/ / Общественно-политические
16.12.2020

Состоялось очередное заседание четвертой сессии Палаты представителей седьмого созыва

16 декабря 2020 года состоялось очередное заседание четвертой сессии Палаты представителей седьмого созыва, в ходе которого парламентарии рассмотрели девять вопросов.

Заседание четвертой сессии Палаты представителей седьмого созыва

В первом чтении были приняты четыре законопроекта.

С докладами о проекте Закона «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» выступили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Стрельчёнок В.И.

Проектом предлагается объединение действующих норм отдельных указов Президента Республики Беларусь и закона Республики Беларусь, регулирующих отношения по уплате взносов в сфере государственного социального страхования.

Регулирование общественных отношений в данной области единым комплексным законодательным актом позволит исключить множественность и дублирование норм, упростить порядок применения правовых норм субъектами хозяйствования.

И.А.Костевич также доложила о проекте Закона «Об изменении законов» (по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы) (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Семенчук О.А.).

Законопроект подготовлен в целях перехода на единый социальный норматив (критерий) при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения республики.

Проектом Закона корректируются понятие «основные социально-демографические группы населения», назначение, порядок установления и пересмотра бюджета прожиточного минимума, расширяется сфера применения бюджета прожиточного минимума в части уточнения его использования при установлении минимальных государственных социально-трудовых гарантий, а также минимального размера алиментов и других выплат, предусмотренных актами законодательства, не связанных с минимальными государственными социально-трудовыми гарантиями, определяется порядок установления размера месячной минимальной заработной платы, а также вносятся иные редакционные правки.

Открывая обсуждение проекта Закона «О государственной службе», Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П. отметил, что Закон, регулирующий вопросы государственной службы, в любой стране относится к числу важнейших законодательных актов. Главой государства уделяется особое внимание данному вопросу. Внесенный Советом Министров Республики Беларусь в Палату представителей проект Закона направлен на дальнейшее совершенствование института государственной службы в Республике Беларусь.

С докладом по этому законопроекту выступила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., с содокладом – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Семеняко В.М.

Заместитель Председателя Следственного комитета Республики Беларусь Аземша С.Я. и председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Марзалюк И.А. проинформировали парламентариев о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь».

Принятие проекта обусловлено необходимостью приведения Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 25 июня 2020 г. № 244 «О создании учреждения образования», устанавливающим создание учреждения образования «Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь».

Закон дополняется статьей, устанавливающей организационно-правовой статус и структуру Института. Вносятся изменения, наделяющие центральный аппарат Следственного комитета полномочием по руководству Институтом, а также определяющие полномочия Президента Республики Беларусь по созданию, реорганизации и ликвидации Института. Кроме того, изменения, вносимые в Закон, наделяют Председателя Следственного комитета полномочиями по внесению Президенту Республики Беларусь предложений о создании, реорганизации и ликвидации Института, по определению его структуры, делегированию части своих полномочий начальнику Института, распоряжению имуществом Института, а также по утверждению его устава.

В ходе заседания также были приняты три законопроекта во втором чтении.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».

В целях совершенствования порядка исполнения исполнительных документов и повышения эффективности исполнения требований исполнительных документов в Законе «Об исполнительном производстве» законопроектом, в частности, предусматривается:

  • сохранение действующего в настоящее время подхода по определению взыскателей по исполнительным документам в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях, которыми выступают органы, ведущие административный процесс, вынесшие постановления о наложении административного взыскания, за исключением суда; 
  • корректировка очередности удовлетворения требований взыскателей по исполнительным производствам; уточнение вопросов распределения взысканных с должника денежных средств, а также очередности удовлетворения требований взыскателей; 
  • уточнение сроков приостановления исполнительного производства, а также порядка приостановления и возобновления исполнительного производства; 
  • изменение порядка предъявления исполнительного документа к исполнению в орган принудительного исполнения для субъектов хозяйствования, продление срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
  • уточнение порядка проведения торгов и переоценки арестованного имущества должника; 
  • с учетом правоприменительной практики уточнение порядка проведения нанимателями удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов при исчислении задолженности по исполнительному документу; 
  • корректировка порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя.

Для повышения качества работы каждого судебного исполнителя и его профессионального уровня корректируется Закон Республики Беларусь «О судебных исполнителях», которым, в частности, предусматривается необходимость прохождения кандидатом на должность судебного исполнителя стажировки и тестирования на знание законодательства об исполнительном производстве до назначения на должность судебного исполнителя.

Для обеспечения полноты правового регулирования условий и порядка ведения исполнительного производства проект содержит нормы о внесении изменений в Хозяйственный процессуальный, Гражданский процессуальный, Трудовой, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, в законы Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», «О регистре населения».

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Насеня А.В.

В своем выступлении А.В.Насеня отметил, что подготовка законопроекта обусловлена необходимостью корректировки отдельных норм действующего Закона «О хозяйственных обществах» с учетом судебной и иной практики его применения, требований основных программных документов, а также необходимостью восполнения пробелов правового регулирования и согласования норм Закона с рядом законодательных актов.

Законопроектом предлагается исключить ограничение на участие хозяйственного общества с одним участником в другом таком же обществе. Законопроект также предполагает ряд корректировок положений Закона, регламентирующих вопросы управления хозяйственным обществом. В целях защиты имущественных интересов участников хозяйственного общества законопроектом детализируется порядок проведения реорганизации хозяйственного общества.

Для расширения механизмов, позволяющих стабилизировать финансово-хозяйственную деятельность хозяйственного общества, законопроект предусматривает возможность внесения вкладов в имущество хозяйственного общества участниками общества. Предлагаемое нововведение позволит оперативно направлять на развитие хозяйственного общества денежные средства либо иное имущество, при этом внесение вкладов не влечет за собой изменение размера уставного фонда и соотношение долей (акций) его участников. Законопроектом также предусмотрено создание механизма, позволяющего конвертировать долги хозяйственных обществ в доли (акции).

Документом уточняются вопросы организации деятельности общих собраний участников обществ, закрепляется возможность дистанционного участия в таких собраниях.

Ряд нововведений законопроекта направлен на совершенствование состава и структуры совета директоров (наблюдательного совета). В частности, определяются требования к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов.

Для закрытых акционерных обществ законопроектом предусматривается отмена ограничения в отношении количества акционеров.

Нововведением законопроекта является включение в Закон норм, направленных на повышение эффективности деятельности членов органов управления, а также иных работников хозяйственного общества. Законопроектом предлагается закрепить возможность безвозмездной передачи или продажи акций (долей) членам органов управления и иным работникам хозяйственного общества в целях мотивации и личной заинтересованности указанных лиц в развитии хозяйственного общества.

Кроме того, законопроектом в целях повышения прозрачности деятельности открытых акционерных обществ предусмотрено обязательное раскрытие сведений, содержащихся в стратегии развития общества и иных плановых документах, в печатных средствах массовой информации и в сети Интернет.

В целом предлагаемые законопроектом нововведения позволят использовать новые формы инвестирования и возможности для финансового оздоровления хозяйственных обществ, создать условия для долгосрочной мотивации их работников, обеспечить повышение прозрачности хозяйственных обществ, улучшить практику корпоративного управления, усилить защиту прав акционеров, что в конечном итоге будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Боболович А.С. доложил о законопроекте «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». После оживленного обсуждения в Овальном зале он был принят во втором чтении.

Целью разработки законопроекта является совершенствование норм Закона с учетом практики его применения, а также упрощение требований к ведению бизнеса в сферах торговли и общественного питания, в том числе путем усиления механизмов саморегулирования субъектов хозяйствования, минимизации вмешательства должностных лиц государственных органов в их работу, сохраняя при этом минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.

В частности, проектом Закона предлагается закрепить:

  • переход на уведомительный принцип открытия торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, интернет-магазинов, осуществления торговли без (вне) торговых объектов; 
  • введение единых правил к размещению нестационарных и передвижных торговых объектов и объектов общественного питания, которые предлагается устанавливать Советом Министров Республики Беларусь; 
  • создание объектов общественного питания без подразделения их на типы и классы, отказ от ассортиментных перечней продукции общественного питания; 
  • самостоятельное определение субъектами торговли, субъектами общественного питания, администрациями торговых центров, администрациями рынков режима работы принадлежащих им торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков (за исключением режима работы этих объектов после 23.00 и до 7.00, который подлежит согласованию с городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г. Минске по месту нахождения таких объектов, а также магазинов беспошлинной торговли, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, режим работы которых устанавливается в соответствии с законодательными актами); 
  • отказ от представления субъектами торговли сведений о розничном и (или) оптовом товарообороте для включения в Торговый реестр Республики Беларусь; 
  • возможность устанавливать законодательными актами запреты на выплату поставщиками товаров любых видов вознаграждений за поставку отдельных видов продовольственных товаров; 
  • отмену согласования проведения ярмарок с Министерством антимонопольного регулирования и торговли и областными исполнительными комитетами; 
  • исключение требований к созданию фирменных магазинов, фирменных секций и организации их работы; 
  • отказ от требования о создании торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров вне зависимости от наличия таких объектов на схемах, утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами;
  • самостоятельный расчет субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, их доли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год, а также исключение расчета такой доли для юридических лиц системы потребительской кооперации, индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, а также для иных лиц в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь; 
  • обязанность обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента, а также к другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров (путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет), только для субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъектов общественного питания, осуществляющих общественное питание посредством организации сети общественного питания, при условии, если их годовой товарооборот составляет восемьдесят тысяч и более базовых величин. Иные субъекты вправе обеспечивать своих контрагентов такой информацией любыми способами. Исключение также предусмотрено для юридических лиц системы потребительской кооперации и входящих в состав государственных объединений, которые вправе размещать такую информацию, соответственно, на сайтах вышестоящих потребительских обществ, на сайтах государственных объединений; 
  • запрет на навязывание контрагенту условия об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность (для субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектов общественного питания, осуществляющих общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщиков продовольственных товаров, осуществляющих поставки этих товаров).

В двух чтениях депутатский корпус рассмотрел проект Закона «О снятии заявлений Республики Беларусь к Конвенции об обмере судов внутреннего плавания», который представили заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александрович Н.Н. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Бегеба В.К.

Проект Закона предусматривает снятие заявлений к международному договору, сделанных при присоединении Республики Беларусь к Конвенции об обмере судов внутреннего плавания 19 июля 2006 года, в части исключения ссылки на применяемый для обмера судов технический нормативный правовой акт, а также актуализации наименования организации, ответственной за выдачу мерительных свидетельств на территории Республики Беларусь (республиканское унитарное предприятие по техническому надзору и классификации судов «Белорусская инспекция Регистра»). Соответствующие корректировки вносятся в Закон Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции об обмере судов внутреннего плавания».

Кроме того, на заседании был рассмотрен вопрос о проекте Закона «О ратификации Соглашения об учреждении и функционировании Сетевого университета Содружества Независимых Государств» (докладчик – Министр образования Республики Беларусь Карпенко И.В., содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Злотников А.А.).

Соглашением предусмотрено учреждение Сетевого университета Содружества Независимых Государств, который создается в целях повышения качества подготовки кадров по специальностям и (или) направлениям подготовки высшего образования, реализации приоритетных для государств – участников СНГ совместных научных и научно-технических проектов, поддержки изучения языков, культур и традиций народов и представляет собой сеть образовательных организаций, объединившихся для достижения этих целей.

Граждане государств, подписавших Соглашение, имеют равный доступ к образовательным услугам Сетевого университета. Их обучение в рамках договора между организациями-партнерами осуществляется за счет ассигнований, предусматриваемых в бюджетах государств – участников Соглашения на развитие образования, с выплатой указанным лицам стипендий и предоставлением им жилых помещений в общежитиях организаций-партнеров на условиях, установленных законодательством принимающих государств для граждан, обучающихся за счет ассигнований бюджетов государств – участников Соглашения; за счет средств физических и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг; ассигнований фондов, созданных государствами – участниками СНГ, а также из иных источников финансирования, не противоречащих законодательству принимающих государств.

Для обеспечения деятельности Сетевого университета создается Координационный совет, в состав которого входят по одному уполномоченному принимать решения представителю органа власти государства – участника Соглашения и по одному представителю от каждой организации-партнера. 

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)