Переходные положения техрегламента о безопасности нефти будут действовать до 1 января 2023 года
Коллегия Евразийской экономической комиссии продлила срок переходных положений технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» до 1 января 2023 года.
Продление срока переходных положений инициировано российской стороной. Причиной стала – эпидемиологическая ситуация, связанная с COVID-19, из-за которой вводился режим самоизоляции, фактически закрывались международные границы. В результате ряд компаний нефтегазового комплекса не смогли осуществить программу мероприятий по переоборудованию и подготовке к реализации требований техрегламента в полном объеме.
Продление срока переходных положений техрегламента «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» позволит осуществлять производство и выпуск в обращение на территории стран ЕАЭС нефти без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке), аналогично ситуации, существовавшей до вступления в силу техрегламента.
Справочно
Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017) принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 89 и вступил в силу с 1 июля 2019 г.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
О том, кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали БЕЛТА в МЧС.
В спасательном ведомстве разъяснили, арендодатель или арендатор должны обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию и (или) автоматическое пожаротушение на объекте. «В соответствии со статьей 46 Закона от 15 июня 1993 г. №2403-XII «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возлагается на их собственников, а в случае предоставления жилых помещений, капитальных строений (зданий, сооружений) и иных строений по договору аренды – в соответствии с договором, если иное не предусмотрено законодательством», – пояснили в МЧС.
Такая же норма предусмотрена пунктом 61 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Документ утвержден Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства».
«Таким образом, распределение ответственности между арендодателем и арендатором по обеспечению реализации требований пожарной безопасности на объекте определяется договором аренды. При этом в случае отсутствия в нем указанных положений реализацию требований пожарной безопасности обеспечивает арендодатель. Исключение – требования, касающиеся соблюдения противопожарного режима на арендуемых площадях в объеме деятельности арендатора, касающихся назначения ответственных за пожарную безопасность, организации разработки общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности, подготовки работников по программам пожарно-технического минимума и т.д.», – разъяснили в МЧС.
По информации БЕЛТА
Полноформатное соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном вступило в силу 15 мая, сообщает БЕЛТА.
Соглашение было подписано 25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге. Оно устанавливает беспошлинный режим между сторонами в отношении почти 90 % всей товарной номенклатуры. С 2019 года между ЕАЭС и Ираном действовало временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли, по ограниченному количеству товаров.
«Реализация нового соглашения станет эффективным инструментом развития торговли между странами и уже в обозримой перспективе может довести взаимный товарооборот до рекордных $12 млрд, увеличившись примерно вдвое по сравнению с текущими объемами», – считают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Стороны учредили совместный комитет ЕАЭС и Ирана для рассмотрения любых вопросов, связанных с действием полноформатного соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном, а также дальнейшим развитием взаимоотношений в контексте реализации недавно предоставленного Ирану статуса наблюдателя в ЕАЭС. Его первое заседание планируется провести в сентябре в Минске.
Кроме того, ранее стороны договорились о подготовке дорожной карты по развитию сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Как отмечал член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, дорожная карта могла бы включать в себя такие перспективные направления, как упрощение пограничных таможенных процедур, промышленное сотрудничество, устранение технических барьеров в торговле, сотрудничество в области СФС-регулирования, электронная и цифровая торговля.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Евразийский экономический форум в 2025 году пройдет в Минске 26–27 июня. Это предусмотрено соответствующим постановлением Совета Министров. Согласно документу, мероприятие состоится в Минском международном выставочном центре. Что обсудят участники мероприятия, и с какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС – в нашем материале.
Стратегическая цель
С 1 января Беларусь в третий раз приняла председательство в органах ЕАЭС. Программа белорусского председательства на текущий год в качестве основных направлений совместной деятельности определила развитие технологического потенциала, импортозамещение, стимулирование взаимных инвестиций, формирование бесшовного транспортного пространства, обеспечение безопасности внутреннего рынка и цифровизации экономики. Новый импульс нужен и для развития международного сотрудничества во всех его форматах, создания дополнительных условий для продвижения товаров ЕАЭС на зарубежные рынки.
– Кооперационное взаимодействие, защита прав инвесторов, цифровая трансформация, санитарно-эпидемиологический контроль – эти направления затрагивают инициативные предложения Беларуси для совместной работы с партнерами в ЕАЭС, – отметила заместитель Министра экономики Алеся Абраменко.
По ее словам, в первом квартале года в ЕЭК были внесены предложения нашей страны по ряду ключевых направлений:
– Для усиления кооперационного взаимодействия экономик необходимо активизировать реализацию совместных проектов и программ, особенно в сферах IT, искусственного интеллекта, электротранспорта, микроэлектроники, робототехники. Чтобы эти бизнес-идеи было проще воплотить в жизнь, продолжаем работу по созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций, упрощению административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов.
Цифровая трансформация включает вопросы гармонизации национальных электронных систем учета и контроля за перемещением товаров, предоставления национального режима поставщикам из других стран союза при оцифровке обязательств и не только.
– Задача работы по этому вектору – исключить появление новых барьеров для бизнеса и торговли. Эти вопросы должны быть на постоянном мониторинге ЕЭК. Считаем важным усилить взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического контроля, выработать общую стратегию действий в ответ на возможные эпидемиологические угрозы. В условиях информационного противодействия предлагаем активнее продвигать и тему евразийской интеграции через государственные телевизионные каналы стран ЕАЭС, – добавила замминистра экономики.
Синергетический эффект
Евразийский экономический союз сегодня – это динамично развивающееся интеграционное объединение. Совокупный рост ВВП евразийской «пятерки» в прошлом году составил 4,2 процента. У ЕС, например, аналогичный показатель составил всего 0,8 процента. Устранение нетарифных барьеров в ЕАЭС за счет перехода на единые обязательные требования к товарам ЕАЭС, а также устранение таможенного контроля ежегодно за период 2015–2023 годов обеспечили устойчивую надбавку к темпам роста ВВП ЕАЭС в 14,5 млрд долларов. Взаимная торговля ЕАЭС за счет этих мер была в среднем на 24 процента выше. Также растет потребительская активность, увеличивается загрузка производственных мощностей, развивается новая транспортно-логистическая инфраструктура. Стабильно растет доля взаимной торговли. За 10 лет она удвоилась и по итогам прошлого года составила почти 100 млрд долларов. Эксперты отмечают, все эти цифры свидетельствуют о наличии больших резервов роста экономик государств и ЕАЭС в целом.
– На наднациональном уровне решаются задачи по встраиванию ЕАЭС в мировую архитектуру экономических отношений, увеличению экспорта, привлечению инвестиций и технологий. За время функционирования Евразийской экономической комиссии подписано около ста меморандумов о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями, что позволяет обмениваться опытом, в том числе в части передовых инновационных разработок, – отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Бакытжан Сагинтаев.
С учетом высоких темпов цифровой трансформации во всех сферах экономики ЕЭК сегодня активно работает над созданием единого цифрового пространства, ориентированного на упрощение взаимодействия между госорганами, бизнесом и гражданами.
– Наша задача – сделать все процессы быстрее, удобнее и безопаснее. В основе реализации технологических решений лежит концепция Digital Union. В настоящее время цифровизация динамично развивается в ряде сфер экономики ЕАЭС. Принимаемые меры в транспортной отрасли позволят обеспечить бесшовность перевозок, создав в рамках союза устойчивый транспортно-логистический каркас. В энергетике одна из важнейших задач – диверсификация структуры выработки электроэнергии. В сфере АПК перспективным является дальнейшее налаживание сотрудничества по производству наукоемких товаров, – сообщил Бакытжан Сагинтаев.
Логистика нового дня
Напомним, что в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси Александр Лукашенко определил одним из важнейших вопросов формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции, особенно при выполнении воздушных перевозок между странами ЕАЭС. Предстоит продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них. По его словам, важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать безопасные международные транспортные коридоры, связывающие государства – члены ЕАЭС.
В последние годы транспортно-логистическая система в нашем регионе заметно трансформировалась. Геополитические процессы и санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики. Из-за дискриминационной политики Запада порты Украины и стран Балтии, через которые раньше доставлялись белорусские грузы, сегодня для нас недоступны. Поэтому активно осваиваются альтернативные маршруты. Один из них – Северный морской путь. Эксперты отмечают, что с учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь в Китай, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными. В частности, аналитики Евразийского банка развития прогнозируют, что к 2030 году грузопоток по международному транспортному коридору «Север – Юг» увеличится почти на 60 процентов к уровню 2023 года и достигнет 30 млн тонн.
В целом, по прогнозам аналитиков ЕАБР, к 2030 году объем железнодорожных перевозок грузов по восточному маршруту МТК «Север – Юг» может вырасти в 4,5 раза и составить 5 млн тонн. Развитию коридора будут способствовать модернизация и электрификация железнодорожных линий, развитие погранпереходов, скоординированная тарифная политика, создание сквозного логистического оператора, цифровизация транспортных документов и процедур.
Ставка на развитие
Еще одним из важнейших вопросов в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС. Напомним, Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказании финансового содействия при их реализации государствами – членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры. В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них – создание производственных мощностей на АО «Муромский стрелочный завод» по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Второй – организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd. В обоих проектах участвуют белорусские производители.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 14 мая 2025 г.
Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила и направила в государства Евразийского экономического союза для проведения внутригосударственного согласования проект Соглашения о взаимном признании документов об ученых званиях.
Соглашением предусмотрено прямое признание документов об ученых званиях, присвоенных в государствах Союза, в целях обеспечения доступа их обладателей к осуществлению профессиональной научной деятельности в других государствах ЕАЭС.
«Соглашение создаст дополнительные стимулы для трудоустройства ученых в странах ЕАЭС, способствуя развитию научного сотрудничества и обмену опытом. Уверен, что этот инструмент позволит привлечь талантливых специалистов и будет стимулировать развитие инноваций в наших государствах», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Напомним, в мае 2024 года вступило в силу Соглашение о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах ЕАЭС.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
12 мая под председательством министра по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбека Кожошева состоялось первое заседание рабочей группы по реализации пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR.
Участниками заседания обсужден ряд организационных вопросов по реализации пилотного проекта, определены сроки и порядок проведения пилотного проекта. Для запуска проекта государствам-членам предстоит определить единый формат электронной международной транспортной накладной e-CMR, решить вопрос с признанием юридической значимости электронных сведений e-CMR при трансграничном информационном взаимодействии и определить порядок информационного взаимодействия операторов электронного документооборота и доверенной третьей стороны.
«От результатов нашей с вами работы зависит не только скорость перехода на юридически значимый электронный документооборот при международных автомобильных перевозках, но и успешность полноценной реализации ряда интеграционных направлений, таких как внедрение механизма прослеживаемости и создание экосистемы цифровых транспортных коридоров», – отметил Арзыбек Кожошев.
В заседании приняли участие представители уполномоченных органов государств-членов в области транспорта, цифровизации, налогового и таможенного регулирования, отраслевых объединений, научных организаций, бизнес-сообществ, а также представители операторов доверенной третьей стороны и электронного документооборота.
Очередное заседание рабочей группы планируется провести в сентябре 2025 года.
Основная цель пилотного проекта – обеспечение практической отработки технологии трансграничного обмена юридически значимыми электронными документами между субъектами различных государств с использованием механизмов цифровой подписи и «доверенной третьей стороны».
Реализация пилотного проекта будет способствовать ускорению процессов получения и проверки транспортных документов, а также снижению издержек при осуществлении транспортно-логистических и контрольно-надзорных процедур.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии