущем году не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к тем условиям, которые изменяются. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики.
«Первое направление – это базовые меры налоговой политики, которые традиционно заключаются в том, что мы индексируем ставки, которые установлены в белорусских рублях, на прогнозные параметры инфляции, в основном. Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией. Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 %, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные никотинсодержащие изделия на 7 %, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 % в целях исключения перетока в теневую сферу. Особое внимание обращено на вейпы и жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 % для того, чтобы поэтапно выйти на уровень как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Это, конечно, вопрос дискуссионный. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака», – рассказал Министр.
Второе направление – это справедливое налогообложение доходов и имущества граждан. «Повышаем ставки отдельных налогов по принципу «кто больше зарабатывает, тот больше платит». Сохраняем подход по дальнейшей дифференциации подоходного налога в части введения третьей ставки 40 % при доходах свыше Br600 тыс. в год. При доходах до Br350 тыс. в год сохраняется базовая ставка 13 % (это абсолютное большинство наших граждан, более 98 %). Эта ставка сейчас применяется при доходах до Br220 тыс., но с учетом того, что мы расширяем базу для применения повышенных ставок подоходного налога, для расчета теперь будут включаться не только зарплаты, но суммироваться и доходы от продажи долей в компаниях, проценты по займу, под сдачу имущества в аренду, вознаграждения членов наблюдательных советов, доходы адвокатов и нотариусов», – отметил он.
По его мнению, повышение совокупных доходов до Br350 тыс. будет более справедливо и правильно, если сохранится ставка 13 %, то, что сегодня применяется к доходам до Br220 тыс. При доходах от Br350 тыс. до Br600 тыс. применяется ставка 25 % к сумме превышения. «За прошлый год при ставке 25 % в бюджет поступило более Br200 млн. Половина из этих средств поступила в бюджет города Минска. Предлагается в дальнейшем ввести ставку 40 % при доходе свыше Br600 тыс. То есть, опять же, предлагается применять к сумме превышения, – обратил внимание Юрий Селиверстов. – По данным Министерства по налогам и сборам, исходя из того же объема платежей, которые были, туда попадает порядка 1 тыс. человек. У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25 % на них не распространяется».
Если посчитать с учетом данных 2024 года, при введении налога в 40 % средняя ставка составит 27,5 %.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов. «Когда-то был введен налог на недвижимость для квартир в многоквартирных домах. Когда мы рассматривали вопросы, какие же брать ставки, было много вопросов. Один из вопросов звучал так: какая будет применяться стоимость квартиры для расчета ставок? Было принято решение, что надо брать расчетную ставку исходя из того, что по реальной стоимости, наверное, это будут большие средства и не все смогут их оплачивать. Помним, что пенсионеры освобождены от этого налога. По истечении времени видится, что эти ставки тоже должны быть дифференцированными», – отметил он.
Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв.м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв.м применять коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. Квартир больше 250 кв.м в Беларуси больше тысячи, а 150 кв.м – больше 5 тыс.
По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв.м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв.м – 3. «Таких домов тоже достаточно много. Именно через объем предлагается здесь дифференцировать тот уровень платежей, который существует. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов», – подчеркнул Министр.
Кроме этого, предлагается продолжить работу по дифференциации транспортного налога. «Мы в действующих документах предлагаем в 5 раз повысить налог на новые мощные иностранные мотоциклы по аналогии с автомобилями, где налог мы повысили в 10 раз. То есть это мотоциклы с объемом двигателя 800 куб.см. Мотоциклы, которые выпускает наш «Мотовелозавод», туда не попадут, он таких мотоциклов не выпускает», – уточнил Юрий Селиверстов.
Также выравниваются ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Сегодня ставки для ИП в два раза практически ниже в сравнении с юридическими лицами и фиксируются факты, когда транспортное средство регистрируется на ИП и потом сдается в аренду юридическому лицу. Таким образом, существуют некие схемы ухода или уменьшения налогообложения, обратил внимание Министр.
Предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью.
Третий блок – выравниваются на уровне базовой величины минимальные ставки для индивидуальных предпринимателей – физических лиц и вводятся минимальные ставки для самозанятых в размере Br45 в месяц. «Это позволит исключить формальную регистрацию самозанятых, когда практически деятельность самозанятых регистрируется, а деятельность ими не ведется. При этом вводим ответственность, если три месяца подряд ты не платишь налог на профессиональный доход, то далее полгода применять такой режим не сможешь», – сказал Юрий Селиверстов.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 %. «Лотерейная деятельность осуществляется по большей части в интернете, примерно по своей сути представляет то же, что и игорный бизнес. Поэтому устанавливаем единые ставки», – прокомментировал он.
Предлагается оптимизация налоговых льгот. «Понятно, что мы не идем с достаточно серьезным образом, но наши коллеги из Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам видят те вопросы, где, по сути, льготы практически не применяются, но в законодательстве присутствуют. Существуют у нас льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу для физлиц в отношении объектов с особым статусом историко-культурных ценностей. Предлагается их отменить. Таких объектов за время с момента когда объявили этот статус стало больше только в Минске в 5 раз. Поэтому, по сути, мы создаем неравные условия для тех, кто проживает в обычных домах. Понятно, что сами граждане все равно не восстанавливают историко-культурный вид этих сооружений за свои собственные средства», – сказал Министр.
Уменьшается размер необлагаемых выходных пособий при выходе на пенсию с 9 до 3 среднемесячных зарплат. «Наша зарплата растет, и когда-то мы стимулировали нанимателей, чтобы эти пособия в принципе выплачивались», – подчеркнул Юрий Селиверстов.
В рамках совершенствования налогового администрирования ключевым фактором повышения эффективности налоговой системы станет комплексная модернизация процесса администрирования. При этом будет удобно внедрять систему риск-ориентированного подхода, позволяющую сосредоточить ресурсы на зонах с наибольшим риском нарушений и при этом снижать нагрузку на добросовестный бизнес.
По словам Министра, дальнейшая цифровизация позволит налоговым органам получать подробные данные о транзакциях и финансовых потоках, выявлять схемы неформального обращения реальных денег без необходимости проведения выездных проверок. На данный момент используется мониторинг и чек-листы с формализованными контрольными вопросами, подготовка которых требует больших усилий от контролирующих органов. Кроме того, остаются традиционные выездные проверки.
Также налоговые органы смогут при проведении проверок и выявлении налоговых нарушений ограничивать регистрационные действия с имуществом тех налогоплательщиков, у которых выявлены задолженности по налогам. Замена административной ответственности граждан – должников имущественных налогов повышена.
Налоговые органы получили право на сбор информации о лицах, совмещающих статус индивидуального предпринимателя с другими видами деятельности, с возможностью анализа счетов и операций, открытых на их имя. При этом объем доступной информации не изменился, изменился лишь способ ее получения – с бумажного на электронный формат. «Мы считаем это объективным решением и не ожидаем злоупотреблений, хотя среди сотрудников налоговых органов, а также специалистов Национального банка возникали отдельные возражения по этому вопросу. Вопрос обсуждается, и по результатам будет передан депутатскому корпусу для дополнительной проработки и принятия решения. В рамках работы комиссии эти темы будут еще подробно рассмотрены и, при необходимости, скорректированы вместе с коллегами из Министерства налогов и сборов», – резюмировал он.
По информации БЕЛТА
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Белорусские компании получат доступ к новым инвесторам в ЕАЭС через размещение ценных бумаг. Об этом сообщила заместитель начальника управления – начальник отдела анализа функционирования рынка ценных бумаг Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Татьяна Гриб во время вебинара Национального центра законодательства и правовой информации (НЦЗПИ), передает корреспондент БЕЛТА.
В Беларуси и России ратифицировали соглашение о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах других государств – членов ЕАЭС. После завершения процедуры остальными государствами – членами ЕАЭС данное соглашение вступит в силу. Оно позволит компаниям из одной страны ЕАЭС проще и быстрее размещать свои ценные бумаги на организованных торгах бирж других государств – членов союза. Основные требования данного соглашения состоят в соблюдении двух условий: ценные бумаги должны быть зарегистрированы у себя на родине и должны быть допущены к торгам на национальной фондовой бирже в высшую категорию листинга. «В настоящее время процедура такого трансграничного допуска выглядит следующим образом: ценные бумаги регистрируются у себя на родине, эмиссионные документы проходят повторную процедуру регистрации у регулятора в принимающем государстве, далее – допуск таких ценных бумаг на принимающую биржу. Иными словами, раньше нужно было регистрировать выпуск ценных бумаг дважды. Сейчас, если акции или облигации белорусского эмитента допущены к торгам в высшей категории листинга Белорусской валютно–фондовой биржи, эмитент имеет право подать заявку на любую другую биржу в стране ЕАЭС и получить доступ к новым инвесторам», – пояснила Татьяна Гриб.
Высшая категория листинга обозначает фактически знак качества ценных бумаг любого эмитента. Это значит, что биржа признала их надежными, а деятельность эмитента – эффективной и достаточно прозрачной. Так, например, в Беларуси в эту категорию входят ценные бумаги Министерства финансов, Национального банка, акции Беларусбанка, Белагропромбанка. В других странах ЕАЭС в эту категорию включены акции практически 200 эмитентов. В основном это эмитенты из Казахстана и России. Это также государственные ценные бумаги, акции, облигации предприятий нефтегазовой сферы, сферы IT–технологий и других компаний. В настоящее время в рамках ЕАЭС функционирует шесть фондовых бирж, в том числе московская и казахстанская. Только на Московской бирже зарегистрировано более 35 тыс. розничных инвесторов.
«Страны Евразийского экономического союза подтверждают готовность по допуску ценных бумаг наиболее надежных и проверенных эмитентов на биржевые торги друг друга. Инициатором допуска выступает в обязательном порядке сам эмитент. Готовится определенный пакет документов в соответствии с требованиями принимающей биржи. Биржа рассматривает пакет документов и принимает решение, о чем информирует заявителя. Преимущество названного механизма состоит в том, что эмитентам всегда удобнее регистрировать свои ценные бумаги по уже давно известному, изученному законодательству», – отметила представитель Минфина.
На завершающей стадии подготовки к подписанию находится немаловажное соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства ЕАЭС к организованным торгам в другой стране союза. «Данный документ будет предусматривать, что биржи взаимно смогут признавать национальные лицензии, выданные другими регуляторами, и осуществлять прямой допуск профессиональных участников на организованные торги друг друга. Если, к примеру, белорусский инвестор захочет приобрести ценные бумаги на Московской бирже, для него это с удовольствием сможет осуществить наш белорусский профучастник. Важным является тот факт, что профессиональные участники, посредники будут приходить на рынок исключительно с национальными клиентами либо смогут оказывать услуги клиентам из третьих стран (не государств – членов ЕАЭС). На сегодня белорусское законодательство уже предусматривает возможность прямого допуска инвестиционных иностранных компаний на торги Белорусской валютно-фондовой биржи. Однако такая возможность для наших белорусских профучастников, к сожалению, есть не во всех странах ЕАЭС. Со вступлением в силу данного соглашения такая ситуация будет исправлена и белорусскому профсообществу предоставится гораздо больше возможностей», – обратила внимание специалист.
«Соглашения создадут благоприятные условия для выхода наших белорусских эмитентов на зарубежные фондовые рынки. Однако не стоит ограничиваться только данным каналом привлечения инвестиций. Нужно привлекать капитал от разных источников. Не стоит забывать также о возможности привлечения якорного инвестора, который будет служить гарантом качества данной компании. Стоит делать акцент на ESG-инвестициях, так как в мире растет интерес к ним. Белорусские компании, которые придерживаются принципов устойчивого развития, учитывают не только финансовую отдачу, но также и влияние на окружающую среду, будут гораздо более интересны ESG-инвесторам», – сделала акцент Татьяна Гриб.
«Государство делает все возможное для того, чтобы упростить возможность выхода белорусских компаний на зарубежные рынки. Соответственно, сейчас дело за бизнесом, который должен смелее и активнее использовать предоставляемые возможности, в частности для того, чтобы приумножать свой капитал», – заключила представитель Минфина.
По информации БЕЛТА
Положением определена формула, по которой осуществляется индексация тарифов на коммунальные услуги с учетом соотношения установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к иностранной валюте на дату оплаты лицами и курса белорусского рубля к иностранной валюте, указанного в решениях облисполкомов и Минского горисполкома об установлении тарифов на коммунальные услуги и принятого при их расчете.
Оплата коммунальных услуг, включая погашение задолженности за них, производится по тарифам на коммунальные услуги, проиндексированным в порядке, предусмотренном утвержденным положением.
Утвержденное постановлением новое положение вступает в силу с 1 января 2026 года.
По информации БЕЛТА
В соответствии со статьей 33 Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности» страховые организации создают фонды предупредительных (превентивных) мероприятий от поступивших страховых взносов по видам обязательного страхования, за исключением обязательного государственного страхования (далее – ФПМ).

Средства в ФПМ отчисляются в белорусских рублях.
Средства ФПМ страховые организации ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляют в республиканский бюджет.
Размер отчислений, порядок формирования и использования средств ФПМ определены Положением о фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по видам обязательного страхования, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 «О страховании» (далее – Указ № 108).
Справочно. Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2009 г. № 302 «О фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по отдельным видам страхования», ранее регулировавший размеры отчислений в ФПМ и порядок перечисления средств ФПМ в республиканский бюджет, а также распорядителей средств ФПМ, порядок и направления их использования, признан утратившим силу в связи с изданием Указа № 108.
В частности, распорядителями средств ФПМ в зависимости от вида обязательного страхования являются республиканские органы государственного управления, определенные пунктом 3 Положения о фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по видам обязательного страхования, утвержденного Указом № 108 (далее – Положение).
Основанием для получения из республиканского бюджета средств ФПМ являются согласованные с Министерством финансов сметы использования средств ФПМ, утвержденные указанными в пункте 3 Положения республиканскими органами государственного управления.
ФПМ имеют целевое назначение и используются для финансирования мероприятий, направленных на снижение возможных убытков от страховых случаев и их предотвращение. Конкретный перечень таких мероприятий установлен пунктом 6 Положения.
По сообщению официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь
