11.02.2020
Генпрокуратура потребовала устранить нарушения в работе организаций ЖКХ
Генеральная прокуратура проверила исполнение Министерством жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) и организациями, входящими в его систему, Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», законодательства об обращениях граждан, юридических лиц и о порядке ведения административного процесса на территории отдельных регионов страны. Невзирая на принимаемый государством комплекс управленческих и правовых решений по улучшению состояния жилищно-коммунального хозяйства, выявлены нарушения и упущения в сфере обслуживания населения.
Ежегодно организациями системы ЖКХ рассматривается более 75 тысяч обращений граждан и юридических лиц, 40 % из которых посвящены вопросам эксплуатации и ремонта жилищного фонда, 20 % – благоустройства, освещения, соблюдения санитарных правил.
В ходе проверки прокуроры установили многочисленные факты несоблюдения сроков рассмотрения обращений, в том числе сроков выполнения заявок по устранению недостатков при оказании услуг. В большинстве случаев это обусловлено низкой исполнительской дисциплиной и отсутствием должного контроля.
В частности, почти полгода понадобилось специалистам одного из ЖЭУ г. Минска для выполнения заявки собственника квартиры о разгерметизации стыков стеновых панелей жилого дома, при том что работа подлежала выполнению в течение семи дней. На основании предписания Генпрокуратуры работы были проведены незамедлительно.
Прокуроры отметили, что изучение деятельности с обращениями граждан в Министерстве сводилось к сравнению количественных показателей (рост, снижение) и описанию тематики заявлений. Отсутствовала аналитическая составляющая по выявлению проблем и нарушений, причин и условий, их порождающих. Соответственно не вырабатывались предложения по устранению имевшихся недостатков, повышению качества оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг, не практиковалась оценка труда должностных лиц, действия или бездействия которых стали причиной обоснованных жалоб.
Установлены системные недостатки в работе уполномоченных на ведение административного процесса в отношении граждан, которые не соблюдали правила пользования жилыми помещениями (ч. 1 ст. 21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Распространены факты пропуска процессуальных сроков, нарушений норм о принятии достаточных мер по всестороннему исследованию обстоятельств правонарушений. Допускались случаи необоснованного прекращения дел на стадии их подготовки к рассмотрению, волокиты – это позволяло избегать ответственности за истечением сроков наложения взыскания.
Причины такого положения – не всегда правильные понимание и применение ответственными должностными лицами организаций ЖКХ законодательства о порядке ведения административного процесса, со стороны руководства вышестоящих организаций – недостаточный ведомственный контроль за ходом его ведения и принятием решений по делам об административных правонарушениях.
В целях надлежащей организации работы по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Генеральная прокуратура внесла Министру ЖКХ представление об устранении выявленных нарушений и недостатков.
По результатам его рассмотрения Министерство приняло комплекс организационно-практических мер, в том числе направленных на повышение квалификации должностных лиц в сфере применения профильного законодательства, ряд работников привлечены к дисциплинарной ответственности.
Надзорные мероприятия в этой сфере будут продолжены.
По сообщению официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
Новация для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации
БЕЛТА
Какие новые правила приняты для безопасности на ж/д объектах, пояснили в Генпрокуратуре
Что нового появилось в правилах нахождения в зоне повышенной опасности железнодорожных путей, рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Генеральной прокуратуры.
Генпрокуратура, исходя из необходимости обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, потребовала нормативного урегулирования Минтрансом порядка выпаса вблизи железнодорожных путей сельскохозяйственных животных и их прогона через такие пути, а для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры – дополнительные изменения в правила проезда и перехода через пути и нахождения в зонах повышенной опасности на объектах ж/д инфраструктуры.
Очевидно, что бесконтрольное нахождение животных в зонах повышенной опасности железной дороги приводило к их гибели и срыву с графика движения поездов, причинению вреда. К примеру, КУСХП «Улльский» на расстоянии около 1 км от железнодорожных путей на перегоне Оболь – Глушанино Витебской области в мае 2025 года осуществлялся выпас стада из 178 коров. Отсутствие контроля за животными привело к их выходу на железнодорожные пути, применению экстренного торможения двумя поездами межрегиональных линий и гибели 16 сельскохозяйственных животных.
Итогом рассмотрения этого и других предложений Генпрокуратуры стало издание транспортным ведомством постановления, которым актуализированы правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Теперь на законодательном уровне даны определения термина «сельскохозяйственные животные». Установлен запрет на их выпас в полосе отвода железной дороги. На расстоянии ближе 300 м от ж/д путей выпас должен осуществляться на привязи или в загонах, а на расстоянии от 300 м до 2 км – под постоянным надзором лиц, пасущих сельхозживотных. Исключение – места загонной пастьбы с помощью электрического ограждения. Изложены действия и при прогоне этой категории животных через железнодорожные пути.
Кроме того, для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры определены условия размещения знаков информационной безопасности, ужесточены требования к проезду и переходу через железнодорожные пути. В частности, при переходе через пути по железнодорожным пешеходным переходам следует держать сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, за руку или на руках при перевозке их без использования детской коляски.
