09.12.2020
Состоялся вебинар по антикоррупционному сотрудничеству в рамках инициативы «Один пояс и один путь»
Заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Дмитрий Гора в формате видео-конференц-связи принял участие в семинаре по антикоррупционному сотрудничеству в борьбе с COVID-19 и восстановлению экономик государств – партнеров инициативы «Один пояс и один путь».

Мероприятие организовала Государственная надзорная комиссия Китайской Народной Республики.
В своем докладе Дмитрий Гора поделился национальным опытом противодействия коррупции в условиях преодоления последствий пандемии.
«В сфере борьбы с коррупцией мы следуем основополагающим принципам – прозрачность действий и решений государственных органов, эффективность контрольных и надзорных процедур в данной области, неотвратимость ответственности за нарушение антикоррупционных требований. Выполнение таких принципов не зависит от каких-либо особых обстоятельств, к числу которых отнесено и распространение COVID-19», – констатировал белорусский участник.
Заместитель Генпрокурора Беларуси также подчеркнул, что именно такой модели придерживаются ГРЕКО и Организация Объединенных Наций. Отметил, что Беларусь полностью разделяет эти подходы авторитетных международных организаций в антикоррупционной сфере.
Дмитрий Гора проинформировал, что с начала пандемии в нашей стране реализован комплекс дополнительных мер, чтобы устранить причины и условия для коррупции и связанные с ней риски.
Так, предприняты шаги по либерализации экономической деятельности, сокращению и упрощению административных процедур, совершенствованию контрольной и надзорной деятельности.
Среди основных мер в этой части названы:
1. Продление на 6 месяцев срока действия справок и других документов на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25 ноября 2020 г. «О продлении срока действия документов».
Это позволило снизить нагрузку на субъекты хозяйствования и граждан – исключена необходимость посещать во время пандемии должностных лиц и проходить административные процедуры.
Расширен спектр государственных услуг, оказываемых дистанционно через единый портал электронных услуг.
Помимо оптимизации взаимодействия с госсектором данные меры помогли уменьшить коррупционные риски за счет максимальной прозрачности услуг и минимизации прямых контактов участников правоотношений.
2. Издание Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. «О поддержке экономики».
В акте предусмотрены преференции и меры поддержки для субъектов хозяйствования в сложных экономических условиях, вызванных пандемией.
В их числе – изменение сроков уплаты налогов, сборов, пошлин в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, снижение определенным категориям плательщиков налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за землю.
В сфере арендных отношений предусмотрены отдельные льготные механизмы.
Планируемый эффект от данных мер возможен только в случае их надлежащей реализации уполномоченными органами власти, включая обеспечение прозрачных и недискриминационных условий доступа субъектов хозяйствования к мерам поддержки, соблюдение порядка их предоставления.
3. Ведение работы по преодолению последствий пандемии не только на национальном, но и на международном уровнях.
Беларусь в мае 2020 года приняла участие в подготовке решения о совместных усилиях по линии СНГ в борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
Дальнейшее развитие эпидемиологической ситуации может повлечь возникновение новых коррупционных факторов, угроз и схем.
По мнению заместителя Генпрокурора Беларуси, именно в международно-правовом сотрудничестве, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия компетентных органов, «заложены значительный потенциал и перспективный ресурс по поиску эффективных путей противодействию коррупции».
В завершении своего выступления Дмитрий Гора с удовлетворением отметил, что нынешняя встреча стала значительным вкладом в развитие системной и взаимовыгодной совместной работы в данном направлении.
По сообщению официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь)
Итоги заседания Совета ЕЭК 8 июля 2025 г.
8 июля состоялось заседание Совета Евразийской экономической комиссии. Рассмотрено более 30 вопросов евразийской интеграции, в том числе в сферах торговли, таможенного сотрудничества, технического регулирования, финансовой политики, энергетики и инфраструктуры, цифровизации, конкуренции и антимонопольного регулирования.
