/ / Общественно-политические
22.12.2020

О расходах и доходах завтрашнего дня. Обсуждаем с экспертами проект Закона «О республиканском бюджете 2021 года»

Палата представителей в двух чтениях приняла проект Закона «О республиканском бюджете на 2021 год», одобрил его и Совет Республики. В нем прописаны все доходы и расходы государственного кошелька. О нюансах экономического планирования в столь непредсказуемые времена, ближайшем будущем наших зарплат и условий жизни мы поговорили с Дмитрием Кийко, первым заместителем Министра финансов, Людмилой Нижевич, председателем Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания, и Валерием Бороденей, кандидатом экономических наук, первым проректором Академии управления при Президенте.

Дмитрий Кийко  Людмила Нижевич  Валерий Бороденя

Кто участвовал в разработке законопроекта?

Л. Нижевич: Подготовка законопроекта о бюджете достаточно длительный процесс. Начинается он, как правило, в середине года, предшествующего планируемому, с выработки основных подходов на будущий год. Учитываются тенденции и складывающаяся экономическая ситуация на ближайший год как внутри страны, так и за ее пределами. Оценивается влияние различных факторов как на формирование доходной части бюджета, так и на его исполнение. В этом году были созданы две межведомственные рабочие группы по подготовке бюджета и формированию налоговой политики. Их работа велась в течение года в тесной взаимосвязи, так как вопросы взаимоувязаны и регулятором в обеих группах в данном случае является Министерство финансов. Я член обеих межведомственных групп, так что постоянно нахожусь в этом процессе и являюсь, если так можно сказать, неким проводником между Правительством и Парламентом. В нашу комиссию стекаются предложения от граждан, депутатского корпуса, мы их рассматриваем как в комиссии, так и совместно с представителями Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов. Причем неоднократно, а в последние месяцы практически ежедневно. При этом мы много спорим, ищем варианты решений, компромиссы, альтернативы, вырабатываем не только предложения, но и непосредственно редакцию отдельных статей. Это достаточно сложный процесс, ведь депутат рассматривает бюджет в том числе с учетом вопросов, поднимаемых гражданами, исполкомами, занимается вопросами, возникающими в процессе исполнения бюджета на текущий год.

О ситуации в стране и мире

Л. Нижевич: Разработка законопроекта велась с учетом тех процессов, которые сегодня происходят в стране и мире.

Мы видим, как замедлилась деловая активность. В течение 2020 года идет снижение поступления налога на прибыль. Появились дополнительные расходы на борьбу с пандемией, поддержку медицинских работников, замедлилась реализация отдельных инвестиционных проектов, реализуемых с участием иностранного капитала, внутренние наши политические процессы привели к вынужденному перераспределению средств с запланированных мероприятий по тому же благоустройству улиц на бесконечное наведение порядка после уличных шествий. Если это все оцифровать, думаю, получится серьезная сумма.

В. Бороденя: Если говорить о нынешней ситуации, в которой готовится бюджет, то ключевыми факторами выступают сложности и низкая степень предсказуемости.

Раньше, когда мы оценивали бюджеты 2018, 2019 и 2020 годов, говорили о волатильности валюты, изменении стоимости топлива. Но 2020 год показал, что есть риски, которые мало кто мог спрогнозировать и которые очень сложно учесть. Еще недавно мы думали, что только писатели-фантасты могли предполагать, будто возникнет ситуация, когда будет длительный локдаун во многих странах, значительная приостановка передвижения людей, разорение целых отраслей. Но это оказалось реальностью, и все это мы увидели в связи с распространением коронавирусной инфекции в мире. Это создало сложную реальность, которая скажется на всех сферах нашей жизни, в том числе и на экономике. От этого никуда не деться.

Д. Кийко: Ситуация с бюджетом прогнозируема и управляема. Тем не менее с учетом той проблемы, с которой мы сегодня столкнулись, появилась необходимость разработки мер по консолидации доходов бюджета. В этом году 600 млн рублей было изыскано в бюджете непосредственно на здравоохранение, в том числе для надбавок врачам, которые работают в особых условиях. Более 1,5 млрд рублей ушло на поддержку реального сектора экономики, на поддержку деловой активности. С учетом того что волна не стихает и прогноз по мировому сообществу пока непонятный, эти расходы остаются актуальными и на 2021 год. Данные обстоятельства вынудили нас в пакете законопроектов о бюджете взять на себя смелость и предложить реализацию ряда дополнительных мер. Мировое сообщество отворачивается от нас. Мы остаемся один на один с проблемой COVID-19. В этих условиях мы вынуждены предложить ряд не совсем популярных, но взвешенных мер.

Л. Нижевич: Бюджет 2021 года, несомненно, учитывает складывающуюся ситуацию. В республиканском бюджете отводятся средства на поддержку медицинских работников, работающих с коронавирусными больными, – 6,6 млн рублей, на приобретение вакцины – 49,7 млн рублей, предусмотрены средства на модернизацию системы здравоохранения. Расширена возможность использования инструментов поддержки экспорта в рамках Указа № 466 и Указа № 534 Президента для более широкого круга предпринимателей и представителей бизнеса. Поддержка национальной экономики сохранится на уровне 2020 года.

Куда будем тратить деньги?

В. Бороденя: У меня существует четкая убежденность в том, что бюджет – это механизм решения социальных задач. Если мы говорим об успешном развитии экономики, то ставить на бюджет как механизм поддержки реального сектора – это неправильно. Потому что реальный сектор должны развивать банки, инвестиционные фонды, инвесторы. Бюджет – это государственный инструмент, который позволяет содержать социальную сферу, армию, органы правопорядка, атрибуты государственности, в том числе дипломатические представительства за рубежом, институты власти. Раньше много говорилось, что мало средств направляется на реальный сектор и на его поддержку. Но еще раз хочу подчеркнуть: у бюджета главная задача – социальная сфера. Образование, здравоохранение, культура, спорт. То, что традиционно является приоритетами и на что направляется бюджет. Текущие трудности, уверен, мы преодолеем. Главное, что остается социальная направленность государства.

Д. Кийко: В проекте бюджета заложены 16,5 млрд рублей, которые будут направлены на поддержание уровня зарплат работников бюджетного сектора. Планируется двухэтапное их повышение. Так, в соответствии с решением Правительства с 1 января 2021 года базовая ставка составит 195 рублей. Кроме того, 50 млн рублей выделены дополнительно на повышение заработной платы работников сферы образования. Их зарплаты вырастут на 8 процентов. На втором этапе для повышения заработной платы (во втором полугодии) будет задействован дополнительный резервный фонд Главы государства, сформированный за счет дополнительных поступлений от налога на прибыль.

Л. Нижевич: Бюджет 2021 года не только сохраняет свою социальную направленность, но появляются новые направления, ориентированные на решение демографического вопроса, укрепление института семьи.

В 2021 году 2000 семей получат возможность пройти процедуру ЭКО бесплатно, расходы на себя возьмет бюджет, 341,5 млн рублей заложено в бюджет на создание семейного капитала, 215,8 млн рублей на финансирование расходов, связанных со строительством, приобретением жилья семьям, нуждающимся в улучшении жилищный условий. Предусмотрены денежные средства для создания инфраструктуры к строящемуся жилью.

Д. Кийко: Вложение такого объема средств в решение демографических проблем дает свои результаты. Беларусь сегодня занимает 25 позицию (среди 179 оцениваемых государств) в рейтинге стран, благоприятных для материнства.

Л. Нижевич: В целом планируется, что в консолидированном бюджете расходы на социальную политику составят 44,7 процента (еще не утверждены местные бюджеты), а расходы на оплату труда 16,5 млрд рублей (38 процентов всех расходов бюджета). Особое внимание уделено низкооплачиваемой категории граждан: это воспитатели, помощники воспитателей, работники культуры, социальные работники. Для них заработная плата будет расти более высокими темпами, для этих целей в бюджете заложено дополнительно около 50 млн рублей.

Д. Кийко: Хочу отметить, что по проекту бюджета в 2021 году почти в 1,3 раза будут увеличены субвенции в фонд защиты населения. 988 млн из них будут направлены на выплату нестраховых пенсий и пособий. Благодаря повышению критерия нуждаемости более 6 тысяч многодетных семей смогут рассчитывать на ежемесячную государственную поддержку в следующем году. В бюджете также запланированы расходы в размере 1 млрд рублей на строительство жилья с государственной поддержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Могу отметить, что в целом в следующем году расходы на социальную сферу увеличатся.

Здравоохранение сейчас на передовой по борьбе с коронавирусом, и на финансирование этой отрасли из республиканского бюджета выделено 1,7 млрд рублей. Из них на закупку лекарств уйдет 500 млн рублей. 1,3 млрд рублей запланировано на сферу образования.

Как будет обслуживаться госдолг?

Д. Кийко: В проекте бюджета прописан госдолг в размере 36,2 процента к ВВП. Напомню, что пороговое значение – не более 40 процентов. В следующем году на погашение заимствованных ранее средств будет потрачено 4,9 млрд рублей. Это на 1,4 млрд меньше, чем в этом году. При этом 97 процентов от этой суммы – валютный долг.

Л. Нижевич: Что касается долговых обязательств и их критичности. Очень много в обществе рассуждений научных и околонаучных и т.д. Я отвечу как экономист. Рассматривать этот вопрос надо комплексно. Во-первых, есть нормативы безопасности и Беларусь находится в пределах установленных нормативов (сегодня у нас госдолг около 36 процентов к ВВП). Во-вторых, сроки погашения долга. Если сроки погашения общей задолженности растянуты в общей сложности от одного до 10, а некоторых до 27 лет. Соответственно, эффект от привлечения этих ресурсов растянут во времени. Поэтому при формировании бюджетной политики на ближайший год и последующего привлечения ресурсов прежде всего должно быть оценено влияние долга с учетом погашения по годам. В 2021 году на погашение долга необходимо уже на 1,4 млрд рублей меньше, чем в 2020-м. На обслуживание госдолга уйдет 3 млрд рублей. Вроде как много, а если смотреть глубже и всесторонне, то становится понятно, что благодаря этим деньгам у нас построены дороги, новые предприятия, развиваются регионы. Например, БелАЭС, новое развитие получили Слоним, Ошмяны и т.д. А это и есть новые рабочие места, жилье, инфраструктура, более высокие доходы, ВВП, налоги, и опять мы возвращаемся к наполняемости бюджета и его возможностям. Поэтому, рассуждая о госдолге, нужно понимать, что этот вопрос значительно шире, чем его удельный вес в структуре бюджета конкретного года. Куда опаснее для развития нашей страны призывы, связанные с санкциями, направленными на блокирование работы наших предприятий. В конечном итоге пострадает не только бюджет страны, но и вес кармана каждого белорусского гражданина.

Не критичен ли дефицит?

Д. Кийко: Мы предлагаем утвердить республиканский бюджет на 2021 год по расходам в сумме 27 млрд рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 23 млрд рублей. Дефицит республиканского бюджета на 2021‑й предусматривается в сумме Br4 млрд, или 2,6 процента к ВВП, который будет профинансирован за счет внутренних резервов.

Л. Нижевич: Бюджетный кодекс позволяет формировать бюджет с дефицитом. Главное, чтобы мы на стадии его формирования видели и просчитывали источники его покрытия. Для бюджета 2021 года источники есть, сбалансированность обеспечена. Есть ли какие-то опасения в части исполнения бюджета? Честно скажу, есть. На следующий год бюджет сформирован по целевому сценарию развития экономики с темпом роста ВВП 101,8 процента. Это достаточно напряженная цифра в нынешних условиях. Очень важно, чтобы каждый гражданин понимал, что не от кого-то, а от нас всех, трудящихся, зависит, как мы сработаем на экономику нашей страны. Каждый в отдельности и все вместе. Успех развития нашей страны и полнота реализации заложенных мероприятий и программ в бюджете зависят только от нас.

В. Бороденя: Вообще дефицитный бюджет может быть сколько угодно лет. Главное, чтобы мы знали четко, какие у нас есть источники финансирования этого дефицита. Например, в так называемые жирные годы образуется профицит, и если бюджет дефицитный, то разрыв покрывается за счет роста, и он становится нулевым. Вопрос не в том, сколько лет бюджет будет дефицитным, а в том, как мы выстраиваем свою экономическую политику и не проедаем больше, чем зарабатываем. Если в какой-то момент начинаем зарабатывать больше, чем тратить, тогда не растут долги и не возникает риск дефолта.

Д. Кийко: Мы осознанно пошли на формирование республиканского бюджета на 2021 год с дефицитом. Это позволит обеспечить финансирование всех социальных обязательств государства (включая повышение зарплаты), а также обслуживание госдолга. Дефицит полностью управляем и контролируем. Просчитаны все источники его финансирования.

В. Бороденя: Уже известно, что бюджет будет дефицитным. И это логично. В кризисные годы он не бывает профицитным. В то же время есть определенные резервы для покрытия дефицита. В частности, это экономия предыдущих годов, плюс начинают давать отдачу проекты, которые раньше финансировались государством, а это доход бюджета. Поэтому будем надеяться на лучшее, что сможем решить поставленные задачи и выйти на ориентиры, которые создадут возможность оправиться от шока 2020 года и интенсивно развиваться в последующих годах.

На что нацелен бюджет?

Л. Нижевич: Бюджет сбалансирован. Проведена большая работа по корректировке налогового законодательства, причем не только в сторону отмены льгот либо дополнительной налоговой нагрузки. Очень много конкретизировано статей в сторону ее смягчения.

Расходы оптимизированы, расставлены приоритеты, особое внимание уделено развитию здравоохранения.

Хотелось бы сделать акцент на том, что отдельные нормы, вводимые с 2021 года (повышение ставок подоходного налога для отдельных плательщиков, налога на прибыль и ряд других), – временные, установленные на два года. По мере стабилизации ситуации в стране они могут быть пересмотрены, что в принципе ежегодно и делается. Но сегодня, живя и работая в условиях пандемии, когда слово «быть здоровым» приобрело более глубокий смысл, полагаю, такие шаги необходимы.

В. Бороденя: Бюджет государства – это своеобразное отображение реального положения дел. Это та часть нашего общего кошелька, с помощью которого страна обеспечивает в первую очередь свои социальные обязательства. Все сложности, с которыми мы столкнулись в этом году, затмили даже волатильность валюты, отсутствие договоренностей с Россией по стоимости нефти и газа на следующий год и так далее. Поэтому вопрос точности планирования и прогнозирования усложняется, т.е. факторов становится больше, появляются новые, и их учитывать становится все сложнее. Я надеюсь, что Министерство финансов справится со своей задачей.

Бюджет-2021 сохранит в себе основные аспекты нашей государственной политики. А она заключается в том, что бюджет у нас социально ориентированный, снижать социальные стандарты и поступаться гарантиями государства перед гражданами никто не будет. И это основа нашего развития.

Д. Кийко: Отмечу, что предлагаемый проект бюджета учитывает имеющиеся финансовые ресурсы и нацелен прежде всего на решение поставленных Главой государства задач социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов с учетом необходимости сохранения устойчивости бюджетной системы и макроэкономической стабильности.

Светлана Исаенок, Владислав Сычевич, «СБ. Беларусь сегодня», 22 декабря 2020 г.
(фото 
– «СБ. Беларусь сегодня»)