21.04.2020
Что будет с ценами – МАРТ
Знаменатели ценового уравнения
Министерство антимонопольного регулирования и торговли 15 апреля ввело госрегулирование цен на социально значимые товары. Соответствующее постановление ведомства будет действовать 90 дней с момента его официального опубликования. Регулирование коснется 26 позиций. Это, в частности, свежая рыба, подсолнечное, рапсовое и сливочное масло, пшеничная мука, соль, говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров, вареные колбасы, сосиски, куриные яйца, хозяйственное мыло, спички, подгузники, туалетная бумага и другие товары. Что важно, решением МАРТ установлен предельный норматив рентабельности для определения суммы прибыли, которая включается в отпускные цены производителей. Он не может быть больше фактического уровня рентабельности в январе–феврале по соответствующей товарной позиции. К примеру, если уровень рентабельности был менее 10 процентов, то он сейчас устанавливается на уровне 10 процентов. А что касается предельной максимальной надбавки импортера на социально значимые товары, то она также определена в размере 10 процентов.

Разумеется, у ретейла возникли вопросы, когда же приводить цены в соответствующий порядок. Ведь официальное опубликование и вступление в силу постановления МАРТ пришлось на выходные дни – 18 и 19 апреля. В Министерстве дали разъяснение на этот счет: цены на социально значимые товары нужно привести в соответствие с опубликованным постановлением не позднее 22 апреля. При этом в МАРТ обратили внимание: до этого момента их рост по отношению к уровню, сложившемуся на 18 апреля, не допускается.
Параллельно с постановлением МАРТ опубликовал статистику о ценовой ситуации на потребительском рынке, сложившуюся в прошлом месяце. Прирост потребительских цен в годовом выражении составил 4,9 процента. Это произошло в первую очередь за счет увеличения цен на непродовольственные товары преимущественно с импортной составляющей и тарифов на услуги. А по отношению к февралю текущего года на потребительском рынке отмечается удорожание непродовольственных и преимущественно импортных бытовых электротоваров и одежды на 6,5 и 3,9 процента соответственно. При этом цены на большинство социально значимых товаров растут умеренными темпами, а на некоторые из них снизились. Если говорить конкретно, это овощи, мясо и мясопродукты, куриные яйца.
Ранее МАРТ запустил телефонную линию, чтобы покупатели могли делиться информацией о необоснованном повышении цен. Звонки не заставили себя долго ждать. Большинство сообщений касалось цен на лимоны, имбирь, чеснок. Но ажиотаж быстро схлынул. Если за первые два дня поступило больше 350 звонков, то за прошлую неделю количество сократилось значительно. В МАРТ связывают это с тем, что цены товаров, на которые жаловались люди, начали снижаться. К примеру, если в первые дни максимальная цена имбиря, о которой сообщали на телефонную линию, доходила до 50 рублей, а лимонов и чеснока – до 15 рублей, то на прошлой неделе максимальные ценники на эти товары были 30 и 9,99 рубля соответственно. О том, что ситуация с формированием цен на пользующуюся повышенным спросом продукцию заметно улучшилась, свидетельствуют и результаты проведенных проверок торговых сетей Комитетом госконтроля. Практически все торговые сети снизили розничные цены на эти товары.
К слову, ввиду стабилизации ценовой ситуации на внутреннем потребительском рынке на днях Правительство отменило свое постановление об ограничении роста цен на товары и тарифов на услуги не более полупроцента в месяц.
Владислав Сычевич, «Рэспублика», 21 апреля 2020 г.
Соглашение об электронной торговле товарами в ЕАЭС может быть подписано до конца 2025 года
17 и 18 июля на площадке Евразийской экономической комиссии под председательством заместителя директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Аската Бекова состоялись очные экспертные консультации с участием органов исполнительной власти и бизнеса стран Евразийского экономического союза, в ходе которых были рассмотрены итоги внутригосударственного согласования проекта Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС.
Участники обсудили остававшиеся разногласия в части особенностей общесоюзного регулирования взаимной электронной торговли товарами, принципов обеспечения прав потребителей и их защиты, подходов по применению электронного документооборота, основ единого понятийного аппарата, условий оборота цифровых товаров.
«Основная задача соглашения – установление общих прозрачных правил осуществления электронной торговли на внутреннем рынке Союза. Это позволит обеспечить свободу передвижения товаров и сопутствующих услуг, что в свете стремительной цифровизации даст значительный импульс для роста экономик всех наших стран», – отметил Аскат Беков.
С учетом результатов состоявшихся консультаций подписание Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС может состояться до конца 2025 года.
Соглашение разработано в рамках реализации Плана мероприятий по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Евразийского межправительственного совета в 2021 году.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Президент подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности»
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности». Документ предусматривает административную ответственность поставщиков и торговых сетей за невыполнение обязанностей по поставке плодоовощной продукции.
За непоставку (недопоставку) такой продукции по соответствующему договору из стабилизационных фондов товаров для республиканских нужд, за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период предусматривается штраф в размере от 5 до 200 базовых величин.
Информация в доступе и ответы на обращения. Что меняется в интернет-торговле с 11 июля
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА
Комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС планируют установить с 1 января 2028 г.
Комфортные тарифы на роуминг в Евразийском экономическом союзе планируют установить с 1 января 2028 г., сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Евразийской экономической комиссии.
«8 июля 2025 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии утвержден новый срок реализации плана по внедрению справедливых тарифов в роуминге – IV квартал 2027 года. До этого в комиссии рассчитывают принять все необходимые решения и отменить роуминг с 1 января 2028 года», – сказали в пресс-службе.
«Инициатива по отмене роуминга (внедрению справедливых тарифов на услуги связи в роуминге) поддерживается всеми странами Евразийского экономического союза», – заявили в ЕЭК.
Ранее планировалось внедрить комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС в 2025 году. «Но в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса нивелирования финансовых потерь операторов сотовой связи, а также для предотвращения мошеннического (фродового) трафика и настройки биллинговых систем стороны перенесли срок отмены. Это позволит Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами дополнительно проанализировать уровни ставок международного интерконнекта, межоператорские роуминговые тарифы и выработать оптимальный вариант тарифа, учитывающий интересы как абонентов, так и операторов связи», – разъяснили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
О расширении с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих маркировке
МНС информирует о том, что Советом Министров Республики Беларусь 25.07.2024 принято постановление № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 537) и 25.11.2024 постановление № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 877).

Постановлениями № 537 и № 877 с 01.10.2025:
расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250;
Справочно: В указанный перечень включены 36 товарных позиций, в том числе молоко и молочные продукты, крупы, чай, кофе, макаронные изделия, отдельные виды бакалеи, обувь, пылесосы, утюги, телевизоры, электрический чайники, фены и другие.
из перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, исключаются безалкогольные напитки, соки, мобильные телефоны и ноутбуки с одновременным их включением в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь