30.12.2020
Министр финансов: Расходы бюджета на выплату зарплаты и социальных трансфертов в следующем году увеличатся на 1,5 млд руб.
Бюджет всегда привлекает много внимания и экспертов, и общественности. В этом году – особенно: вторая волна пандемии оказалась более интенсивной и грозит быть достаточно продолжительной, границы и рынки окончательно не открылись с весны, что не может не сказаться на доходах экспортеров. Социальные расходы из-за того же коронавируса однозначно вырастут. На финансовых рынках царит определенная неразбериха, и насколько будут возможны внешние займы и по какой цене – вопрос пока без конкретного ответа. Впрочем, для Беларуси в последние годы это не первый вызов внешних контуров. И нашу бюджетно-фискальную систему удалось настроить таким образом, чтобы сглаживать эти шоки. Об особенностях и новациях бюджета на следующий год рассказали в Министерстве финансов.
Управляемый дефицит
Министр финансов Юрий Селиверстов признался: расходы бюджета растут. В том числе и из-за возросших издержек на борьбу с пандемией. И если в 2010-е годы было достаточно финансировать здравоохранение на уровне 4 процентов от ВВП, то в сложившейся ситуации страна уже вышла на 4,6 процента. «Чтобы негативное влияние на недобор доходов бюджета не перекладывать на граждан, особенно тех, кто из бюджета получает зарплату, на социальную сферу, на следующий год бюджет сформирован с дефицитом около 4 миллиардов рублей», – отметил Юрий Селиверстов. Он рассказал, что расходы бюджета на выплату зарплаты и социальных трансфертов в следующем году увеличатся на 1,5 миллиарда рублей. И в дальнейшем планируется развитие ключевых бюджетных отраслей: здравоохранения, образования, социального обслуживания. В том числе и по увеличению доходов работников. «Все параметры бюджета всегда были и останутся в ближайшем будущем социально ориентированными», – констатировал Юрий Селиверстов. И чтобы профинансировать все гарантии государства, пришлось пойти на дефицит бюджета.
Откуда возникнут деньги, чтобы его профинансировать? «Предыдущие годы и в этом году мы живем сдержанно, – объясняет Юрий Селиверстов. – Остатки прошлых лет мы не проедаем, как кому-то кажется. За счет их мы компенсируем недобор по доходам. Ресурсы для этого есть», – успокаивает Министр финансов. Конечно, предполагается оптимизировать расходы. От некоторых, не первоочередных, и отказаться. «Но каких-то мероприятий, чтобы все кардинально урезать, усушить, в бюджете не запланировано», – пообещал Юрий Селиверстов.
Особенности консолидации
Тем не менее придется провести консолидацию бюджета. В том числе с точки зрения поиска новых источников доходов. В частности, изменения в Налоговый кодекс предполагают большой пакет мер по оптимизации и отмене налоговых льгот в общей сложности на сумму 586 миллионов рублей. Ключевым по отмене преференций стал налог на добавленную стоимость. В следующем году сократится перечень продовольственных товаров и товаров для детей, которые облагаются НДС по пониженной ставке 10 процентов. В действующем перечне льготы по НДС имеют не только товары первой необходимости, но и промежуточные. Другими словами, поддерживались и производители. «Сделали акцент на усиление социальной направленности этого инструмента и предоставление льготы исключительно социально значимым продуктам для конечного потребления, которые напрямую оказывают влияние на расходы потребителей», – отметил первый заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко. В перечне льготируемых детских товаров останутся включенные в потребительскую корзину из четырех человек. Дмитрий Кийко предполагает: оптимизация преференций по НДС будет незаметна для граждан. Розничные цены повыситься не должны. По крайней мере из-за фискальных изменений.
В отношении лекарственных средств отменяется освобождение от уплаты НДС и вводится пониженная ставка 10 процентов. Это делается в том числе и для унификации законодательства в рамках Евразийского экономического союза. Нулевой НДС для фармацевтической продукции есть только в Беларуси. Парадоксально, но льгота не работает: стоимость большинства лекарств в Беларуси и у наших соседей сопоставима. Поэтому предполагается, что не потребители будут в следующем году больше платить в аптеках, а поставщикам придется умерить свои аппетиты к прибылям. Тем более что Министерство антимонопольного регулирования и торговли и Министерство здравоохранения пристально следят за необоснованным повышением цен. Кстати, льгота косвенно спровоцировала завышение стоимости лекарств. Прежде всего импортерами. «Они могли заявить любую таможенную стоимость продукции, так как не возникало каких-либо обязательств по уплате НДС», – объясняет Дмитрий Кийко. Он уверен, что когда появится ставка НДС 10 процентов, то поставщики оптимизируют свою ценовую политику.
Учитывая непростую ситуацию, в следующем году вводятся точечные изменения в фискальной политике. Вырастет ставка налога на прибыль с 10 до 30 процентов для операторов связи, с 25 до 30 процентов – для микрофинансовых организаций, прежде всего ломбардов. Предполагается повысить ставку земельного налога и аренды на земельные участки, занятые торговыми объектами, включая автомобильные стоянки. Для работников резидентов Парка высоких технологий и Белорусско-Китайского индустриального парка «Великий камень» повышается ставка подоходного налога с льготной 9 процентов до стандартной 13 процентов. «Здесь понятный и справедливый подход: в такой сложной ситуации все граждане должны нести дополнительные расходы, которые возникают в бюджете в связи с борьбой с коронавирусом, – отметил Дмитрий Кийко. – Граждане с высокими доходами могут адаптироваться к увеличению налоговой нагрузки без негативных для себя последствий». Также Дмитрий Кийко напомнил: эти фискальные меры вводятся временно – на два года.
Предполагается расширить и некоторые полномочия местных Советов депутатов. В частности, они могут вводить плату за пересечение государственной границы в наземных пунктах пропуска. «Отмечу, не гражданами, а транспортными средствами», – уточнил Дмитрий Кийко. Под действие этой новации могут попасть автомобили с массой до 5 тонн независимо от количества пассажирских мест. В Налоговом кодексе предусмотрена дифференциация по ряду критериев, но предельная ставка не должна превышать трех базовых величин. Также депутаты могут повышать ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей в два раза, а Минский городской Совет депутатов – в четыре раза. В последующие годы, по уверению Дмитрия Кийко, народные избранники смогут и снижать ставки в два раза. Все меры по консолидации бюджетных доходов должны усилить местные бюджеты, на которые ложится практически вся нагрузка по обеспечению здравоохранения, расходы на которое растут из-за пандемии.
Предсказуемый маневр
Углеводородная и нефтеперерабатывающая отрасли не должны в следующем году преподнести бюджетных сюрпризов. И если на начало этого года не было контрактов на поставку нефти, то на следующий все договоры заключены.
«Есть договоренность о поддержке Беларуси кредитом на 1,5 миллиарда долларов, – объясняет Юрий Селиверстов. – 500 миллионов долларов из фонда стабилизации и развития мы уже получили. Соглашение о межгосударственном кредите с правительством России подписано, сейчас согласовываются технические моменты. Большую часть этого платежа получим в этом году. Ресурсная поддержка, которая необходима на данный момент, будет оказана в больших объемах, чем компенсация налогового маневра». Министр финансов напомнил, что идет работа по формированию единого рынка нефти и газа в рамках ЕАЭС. «Думаю, к моменту, когда нам эти ресурсы надо будет возвращать, такие развязки будут найдены», – уверен он.
Не вызывает беспокойства и государственный долг. Если в нынешнем году на его погашение направили 6,3 миллиарда рублей, то в следующем понадобится на эти цели 4,9 миллиарда рублей. Правда, чуть-чуть прирастет обслуживание госдолга. Такая ситуация сложилась в связи с переносом сроков погашения кредита, выделенного Россией на строительство АЭС. «Сроки возврата были увязаны со сроками введения станции в эксплуатацию, – объясняет Юрий Селиверстов. – По первому и второму блокам были перенесены сроки введения в эксплуатацию. И наши коллеги, что было конструктивно, перенесли и сроки погашения кредита». В 2020 году удалось удачно разметить евробонды летом, выйти на Московскую биржу. «Сегодня валютные остатки бюджета не меньше, чем были на начало года», – уверяет Юрий Михайлович. При необходимости их можно задействовать для погашения госдолга в следующем году. В целом, как отметил Министр, сложно сказать, насколько будет возможность выходить на международные финансовые рынки. Пандемия вносит много неопределенностей. Например, в марте – апреле долговые рынки практически закрылись для всех стран либо ресурсы предоставлялись по слишком большой цене. В следующем году Министерство финансов планирует привлечь около миллиарда долларов. Половину этой суммы планируется привлечь в России, остальное – точечно на других внешних и внутреннем рынках. «Вместе с имеющимися валютными остатками этого будет достаточно, чтобы выполнить все наши обязательства», – констатировал Юрий Селиверстов.
Владимир Волчков, «Рэспубліка», 29 декабря 2020 г.
Что должен содержать расчетный лист работника, рассказали в Минтруда
Что должен содержать расчетный лист работника сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
К обязательным реквизитам в расчетном листе работника относятся: наименование нанимателя (полное или сокращенное), ФИО работника, должность/профессия, табельный номер (при наличии) и расчетный период (месяц, за который производится выплата).
Кроме того, обязательным является состав заработной платы с расшифровкой, который включает: тарифную ставку, оклад, премии, надбавки (за стаж, квалификацию, вредные условия и т. д.), доплаты (за сверхурочную работу, ночные смены, работу в выходные), компенсационные выплаты (например, за неиспользованный отпуск), оплату больничных и отпускных (если они были в расчетном периоде), а также другие выплаты (материальная помощь, командировочные и прочие).
Также расчетный лист должен содержать информацию о удержаниях из зарплаты: подоходный налог (НДФЛ – 13 %), отчисления в ФСЗН (1 % – пенсионное страхование), профсоюзные взносы (если работник состоит в профсоюзе), отчисления в иные общественные организации, алименты, возмещение ущерба (если есть).
В листе должны быть указаны итоговые суммы: начисленная зарплата (до вычетов), сумма удержаний и сумма к выплате («на руки»).
Среди дополнительных требований также указано, что расчетный лист может быть в бумажном или электронном виде (с согласия работника). Наниматель обязан выдавать его ежемесячно, обычно в день выплаты зарплаты. Форма листка не унифицирована, но должна быть понятной и содержать все обязательные данные.
В Минтруда подчеркнули, что если наниматель не выдает расчетный лист или в нем отсутствует обязательная информация, работник вправе потребовать разъяснений или обратиться в госинспекцию труда.
По информации
БЕЛТА
Более 90 программ и проектов реализовано за 25 лет. Бюджет Союзного государства с каждым годом растет
Бюджет Союзного государства с каждым годом растет. Об этом сообщил председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку Виктор Селиверстов во время 68-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которая прошла 16 июня в Бресте, передает корреспондент
БЕЛТА.
«У нас с каждым годом уменьшается профицит за счет того, что появляются новые программы, проекты и мероприятия. В 2025 году количество программ, проектов и мероприятий – тоже больше: у нас восемь программ, два проекта и 41 мероприятие, – сказал Виктор Селиверстов. – Очень важно, что бюджет разложен очень разносторонне. То есть у нас есть совершенно прикладные вещи, которые нацелены на освоение космоса, на решение проблем, связанных с разработкой новых медицинских, биологических препаратов, а также инфраструктурные проекты».
В частности, в Союзном государстве в этом году появилось новое мероприятие. В апреле в Волгограде впервые прошел международный форум Союзного государства «Великое наследие – общее будущее». На сессии предложено сделать его традиционным и проводить попеременно в России и Беларуси. В 2026 году форум планируется провести в Беларуси и посвятить 85-летию начала Великой Отечественной войны.
Из бюджета СГ финансируются различные программы, проекты и мероприятия. В их числе – «Славянский базар» в Витебске, программы оборонной, космической, научной направленности. «Есть ряд предложений по программам и проектам 2026 года, которые сейчас находятся в высокой степени готовности, – отметил председатель комиссии. – Самое главное, что бюджет Союзного государства с каждым годом растет. На 2025 год он был увеличен на 19 %».
Виктор Селиверстов акцентировал внимание на том, что за последние 25 лет реализовали более 90 программ и проектов в рамках Союзного государства, которые дали ощутимые результаты в различных отраслях.
Также сегодня на сессии Парламентского Собрания принято заявление по вопросам защиты исторической правды, сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне.
По информации
БЕЛТА
Парламентарии утвердили отчет об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год», передает корреспондент
БЕЛТА.

Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров. Необходимость рассмотрения законопроекта на второй сессии обусловлена требованиями Бюджетного кодекса и регламента Палаты представителей, где в статье 197 предусмотрено, что проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматривается Палатой представителей до рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение республиканского бюджета в 2024 году осуществлялось в условиях нестабильной внешнеэкономической конъюнктуры, закрытия ряда традиционных рынков сбыта, блокировки товарных потоков.
Законом «О республиканском бюджете на 2024 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме Br44 657,4 млн, исходя из прогнозируемого объема доходов Br39 906,4 млн с дефицитом в размере Br4751,1 млн.
С учетом внесенных в 2024 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам - Br45 122,6 млн, доходам - Br43 950 млн, дефицит бюджета - Br1172,7 млн. За 2024 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму Br44 634,4 млн, или 101,6 % уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил Br2388 млн, или 100,4 % уточненного годового плана, налог на добавленную стоимость - Br17 290 млн, или 99,8 %, доходы от внешнеэкономической деятельности - Br8027,8 млн, или 104,5 %.
Всего расходы республиканского бюджета за 2024 год составили Br43 916,2 млн, или 97,3 % уточненного годового плана.
Основными задачами в области политики расходов являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.
Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили Br19 829,8 млн, или 96,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.
Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме Br3135,1 млн, или на 98,9% от уточненных годовых назначений. Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме Br4689,3 млн, или 99,2 %.
Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» составило Br8318 млн, или 98,8% уточненного годового плана. На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено Br2413 млн, или 99,5 %.
Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» составило Br2615,5 млн, или 98,9 % уточненного годового плана. На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано Br2021 млн, или 100 % уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.
По республиканскому бюджету в 2024 году на финансирование здравоохранения направлено Br2465,8 млн, или 99,5 % уточненного годового плана.
Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению - Br962,1 млн, государственный санитарный надзор - Br12,1 млн, прочие мероприятия по здравоохранению - Br1458 млн.
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2024 году профинансированы в сумме Br731,2 млн, или 85,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры направлено Br212,8 млн, или 98,7 % уточненного годового плана.
По подразделу «Средства массовой информации» профинансировано Br227,1 млн, или 67,2 % к уточненным плановым назначениям. Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию составили Br1822,5 млн, или 97,8 % уточненного годового плана. Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме Br2741,3 млн, или 98,4 % уточненного годового плана.
Сформирован «семейный капитал» в сумме Br292,4 млн. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
Расходы государственных целевых бюджетных фондов профинансированы в сумме Br2921,6 млн, или 96,3 % уточненного годового плана.
Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2024 год выполнен на 101,6 %, по расходам - на 97,3 %. Профицит составил Br718,3 млн, или 0,3 % ВВП.
По информации
БЕЛТА
(фото Кристины Аксёновой)
Депутаты утвердили отчет об исполнении бюджета фонда соцзащиты населения за 2024 год
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год», передает корреспондент
БЕЛТА.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2024 год утвержден законом от 13 декабря 2023 года №317–3 «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год» по доходам в сумме Br28 225,8 млн, по расходам – Br27 768,7 млн, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме Br457,1 млн.
В соответствии с указом № 476 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда» доходы бюджета фонда увеличены на Br2472,8 млн, расходы – на Br632,8 млн, превышение доходов над расходами увеличено на Br1840 млн.
С учетом изменений, внесенных указом, уточненные показатели бюджета фонда составили: по доходам – Br30 698,6 млн, расходам – Br28 401,5 млн, превышение доходов над расходами – Br2297,1 млн за счет средств государственного социального страхования в сумме Br1819,8 млн, профессионального пенсионного страхования в сумме Br477,3 млн.
Доходы бюджета фонда за 2024 год сложились в сумме Br30 638 млн, что составляет 108,5 % к утвержденному законом плану и 99,8 % к уточненному плану, и увеличились по сравнению с 2023 годом на 20,9 %.
Основной источник доходов бюджета фонда (92,5 %) – взносы на государственное социальное страхование, в том числе Br28 094 млн составляют обязательные страховые взносы и Br242 млн – взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Неналоговые доходы бюджета фонда составили Br493,6 млн. Поступления из республиканского бюджета – Br1808,4 млн.
Расходы бюджета фонда в 2024 году составили Br28 281 млн. Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (79,8 %) и пособий (19 %).
В 2024 году перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике производился дважды: с 1 февраля – на 10%, с 1 октября – на 5 %.
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.
Финансирование всех определенных законодательством расходов за счет средств государственного социального страхования в 2024 году обеспечено своевременно и в полном объеме. Таким образом, бюджет фонда в 2024 году сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме Br2357 млн, в том числе профицит по средствам государственного социального страхования составил Br1877,9 млн, профицит по средствам профессионального пенсионного страхования – Br479,1 млн.
По информации
БЕЛТА
Только по факту. В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации
БЕЛТА