Гражданам при пересечении железнодорожных путей запрещено пересекать их при работающем световом сигнале красного цвета устройства автоматической сигнализации о приближении поезда (при наличии такого устройства), а также если к железнодорожному пешеходному переходу в пределах видимости приближается транспортное средство железнодорожного транспорта, передвигаться на мотоблоках, мотоциклах, мопедах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, а также с использованием средств персональной мобильности (за исключением инвалидных колясок), а также пользоваться мобильными телефонами, наушниками (кроме слуховых аппаратов), планшетными компьютерами и иными электронными устройствами.
При нахождении в зонах повышенной опасности нельзя устанавливать на путях железнодорожные тормозные башмаки и устройства принудительного схода железнодорожного подвижного состава, проникать в производственные помещения и на огражденную территорию объектов инфраструктуры, которые не предназначены для обслуживания потребителей, наносить надписи и наклейки, загрязнять транспортные средства железнодорожного транспорта.
Кроме того, запрещено осуществлять самовольный проезд в грузовом поезде, проезд на подножке, автосцепном устройстве, переходной площадке, крыше, ином конструкционном элементе железнодорожного транспорта, в том числе в кабине управления таким транспортом, пользоваться наушниками (кроме слуховых аппаратов) на пассажирской платформе, оставлять без присмотра и контроля сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, прыгать с пассажирской платформы и находиться под ней. Также нельзя использовать пиротехнические изделия, пользоваться лазерными указками, осуществлять движение по полосе отвода с использованием средств передвижения и транспортных средств, не применяемых для обслуживания объектов инфраструктуры.
Вышеперечисленные и иные изменения, направленные на безаварийную работу железной дороги и предупреждение травматических случаев с гражданами, вступили в силу в сентябре 2025 года.
По информации
БЕЛТА
«Иллюзия безнаказанности». Генпрокуратура о преступлениях подростков в интернете
О преступлениях подростков в интернете в пресс-центре БЕЛТА рассказал старший прокурор по особым поручениям управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Роман Сидоренко.
За 9 месяцев 2025 года в Беларуси выросло количество заведомо ложных сообщений об опасности от имени других несовершеннолетних – с 6 до 23 преступлений, отметил Роман Сидоренко. Часто подростки находят в социальных сетях и мессенджерах тематические группы и чаты, участники которых предлагают бесплатно сообщить заведомо ложную информацию, например, о минировании социальных или торговых объектов от имени того лица, на которое укажут несовершеннолетние. Владельцы таких групп или чатов, как правило, находятся за границей. Путем рассылки электронных писем на официальные почтовые ящики либо направления сообщений в мессенджеры сообщают ложную информацию. «При этом зачастую подросток наивно полагает, что он не совершает никакого преступления, так как непосредственно сам заведомо ложную информацию об опасности не сообщает. Но в этом случае его действия квалифицируются как подстрекательство к совершению преступления, и он несет уголовную ответственность наряду с исполнителем», – рассказал старший прокурор.
Роман Сидоренко привел в пример ситуацию с жителем Могилева. «Желая из мести за прерванные отношения со своей девушкой заблокировать ее аккаунт в Telegram, он стал искать в интернете соответствующую информацию. В сети TikTok ему попался обучающий видеоролик нужного содержания. Открыв комментарий к видео в профиле, он перешел по ссылке в мессенджер Discord и познакомился с другим пользователем этого приложения, которого попросил обучить его взлому аккаунтов. Совершеннолетнему было предложено отключить антивирусную защиту и скачать по ссылке несколько приложений, что он и сделал», – рассказал он.
Однако после установки скачанных приложений подростку было продемонстрировано, что его устройство взломано и третьи лица получили доступ ко всему содержимому, в том числе к его аккаунтам в социальных сетях. «Ему предложили либо выкупить обратно свои данные, либо кого-нибудь «сватнуть» (сообщить о ложной опасности от имени другого человека. – Прим. БЕЛТА). Совершеннолетний предоставил данные бывшей девушки, номер мобильного телефона, электронный адрес школы и место ее расположения для сообщения от ее имени о якобы минировании учреждения образования. Но впоследствии он передумал и просил этого не делать. Однако его поставили перед выбором: либо сообщение направляют от имени его бывшей девушки, либо от его имени. В итоге школа была ложно заминирована от имени девушки, в отношении подростка возбуждено уголовное дело и направлено в суд», – добавил старший прокурор.
Роман Сидоренко отметил, что учащение таких случаев говорит о необходимости совершенствования органами внутренних дел и учреждениями образования своих подходов к доведению до молодежи рисков попасть в неприятную ситуацию и ответственности за порой необдуманные поступки.
По информации
БЕЛТА
«Будут способствовать уменьшению травматизма». Генеральная прокуратура о новых нормах ПДД
Генеральная прокуратура ожидает, что введенные с 1 сентября новые нормы ПДД помогут уменьшить травматизм на дорогах страны. Об этом журналистам рассказал старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Павел Васько, передает БЕЛТА.

