12.02.2020
Какие дополнительные меры соцзащиты предусмотрены для военнослужащих-срочников и резервистов
Служите спокойно
10 февраля Президент подписал Указ № 48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Как сообщили в пресс-службе Президента, в соответствии с документом устанавливается, что с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. Также для граждан, прошедших срочную военную службу, службу в резерве, предусмотрены дополнительные льготы и преимущества (смотри инфографику).
Это документ, которого ждали. Потому что практически в каждой белорусской семье есть молодые люди, которые уже исполнили свой воинский долг, служат сейчас или ожидают призыва. Условия службы, последующие гарантии и льготы интересуют как самих призывников, так и родителей, жен, невест, обсуждаются в обществе. В частности, многие считали неправильным, что с некоторых пор срок армейской службы выпал из общего трудового стажа. Фактор не решающий, но некоторых призывников он побуждал искать способы, как в народе говорят, откосить от армии. Президент услышал общественное мнение по этому поводу.
Но значение документа, конечно же, гораздо шире…
В разгар минувшей призывной кампании журналисты «СБ. Беларусь сегодня» побывали в столичных военкоматах. Встретили, в частности, парней, которые становились на учет после срочной службы.
«Я научился коммуникабельности. Я побывал в таких критических ситуациях, которые на гражданке невозможны. Теперь я готов к резкой смене обстановки и к чему угодно. Знаю, что не растеряюсь, сориентируюсь, сумею принимать решения и действовать», – делился впечатлениями от службы Алексей Миляев. Вспомнив марш-броски по 50 км, прыжки с парашютом и армейскую дружбу, с ним был солидарен Андрей Савченко: «Служба добавила моему характеру стали».
Вот что дает армия мужчине. Государство же получает ответственного гражданина, на которого можно положиться во всем. Но эти два парня осознанно шли на службу, не пытаясь от нее увильнуть. При этом план призыва в одном из военкоматов в разгар кампании не был выполнен даже наполовину. А ведь совсем недавно, казалось бы, на срочную службу брали чуть ли не по конкурсу: что изменилось? Отчасти сказывается демография. В последние годы призывного возраста достигает не очень много молодых людей: в начале века их просто рождалось меньше.
Прогнозируется, что предстоящей весной будет призвано на одну тысячу человек больше, чем год назад.
Вот какими цифрами в беседе с журналистом «СБ. Беларусь сегодня» значение демографического фактора оценила официальный представитель Министерства обороны Наталья Гаврусик.
«Включение срока службы в страховой трудовой стаж для нас как разработчиков проекта Указа было принципиальным моментом, – сказала Наталья Гаврусик, комментируя Указ № 48. – Что касается остальных гарантий, то для нас важно, чтобы эти меры не выглядели своего рода пряником для молодого человека, который получает его за то, что отслужил. Получить военно-учетную специальность, пройти эту школу, так или иначе, должен каждый. Другое дело, что эти социальные гарантии помогут повысить некий базисный уровень социального комфорта, который обеспечен гражданину на определенный период жизни, когда он, отдавая долг Родине, оторван от привычного уклада, от работы, семьи. Чтобы, уходя в армию, он понимал, что его семья остается в общежитии, которое ему предоставлено: государство об этом подумало. Чтобы, возвращаясь из рядов Вооруженных Сил, он понимал, что у него есть серьезные преференции для поступления в вуз. Что у него будут приоритетное право на общежитие и возможность бесплатно учиться на подготовительных курсах, а после учебы будут серьезные льготы при распределении».
Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую – приписываемый Наполеону постулат, возможно, потерял свою буквальную актуальность. Европейские страны, включая совсем небольшие, тем не менее от армий не отказываются. Вооруженные Силы остаются важнейшим фактором не только безопасности, но статуса государства: уважают сильных. Сильные люди – сильная страна. На безопасность и статус Беларуси работает и принятый в прошлом году Закон по вопросам эффективного функционирования военной организации государства, и Указ № 48.
Завершая разговор, Наталья Гаврусик анонсировала дальнейшее развитие системы социальной защиты военнослужащих: Правительством уже разработан дополнительный комплекс мер по повышению статуса военнослужащих срочной военной службы. Предполагаются, в частности, скидки по стоимости обучения в государственных учреждениях образования; первоочередное право на обслуживание в государственных организациях здравоохранения и скидка 25 процентов на платные медицинские услуги для получивших травмы или ранения. Будет продолжено и совершенствование законодательства.
Факт
За последние 10 лет количество лиц призывного возраста сократилось практически в два раза. Весной 2019 года было призвано всего около 4200 человек, хотя прежде призывалось до 10 тысяч. Весной 2019 года вызову на призывные комиссии подлежали 40 тысяч из 143 тысяч граждан, которые достигли призывного возраста и состояли на призывном учете. Остальные либо вообще не подлежали призыву, либо имели отсрочки. В свою очередь, из 40 тысяч призывников отсрочки получило около 29 тысяч, или 72 процента. В итоге были призваны только 4200, чуть более 10 процентов. Но ситуация меняется. Уже во время минувшего осеннего призыва в войска на срочную службу было направлено около 12 тысяч человек и около 200 – на службу в резерве.
Виктор Пономарев, «СБ. Беларусь сегодня», 11 февраля 2020 г.
(инфографика – «СБ. Беларусь сегодня»)
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов. Как новые подходы применяются на практике
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает
БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены госнаград и Благодарности Президента
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены государственных наград и Благодарности Президента за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в развитие АПК и достижение высоких производственных показателей. Соответствующие Указ и Распоряжение подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Орденов и медалей, почетных званий удостоен 61 работник организаций агропромышленного комплекса.
Орденом Трудовой Славы награждены генеральный директор ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Владимир Лукьянов и директор ОАО «Отор» Чечерского района Татьяна Струк. Еще пять человек – Орденом Почета. Это оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм МТК «Германишки» КСУП «Гудогай» Островецкого района Гелена Дремо, директор ОАО «Хотимский льнозавод» Николай Курзенков, оператор машинного доения ОАО «Рассвет имени К.П.Орловского» Кировского района Галина Легкая, тракторист-машинист КУПСХП Верхнедвинского района «Кохановичи» Василий Мороз и водитель автомобиля ОАО «Путь новый» Ляховичского района Владимир Побегайло.
Большая группа работников агропромышленного комплекса удостоена медали «За трудовые заслуги». В их числе – оператор машинного доения ОАО «Грицкевичи» Несвижского района Татьяна Гусева, тракторист-машинист кооператива «Лариновка» Оршанского района Евгений Мельницкий, главный агроном ОАО «Спорово» Березовского района Иван Прокурат, оператор птицефабрик и механизированных ферм ОАО »Птицефабрика «Рассвет» Гомельского района Светлана Русских и токарь кооператива «Свитязянка-2003» Кореличского района Виктор Урбанович.
Указом также присвоены почетные звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь». Их удостоены главный агроном СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района Иван Головенко, оператор птицефабрик и механизированных ферм бройлерного цеха № 1 ЗАО «Серволюкс Агро» Могилевского района Татьяна Долгоносова, директор ОАО «Святая Воля» Ивацевичского района Владимир Любушак, тракторист-машинист ОАО «Тихиничи» Рогачевского района Андрей Новиков и начальник цеха животноводства КСУП «Брилево» Гомельского района Вячеслав Струк.
Заслуги еще 40 человек отмечены Благодарностью Президента. В их числе – главный агроном ОАО «Круглянский Рассвет» Сергей Островский, директор Щучинской птицефабрики Андрей Красовский, ведущий инженер-технолог Минского молочного завода № 1 Татьяна Михновец, животновод сельхозпредприятия «Рыдомльский» Толочинского района Наталья Рогова и тракторист-машинист ОАО «Городилово» Молодечненского района Александр Стефанович.
Александр Лукашенко ратифицировал шесть международных договоров со странами Африки, Азии и Латинской Америки
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о ратификации шести международных договоров, которые направлены на расширение сотрудничества со странами Африки, Азии и Латинской Америки.
Ратифицированы межправительственные соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов с Зимбабве, Угандой и Гвинеей-Бисау. В соответствии с ними владельцы таких паспортов освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда и транзита по территории принимающей стороны. Реализация этих международных договоров позволит упростить взаимные поездки официальных должностных лиц.
Межправительственные соглашения с Колумбией о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания и с Лаосом об отмене виз для владельцев обычных паспортов освобождают граждан, имеющих действительные национальные паспорта, от необходимости получения виз для въезда, транзитного проезда и пребывания на территории государств.
Кроме того, ратифицирован протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Турцией о взаимной отмене виз от 29 марта 2013 года. Документ предусматривает освобождение водителей и членов экипажей транспортных средств – граждан Беларуси и Турции, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров, от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государств в течение 90 дней в любом из периодов в 180 дней (до подписания протокола – до 30 дней, но не более 90 дней в году).
Главой государства подписан Указ о совершенствовании порядка заселения арендного жилья
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 388 «О совершенствовании порядка заселения арендного жилья».
Документ направлен на сокращение сроков заселения граждан в построенные государственные арендные квартиры до 30 рабочих дней от даты утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию. В настоящее время такое заселение допустимо осуществлять в срок до 200 дней.
Указом сокращена продолжительность действующих процедур, необходимых для заселения граждан.
В частности, работы по технической инвентаризации строящегося жилого дома будут начинаться не позднее чем за 45 календарных дней до приемки его в эксплуатацию (сейчас – после утверждения акта ввода).
Сроки обращения за предоставлением арендного жилья, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и другие сокращаются до 1–5 дней (ранее – не менее одного месяца).
Указ вступает в силу с 1 января 2026 года.
До указанного срока местным Советам депутатов поручено принять решения по заселению арендных квартир, находящихся в коммунальной собственности, также в 30-дневный срок.
На чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год?
Член Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Игорь Сергеев рассказал корреспонденту БЕЛТА, на чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год, комментируя подписанный Президентом Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
Указ № 385 от 3 ноября 2025 г. о важнейших показателях и параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год устанавливает приоритеты в экономике страны на следующий год. «Основной акцент сделан на инвестициях, экспорте и поиске новых рынков. На этих трех ключевых направлениях построено благосостояние населения страны. В условиях внешних вызовов гораздо сложнее удерживать баланс между ростом и стабильностью», – отметил Игорь Сергеев.
В соответствии с Указом будет утвержден план социально-экономического развития на год, который послужит руководством для достижения целевых экономических ориентиров, добавил он. Также потребуется принятие новых законов и нормативных актов.
«Для обеспечения роста инвестиций на 3,1 % надо будет сосредоточиться на совершенствовании инвестиционного законодательства: определенные процедуры необходимо упростить, предоставить льготы и обеспечить гарантии для инвесторов. Что касается экспорта, важно поддерживать законы, стимулирующие внешнеэкономическую деятельность и диверсификацию экспорта. Особое внимание будет уделено контролю за инфляцией, целевой показатель которой определен не выше 7 %. Необходимо эффективно работать для достижения ценовой стабильности», – уверен он.
Благодаря последовательной и, возможно, временно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политике Республика Беларусь достигла значительных результатов в финансовом секторе, и это, в сочетании с другими монетарными методами управления экономикой, позволило создать определенные благоприятные условия для хозяйствования, обратил внимание Игорь Сергеев.
«В результате достигнут рост ВВП в стране, а не спад, как это было в девяностые годы. Мы имеем устойчивую положительную динамику и промышленного производства, и сельского хозяйства, а вместе с этим – и реальный рост доходов граждан, – подчеркнул он. – Указ № 385 является крайне необходимой мерой для экономического роста нашей страны в действующих геополитических условиях».
По информации
БЕЛТА