23.04.2020
Отвечает правовой инспектор: что делать, если хотят «повесить» недостачу
В каких случаях не придется возмещать ущерб по договору о коллективной материальной ответственности и может ли наниматель отказать работнику в увольнении из-за того, что тот не компенсировал недостачу?
На эти и другие вопросы о материальной ответственности ответил главный правовой инспектор труда Гродненской областной организации профсоюза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства Станислав Желудок.
– В нашем магазине четыре месяца назад выявили недостачу, но нас никто не ознакомил под роспись с ее размером. Вчера кадровик предоставил для ознакомления приказ директора об удержании из зарплаты части суммы. Но законно ли это? Анастасия, Гродно
– Решение руководителя произвести удержание из вашей заработной платы принято с явным опозданием. Распоряжение нанимателя, согласно ст. 408 Трудового кодекса (ТК), должно быть сделано в течение двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба, а исполнить его необходимо не ранее чем через 10 дней со дня уведомления работника. Кроме того, до издания распоряжения нанимателя об удержании из заработной платы от работника должно быть затребовано письменное объяснение (ч. 3 ст. 408 ТК), что в вашем случае сделано не было.
– Наниматель приобрел для сотрудников предприятия билеты на концерт, распорядился раздать их, а стоимость удержат из зарплат. Я не планировала посещать мероприятие и платить, разумеется, не хочу. Наниматель вправе высчитать эту сумму без моего согласия? Кристина, Волковыск
– Нет, удержания из заработной платы могут производиться только в предусмотренных законодательством случаях (ст. 107 ТК). В соответствии с подпунктом 1.1 постановления Совета Министров от 18.09.2002 № 1282 «Об удержаниях из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов» удержания из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов осуществляются по их письменному заявлению для решения бытовых, социальных вопросов, в том числе связанных с выплатой сумм по кредитному договору, коммунальных платежей, профсоюзных взносов.
– Работала по бессрочному трудовому договору продавцом. Решила уволиться, написала заявление. Но поскольку я материально ответственное лицо, наниматель сказал, что уволит меня только после погашения ранее выявленной недостачи в магазине. Я уже нашла другое место работы, а денег на погашение долга у меня недостаточно. Руководитель поступает правомерно? Анна, Лида
– У нанимателя нет права удерживать на рабочем месте. Согласно ч. 1 ст. 40 ТК работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом нанимателя письменно за один месяц. В соответствии с ч. 5 этой же статьи по истечении срока предупреждения он может прекратить работу. В последний день работы наниматель обязан выдать трудовую книжку (ст. 50 ТК) и произвести окончательный расчет (ст. 77 ТК). А недостачу можно взыскать в судебном порядке.
– Работаю специалистом в торговом отделе, за мной закреплены некоторые магазины. В них санэпидемстанция выявила товары с истекшими сроками годности и наложила штраф на организацию. Наниматель потребовал, чтобы я его возместила. Могу ли я отказаться? Валентина, Гродно
– Можете. В соответствии с ч. 2 ст. 400 ТК наниматель вправе взыскивать с работника только реальный ущерб. Под ним понимается утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, которые влекут затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо излишние денежные выплаты (за исключением штрафов, взыскиваемых с нанимателя).
– В нашем магазине выявлена недостача товарно-материальных ценностей. С нами заключен договор о коллективной материальной ответственности. Я не считаю себя причастной к образованию недостачи. Могу избежать возмещения ущерба? Оксана, Гродно
– В соответствии с п. 19 Положения о коллективной (бригадной) материальной ответственности (утверждено постановлением Министерства труда от 14.04.2000 № 54), работники могут быть освобождены от возмещения ущерба в нескольких случаях: если будет установлено, что ущерб причинен не по вине коллектива; если будут известны конкретные виновники причиненного ущерба из числа членов коллектива (бригады); если ущерб относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска (экспериментальное производство, введение новых технологий и др.).
Елена Каяч, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
Агентства по госрегистрации и земельному кадастру ко Дню Независимости проконсультируют бесплатно
В преддверии Дня Независимости сотрудники Национального кадастрового агентства 2 июля с 9.00 до 12.00 проведут единый день бесплатного консультирования, сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 285-39-26. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по основным новациям Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который вступил в силу с 11 июня этого года. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, попросить их о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость, будет вестись в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации
БЕЛТА
Впереди большие выходные. Рассказываем, как белорусы будут работать и отдыхать в июле
3 июля (четверг) – День Независимости Республики Беларусь. Эта дата в нашей стране признана официальным выходным.
Рабочий день с 4 июля (пятница) переносится на 12 июля (суббота). Таким образом, непрерывные выходные дни: 3,4,5,6 июля – 4 дня.
Рабочие дни в июле
В соответствии с производственным календарем у белорусов в июле ️при шестидневной рабочей неделе будет 26 рабочих дней, ️при пятидневной – 22 рабочих.
Расчетная норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составит:
-
для пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье – 175 часов;
-
для шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье – 173 часа.
Если на период больших выходных выпадает отпуск, командировка или обучение
Если 4 июля (переносимый день) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
служебной командировки или обучения (повышение квалификации, подготовка, переподготовка) => 12 июля для работника является рабочим днем.
Если работник принят на работу в период с 30 июня по 2 июля => 12 июля для него является рабочим днем.
Если 12 июля (перенесенный выходной) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля считается днем отпуска (нерабочим по графику);
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля считается днем временной нетрудоспособности.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Работа без границ. В каких направлениях будет развиваться единый рынок труда ЕАЭС
О направлениях развития единого рынка труда ЕАЭС рассказала глава представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Беларуси Махым Оразмухаммедова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
По словам эксперта, единое пространство труда откроет новые возможности для специалистов и работодателей. «Имея население более чем 180 млн человек и объем ВВП более $2,5 трлн, Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал для обеспечения устойчивого экономического развития», – сказала она.
Глава представительства подчеркнула, что за последние годы Евразийский экономический союз добился значительных успехов в реализации стратегии развития, особенно в области трудовой мобильности. «Граждане государств-членов пользуются преимуществами безвизового перемещения, доступа к трудоустройству без необходимости получения разрешения на работу и цифровых платформ, таких как унифицированная система поиска «Работа без границ», которые делают возможности трудоустройства на территории Евразийского союза более доступными», – добавила Махым Оразмухаммедова.
Мобильность рабочей силы играет важную роль в экономическом и социальном развитии как отправляющих стран, так и принимающих, однако на едином рынке труда все равно сохраняются серьезные вызовы. «Неформальная занятость остается распространенным явлением, подвергающим трудовых мигрантов рискам эксплуатации и снижая возможности использования потенциала трудовой миграции для развития взаимного признания навыков и квалификаций. Остается неравномерным признание профессиональных компетенций мигрантов: они сталкиваются с препятствиями при признании своих профессиональных навыков, что ограничивает их способность вносить полноценный вклад в экономику принимающих обществ», – отметила она.
Международная организация по миграции работает с Евразийским экономическим союзом над улучшением управления трудовой миграцией для более эффективного реагирования на потребности работодателей и рынка труда, обеспечивая при этом защиту трудовых мигрантов и усиливая влияние на развитие как стран-происхождения, так и стран-назначения. «Для этого необходимы прочные партнерства, основанные на доверии, общей ответственности и скоординированных действиях», – подчеркнула она.
Глава представительства отметила, что организация поддерживает заинтересованные стороны в разработке более безопасных и эффективных систем трудовой миграции для удовлетворения растущих и меняющихся потребностей правительств, частного сектора и самих мигрантов. «В качестве примера можно привести подход этического найма сотрудников. Существует сеть Международной организации по миграции по содействию этического подбора персонала. Разработаны справочники для государственных органов по вопросам этического рекрутинга и защиты трудовых мигрантов. Эти инструменты помогают правительствам и работодателям создавать справедливые системы найма работников, защищающие их права и сокращающие неформальную занятость», – отметила эксперт.
Среди методов решения вызовов также финансовая инклюзивность, цифровые инструменты и региональное партнерство. «Евразийский союз разработал комплексное стратегическое видение и предпринял конкретные шаги по улучшению мобильности рабочей силы. Задача будущего – обеспечить инклюзивность рамок, основанных на правах человека и практических результатах для мигрантов. Международная организация по миграции готова поддержать Евразийский союз и его государства-члены в реализации этих целей – опираясь на мировой опыт, региональное взаимодействие и общую приверженность безопасной, упорядоченной и регулярной иммиграции», – сказала глава представительства.
По информации
БЕЛТА
Подключение ИИ и автоматизация процессов. Как в Беларуси проходит цифровизация социально-трудовой сферы
На каком этапе находится цифровизация социально-трудовой сферы и о планах на будущее сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Юлия Бердникова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
Одним из приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза в текущем году является активизация взаимодействия государств-членов в области устранения существенных цифровых барьеров. «В контексте развития экономик стран пятерки цифровизация выходит на первый план – она позволяет значительно упростить, ускорить и оптимизировать практически любые процессы», – отметила замминистра.
Она пояснила, что стратегической целью цифровизации социально-трудовой сферы является повышение качества жизни граждан, оперативная адаптация к потребностям бизнеса и современным технологиям, включая предоставление различных своевременных, быстрых и доступных услуг.
По словам Юлии Бердниковой, цифровой фундамент был заложен еще в 1990-е годы, когда активно началась цифровизация органов государственного управления и организаций. «Далее идет интеграционный уровень: углубление цифровизации через сбор данных, автоматизацию процессов обмена информацией и внедрение электронного документооборота. Следующий этап – трансформационный период – он еще не завершен, но его ключевым этапом стала пятилетка 2019–2024 годов. За это время мы не просто цифровизировали отдельные процессы и интегрировали их, но и приступили к созданию цифровых платформ», – поделилась замминистра.
Уже сегодня в Беларуси успешно функционирует цифровая платформа социально-трудовой сферы, которая объединила все информационные ресурсы отрасли. «В эту пятилетку мы плотно подошли к отказу от бумажного документооборота, поскольку большая часть процессов уже цифровизирована. Безусловно, предстоящая пятилетка пройдет под эгидой не просто трансформации, а проактивности и внедрения ИИ в нашу деятельность. В этом году также завершаются работы по переходу на проактивное назначение пенсий по инвалидности и другим социальным выплатам. И в последующую пятилетку все возможные проактивные процессы мы переведем в этот режим», – рассказала Юлия Бердникова. Также запланировано расширение объема цифровых документов для создания «супер-сервисов», чтобы граждане не заботились о получении или предъявлении документов – все данные будут доступны проактивно – через автоматизированные системы. «Внедрение ИИ поможет повысить качество обработки данных и анализа информации, что позволит поднять уровень предоставляемых услуг», – подчеркнула замминистра.
«На сегодняшний день 100 % наших организаций интегрированы в цифровое пространство социально-трудовой сферы. С бизнесом достигнут стопроцентный электронный документооборот. 60 % отраслевых электронных услуг уже переведены в «цифру», к 2030 году планируется довести этот показатель до 90 %. Цифровая платформа социально-трудовой сферы охватывает целый спектр информационных систем, такие как занятость населения, экспертиза условий труда, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная поддержка населения и семейная политика», – поделилась она.
По словам Юлии Бердниковой, основные ресурсы для предоставления электронных услуг – это единый портал электронных услуг, который объединяет все госорганы, а также отраслевые порталы. С 15 июля 2025 г. запускается обновленный портал социальной защиты. Также работает портал службы занятости и единая платформа по социальному страхованию.
«Ключевые элементы цифрового развития за последние пять лет включают переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности (в 2019 году), где сегодня фактически 98 % работающих граждан имеют цифровой аналог трудовой книжки. Также в 2020 году в стране цифровизировали учет сведений о многодетных семьях. В 2021 году по инициативе Главы государства было внедрено добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Если человек изъявляет желание копить дополнительно на свою вторую пенсию, то к нему подключается государство, которое фактически удваивает его накопления из общей пенсионной системы и перечисляет их на его индивидуальный лицевой счет для последующего накопления», – рассказала Юлия Бердникова.
В 2024 году Беларусь перейдет на централизованный расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Это значит, что пособия будут назначаться и выплачиваться Фондом социальной защиты населения, а не работодателями. Также был автоматизирован учет объектов доступности среды для инвалидов с помощью интерактивной карты доступности на новом портале соцзащиты.
Кроме того, в 2023 году был внедрен мобильный кабинет застрахованного лица, которым сегодня пользуется более 2 млн граждан. «Это цифровой аналог трудовой книжки и средство для проактивного контроля за своим работодателем: сведения о приеме на работу, поступлении в фонд соцзащиты населения отчислений, информация о страховке на рабочем месте и т.д.», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА