28.02.2020
Кому из работников положен дополнительный выходной день в неделю?
Трудовым кодексом Республики Беларусь предусмотрены различные социальные гарантии для работников, имеющих семью. Одной из таких гарантий является предоставление дополнительных свободных от работы дней.
Кому положен дополнительный свободный день?
Согласно Трудовому кодексу нашей страны, одним дополнительным выходным в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка могут воспользоваться мать (отец, опекун, попечитель) (далее – родитель (опекун, попечитель)), воспитывающий троих и более детей в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида – в возрасте до 18 лет). Право на предоставление свободных дней в неделю также может быть разделено указанными выше лицами между собой по их усмотрению. Следует также отметить, что свободный день в неделю предоставляется родителю (опекуну, попечителю) только при условии, что он занят на работе каждый день с нормальной продолжительностью рабочего времени в неделю, определенной в ст.ст.112–114 ТК, а также при условии воспитания и проживания детей (ребенка-инвалида) в семье.
Взять дополнительный выходной можно в любой день недели (по выбору работника).
Родителям (опекунам, попечителям), которым установлен суммированный учет рабочего времени, свободный день в неделю предоставляется в ту неделю, в которой соблюдено условие нормальной продолжительности рабочего времени в неделю.
Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю. Такая же норма рабочего времени в неделю (35 часов) действует и для инвалидов I и II группы. А также для работающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленных или командированных в эти зоны.
Случаи, когда свободный день в неделю не предоставляется
В Трудовом кодексе прописаны случаи, когда свободный день в неделю не предоставляется. Вот их перечень:
- обучения детей в учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания ребенка (за исключением времени нахождения детей в семье в период каникул);
- обучения детей в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, в высших учебных заведениях;
- занятости детей (ребенка-инвалида), достигших 14-летнего возраста, трудовой или иной деятельностью, приносящей доход;
- работы родителя (опекуна, попечителя) на условиях неполного рабочего времени;
- работы родителя (опекуна, попечителя) неполную рабочую неделю в связи с простоем;
- временной нетрудоспособности родителя (опекуна, попечителя), в том числе в связи с уходом за больным ребенком;
- если на рабочую неделю приходятся государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом РБ нерабочими.
В Республике Беларусь к нерабочим дням относятся:
- 1 и 2 января – Новый год;
- 7 января – Рождество Христово (православное Рождество);
- 8 марта – День женщин;
- Радуница (по календарю православной конфессии);
- 1 мая – Праздник труда;
- 9 мая – День Победы;
- 3 июля – День Независимости Республики Беларусь (День Республики);
- 7 ноября – День Октябрьской революции;
- 25 декабря – Рождество Христово (католическое Рождество).
Какие документы нужны?
Чтобы получить дополнительный свободный день в неделю работник должен предоставить нанимателю письменное заявление, а также ряд следующих документов:
- копии свидетельств о рождении всех детей;
- справку о месте жительства и составе семьи;
- справку из учреждения образования, обеспечивающего получение дошкольного, общего среднего образования, о режиме пребывания в нем ребенка (круглосуточный режим пребывания ребенка либо ребенок ежедневно возвращается домой (приходящий контингент);
- справку из учреждения образования, обеспечивающего получение профессионально-технического, среднего специального образования, из высшего учебного заведения о том, что дети являются учащимися (студентами) данного учреждения образования;
- копию удостоверения ребенка-инвалида;
- копию решения исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки (попечительства);
- информацию о непредоставлении свободного дня в неделю другому родителю, либо документы, подтверждающие отнесение семьи к категории неполных семей.
А также документы, подтверждающие невозможность использования свободного дня другим родителем в связи с тем, что он относится к числу:
- военнослужащих срочной военной службы;
- лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам;
- лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы;
- пенсионеров;
- получателей пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо престарелым, достигшим 80-летнего возраста;
- лиц, обучающихся в дневной форме получения образования;
- лиц, зарегистрированных в качестве безработных;
- лиц, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Виктория Якимова, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
Вопросы социально-трудовой сферы обсудили на заседании в Палате представителей
12 ноября 2025 г. под руководством И.А.Костевич состоялось заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.
В ходе заседания рассмотрены законопроекты, поступившие из других постоянных комиссий, а также вопросы, касающиеся текущей деятельности комиссии:
-
о нормах законов в сфере социально-трудовых отношений, требующих изучения в ноябре-декабре текущего года в рамках работы в избирательных округах;
-
об информационно-разъяснительной работе в средствах массовой информации по вопросам социально-трудовой сферы;
-
о подготовке и проведении мероприятий комиссии, приуроченных ко Дню инвалидов (3 декабря);
-
о предложениях по участию в новогодней акции «От всей души»;
-
о предложениях по формированию плана работы комиссии на 2026 год.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, рассказала Наталия Павлюченко
Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко рассказала на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
В бюджет Фонда соцзащиты населения на 2026 год запланированы доходы на уровне Br39 млрд, что на Br3,8 млрд больше, чем в текущем году, – почти 111 % роста. Основным источником доходов традиционно являются страховые взносы, которые составляют около 93 % бюджета фонда, рассказала Наталия Павлюченко.
«Среди плательщиков взносов выделяются индивидуальные предприниматели и еще одна категория, которая постепенно занимает все большую долю в доходной части бюджета фонда, – это плательщики, уплачивающие в бюджет фонда часть налога на профессиональный доход. Также планируются поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование, что связано с тем, что все больше граждан, работающих в особых условиях труда, выбирают доплату к зарплате вместо накопления пенсии. По итогам 9 месяцев 2025 года таких работников уже 169 тыс., что составляет почти 51 % от общего числа занятых в особых условиях, тогда как в 2023–2024 году их было чуть более 140 тыс. (около 40 %)», – отметила Министр.
Классической составляющей бюджета фонда является субвенция из республиканского бюджета в размере почти Br2 млрд, что составляет около 5 % доходов. Эти средства компенсируют нестраховые расходы фонда, при этом страховые взносы идут на увеличение страховых статей расхода. С 2023 года фонд работает с профицитом и является самодостаточным, подчеркнула она.
Расходная часть бюджета фонда составляет Br38,5 млрд – плюс Br5,7 млрд, что на 17,3 % больше по сравнению с прошлым периодом. Около 81 % расходов приходится на пенсии, что составляет примерно Br31 млрд – на Br4,9 млрд больше, чем в 2025 году, то есть рост порядка 18,5 %.
В стране насчитывается 2,4 млн пенсионеров, из которых 2 млн получают трудовые пенсии. В составе пенсий также есть социальные выплаты на сумму около Br0,5 млрд, что составляет 1,6 % всех расходов, – их получают примерно 86 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсии в следующем году увеличится на 14,5 % и составит Br1107, тогда как в этом он планируется на уровне Br942.
Иностранные пенсии на 2026 год составляют Br288 млн. В стране проживают 35 тыс. иностранных пенсионеров, которым уплачиваются пенсии по международным соглашениям. «Около 14 тыс. белорусских пенсионеров проживают за границей. По обеим этим группам наблюдается небольшой прирост. Примечательно, что в числе иностранных пенсионеров, проживающих в Беларуси, имеется увеличение количества из Литвы и Латвии – более чем по 200 человек из каждой страны», – обратила внимание Наталия Павлюченко.
Расходы на пособия составляют 18 % расходов бюджета фонда – почти Br7 млрд, темп роста – почти 113 %. Из общей суммы пособий 53 % приходятся на выплаты по рождению и воспитанию детей – Br3,7 млрд. В эту сумму входят единовременные пособия при рождении ребенка – Br644 млн с ростом 7 %. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до трех лет составляют Br2,3 млрд с ростом 11 %. Получателями таких пособий являются 172 тыс. человек, а средний размер пособия по стране достаточно комфортный. На первого ребенка планируется средний размер пособия в размере Br1045.
По информации
БЕЛТА
Перенести или получить компенсацию. Что делать с неиспользованной частью отпуска, пояснили в Минтруда
В Министерстве труда и социальной защиты пояснили, что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной, сообщает
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
По общему правилу наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск ежегодно полной продолжительности в пределах его рабочего года, а работник должен его использовать.
Но что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной? Первый вариант – перенести часть трудового отпуска на следующий рабочий год.
Как поясняется, в текущем рабочем году перенос или продление трудового отпуска возможны в ряде случаев: вы заболели (временная нетрудоспособность), начался отпуск по уходу за ребенком, нужно выполнить государственные обязанности (с правом на освобождение от работы), отпуск совпал с учебным, вовремя не выплатили отпускные, а также с согласия сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором.
Перенести часть отпуска на следующий рабочий год можно только в двух случаях: если это исключительные случаи в связи с производственной необходимостью или если вас отозвали из отпуска по инициативе нанимателя. Даже в этих случаях необходимо использовать минимум 14 календарных дней в текущем году.
Вторым вариантом будет получить денежную компенсацию за отпуск. Это касается части трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающей 21 календарный день. И сделать можно по соглашению между работником и нанимателем.
Замена денежной компенсацией не допускается в отношении отпусков, предоставляемых авансом, и отпусков, предоставляемых беременным женщинам, работникам, признанным инвалидами, работникам моложе 18 лет, работникам за работу в зонах радиоактивного загрязнения, а также в отношении дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.
Получить денежную компенсацию реально при отзыве из трудового отпуска, если в текущем рабочем году использовано не менее 14 календарных дней отпуска, а также при увольнении.
По информации
БЕЛТА
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в Минтруда
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации
БЕЛТА
О достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказали в Минтруда
Об основных достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Олег Токун на заседании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
Так, замминистра отметил, что среди основных достижений 2025 года – выросшие за 8 месяцев реальные денежные доходы на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупательная способность всех видов доходов сохранена.
В то же время на рынке труда зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы: 2,4 % – среди трудоспособного населения и 4,5 % – среди молодежи. Занятость в самой продуктивной группе (25–49 лет) достигла 96,3 %.
Кроме того, были усилены социальные гарантии. Олег Токун отметил, что в ходе реализации Указа Президента «О социальной поддержке» от 29 октября 2024 г. был принят пакет мер по усилению социальной поддержки наиболее уязвимых категорий. Так, пенсии детям-инвалидам, потерявшим кормильца, увеличены вдвое, многодетные матери с четырьмя детьми получили право на пенсию при сниженном страховом стаже – 5 лет вместо 10. Также одиноким отцам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлено право на досрочный выход на пенсию. Для работающих пенсионеров сняты ограничения по выплате пенсии.
В стране особое внимание уделяется поддержке семей и молодежи. Увеличены пособия по беременности и родам для тех, кто только начинает трудовую деятельность, чтобы улучшить условия для рождения детей.
Кроме того, ведутся работы по цифровой трансформации. В 2025 году внедряется «Форсайт. Аналитическая платформа» для прогнозирования и анализа данных в социально-трудовой сфере. Также был модернизирован портал социальной защиты.
«Все наши усилия направлены на максимальное задействование внутренних ресурсов, обеспечение сбалансированности рынка труда и создание надежной системы социальной защиты для каждого гражданина», – подчеркнул Олег Токун в своем выступлении.
По информации
БЕЛТА