14.02.2020
Коллегия Комитета госконтроля подвела итоги работы за 2019 год и определила основные задачи на 2020 год
Коллегия Комитета государственного контроля подвела итоги работы за 2019 год и определила основные задачи на 2020 год. Заседание прошло 13 февраля 2020 года под председательством руководителя контрольного ведомства Леонида Анфимова.
В рамках поставленных Главой государства задач Комитетом госконтроля в 2019 году продолжена работа по смещению акцентов в деятельности контролирующих и надзорных органов на профилактическую работу.
Так, значительно больше внимания уделялось превентивному контролю. В 2019 году на 40 % увеличилось количество мониторингов (1 070, в 2018 году – 756) и на 10 % – аудитов эффективности (131, в 2018 году – 119), по материалам которых субъектам хозяйствования даны рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Изменены подходы Комитета госконтроля к привлечению субъектов хозяйствования к административной ответственности: в 2019 году сумма наложенных административных взысканий уменьшилась на 34,1 %.
При этом число проведенных проверок осталось практически на уровне 2018 года (504 проверки, в 2018 году – 490), а по сравнению с 2017 годом количество проверок сократилось в 2 раза.
Несмотря на смещение акцентов на упреждающий контроль, результативность работы Комитета возросла. По итогам контрольно-аналитических мероприятий взыскано, восстановлено в бюджет и обращено в доход государства 202,7 млн. рублей (на 14,5 % больше, чем в 2018 году). Сэкономлено, предотвращено выплат государственных средств на сумму 362,4 млн. рублей (на 39,4 % больше).
Традиционно Комитет особое внимание уделяет сферам, где используются значительные бюджетные ресурсы.
Среди приоритетных направлений – пресечение необоснованного посредничества в различных отраслях и сферах деятельности (выявлено 63 преступления).
Также в 2019 году проведены контрольно-аналитические мероприятия в сфере эффективности использования государственного имущества и земель, развития жилищно-коммунального хозяйства, строительной и лесохозяйственной отраслей, эффективности использования в г. Минске медицинского оборудования. Проверена деятельность организаций потребительской кооперации; предприятий цементной промышленности и др. Подготовлены заключения об исполнении за 2018 год республиканского бюджета и 4 государственных внебюджетных фондов.
В прошлом году на контроле Комитета находилось выполнение 2828 поручений Президента, затрагивающих буквально все сферы жизнедеятельности страны.
Значимая работа по обеспечению экономической безопасности проводится двумя департаментами Комитета госконтроля: финансовых расследований и финансового мониторинга.
В 2019 году Департаментом финансовых расследований выявлено 658 преступлений, в том числе 272 – относящихся к категории тяжких. Выявлено 122 преступления по фактам уклонения от уплаты налогов; 195 коррупционных преступлений в экономической сфере; 63 преступления, связанных с необоснованным посредничеством; 13 – с легализацией преступных доходов и др.
С использованием информации Департамента финансового мониторинга (ДФМ) правоохранительными и контролирующими органами в 2019 году выявлено 554 преступления, применено финансовых санкций на сумму 35,6 млн. рублей, взыскано в бюджет, обращено в доход государства, предотвращено выплат на сумму 62,8 млн. рублей.
Масштабная работа проведена ДФМ по организации прохождения страной международной оценки национальной антиотмывочной системы (системы противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения). Данная оценка проводилась с сентября 2018 года по ноябрь 2019 года. Отчет Республики Беларусь был успешно защищен на Пленарном заседании Евразийской группы по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ЕАГ) и одобрен международной организацией ФАТФ.
За 2019 год проведено 562 прямые и горячие телефонные линии, принято свыше 2,7 тыс. граждан, рассмотрено 7,5 тыс. письменных обращений.
Предстоит завершить начатую в прошлом году работу по созданию системы народного контроля и формированию на этой основе постов и групп внештатных инспекторов. «В стране очень много неравнодушных людей, которые готовы подставить плечо и поделиться информацией о каких-то негативных моментах», – сказал Леонид Анфимов.
Значительная работа велась с высшими органами аудита (ВОА) зарубежных стран. Так, совместно со Счетной палатой России проведен мониторинг исполнения бюджета Союзного государства за 2018 год и первое полугодие 2019 года; совместно с ВОА стран ЕАЭС – проверка соблюдения в 2018 году Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, их перечисления в доход бюджетов государств – членов ЕАЭС.
Важные совместные проекты будут реализованы и в текущем году.
Так, Комитет присоединился к международному координированному аудиту соблюдения требований Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
Совместно с ВОА стран Восточного партнерства будет проведен параллельный аудит эффективности мер, направленных на профилактику и лечение туберкулеза, других инфекционных заболеваний.
Значимым событием станет проведение в апреле 2020 года в Минске международного симпозиума руководителей контрольных органов Европы и Азии. Одновременно состоится 1-е заседание рабочей группы ИНТОСАИ (международная организация ВОА) по целям устойчивого развития и ключевым индикаторам устойчивого развития. Председатель КГК подчеркнул, что «мероприятия такого масштаба в сфере контрольной деятельности впервые пройдут в Беларуси и значительно поднимут авторитет страны в глазах мирового сообщества».
В 2020 году Комитетом будут проведены контрольно-аналитические мероприятия по следующим вопросам:
- использование средств, направленных на строительство и ремонт автомобильных дорог; выполнение научных и опытно-конструкторских работ в отраслях хозяйства; развитие картофелеводства, овощеводства и плодоводства; развитие транспортного комплекса г. Минска;
- эффективность реализации ряда государственных программ;
- рациональное использование древесных ресурсов и строительство пеллетных заводов в системе Минлесхоза;
- эффективность функционирования мясной промышленности;
- использование государственных средств и имущества в банках с государственной формой собственности и др.
По информации официального сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь
«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА
«Учтены интересы субъектов и проверяющих». Василий Герасимов об Указе о контрольной (надзорной) деятельности
В Указе «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» учтены интересы субъектов хозяйствования и проверяющих органов. Об этом заявил журналистам Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Последние изменения в законодательство о контрольной деятельности вносились 8 лет назад. Конечно, практика показала определенные шероховатости, которые надо было устранить. С 2020 года количество контрольных мероприятий уменьшилось в два раза. Акцент смещен в сторону профилактики. Но при этом есть жесткое требование Главы государства: все, что касается жизни и здоровья граждан, налогов и других серьезных нарушений, – ответственность должна быть та, которая предусмотрена законом», – сказал Василий Герасимов.
По его словам, мониторинги детально урегулированы новым указом. «Для того, чтобы мониторингами не подменяли проверки, – отметил Председатель КГК. – Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила устанавливал каждый орган, то сейчас такого не будет. Будут единые правила. При этом мы должны понимать, что мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96 % всех контрольных мероприятий. То есть этот пласт сейчас будет урегулирован. Есть и другие изменения. Например, сроки для устранения нарушений должны быть адекватные. К сожалению, были случаи, когда давали на устранение нарушений, где объективно требуется несколько недель, к примеру, два дня. Есть масса других технических правок, которые внесены Указом в контрольную деятельность».
«Это сбалансированный документ. Он готовился не только контролирующими (надзорными) органами, но в том числе учитывалось мнение субъектов хозяйствования. Поэтому то, что изменяется в плане мониторингов, мероприятий технического характера, для субъектов, конечно, лучше с точки зрения защиты их интересов. Но есть вещи, которые ужесточают требования. Ранее был мораторий на проверки субъектов в течение двух лет после образования предприятия. Сейчас, например, что касается ценообразования, если мы видим, что субъект систематически нарушает, то такие проверки будут возможны. Поэтому в данном случае учтены интересы всех», – резюмировал Василий Герасимов.
По информации
БЕЛТА
Главой государства подписан Указ о повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 июня подписал Указ № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности». Соответствующие новации неоднократно рассматривались на уровне Главы государства, в том числе в ходе недавнего совещания с руководством Совета Министров.
Документом корректируется порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности, действовавший на основании Указа от 16 октября 2009 г. № 510, который теперь признается утратившим силу.
В новом Указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации процессов. Упраздняется обязанность субъектов хозяйствования вести книгу контрольных (надзорных) мероприятий и журнал производства работ (такие сведения уже вносятся в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности). Упразднено также ведение и использование единой информационной базы данных контролирующих (надзорных) органов.
Указом утверждено Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, устанавливающее сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Закреплены нормы, касающиеся мер ответственности таких органов за нарушение порядка проведения проверок, мониторинга, мероприятий технического характера. Усилена профилактическая роль мониторинга за счет изменения подхода к применению мер ответственности (будут применяться только при неустранении добровольно нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления).
Введена обязанность для проверяющих определять срок для устранения выявленных нарушений исходя из их специфики. Будет учитываться при этом объективная возможность устранения нарушения в установленный срок.
Кроме того, приведена в соответствие с иным законодательством терминология, употребляемая в законодательстве о контрольной (надзорной) деятельности.
Как сделать экзамены «убедительно справедливыми» и стоит ли уповать на удачу. Наталья Петкевич о вступительной кампании
Как сделать экзамены «убедительно справедливыми» и стоит ли уповать на удачу, рассказала в эфире программы «Разговор у Президента» на телеканале
«Беларусь 1» вице-премьер Наталья Петкевич, которая также является председателем государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году, сообщает
БЕЛТА.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, заслушивая 30 мая доклад о вступительной кампании, подробно расспросил ответственных должностных лиц о правилах ее проведения, реализации на практике, а также об организации ЦТ и ЦЭ.
«Мы, конечно, очень заряжены и самой этой темой, и теми поручениями, которые даны госкомиссии главой нашего государства, – отметила Наталья Петкевич, подчеркнув, что вопросы вступительной кампании, проведения централизованного экзамена находятся в центре внимания, потому что речь идет о будущем страны. – Мы все понимаем, что это, наверное, один из самых стрессовых и самых сложных периодов в жизни каждого человека. Поэтому глава государства не просто ставит задачу, а переживает за то, чтобы эта вступительная кампания, как и все кампании в нашей стране, прошла максимально без стрессовой ситуации».
«Обстановка спокойная»
Наталья Петкевич отметила, что государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании работает слажено. Система выстроена, и краеугольный камень – она должна быть «не просто субъективно справедливой, а убедительно справедливой». Раньше были определенные недочеты.
«Все эти ошибки максимально учтены, чтобы не допустить впредь и обеспечить максимальную прозрачность, – сказала Наталья Петкевич. – Человеческий фактор с точки зрения влияния на оценку исключен. Когда продумывали систему, пошагово прошлись с тем, чтобы невозможно было никак вмешаться, чтобы не могли заподозрить, что как-то можно договориться или могут иметь место злоупотребления».
По словам Натальи Петкевич, рассмотрены все этапы проведения испытаний – начиная от формирования конвертов с заданиями до того момента, как они вскрываются, разносятся по аудиториям. В рамках государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании создана 321 комиссия. «По всей стране каждое место проведения централизованного экзамена, централизованного тестирования и каждое учреждение образования, где имеет место вступительный процесс, охвачены контролем со стороны государственной комиссии», – добавила вице-премьер.
Также работает Комитет госконтроля, чтобы «родители и ребята были спокойны, что все под контролем».
«Моментальная реакция на обращения»
По словам Натальи Петкевич, на сегодняшний день в комиссию поступило 52 обращения, из них 47 рассмотрены. На каждое из них – моментальная реакция. Если речь идет о ходатайстве по вопросу регистрации в резервный день, переноса сдачи экзамена, то вопросы решаются быстро. Когда возникают спорные ситуации, например, с проносом калькуляторов, телефонов, требуется время. «Поэтому пять обращений у нас еще в работе», – рассказала вице-премьер, добавив, что отказано только однократно.
Она напомнила, что в этом году ужесточены правила в части запрета мобильных телефонов. Что касается калькуляторов, то можно использовать только устройства с минимальными расчетными функциями. «У нас было обращение, потому что молодой человек принес с собой более сложный калькулятор. Ему не разрешили его пронести. Посчитали, что эта эмоциональная ситуация якобы могла повлиять на результат», – рассказала Наталья Петкевич.
Отмечалось достаточно много обращений, связанных с состоянием здоровья ребят, сдающих экзамен. «В каждом конкретном случае шли навстречу, решали в индивидуальном порядке. Все максимально сделано для того, чтобы создать комфортные условия», – добавила Наталья Петкевич.
Знания или удача?
По словам вице-премьера, система сдачи экзаменов нацелена на то, чтобы не было субъективизма и оценивалось, как молодой человек работал на протяжении предыдущих школьных лет. Учебные заведения заинтересованы, чтобы приходили «студенты с большой буквы, которые имеют и определенные знания, и желание учиться».
«Везде, где только можно пойти навстречу, госкомиссия (по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году. – Прим. БЕЛТА) навстречу идет, если это не нарушает правило справедливости», – подчеркнула вице-премьер.
Наталья Петкевич добавила, что процесс совершенно прозрачный и уповать на удачу не стоит. Именно на это нацелены все усилия.
По информации
БЕЛТА
Самое главное, чтобы была справедливость. Наталья Петкевич о работе госкомиссии по контролю за вступительной кампанией
Государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании очень тщательно подходит к изучению каждой персональной ситуации и поступившей жалобы. Об этом заявила Заместитель Премьер-министра, председатель этой комиссии в 2025 году Наталья Петкевич в проекте «Время Первого» на телеканале
«Беларусь 1», передает корреспондент
БЕЛТА.
Говоря о работе комиссии, вице-премьер подчеркнула, что про эту структуру можно с уверенностью сказать – она с человеческим лицом. К каждой персональной ситуации или жалобе комиссия подходит очень тщательно.
«Самое главное, чтобы была справедливость, – подчеркнула Наталья Петкевич. – Когда ставишь себя на место ребенка или родителя, хочется, чтобы все было очень по-человечески».
По словам вице-премьера, некоторые проблемные моменты, касающиеся проведения экзаменов, были впервые выявлены во время нынешней вступительной кампании. Речь об отдельных аспектах по допуску к испытаниям абитуриентов, в том числе имеющих медицинские особенности. «Мы это будем анализировать с тем, чтобы обеспечить им соответствующую медицинскую защиту в ходе сдачи экзамена и обеспечить справедливость», – сказала Наталья Петкевич.
Кроме того, Министр образования Андрей Иванец, выступая в проекте, заверил, что в настоящее время никаких изменений как в выпускной, так и во вступительной кампаний не предполагается и не обсуждается.
По информации
БЕЛТА