В частности,
Совет ЕЭК установил общие для стран Евразийского экономического союза правила цифровой маркировки в отношении ряда новых категорий товаров, включая икру осетровых и лососевых рыб, велосипедные рамы, отдельные виды смазочных масел, смазочные материалы и специальные автомобильные жидкости, косметическую продукцию с антимикробным действием, дезинфицирующие средства.
Также
Совет Евразийской экономической комиссии принял решение об определении дополнительных категорий товаров, для отслеживания перевозок которых будут применятся навигационные пломбы согласно Соглашению о применении в Евразийском экономическом союзе таких пломб для отслеживания перевозок. Реализация этого решения поможет пресечь распространение в ЕАЭС нелегальной никотиносодержащей продукции.
Совет ЕЭК
внес изменения в Правила регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий. Принятые поправки направлены на оптимизацию процедуры регистрации и экспертизы медизделий, установленной правом ЕАЭС.
Кроме того,
перенесен срок вступления в силу технического регламента ЕАЭС «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств» на 1 сентября 2028 года. Это позволит актуализировать ряд требований документа в рамках поправок, которые готовятся в соответствии с планом разработки техрегламентов Союза и внесения в них изменений, и завершить разработку и принятие необходимых для реализации технического регламента актов второго уровня – перечня стандартов и этикеток энергетической эффективности энергопотребляющих устройств.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
МВД о мерах по профилактике коррупции
Коррупция – одно из наиболее опасных преступлений, подрывающих доверие к государственным институтам, нарушающих принципы справедливости и препятствующих развитию общества. В Республике Беларусь борьба с коррупцией является приоритетным направлением государственной политики, реализуемым через комплекс превентивных мер и жесткие санкции для нарушителей.
Важность антикоррупционной работы обусловлена не только необходимостью соблюдения законности, но и защитой интересов граждан, бизнеса и государства. Власти предпринимают системные шаги по предотвращению коррупционных проявлений, включая совершенствование законодательства, повышение прозрачности работы государственных органов и формирование антикоррупционной культуры среди населения.
Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит ряд статей, направленных на борьбу с коррупцией. В частности:
- Статья 430 – получение взятки. Предусматривает наказание в виде штрафа, ареста, ограничения или лишения свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.
- Статья 431 – дача взятки. В зависимости от суммы взятки и других обстоятельств виновному может грозить лишение свободы до 10 лет.
- Статья 432 – посредничество во взяточничестве. Наказание варьируется от штрафа до лишения свободы сроком до 10 лет.
- Статья 424 – злоупотребление властью или служебными полномочиями. Может повлечь наказание в виде ограничения или лишения свободы до 10 лет.
- Статья 426 – превышение власти или служебных полномочий. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности.
Кроме того, существует административная ответственность за правонарушения, связанные с коррупцией, включая незаконное принятие подарков, конфликт интересов и несообщение о коррупционных фактах.
Борьба с коррупцией требует не только наказания виновных, но и эффективных превентивных мер, направленных на снижение уровня коррупционных рисков. В Республике Беларусь реализуются следующие меры профилактики:
- Постоянно обновляются нормативные акты, направленные на повышение прозрачности работы государственных органов и снижение коррупционных рисков.
- Государственные закупки, распределение бюджетных средств и деятельность чиновников контролируются независимыми органами. Внедряются электронные системы отчетности и цифровые платформы, исключающие человеческий фактор.
- Законы и ведомственные акты проходят проверку на наличие коррупциогенных факторов, что позволяет исключить лазейки для злоупотреблений.
- В образовательных учреждениях, на предприятиях и в госструктурах проводятся лекции и тренинги по формированию правосознания и этики. Чиновники обязаны проходить курсы по антикоррупционной безопасности.
- Государство гарантирует конфиденциальность и безопасность лицам, заявившим о коррупционных правонарушениях. Действует программа поощрения добросовестных граждан, предоставляющих сведения о взяточничестве и других коррупционных проявлениях.
- Чиновники обязаны декларировать доходы и расходы, соблюдать нормы служебного поведения и избегать конфликтов интересов.
- Жители страны могут участвовать в общественных антикоррупционных инициативах, обращаться в органы власти с жалобами и предлагать меры по повышению прозрачности управления.
Профилактика коррупции – это комплексная задача, требующая участия государства, общества и каждого гражданина. Только совместными усилиями можно создать эффективную систему противодействия коррупции, основанную на принципах законности, прозрачности и ответственности.
По сообщению
официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Главы внешнеполитических ведомств Беларуси и России обсудили координацию работы в ООН, БРИКС и ШОС
Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков на полях XVII саммита БРИКС в Рио-де-Жанейро провел двусторонние переговоры с главой внешнеполитического ведомства России Сергеем Лавровым и руководством делегаций из ряда других стран. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе МИД.
«На встрече с главой российской делегации на саммите БРИКС Сергеем Лавровым стороны обсудили дальнейшую координацию работы внешнеполитических ведомств в ООН, БРИКС, ШОС и на других многосторонних площадках, а также ряд предметных вопросов двустороннего политического взаимодействия», – рассказали в Министерстве.
На переговорах с вице-президентом Уганды Джессикой Роуз Алупо обсуждена реализация договоренностей, достигнутых во время февральского визита Премьер-министра Беларуси. Они касаются таких сфер, как промышленность, продовольственная безопасность, энергетика и военно-техническое сотрудничество.
«Стороны положительно охарактеризовали активизацию двусторонних контактов и наметили направления по дальнейшему развитию межгосударственного диалога. В качестве первоочередного шага намечен визит вице-президента Уганды в Беларусь для обсуждения сотрудничества в сфере механизации сельского хозяйства страны и поставок белорусского продовольствия», – отметили в МИД.
На полях саммита также состоялись встречи Максима Рыженкова с государственным министром ОАЭ Ахмедом Али аль-Сайегом и премьер-министром Вьетнама Фам Минь Тинем. Стороны предметно обсудили ход реализации межгосударственных договоренностей, достигнутых во время официальных визитов в Беларусь и встреч на высшем уровне.
По информации
БЕЛТА
(фото Министерства иностранных дел Республики Беларусь)
Беларусь заявила о готовности подключиться к БРИКС в нейтрализации экологических и биологических угроз
Беларусь готова подключиться к созданию в БРИКС скоординированных механизмов нейтрализации всех видов экологических и биологических угроз. Об этом Министр иностранных дел Максим Рыженков заявил на расширенной сессии XVII саммита БРИКС на тему «Окружающая среда, COP-30 и глобальное здравоохранение» в Рио-де-Жанейро, сообщает
БЕЛТА.
«Беларусь готова делиться своим опытом и новейшими технологиями по всем стратегическим вопросам как климатической повестки, так и общественного здравоохранения, имеющим глобальное значение. Мы готовы подключиться к созданию в рамках БРИКС скоординированных механизмов нейтрализации всех видов экологических и биологических угроз и тем самым минимизировать их негативное воздействие на здоровье населения планеты», – сказал глава внешнеполитического ведомства.
Министр отметил, что один из главных приоритетов Беларуси в области обеспечения национальной безопасности – политика по смягчению последствий изменения климата и адаптации к климатическим изменениям, а также сохранению благоприятной окружающей среды.
13-я цель устойчивого развития «Борьба с изменением климата» уже включена в национальные стратегические и программные документы страны.
«К настоящему времени в Беларуси осуществлены две национальные программы мер по смягчению последствий изменения климата, приняты стратегии по адаптации сельского и лесного хозяйства, по управлению водными ресурсами в условиях изменяющегося климата. Полностью введена в эксплуатацию Белорусская атомная электростанция, позволяющая снижать выбросы парниковых газов более чем на 8 млн т ежегодно. Для поддержания успешной политики по сокращению выбросов парниковых газов сейчас осуществляется подготовка амбициозного плана – Стратегии долгосрочного развития Республики Беларусь с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года», – рассказал Максим Рыженков.
Он обратил внимание, что в Беларуси значительно возросло использование возобновляемых источников энергии. Активно развивается электротранспорт и расширяется необходимая инфраструктура, растет доля пассажирского городского электрического транспорта в общем объеме перевозок.
«Наша страна занимает одну из лидирующих позиций по восстановлению болот, что играет значительную роль в оказании важнейших экосистемных услуг всему европейскому региону.
В условиях глобальных вызовов, таких как пандемии и экологические угрозы, окружающая среда и здоровье людей неразрывно связаны. Поэтому Беларусь интегрирует усилия в области общественного здравоохранения и охраны окружающей среды для эффективного реагирования на угрозы и обеспечения устойчивого развития», – подчеркнул дипломат.
Министр отметил, что здравоохранение Беларуси функционирует как целостная система, обладает достаточным опытом для диагностики и лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний, для эффективного эпидемиологического надзора и реагирования на вспышки болезней.
В стране успешно внедряется Централизованная информационная система здравоохранения. Она представляет собой масштабный проект, направленный на цифровизацию и интеграцию информационных ресурсов в сфере здравоохранения.
«Уверен, что площадка БРИКС является наиболее востребованной и перспективной глобальной платформой для развития взаимодействия в этих областях», – заявил Максим Рыженков.
По информации
БЕЛТА
Министр иностранных дел Беларуси на полях саммита БРИКС в Рио-де-Жанейро провел переговоры с главами иностранных делегаций
Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков на полях XVII саммита БРИКС в Рио-де-Жанейро провел двусторонние переговоры с главами ряда иностранных делегаций. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе МИД.
(фото – БЕЛТА)
На встрече с президентом Кубы Мигелем Диас-Канелем Бермудесом обсуждены практические шаги по реализации договоренностей, достигнутых во время его недавнего официального визита в Беларусь.
С президентом Нигерии Болой Тинубу намечены мероприятия по реализации очередной стадии проекта механизации сельского хозяйства этой страны с участием Беларуси, включая создание региональных сервисных центров и в перспективе – сборочного производства. Во время встречи нигерийский лидер высоко оценил качество и надежность поставляемой белорусской техники.
На переговорах с заместителем премьер-министра – министром иностранных дел Казахстана Муратом Нуртлеу стороны сверили часы по всему комплексу актуальных вопросов двустороннего взаимодействия и наметили совместные усилия по его развитию.
«С министром при офисе премьер-министра Таиланда обсуждена повестка предстоящего визита в эту страну руководства белорусского внешнеполитического ведомства. Она включает облегчение визового режима, установление прямого авиасообщения и другие меры, облегчающие посещение Таиланда белорусами», – рассказали в МИД.
Президенту Нового банка развития Дилме Руссефф было предложено посетить Беларусь для рассмотрения дорожной карты сотрудничества, включая перспективы членства Беларуси в данной структуре БРИКС.
Во время визита в Бразилию Максим Рыженков также встретился с министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом. Дипломаты обменялись мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня и состоянию двустороннего взаимодействия в политической и торгово-экономической плоскостях. Особое внимание уделено теме урегулирования украинско-российского конфликта.
«Для проработки приоритетных задач расширения двустороннего торгово-экономического сотрудничества с Бразилией Министр иностранных дел Беларуси провел встречу с руководством Бразильской национальной конфедерации промышленности и Федерации промышленности штата Рио-де-Жанейро. Обсуждены формы взаимодействия белорусских и бразильских организаций по содействию взаимной торговле и инвестициям, а также конкретные направления делового сотрудничества в промышленной, сельскохозяйственной и научно-практической сферах», – сообщили во внешнеполитическом ведомстве.
По информации
БЕЛТА