06.02.2020
В планах профсоюза госучреждений – расширять практику представления интересов работников в судах
На съезде Профсоюза государственных и других учреждений были подведены итоги работы за 5 лет. Напомним, что в декабре 2016-го профсоюз стал крупнее. К нему присоединились профсоюзы работников органов госбезопасности, налоговых и других финансовых органов, Вооруженных Сил, органов пограничной службы, Министерства по чрезвычайным ситуациям. В результате были созданы объединенные отраслевые организации с правами юридического лица и единой структурой.
Стоит отметить, что в целом за отчетный период число заключенных коллективных договоров в отраслевом профсоюзе повысилось до 2055, при этом 412 из них были заключены впервые. Если говорить о первичных профсоюзных организациях, то за 2015–2019 годы их было создано в 2,3 раза больше, чем за предыдущий отчетный период. К слову, только в 2019 году появилось 112 первичек, что является рекордным показателем за все пять лет. Наметился прогресс и в вопросе заключения коллективных договоров в центральных аппаратах самих министерств и ведомств. Так, они появились в Министерстве труда и социальной защиты, Министерстве юстиции, Генеральной прокуратуре, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям.
– Главный аргумент, который мотивирует вступать в наши ряды, – это реальная помощь профсоюзов трудящимся. Люди должны видеть живые примеры по защите их прав и интересов. Ведь если наниматель где-то не прав, нужно иметь принципиальность, чтобы выступить в защиту человека, – подчеркнул председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда.
Для эффективной реализации полномочий по защите трудовых прав и социально-экономических интересов работников, в отраслевом профсоюзе на постоянной основе функционирует правовая инспекция труда. Благодаря работе профсоюзных специалистов, за пять лет было выявлено 999 нарушений и составлено 68 процессуальных документов по просьбам работников: 55 – в судебные органы, 13 – в комиссии по трудовым спорам. Также благодаря профсоюзным юристам было возвращено незаконно удержанных или не выплаченных работникам денежных сумм в размере 6707,3 рубля.
Правовые инспекторы активно участвуют в проведении выездных профсоюзных приемов, в том числе с представителями прокуратуры в рамках действующего соглашения. За отчетный период была дана 6221 консультация.
Помимо этого, приоритетной задачей отраслевого профсоюза была и остается работа по повышению уровня заработной платы его членов.
– Мы неоднократно совместно с Департаментом по архивам и делопроизводству поднимали вопрос перед Министерством юстиции и Министерством труда и социальной защиты о повышении заработной платы работникам архивов, – привел пример председатель профсоюза государственных и других учреждений Сергей Холяво. – Еще год назад среднемесячная заработная плата этой категории работников являлась одной из самых низких в бюджетной сфере, из-за чего происходил отток квалифицированных кадров. Невысокий уровень оплаты труда негативно сказывался и на закреплении молодых специалистов. И мы добились, что с 1 мая 2018 года заработная плата работникам повышена на 50 %, а по некоторым категориям – на 75 %
В настоящее время уровень оплаты труда бюджетных работников находится на строгом контроле у профсоюзов. Напоминаем, что с 1 января 2020 года вступил в действие Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».
В случае установления фактов снижения уровня заработной платы, начисленной без учета премий в январе, по отношению к уровню заработной платы декабря, также без учета премий, нужно незамедлительно сообщать в Республиканский комитет или на горячую линию ФПБ, которая будет работать весь февраль именно по вопросу применения Указа.
Под пристальным вниманием отраслевого профсоюза находится и охрана труда. Так, за пятилетие технические инспекторы труда провели 237 проверок и 1054 мониторинга, в ходе которых выявлено 5428 нарушений. Также они приняли участие в 83 расследованиях несчастных случаев. Общественные инспекторы труда провели 20 871 мониторинг и выявили 10 797 нарушений.
В завершении съезда были определены главные задачи на следующие 5 лет: тщательный контроль практики применения обновленного трудового законодательства на местах с акцентом на продление контрактов с добросовестными работниками, своевременности выплаты заработной платы в коммерческих организациях. Также в дальнейшей работе профсоюз планирует расширять практику представления интересов работников в судах по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений.
Относительно решений съезда высказался заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерий Мицкевич.
– В основе взаимодействия государства и профсоюзов в нашей стране всегда было деловое и конструктивное сотрудничество во благо человека труда. Уверен, что решения, принятые съездом, и их дальнейшая реализация будут способствовать единству и сплоченности профсоюзных рядов, углублению деятельности в целях наиболее полной защиты прав и интересов трудящихся, укреплению социального партнерства, сохранению стабильности и согласия в обществе, – отметил Валерий Мицкевич.
Кристина Смольянова, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
В Минтруда рассказали, что нужно знать о работе в выходной день
Выходной день – это свободный от работы день, гарантированный Конституцией и
Трудовым кодексом Республики Беларусь. Что должны знать те, кого наниматель привлекает к работе в законный выходной, корреспонденту
БЕЛТА рассказали в Минтруда.
(фото – БЕЛТА)
Привлечение к работе в выходной день возможно только с соблюдением законодательства. «Привлечение к работе возможно по предложению нанимателя с вашего письменного согласия (например, для выполнения срочного заказа), или же по инициативе работника, но с согласия нанимателя. Однако без согласия работника привлечение возможно в исключительных случаях, требующих предотвращения аварии, катастрофы, устранения стихийного бедствия; предотвращения несчастных случаев, устранения неполадок в системах жизнеобеспечения (вода, свет, газ, связь), оказания экстренной медпомощи медперсоналом», – сообщили в Минтруда.
При этом нельзя привлекать к работе в выходной беременных женщин, работников младше 18 лет, женщин с детьми до 14 лет или детьми-инвалидами до 18 лет (без их письменного согласия), инвалидов (если запрещено их индивидуальной программой реабилитации).
Есть особенности и в оплате труда привлеченных к нему в выходные дни. «Предусмотрена доплата к заработной плате в размере не ниже часовых тарифных ставок (тарифных окладов), окладов, либо неоплачиваемый день отдыха (по согласованию с нанимателем). Заработная плата за отработанные в такие дни часы начисляется и выплачивается пропорционально отработанному времени», – сообщили в Минтруда.
Максимально допустимое количество выходных для работы – 12 дней в год (кроме исключительных случаев).
По информации
БЕЛТА
Новые гарантии для молодежи и правовая защита работников – одни из основных тем заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам
Совместное обсуждение правительством, профсоюзами и нанимателями актуальных вопросов социально-трудовой сферы – это уже сложившаяся практика в нашей стране, которая доказала свою эффективность. Благодаря такому формату работы социальные партнеры находят оптимальные решения по тем или иным вопросам, вырабатывают решения, направленные на развитие трудовой сферы и поддержку людей труда.
На очередном заседании Национального совета, прошедшем сегодня, одной из центральных тем было введение дополнительных гарантий для молодых специалистов, работающих в производственной сфере на селе. Вопрос актуальный: одна из основных задач на пятилетку – развитие регионов. И важнейший вопрос здесь – привлечение и закрепление молодых кадров.
В настоящее время молодежи, в том числе на селе, государством уже предоставляется ряд гарантий – от льгот на приобретение жилья до налоговых. Множество преференций предусматривается и коллективными договорами предприятий. В дополнение к этому социальные партнеры предлагают ввести на законодательном уровне новые меры поддержки. В частности, предлагается закрепить обязательства по уровню заработной платы при распределении, установить дополнительные выплаты для обучающихся по целевым направлениям и другие стимулирующие меры.
Также профсоюзы проинформировали членов Национального совета об итогах работы по правовой защите интересов работников. Как подчеркнул заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Вадим Грачёв, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде служит обеспечению социальной справедливости, что, безусловно, способствует стабильности как в конкретном трудовом коллективе, так и в обществе в целом.
По сообщению
официального портала Федерации профсоюзов Беларуси
Когда работника могут привлечь к материальной ответственности? В Мингорсуде назвали условия
Среди разнообразных по своему содержанию трудовых споров актуальны и чувствительны для сторон те, которые возникают из-за причинения работником ущерба нанимателю. Отдельные вопросы материальной ответственности работников пояснила в комментарии
БЕЛТА заместитель председателя – председатель судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда Ольга Ромашевская.
Итак, закон предусматривает совокупность определенных условий, при наличии которых возможно привлечение работника к материальной ответственности: наличие ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей; противоправность поведения (действия или бездействия) работника; прямая причинная связь между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вина работника в причинении ущерба.
Законодатель определил, что ущербом является только реальный ущерб, а упущенная выгода не учитывается. Под реальным ущербом следует понимать утрату, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние денежные выплаты. Штрафы, взыскиваемые с нанимателя, к реальному ущербу не относятся.
Ольга Ромашевская назвала важные особенности в процессе доказывания при рассмотрении споров данной категории в суде.
По общему правилу обязанность доказать наличие всех четырех условий для привлечения работника к ответственности за причиненный вред лежит именно на нанимателе. Однако есть исключения. В некоторых случаях, напротив, работник обязан доказывать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Отдельного упоминания заслуживает требование закона, обязывающее нанимателя создавать работникам условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных им ценностей. На практике нередки случаи, когда в ходе судебного разбирательства устанавливаются факты, свидетельствующие о невыполнении нанимателем этой нормы закона, что в итоге учитывается судом при определении размера ущерба, подлежащего взысканию с виновного.
По словам заместителя председателя Мингорсуда, материальная ответственность работников по своему объему бывает полная и ограниченная, по количественному критерию – индивидуальная и коллективная.
Как правило, работники несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю. Такая ответственность наступит, если между сторонами заключен письменный договор о принятии работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей; когда ценности получены работником под отчет по разовым документам; в случае причинения ущерба преступлением либо не при исполнении трудовых обязанностей; когда ущерб причинен в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей имущества, инструментов, специальной одежды.
Полная материальная ответственность установлена также и для руководителя организации за причиненный им реальный ущерб имуществу этой организации.
Ограниченную материальную ответственность в размере ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка, несут работники за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, продукции, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем.
Руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители отвечают за причиненный по их вине ущерб, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.
В ряде случаев ограниченная материальная ответственность может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности служащих или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Если отдельные виды работ выполняются совместно и разграничить материальную ответственность каждого работника невозможно, то нанимателем может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. В таком случае договор заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады).
Примерные перечни работ и должностей, при выполнении которых заключаются вышеуказанные договоры, утверждены правительством Республики Беларусь. Такие перечни может определять и сам наниматель. Однако следует учитывать, что договоры могут заключаться только с теми работниками (коллективами работников), чья работа (совместная работа) непосредственно связана с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ценностей.
В заключение Ольга Ромашевская отметила, что знания работником основ трудового законодательства, в частности регулирующего возмещение вреда, помогут при приеме на работу оценить степень своей ответственности перед нанимателем, предупредить возникновение конфликтных ситуаций и эффективно защитить свои права в суде.
По информации
БЕЛТА
Что должен содержать расчетный лист работника, рассказали в Минтруда
Что должен содержать расчетный лист работника сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
К обязательным реквизитам в расчетном листе работника относятся: наименование нанимателя (полное или сокращенное), ФИО работника, должность/профессия, табельный номер (при наличии) и расчетный период (месяц, за который производится выплата).
Кроме того, обязательным является состав заработной платы с расшифровкой, который включает: тарифную ставку, оклад, премии, надбавки (за стаж, квалификацию, вредные условия и т. д.), доплаты (за сверхурочную работу, ночные смены, работу в выходные), компенсационные выплаты (например, за неиспользованный отпуск), оплату больничных и отпускных (если они были в расчетном периоде), а также другие выплаты (материальная помощь, командировочные и прочие).
Также расчетный лист должен содержать информацию о удержаниях из зарплаты: подоходный налог (НДФЛ – 13 %), отчисления в ФСЗН (1 % – пенсионное страхование), профсоюзные взносы (если работник состоит в профсоюзе), отчисления в иные общественные организации, алименты, возмещение ущерба (если есть).
В листе должны быть указаны итоговые суммы: начисленная зарплата (до вычетов), сумма удержаний и сумма к выплате («на руки»).
Среди дополнительных требований также указано, что расчетный лист может быть в бумажном или электронном виде (с согласия работника). Наниматель обязан выдавать его ежемесячно, обычно в день выплаты зарплаты. Форма листка не унифицирована, но должна быть понятной и содержать все обязательные данные.
В Минтруда подчеркнули, что если наниматель не выдает расчетный лист или в нем отсутствует обязательная информация, работник вправе потребовать разъяснений или обратиться в госинспекцию труда.
По информации
БЕЛТА
Для закрепления молодых специалистов на местах. Профсоюзы предлагают допмеры по развитию наставничества
Профсоюзы предлагают дополнительные меры по развитию системы наставничества. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Беларуси.
Каждая организация заинтересована в том, чтобы сохранить свой кадровый потенциал, закрепить молодых специалистов на рабочих местах. Но сегодня недостаточно просто принять на работу специалиста. Важно создать такие условия, при которых у молодого человека будет желание не только остаться на работе, но и работать на результат. К работе они приступают практически без опыта, но, как правило, с желанием показать и реализовать себя. Помочь раскрыть им свой потенциал помогают именно наставники. И их роль в повышении профессионального уровня молодежи сложно переоценить.
На сегодняшний день организация наставничества обеспечивается на основании принятых на предприятиях локальных правовых актов. Меры поддержки наставников различные. Они включают в себя как моральное, так и материальное стимулирование. Например, все больше проводится конкурсов профмастерства, в рамках которых отдельно отмечаются лучшие наставники. Также локальные документы содержат немало положений по материальной поддержке – это премирование, установление надбавок и т.д.
Для дальнейшего развития такой практики, для более эффективной защиты интересов всех участников Федерация профсоюзов Беларуси работает над внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
Как отметили в пресс-службе ФПБ, это своевременный и необходимый шаг. Без четкого законодательного определения роль наставника остается размытой. Кроме того, представители профсоюзов в своей работе уже сталкивались с примерами, когда наниматели не выполняли свои договоренности по поддержке наставников. Например, профсоюзный специалист проводил мониторинг оплаты труда в организациях здравоохранения Витебщины и в отдельных учреждениях выявил факты невыполнения приказов отраслевого министерства в части материального стимулирования наставников молодежи. На основании рекомендации, составленной профсоюзом, работникам было выплачено свыше Br4,5 тыс.
По информации
БЕЛТА