06.02.2020
В планах профсоюза госучреждений – расширять практику представления интересов работников в судах
На съезде Профсоюза государственных и других учреждений были подведены итоги работы за 5 лет. Напомним, что в декабре 2016-го профсоюз стал крупнее. К нему присоединились профсоюзы работников органов госбезопасности, налоговых и других финансовых органов, Вооруженных Сил, органов пограничной службы, Министерства по чрезвычайным ситуациям. В результате были созданы объединенные отраслевые организации с правами юридического лица и единой структурой.
Стоит отметить, что в целом за отчетный период число заключенных коллективных договоров в отраслевом профсоюзе повысилось до 2055, при этом 412 из них были заключены впервые. Если говорить о первичных профсоюзных организациях, то за 2015–2019 годы их было создано в 2,3 раза больше, чем за предыдущий отчетный период. К слову, только в 2019 году появилось 112 первичек, что является рекордным показателем за все пять лет. Наметился прогресс и в вопросе заключения коллективных договоров в центральных аппаратах самих министерств и ведомств. Так, они появились в Министерстве труда и социальной защиты, Министерстве юстиции, Генеральной прокуратуре, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям.
– Главный аргумент, который мотивирует вступать в наши ряды, – это реальная помощь профсоюзов трудящимся. Люди должны видеть живые примеры по защите их прав и интересов. Ведь если наниматель где-то не прав, нужно иметь принципиальность, чтобы выступить в защиту человека, – подчеркнул председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда.
Для эффективной реализации полномочий по защите трудовых прав и социально-экономических интересов работников, в отраслевом профсоюзе на постоянной основе функционирует правовая инспекция труда. Благодаря работе профсоюзных специалистов, за пять лет было выявлено 999 нарушений и составлено 68 процессуальных документов по просьбам работников: 55 – в судебные органы, 13 – в комиссии по трудовым спорам. Также благодаря профсоюзным юристам было возвращено незаконно удержанных или не выплаченных работникам денежных сумм в размере 6707,3 рубля.
Правовые инспекторы активно участвуют в проведении выездных профсоюзных приемов, в том числе с представителями прокуратуры в рамках действующего соглашения. За отчетный период была дана 6221 консультация.
Помимо этого, приоритетной задачей отраслевого профсоюза была и остается работа по повышению уровня заработной платы его членов.
– Мы неоднократно совместно с Департаментом по архивам и делопроизводству поднимали вопрос перед Министерством юстиции и Министерством труда и социальной защиты о повышении заработной платы работникам архивов, – привел пример председатель профсоюза государственных и других учреждений Сергей Холяво. – Еще год назад среднемесячная заработная плата этой категории работников являлась одной из самых низких в бюджетной сфере, из-за чего происходил отток квалифицированных кадров. Невысокий уровень оплаты труда негативно сказывался и на закреплении молодых специалистов. И мы добились, что с 1 мая 2018 года заработная плата работникам повышена на 50 %, а по некоторым категориям – на 75 %
В настоящее время уровень оплаты труда бюджетных работников находится на строгом контроле у профсоюзов. Напоминаем, что с 1 января 2020 года вступил в действие Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».
В случае установления фактов снижения уровня заработной платы, начисленной без учета премий в январе, по отношению к уровню заработной платы декабря, также без учета премий, нужно незамедлительно сообщать в Республиканский комитет или на горячую линию ФПБ, которая будет работать весь февраль именно по вопросу применения Указа.
Под пристальным вниманием отраслевого профсоюза находится и охрана труда. Так, за пятилетие технические инспекторы труда провели 237 проверок и 1054 мониторинга, в ходе которых выявлено 5428 нарушений. Также они приняли участие в 83 расследованиях несчастных случаев. Общественные инспекторы труда провели 20 871 мониторинг и выявили 10 797 нарушений.
В завершении съезда были определены главные задачи на следующие 5 лет: тщательный контроль практики применения обновленного трудового законодательства на местах с акцентом на продление контрактов с добросовестными работниками, своевременности выплаты заработной платы в коммерческих организациях. Также в дальнейшей работе профсоюз планирует расширять практику представления интересов работников в судах по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений.
Относительно решений съезда высказался заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерий Мицкевич.
– В основе взаимодействия государства и профсоюзов в нашей стране всегда было деловое и конструктивное сотрудничество во благо человека труда. Уверен, что решения, принятые съездом, и их дальнейшая реализация будут способствовать единству и сплоченности профсоюзных рядов, углублению деятельности в целях наиболее полной защиты прав и интересов трудящихся, укреплению социального партнерства, сохранению стабильности и согласия в обществе, – отметил Валерий Мицкевич.
Кристина Смольянова, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
Впереди большие выходные. Рассказываем, как белорусы будут работать и отдыхать в июле
3 июля (четверг) – День Независимости Республики Беларусь. Эта дата в нашей стране признана официальным выходным.
Рабочий день с 4 июля (пятница) переносится на 12 июля (суббота). Таким образом, непрерывные выходные дни: 3,4,5,6 июля – 4 дня.
Рабочие дни в июле
В соответствии с производственным календарем у белорусов в июле ️при шестидневной рабочей неделе будет 26 рабочих дней, ️при пятидневной – 22 рабочих.
Расчетная норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составит:
-
для пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье – 175 часов;
-
для шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье – 173 часа.
Если на период больших выходных выпадает отпуск, командировка или обучение
Если 4 июля (переносимый день) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
служебной командировки или обучения (повышение квалификации, подготовка, переподготовка) => 12 июля для работника является рабочим днем.
Если работник принят на работу в период с 30 июня по 2 июля => 12 июля для него является рабочим днем.
Если 12 июля (перенесенный выходной) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля считается днем отпуска (нерабочим по графику);
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля считается днем временной нетрудоспособности.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Работа без границ. В каких направлениях будет развиваться единый рынок труда ЕАЭС
О направлениях развития единого рынка труда ЕАЭС рассказала глава представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Беларуси Махым Оразмухаммедова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
По словам эксперта, единое пространство труда откроет новые возможности для специалистов и работодателей. «Имея население более чем 180 млн человек и объем ВВП более $2,5 трлн, Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал для обеспечения устойчивого экономического развития», – сказала она.
Глава представительства подчеркнула, что за последние годы Евразийский экономический союз добился значительных успехов в реализации стратегии развития, особенно в области трудовой мобильности. «Граждане государств-членов пользуются преимуществами безвизового перемещения, доступа к трудоустройству без необходимости получения разрешения на работу и цифровых платформ, таких как унифицированная система поиска «Работа без границ», которые делают возможности трудоустройства на территории Евразийского союза более доступными», – добавила Махым Оразмухаммедова.
Мобильность рабочей силы играет важную роль в экономическом и социальном развитии как отправляющих стран, так и принимающих, однако на едином рынке труда все равно сохраняются серьезные вызовы. «Неформальная занятость остается распространенным явлением, подвергающим трудовых мигрантов рискам эксплуатации и снижая возможности использования потенциала трудовой миграции для развития взаимного признания навыков и квалификаций. Остается неравномерным признание профессиональных компетенций мигрантов: они сталкиваются с препятствиями при признании своих профессиональных навыков, что ограничивает их способность вносить полноценный вклад в экономику принимающих обществ», – отметила она.
Международная организация по миграции работает с Евразийским экономическим союзом над улучшением управления трудовой миграцией для более эффективного реагирования на потребности работодателей и рынка труда, обеспечивая при этом защиту трудовых мигрантов и усиливая влияние на развитие как стран-происхождения, так и стран-назначения. «Для этого необходимы прочные партнерства, основанные на доверии, общей ответственности и скоординированных действиях», – подчеркнула она.
Глава представительства отметила, что организация поддерживает заинтересованные стороны в разработке более безопасных и эффективных систем трудовой миграции для удовлетворения растущих и меняющихся потребностей правительств, частного сектора и самих мигрантов. «В качестве примера можно привести подход этического найма сотрудников. Существует сеть Международной организации по миграции по содействию этического подбора персонала. Разработаны справочники для государственных органов по вопросам этического рекрутинга и защиты трудовых мигрантов. Эти инструменты помогают правительствам и работодателям создавать справедливые системы найма работников, защищающие их права и сокращающие неформальную занятость», – отметила эксперт.
Среди методов решения вызовов также финансовая инклюзивность, цифровые инструменты и региональное партнерство. «Евразийский союз разработал комплексное стратегическое видение и предпринял конкретные шаги по улучшению мобильности рабочей силы. Задача будущего – обеспечить инклюзивность рамок, основанных на правах человека и практических результатах для мигрантов. Международная организация по миграции готова поддержать Евразийский союз и его государства-члены в реализации этих целей – опираясь на мировой опыт, региональное взаимодействие и общую приверженность безопасной, упорядоченной и регулярной иммиграции», – сказала глава представительства.
По информации
БЕЛТА
Подключение ИИ и автоматизация процессов. Как в Беларуси проходит цифровизация социально-трудовой сферы
На каком этапе находится цифровизация социально-трудовой сферы и о планах на будущее сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Юлия Бердникова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
Одним из приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза в текущем году является активизация взаимодействия государств-членов в области устранения существенных цифровых барьеров. «В контексте развития экономик стран пятерки цифровизация выходит на первый план – она позволяет значительно упростить, ускорить и оптимизировать практически любые процессы», – отметила замминистра.
Она пояснила, что стратегической целью цифровизации социально-трудовой сферы является повышение качества жизни граждан, оперативная адаптация к потребностям бизнеса и современным технологиям, включая предоставление различных своевременных, быстрых и доступных услуг.
По словам Юлии Бердниковой, цифровой фундамент был заложен еще в 1990-е годы, когда активно началась цифровизация органов государственного управления и организаций. «Далее идет интеграционный уровень: углубление цифровизации через сбор данных, автоматизацию процессов обмена информацией и внедрение электронного документооборота. Следующий этап – трансформационный период – он еще не завершен, но его ключевым этапом стала пятилетка 2019–2024 годов. За это время мы не просто цифровизировали отдельные процессы и интегрировали их, но и приступили к созданию цифровых платформ», – поделилась замминистра.
Уже сегодня в Беларуси успешно функционирует цифровая платформа социально-трудовой сферы, которая объединила все информационные ресурсы отрасли. «В эту пятилетку мы плотно подошли к отказу от бумажного документооборота, поскольку большая часть процессов уже цифровизирована. Безусловно, предстоящая пятилетка пройдет под эгидой не просто трансформации, а проактивности и внедрения ИИ в нашу деятельность. В этом году также завершаются работы по переходу на проактивное назначение пенсий по инвалидности и другим социальным выплатам. И в последующую пятилетку все возможные проактивные процессы мы переведем в этот режим», – рассказала Юлия Бердникова. Также запланировано расширение объема цифровых документов для создания «супер-сервисов», чтобы граждане не заботились о получении или предъявлении документов – все данные будут доступны проактивно – через автоматизированные системы. «Внедрение ИИ поможет повысить качество обработки данных и анализа информации, что позволит поднять уровень предоставляемых услуг», – подчеркнула замминистра.
«На сегодняшний день 100 % наших организаций интегрированы в цифровое пространство социально-трудовой сферы. С бизнесом достигнут стопроцентный электронный документооборот. 60 % отраслевых электронных услуг уже переведены в «цифру», к 2030 году планируется довести этот показатель до 90 %. Цифровая платформа социально-трудовой сферы охватывает целый спектр информационных систем, такие как занятость населения, экспертиза условий труда, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная поддержка населения и семейная политика», – поделилась она.
По словам Юлии Бердниковой, основные ресурсы для предоставления электронных услуг – это единый портал электронных услуг, который объединяет все госорганы, а также отраслевые порталы. С 15 июля 2025 г. запускается обновленный портал социальной защиты. Также работает портал службы занятости и единая платформа по социальному страхованию.
«Ключевые элементы цифрового развития за последние пять лет включают переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности (в 2019 году), где сегодня фактически 98 % работающих граждан имеют цифровой аналог трудовой книжки. Также в 2020 году в стране цифровизировали учет сведений о многодетных семьях. В 2021 году по инициативе Главы государства было внедрено добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Если человек изъявляет желание копить дополнительно на свою вторую пенсию, то к нему подключается государство, которое фактически удваивает его накопления из общей пенсионной системы и перечисляет их на его индивидуальный лицевой счет для последующего накопления», – рассказала Юлия Бердникова.
В 2024 году Беларусь перейдет на централизованный расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Это значит, что пособия будут назначаться и выплачиваться Фондом социальной защиты населения, а не работодателями. Также был автоматизирован учет объектов доступности среды для инвалидов с помощью интерактивной карты доступности на новом портале соцзащиты.
Кроме того, в 2023 году был внедрен мобильный кабинет застрахованного лица, которым сегодня пользуется более 2 млн граждан. «Это цифровой аналог трудовой книжки и средство для проактивного контроля за своим работодателем: сведения о приеме на работу, поступлении в фонд соцзащиты населения отчислений, информация о страховке на рабочем месте и т.д.», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА
Как правильно оформить выходной для прохождения диспансеризации, напомнили в Минтруда
Порядок действий для прохождения диспансеризации напомнили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
Сначала работнику необходимо согласовать с нанимателем проведение диспансеризации в определенную календарную дату (даты). На основании письменного заявления работника наниматель издает приказ об освобождении его от работы для прохождения диспансеризации.
После прохождения диспансеризации работник представляет нанимателю выписку из медицинских документов, если такая обязанность предусмотрена локальными правовыми актами.
В ведомстве отметили, что Трудовой кодекс гарантирует освобождение от работы для прохождения диспансеризации с сохранением среднего заработка. Так, работникам до 40 лет будет предоставляться освобождение от работы один раз в три года с сохранением среднего заработка. Тем, кто достиг 40 лет, ежегодно предоставляется один день с сохранением среднего заработка. Работникам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, а также в течение пяти лет до достижения такого возраста (женщины с 53 лет, мужчины с 58 лет), предоставляется два дня ежегодно.
По информации
БЕЛТА
Выплаты и возможность повышения. В Минтруда ответили на вопросы молодых специалистов
В Министерстве труда и социальной защиты пояснили некоторые нюансы, касающиеся работы молодых специалистов, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу ведомства.
(фото – БЕЛТА)
Так, стандартная дата выхода на работу – 1 августа, но можно приступить и раньше. Если заключить договор или контракт до заявленной даты, срок обязательной отработки начнется с этого числа.
В Минтруда также добавили, что молодой специалист может рассчитывать на повышение в период отработки, но новая должность должна быть связана с полученной в учебном заведении специальностью. В данном случае перевод выпускника возможен в общем порядке с письменного согласия работника.
Отвечая на еще один популярный вопрос, в ведомстве добавили, что отпуск по уходу за ребенком входит в отработку по распределению, как и период военной службы по призыву или по контракту, службы в резерве и альтернативной службы.
В то же время молодой специалист не может уволиться по собственному желанию или соглашению сторон. Трудовые отношения с молодым специалистом могут быть прекращены только в конкретных случаях, а именно при его поступлении на дневное обучение для повышения уровня образования, переходе на выборную должность, ликвидации организации, сокращении численности штата, несоответствии должности по состоянию здоровья или совершении грубых дисциплинарных проступков, например прогулов или распития алкоголя на рабочем месте.
Положены молодым специалистам и некоторые выплаты. Во-первых, единовременная денежная помощь в размере одной месячной стипендии, как в последнем семестре, в течение месяца после прибытия. Если нынешнему молодому специалисту стипендия не выплачивалась, расчет ведется от размера социальной стипендии. Во-вторых, распределенным не по месту постоянного жительства (прописки) положено пособие за переезд. В-третьих, назначаются ежемесячные стимулирующие выплаты выпускникам, прибывшим на работу в бюджетные организации: в системе Минобразования и Минкультуры они равны 20–45 % от оклада, Министерства спорта и туризма – 10–50 % от оклада, Министерства здравоохранения – 20–50 % от оклада, Министерства труда и соцзащиты – 20 % от оклада.
Наконец, у молодых специалистов есть возможность получения льготного кредита на сумму до 30 бюджетов прожиточного минимума трудоспособного населения на приобретение потребительских товаров белорусского производства сроком на пять лет с первым платежом через шесть месяцев после получения денег. Главное условие – обязательная отработка установленного срока для сохранения льготы.
По информации
БЕЛТА