Совет Республики дал согласие на назначение трех членов Правления Нацбанка
Члены Совета Республики дали согласие на назначение членами Правления Национального банка Беларуси Елены Машниной, Дениса Горегляда и Дмитрия Мурина.
Каждый из них прошел долгий путь в банковской сфере и достоин того, чтобы занимать пост члена Правления Национального банка, отметила, отвечая на вопросы журналистов, председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Татьяна Рунец.
Так, начальник главного управления банковского надзора Елена Машнина назначена на второй срок. Денис Горегляд – начальник главного управления операций на финансовых рынках, Дмитрий Мурин – начальник главного управления монетарной политики и экономического анализа.
Совет Республики дал согласие на назначение Президентом членов Правления Национального банка в соответствии с Законом о Национальном собрании. Кроме того, члены Совета Республики приняли решение о проведении совместного заседания палат белорусского Парламента для заслушивания ежегодного Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию.
По сообщению БЕЛТА
Предложения Беларуси по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года будут озвучены на итоговом заседании Политического форума высокого уровня в июле текущего года в штаб-квартире ООН. Об этом национальный координатор по достижению ЦУР, заместитель Председателя Совета Республики Сергей Хоменко сообщил на заседании Совета по устойчивому развитию, которое проходит сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Сергея Хоменко, к началу 2025 года Программа развития ООН при участии белорусских экспертов подготовила аналитическую записку о прогрессе Республики Беларусь в реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
– Секретариату ООН направлено основное сообщение, согласованное с заинтересованными организациями, – констатировал национальный координатор. – В числе основных предложений делегации Беларуси – недопустимость применения односторонних принудительных санкций, повышение роли устойчивого сельскохозяйственного производства в сокращении бедности, призыв сохранить рынки открытыми для движения продовольствия и удобрений, увеличение роли материнства для семьи и поддержание семейных ценностей. А также учет национальных приоритетов и потребностей развивающихся стран при оказании им поддержки для укрепления потенциала и передачи технологий.
Как подчеркнул вице-спикер Совета Республики, в духе доброй воли Беларусь распространит в ООН полный проект третьего добровольного национального обзора по достижению всех 17 Целей устойчивого развития, а не только тех пяти, которые были обозначены Секретариатом ООН для защиты:
– Кроме того, хочу отметить, что Цели и задачи устойчивого развития в той или другой мере заложены в основные стратегические и программные документы, принятые в нашей стране. Это содействует выполнению страной обязательств по реализации ЦУР в установленные сроки.
Юлия Демешко, « СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, « СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Заместитель Председателя Правления Национального банка Андрей Картун на Международном биржевом форуме рассказал о том, что Нацбанк предлагает для развития рынка цифровых активов и биржевой торговли в Беларуси, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Биржа – это организованная форма торговли, начал с азов Андрей Картун. «С точки зрения того, как вращаются деньги, то, конечно, государство заинтересовано в том, чтобы как можно больше цивилизованных форм торговли развивалось в стране. Это прозрачное движение денег, товаров, нет никаких серых схем, все субъекты идентифицированы. Напомню, что на биржах работают профессиональные участники торгов, они аттестовываются, простых людей там не бывает», – пояснил он.
На форуме спикеры отмечали необходимость более активно развивать инструменты в самой биржевой торговле для инвестирования, отметил Андрей Картун. «Нас с точки зрения и Национального банка, и Правительства интересует больше всего вот эта составляющая – инструменты так называемых длинных денег. Важно определить, что можно предложить юридическим и физическим лицам, чтобы они помимо традиционных инструментов, таких как депозиты, могли вкладывать свои деньги в развитие биржевой торговли», – заметил он.
В этом году, например, Белорусская валютно-фондовая биржа запустит так называемую интернет-площадку для торговли ценными бумагами. Сейчас вопрос уже возникает о том, чтобы придать импульс развитию рынка ценных бумаг, подчеркнул зампредседателя.
«Сейчас оперативно необходимо делать регуляторику для развития рынка цифровых активов, что очень актуально на данный момент. Национальный банк взял на себя определенную инициативу в этой части, разработаны уже проекты определенных указов Президента в части развития рынка цифровых активов. Мы уже в этих документах предусматриваем определение организации, которая занимается цифровыми активами, какие у нее регуляторные требования будут. Задача – не зажать, а наоборот, чтобы рынок быстро начал развиваться. Соответственно биржи тоже будут здесь задействованы. Самое главное – это будет платформа или инструмент для того, чтобы быстрее развивать этот сегмент организованной торговли», – рассказал Андрей Картун.
Если в стране будет развиваться достаточно большое количество инструментов, то в жизнь воплотиться классическая формула экономической теории – инвестиции равно сбережения, считает он. «Это очень удобный и быстрый способ инвестирования и получения дополнительного дохода», – заключил он.
По информации БЕЛТА
Вопросы развития историко-культурного туризма и сохранения традиционных духовных ценностей обсудили участники выездного расширенного заседания Президиума Совета Республики Национального собрания Беларуси, которое прошло в Полоцке под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
На заседании обсудили вклад Евфросинии Полоцкой в дело просвещения на землях Полоцкого княжества. Ректор Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова Денис Дук отметил, что трудно переоценить роль в истории личности такого масштаба. Евфросиния Полоцкая опередила свое время. Преподобная собрала сокровищницу литературы из разных уголков христианского мира, приобщила к православным обрядам широкий круг людей, наладила коммуникацию с ведущими христианскими центрами своего времени. По ее замыслу в Преображенской церкви (теперь это Спасо-Преображенский храм на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря) были созданы уникальные фрески. «Прихожане, посещая храм, задавались вопросом о сюжетах фресковой живописи, об их значении в жизни христианина и узнавали таким образом о традициях христианской благочинности других народов. Эти знания давали понимание жителям полоцкой земли своего места в деле христианского служения и добродетели. В этом и кроется главное значение духовного просвещения», – отметил он, добавив, что такого рода фресок, которые были отреставрированы в Спасо-Преображенской церкви монастыря, в мире не сохранилось.
Евфросиния Полоцкая, которая жила в духовной чистоте, является примером для многих поколений и всех христиан. Председатель Совета Республики отметила, что имя великой просветительницы привлекает в Беларусь многих туристов, и Полоцк можно сделать туристической Меккой, в первую очередь для белорусов. «Мы должны это знать, потому что это уникальная сокровищница, историческая ценность, которая есть на белорусской земле», – подчеркнула Наталья Кочанова.
О духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и взаимодействии с местной властью в этом вопросе рассказал епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий. «Нравственное воспитание – это воспитание любви, смирения, милосердия, послушания, терпения, заботы о ближнем», – отметил он.
Епископ рассказал, что на полоцкой земля появилось больше всего святых, и они всегда являются положительным примером для современников.
Наталья Кочанова отметила, что симбиоз государственной власти и Белорусской православной церкви позволяет поддерживать в стране мир, в том числе межконфессиональный. «С Богом и верой в душе легче», – выразила спикер свое мнение.
Алеся Пушнякова, БЕЛТА
Выездное расширенное заседание Президиума Совета Республики на тему «Пятилетка качества: целевые задачи и пути их решения» прошло на площадке научно-производственного унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
Как отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владислав Татаринович, на сегодняшнее выездное заседание вынесен актуальный вопрос. «Прошлый год у нас был объявлен годом качества. Мы активно участвовали в реализации республиканского плана мероприятий по его обеспечению. С выходом решения Президента о том, что ближайшая пятилетка станет пятилеткой качества, конечно, этому вопросу уделяется гораздо больше внимания. И самое главное, что вопрос этот рассматривается без отрыва от общей экономической политики и повестки, а именно является составной частью разработки программных документов на последующие пять лет. Сегодня мы в первую очередь рассматривали вопросы качества с позиции правового обеспечения. Необходимо отметить, что мы, члены Совета Республики, активно принимаем в этом участие», – рассказал Владислав Татаринович.
Госстандарт как орган-регулятор в прошлом году на рассмотрение парламента внес два специальных закона напомнил парламентарий. «Они были приняты и с конца прошлого года вступили в действие. Это законы об аккредитации в системе национальной аккредитации и о единстве измерений, – отметил председатель комиссии. – Правовое обеспечение не ограничивается сугубо отраслевым законодательством. Вопросы, которые касаются обеспечения системы качества, вопросы разработки стандартов как условия подтверждения качества продукции, работ и услуг, являются составной частью отраслевых программ, стратегий для любого министерства, госоргана. И этому уделено очень большое внимание уже в рамках новой программы деятельности правительства, которая увязана с концепцией Программы социально-экономического развития на ближайшую пятилетку».
Выездное заседание объединило широкий круг участников. Это члены Президиума Совета Республики, руководство республиканских органов государственного управления, председатели областных и Минского городского Совета депутатов, заместители председателей областных исполкомов и Минского горисполкома, которые курируют вопросы промышленного комплекса экономики, руководители предприятий реального сектора экономики, руководители предприятий из системы госстандарта, члены Молодежного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.
По информации БЕЛТА