Павел Васько
напомнил, что в 2024 году Генеральной прокуратурой был проведен анализ законодательства и правоприменительной практики, связанных с эксплуатацией гражданами средств персональной мобильности (СПМ).
«Проведение анализа было обусловлено тем, что граждане активно использовали СПМ, которые по своим техническим характеристикам и скоростным габаритам создавали реальную угрозу для движения пешеходов. Даже по визуальным признакам они были схожи с мопедами. Поэтому необходимо было четко определить места эксплуатации указанных транспортных средств и их статус в качестве участников дорожного движения», – рассказал он.
Итогом такой работы стал указ, подписанный главой государства, внесший изменения в Правила дорожного движения и вступивший в силу с 1 сентября 2025 года. «В настоящее время в соответствии с действующей редакцией правил дорожного движения основополагающим критерием, разграничивающим СПМ и механические транспортные средства, определена максимально конструктивная скорость движения – 25 км/ч. Все устройства и приспособления, которые не превышают указанный показатель и приводятся в движение электродвигателем, по общему правилу относятся к СПМ», – сказал старший прокурор.
Но в то же время указом предусмотрена возможность для граждан, имеющих в собственности устройства и приспособления, которые превышают указанный показатель скорости, обратиться в испытательные лаборатории для оформления электронного паспорта транспортного средства и последующей регистрации такого транспортного средства в ГАИ для полноценного участия на нем в качестве механического транспортного средства.
«Ожидается, что внесенные корректировки в законодательство окажут положительный эффект и будут способствовать уменьшению травматизма на дорогах страны», – подчеркнул Павел Васько.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси могут ввести ответственность за создание инфраструктуры для кибермошенничества
В настоящее время рассматривается вопрос введения ответственности за создание инфраструктуры для кибермошенников. Об этом в пресс-центре
БЕЛТА рассказал старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Максим Сенив.
«На июль этого года значительное число киберпреступлений совершается с использованием абонентских номеров, в том числе принадлежащих белорусским операторам связи. Если потерпевший видит, что с ним общаются с белорусского абонентского номера, доверие к такому лицу возрастает. Есть примеры установления лиц, которые используют сим-боксы и при помощи онлайн-сервисов устанавливают специальное программное обеспечение, помещая в них сим-карты, оформленные на себя либо полученные у третьих лиц. Таким образом фактически создается инфраструктура для совершения преступления. Сейчас рассматривается вопрос введения отдельной ответственности за деятельность подобного рода», – рассказал Максим Сенив.
По его словам, анализ уголовных дел, возбужденных с 1 по 10 октября нынешнего года, свидетельствует о том, что значительное число преступлений связано со склонением потерпевших к переводу денежных средств на подконтрольные злоумышленникам банковские счета, в том числе и иностранные. Часто мошенники совершают противоправные действия из-за рубежа, регистрируют банковские платежные карты и телефонные номера на подставных лиц и выводят похищенные денежные средства за пределы Беларуси.
«На одном из заседаний межведомственной рабочей группы прорабатывались в том числе вопросы необходимости изменения и совершенствования порядка выдачи кредитов физическим лицам, чтобы исключить вероятность оформления кредитов третьими лицами или под их воздействием. Обсуждалось также принятие дополнительных мер для пресечения банками потенциально мошеннических операций, в частности при переводе денежных средств за рубеж», – добавил Максим Сенив.
Кроме того, ведется работа по совершенствованию правового регулирования порядка осуществления оказания услуг электросвязи, уточняются права и обязанности операторов для предупреждения и выявления киберпреступлений.
По словам старшего прокурора, наметилась тенденция совершения хищений путем использования NFC-технологий. «NFC-модули установлены в большинстве смартфонов. Как это работает? Человеку поступает звонок якобы от сотрудника банка или правоохранительного органа, который сообщает о незаконной транзакции. Для защиты средств предлагают установить приложение и направляют ссылку для скачивания. После этого жертву просят приложить к телефону свою банковскую карточку и ввести ПИН-код. Потенциальный потерпевший думает, что все безопасно, ведь карточка у него в руках. На самом деле происходит считывание данных карты и последующее списание денежных средств», – пояснил представитель Генпрокуратуры.
На заседании межведомственной рабочей группы также ведется обсуждение усовершенствования механизмов, направленных на недопущение подобного рода хищений.
Максим Сенив добавил, что работа по борьбе с киберпреступностью никогда не останавливается. Буквально на прошлой неделе Следственным комитетом и Министерством внутренних дел была пресечена преступная деятельность группы лиц, осуществлявших длительное время на системной основе незаконный оборот платежных средств и иных финансовых инструментов в виде дроп-сервиса. Руководителем преступной группы был 25-летний минчанин. Генпрокуратура санкционировала применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении четырех участников этого дроп-сервиса.
По информации
БЕЛТА