Благоприятная деловая среда. Андрей Швед на ПМЭФ представил белорусский опыт правового сопровождения экономики
Белорусский опыт правового сопровождения предпринимательства представил Генпрокурор Беларуси Андрей Швед на сессии «Снижение регуляторной и административной нагрузки как условие свободы предпринимательства, привлечения инвестиций и взаимовыгодного сотрудничества» Петербургского международного экономического форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В Беларуси уделяется постоянное и очень серьезное внимание вопросам создания благоприятного делового климата, снижению регуляторной и административной нагрузки в целях создания дополнительных точек роста экономики. Упрощены условия регистрации новых субъектов хозяйствования, лицензирования, налогообложения, административных процедур, приняты меры по исключению необоснованного вмешательства в их деятельность», – сказал Андрей Швед.
По его словам, значительные усилия принимаются по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений в сфере экономики. «Можно уверенно сказать, что наша страна, Республика Беларусь, не допустила системной коррупции, в том числе в сфере экономики», – подчеркнул Генпрокурор.
Для создания благоприятных условий для разработок современных технологий, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций созданы территории со специальным правовым режимом – это Парк высоких технологий, а также Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Недавно Президент Беларуси был в Китае. Принято принципиальное решение о том, что все ведущие белорусские предприятия будут в ближайшие годы модернизированы по самому высокому стандарту, отметил Андрей Швед.
Минимизировано контролирующее воздействие госорганов
Генпрокурор напомнил, что в Беларуси минимизировано контролирующее воздействие государственных органов в экономической сфере, их деятельности придан преимущественно упредительный характер. Очередным шагом в обеспечении защиты прав предпринимателей стало принятие буквально неделю назад Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
При подготовке этого документа Генпрокуратура учла все современные подходы в этом вопросе. В новом Указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации надзорных и контрольных процессов. Главная цель Указа – помочь предприятиям и организациям не допускать впредь выявленных нарушений и повысить эффективность их деятельности.
В частности, значительное внимание уделяется проведению мониторингов. Если по итогам мониторинга выявлено нарушение, предприятию предлагается самостоятельно их устранить. И ответственность наступает только за невыполнение данного требования, пояснил Андрей Швед.
Вместе с тем оптимизация регулирования не должна привести к отказу государства от реализации своих функций, особенно в сферах обеспечения безопасности населения, защиты прав граждан, интересов общества и государства.
Продолжая тему, генпрокурор отметил, что в Беларуси координация государственной и частной экономической деятельности обеспечивается государством, в первую очередь в социальных целях. Реализуется принцип ответственности бизнеса перед государством, обществом и гражданами. В связи с этим перед органами прокуратуры при осуществлении надзора в сфере экономики стоит задача одновременно обеспечить защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности и исполнение ими требований законодательства.
Надзор за реализацией контрсанкционных мер
Ввиду давления недружественных стран в последнее время одним из основных направлений прокурорской работы стал надзор за реализацией контрсанкционных мер. Прокуроры проверяют соблюдение ограничений на выплату дивидендов участникам хозяйственных обществ из недружественных государств, продажу недвижимости и вывоз материальных ценностей за пределы страны. По словам Андрея Шведа, именно мерами прокурорского надзора в этом важном направлении сегодня поставлен прочный заслон.
Кроме того, законодательством Беларуси предусмотрена возможность введения внешнего управления организациями для недопущения прекращения их деятельности и причинения ущерба, в первую очередь трудовым коллективам.
Заслон мошенничеству
«Нами совместно с иными государственными органами осуществляется контроль за ценообразованием для обеспечения экономически обоснованного уровня цен и доступности социально значимых товаров. По инициативе Генеральной прокуратуры нормативно установлены ограничения микрофинансовой деятельности. Прокуроры защитили сотни граждан, получивших займы под кабальные проценты или под залог единственного жилья. Такие сделки признаются недействительными в судебном порядке», – сказал Генпрокурор.
Одной из проблем является восстановление права граждан, пострадавших от преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, в первую очередь мошенничества. В настоящее время реализуется принятый правительством Беларуси комплексный план дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям.
В частности, начата эксплуатация автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка. Ее внедрение, безусловно, способствует оперативному приостановлению движения по счетам, через которые перемещаются похищенные денежные средства. Указанная система уже сегодня позволила значительно снизить количество хищений, связанных с выманиванием денег путем телефонных звонков под видом работников банков, сотрудников правоохранительных органов и так далее.
«Кроме того, по нашей инициативе в Уголовно-процессуальный кодекс Беларуси внесены изменения, позволяющие налагать арест на электронные деньги и криптовалюту, являющиеся предметом преступления. Также закреплен порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам», – отметил Андрей Швед.
Органами прокуратуры Беларуси проводится значительное количество проверок по обеспечению сохранности госсобственности, устранению фактов бесхозяйственности, других нарушений закона. В необходимых случаях прокуроры немедленно предъявляют иски в интересах предприятия. «Только в прошлом году нами удовлетворено более 1 тыс. обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или фактически каждое второе обращение бизнеса и предпринимательства», – заметил Генпрокурор.
В результате принятых всеми государственными органами мер в Беларуси создана в целом благоприятная деловая среда, позволяющая эффективно и безопасно осуществлять предпринимательскую деятельность, инвестировать средства на выгодных условиях.
По информации
БЕЛТА
«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА
Проверок и мониторингов станет меньше. Генпрокурор рассказал подробности нового проекта указа о контрольной деятельности
В случае подписания Главой государства доработанного проекта Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности, проверок и мониторингов субъектов хозяйствования станет меньше. Об этом сообщил журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед по итогам совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Контрольных мероприятий будет меньше. Мы ужесточили в проекте (указа. – Прим. БЕЛТА) требования к обоснованию начала проверочных мероприятий. То есть очень четко прописано, что те, кто приходит проверять, должны обосновать, почему приходят. Если они это не обосновывают, тогда отвечают уже контролеры по всей строгости закона. Поэтому проверок будет меньше, но они должны быть более эффективными. Потому что контролеры в соответствии с указом, если он будет подписан, будут приходить только туда, где есть достоверная информация о нарушениях», – пояснил Генпрокурор.
То же самое, по его словам, касается и проведения мониторингов. «Если раньше были замечания со стороны субъектов хозяйствования, предпринимателей по поводу того, что под видом мониторинга, как они говорят, «кошмарили нас» – этого уже не будет. Процедура примерно такая же, как и проверка: очень жесткие требования и по срокам, и по обоснованию, по результатам. Если пришел (проверяющий. – Прим. БЕЛТА), просто так уже оттуда не уйдешь. Ты должен оставить документ: что делал, с какой целью, почему туда пришел. С этим документом будет работать руководитель субъекта хозяйствования, предприниматель и тогда давать оценку уже действиям контролеров», – сказал Андрей Швед.
Как сообщалось, на совещании 29 мая Главе государства был повторно представлен доработанный проект Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности. Данный документ ранее уже обсуждался на уровне Президента – совещание по этой тематике состоялось 28 марта. Тогда Главе государства представили проект Указа о повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности, доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на совещании в мае прошлого года. Александр Лукашенко отправил документ на доработку. Одно из главных его требований касалось удобства использования норм документа, изменения стиля и методов работы контролирующих органов с акцентом на повышение эффективности работы. Заинтересованным госорганам ставилась задача найти компромисс, пересмотреть подходы и выдать документ надлежащего качества. Ведь принятый в 2009 году Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», который пока продолжает действовать, уже все-таки устарел, да и сама сфера нуждается в определенных корректировках, причем не только в технических.
По информации
БЕЛТА
Какие дома в Беларуси попадут под реновацию? Пример привели в МЖКХ
Заместитель начальника управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Севрук в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, какие дома попадут под реновацию.
В Беларуси в Концепции государственной жилищной политики до 2030 года вводится такое понятие, как реновация жилья, в рамках которой уже будут несколько иные подходы к модернизации и реконструкции жилых домов. «В стране существуют жилые дома, которые нецелесообразно капитально ремонтировать. Инженерные системы, конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном состоянии и сроки эксплуатации жилого дома сильно превышены», – пояснила Надежда Севрук.
Государственные органы совместно с Министерством архитектуры и строительства и Министерством жилищно-коммунального хозяйства вырабатывают критерии и подходы по тому, какие дома будут подлежать реновации, реконструкции, модернизации. Она подчеркнула, что последующие пять лет эта тема будет активно внедряться. «Сегодня уже общество требует более комфортного проживания. Некоторые дома, особенно в удаленных районах, могут не отвечать определенным требованиям», – сказала она.
По словам Надежды Севрук, планирование перечня таких домов уже налажено с учетом пятилетней программы капитального ремонта и текущих графиков на год. «Есть дома 1905 года, двухэтажки, которые не полностью оборудованы какими-то инженерными системами. Для того чтобы капитально отремонтировать этот дом при средней стоимости за 1 кв.м капитального ремонта в Br342, один квадрат капремонта такого дома может обходиться в Br1,3 тыс. При этом не всегда возможно отдельные инженерные системы переоборудовать, установить, потому что просто они не предусмотрены там в целом или износ уже настолько сильный, что провести реновацию этого жилого дома государству будет более экономически выгодно, нежели проводить там капитальный ремонт», – привела пример она.
В случае если дом попал под реновацию, будет предусмотрена программа предоставления или компенсации жилья для граждан, проживающих в этом доме.
По информации
БЕЛТА
Как распределяется арендное жилье и у кого преимущество при получении, пояснили в МЖКХ
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент
БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации
БЕЛТА