/ / Общественно-политические
08.12.2020

Какую долю семейного бюджета мы платим на ЖКХ в сравнении с ближайшими соседями и жителями других европейских государств

Нет такого жителя страны, которого не касалась бы прямо или косвенно эта весьма чувствительная тема – оплата жилищно-коммунальных услуг. Можно сэкономить на еде, легко обойтись без обновок в одежде, но очень сложно повлиять на расходы по обслуживанию многоэтажного жилья, тем более построенного десятки лет назад по старым технологиям и нормативам. Потому в Беларуси эта статья затрат – под жестким контролем государства. Уже много лет предельный уровень удорожания коммунальных тарифов на год ближе к концу предыдущего определяется указом Президента и не превышает в среднем 5 долларов в рублевом эквиваленте.

Мы сравнили, какую долю семейного бюджета платят на ЖКХ в нашей стране и в соседних государствах. За эталон взяли типовую 48-метровую двухкомнатную квартиру (такие массово строили в брежневские времена) с тремя жильцами при нормативном, то есть рациональном, потреблении воды, газа и электричества.

Лучше – меньше

В нынешнем году с 1 января услуги за жилье подорожали на 3,5 доллара в эквиваленте – за электричество мы стали платить больше на 8,9 процента, за газ – на 2,4 процента, воду – на 12,5 процента. Выросли тарифы на канализацию (плюс 21,4 процента) и капитальный ремонт (29,9 процента). А с 1 июня на 11,6 процента больше обходится тепло.

Однако в итоге среднестатистическая семья, по данным обследования домашних хозяйств Белстатом, на услуги ЖКХ тратила в первом квартале года 8,4 процента потребительских расходов, во втором – 7,9 процента, в третьем, когда, понятно, выпадает отопление, – 6,6 процента. Для сравнения: на еду у нас уходит 35,5–38,9 процента расходной части семейного бюджета, на транспорт, причем в меньшей степени на общественный, – 9,5–11 процентов.

Поскольку именно эти цифры буду сравнивать с похожими индикаторами в других странах, хотела бы сделать оговорку. Статистические службы европейских государств частенько дают общую цифру расходов на жилье, которая включает еще плату за его аренду (в Европе, скажем, в традициях жилье снимать), на обслуживание ипотеки и все иное, связанное с местом проживания. Необходимость найма крыши над головой учитывает и наш Белстат – и в этом случае доля трат на жилье с «коммуналкой» выглядит так: 10,7 процента I квартал, 11,1 процента II квартал и 9,9 процента III квартал.

Отличия несущественные, поскольку 96 процентов жилфонда страны у нас после массовой приватизации в 1990-е годы рассредоточено среди множества частных собственников и аренда жилья не слишком распространенное явление, особенно в райцентрах, где стараются иметь собственное. Это важный нюанс экономии платежей.

Соседи по ЕАЭС и бывшему СССР

Если заглянуть в свежий номер статистического ежегодника Евразийского экономического союза, куда, как известно, входят Беларусь, Россия, Казахстан, Армения и Кыргызстан, то становится очевидным: доля коммунальных услуг в расходах домохозяйств за 2019 год меньше, чем у нас (9,8 процента), только в Казахстане – 8,1 процента. Но при этом жители страны отдают на продукты питания почти половину своего дохода – 49,4 процента.

В России питаться получается дешевле (29,8 процента), но расходы на коммунальные услуги составляли 10,8 процента. Примерно такой же уровень нагрузки на кошельки наблюдался в Кыргызстане и 15,8 процента – в Армении (приведены данные за 2018 год).

К слову, в нынешнем году то ли коммунальные услуги россиянам стали обходиться дороже, то ли доходы домохозяйств поменьше, но показатель вырос до 12,5 процента в первом квартале и 13,1 процента – во втором.

Украинцам за воду, электроэнергию, газ и топливо, по данным Госстата страны, за I квартал 2020 года приходилось отдавать 16,3 процента потребительских расходов, на питание – до 40 процентов.

Как в Европе

Мартовский выпуск бюллетеня о текущих тенденциях мировой экономики, подготовленный Аналитическим центром при Правительстве России, сопоставил уровень коммунальной нагрузки в 15 старых членах Европейского союза и в 13 вступивших после 2004 года. 

Авторы исследования пришли к выводу: в 2018 году в среднем 24 процента расходов домохозяйств в 28 странах ЕС пришлось на электричество, отопление и водоснабжение. А большая часть денег из кошельков граждан, собственно, как и у нас, расходится в трех направлениях: платежи за коммунальные услуги (электричество, отопление, водоснабжение), продовольствие и транспорт.

Прямо скажем, слишком уж весомые суммы в Венгрии (37 процентов), Италии и Румынии (по 35,4 процента), Люксембурге (34,9 процента) и Польше (34 процента). Как выяснили авторы, цены на коммунальные услуги в этих странах самые высокие в мире. В большинстве государств Европы нет повсеместного центрального отопления и часть квартир обогревается электричеством.

В Прибалтике доля расходов на электричество, отопление и воду варьируется от 19,9 до 35 процентов в зависимости от уровня доходов семьи. Но при этом на питание европейцы отдают в среднем 17,3 процента общих потребительских расходов. Хотя у беднейших слоев населения Эстонии, Латвии, Литвы и Польши доля этих трат – около трети.

В чем разница

Беларусь одной из первых на постсоветском пространстве приняла закон о совместном домовладении, однако не пошла на разрушение государственной системы ЖЭСов. И, как показала жизнь, это было оптимальное решение. Единая система легко управляема. Каждый год утверждаются предельные расчетно-плановые цены на услуги, превышать которые обслуживающим организациям запрещено. Нельзя навязывать гражданам и дополнительные услуги – консьержей, видеонаблюдение. Четко регламентированы стоимость и периодичность уборки, расходы электричества на работу оборудования.

И все это правильно. Формирование тарифов на услуги ЖКХ ни в коем случае нельзя пустить на самотек, тем более когда на рынок активно приходят частные компании и формируются товарищества жильцов по управлению многоэтажными домами. Иначе вместо одной госмонополии можем получить множество частных. Единственный изъян, на мой взгляд, – отсутствие одного госоргана, который бы контролировал соблюдение всех существующих норм, особенно в частных обслуживающих компаниях и товариществах собственников, где, к примеру, стоимость необязательных услуг включают в членские взносы. И тем самым либо заставляют людей платить, либо провоцируют нескончаемые суды.

И еще момент. В нашей стране сохранилось перекрестное субсидирование коммунальных услуг – явление спорное. Но уйти от него непросто. И даже по окончании нынешнего года тарифы остаются на 20 процентов ниже их реальной себестоимости. Если конкретнее, то за техобслуживание мы платим на 7,3 процента меньше, чем это стоит, за отопление – почти на 80 процентов.

Иными словами, постоянный надзор государства за рынком ЖКХ и тарифами и обеспечивает жителям страны достаточно комфортный уровень стоимости коммунальных услуг.

Андрей ХМЕЛЬ, Министр ЖКХ:

– На каждый год у нас запланированы показатели по снижению затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению. В 2019 году удалось сэкономить 6,1 процента к уровню 2018-го при планах не менее 5 процентов. По итогам 2020 года ожидается выполнение доведенного задания, рассчитываем сэкономить почти 82 млн рублей.

Что касается качества услуг, то в последнее время количество и тематика обращений граждан в госорганы изменились. Если 5 лет назад две трети жалоб были на недостатки эксплуатации жилфонда и оказания коммунальных услуг, то нынче таких обращений не более 35 процентов. Сейчас людей интересуют разъяснения нормативно-правовых актов, нужны консультации. Одна из задач, которая особенно актуальна, – обеспечение надлежащего контроля местных органов власти за работой жилищно-коммунальных служб и оперативного решения проблем.

Уходящий год станет не только годом подведения итогов реализации госпрограммы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016–2020 годы, но и разработки новой на будущую пятилетку, которая нацелена на сокращение разрыва по уровню и качеству жизни в регионах. Будем заниматься восстановлением технических и потребительских качеств жилфонда и обеспечивать безопасную эксплуатацию лифтов в домах различных форм собственности, предстоит минимизировать объемы захоронения твердых коммунальных отходов.

Одно из поручений Главы государства – тарифная политика должна выстраиваться так, чтобы стоимость жилищно-коммунальных услуг не поднималась выше 5 долларов в год в эквиваленте. Будем придерживаться этой стратегии и в наступающем году.

Кстати

Малообеспеченным гражданам, как принято во многих странах, положена господдержка в оплате коммунальных услуг – безналичные жилищные субсидии, которые начисляются, если ежемесячные коммунальные платежи (с учетом норм потребления) превышают 20 процентов среднемесячного совокупного дохода семьи в городе и 15 процентов – в сельской местности.

В 2019 году 22,3 тысячи семей получили субсидии более чем на 1,3 млн рублей. За январь–сентябрь 2020-го помощь оказана 18 985 домохозяйствам на сумму 1,23 млн рублей. В некоторых случаях субсидии превышали 100 рублей.

Долги

На 1 сентября 2020 года в стране имелось 4 114 033 лицевых счета, по каждому девятому из них (470 000) есть просроченная задолженность по оплате за услуги. Но у более 70 процентов должников задолженность до трех месяцев, лишь у 54 000 – более года, это около полутора процентов.

Аэлита Сюльжина, «Рэспубліка», 7 декабря 2020 г.