/ / Общественно-политические
21.04.2020

Чего ждать абитуриентам от предстоящей вступительной кампании и претерпят ли задания ЦТ изменения

В Тестовом режиме

Совсем не за горами для выпускников школ горячая пора – поступление в вузы. Фактически ее началом можно считать процедуру регистрации на централизованное тестирование. Обычно она приходится на май, в июне непосредственно само ЦТ, затем резервные дни экзаменов. С каждым годом у выпускников и их родителей возникают вопросы, связанные с этим важным периодом. Как будут считать баллы, не поменяются ли структура и содержание тестов, можно ли угадать ответы на вопросы на неплохую отметку?

«Сельская газета» собрала вопросы читателей и попросила директора Республиканского института контроля знаний Юрия МИКСЮКА дать компетентные разъяснения.

Методика подсчета баллов

В 2019-м изменилась система, по которой считается итоговая оценка за тест. Читала, что абитуриентам она не совсем понятна. Ребенок в этом году будет сдавать ЦТ. Учтутся ли замечания тех, кто уже проходил проверку знаний? Алина Евгеньевна, Минский район.

– Действительно, в прошлом году внедрили новую методику подсчета результатов централизованного тестирования. Выполняя все функции прежней системы, которая ранжировала абитуриентов по результатам ЦТ и обеспечивала отбор наиболее подготовленных для обучения в вузах и ссузах, новая решает еще одну важную задачу. Какую? Позволяет более корректно и объективно измерить уровень знаний. Возможно, она не так проста для понимания, как хотелось бы. Ведь использует аппарат математической статистики. Но это классическая, проверенная временем во многих странах мира, научно обоснованная методика, оценивает знания в абсолютных величинах. А поскольку с итогами абитуриентов на ЦТ стали отождествлять их результаты учебной деятельности, достижения, оценку знаний, то внедрение такого способа стало основной задачей. Более понятны системы подсчета с использованием процентной шкалы. Но они лишь отражают объем выполненных заданий конкретного теста – для одного и того же абитуриента результаты будут разными в зависимости от сложности заданий. Хотя на момент прохождения уровень знаний один и тот же.

Конечно, изменения заставили поволноваться абитуриентов и их родителей, ведь ставки очень высоки. Но результаты прошлой вступительной кампании сняли это напряжение. Методика полностью подтвердила свою справедливость и объективность. Впервые к нам не обращались несогласные с отметкой. Более того, процедура ЦТ стала еще более прозрачной. Абитуриенты сами могут определять и контролировать свой результат, так как первичные баллы за задания известны заранее, а РИКЗ оперативно размещает на сайте таблицу соответствия первичных и тестовых баллов.

В тестах этого года абитуриенты не заметят изменений. Структура и сложность заданий не изменились. Однако для ряда предметов количество предлагаемых вариантов ответов на задания в части А, из которых необходимо выбирать правильные, увеличилось на одну позицию. Второе новшество касается тестов по физике и математике, в которых в части А добавилось два задания первого уровня сложности. Это позволит более точно оценивать знания слабо подготовленных абитуриентов и одновременно уменьшить дискретность набираемых баллов за то или иное количество верных ответов.

Что может повлиять на конечный результат по тестированию? К примеру, не ответив на одно задание части В, автоматически в разы уменьшается возможность набрать высокий балл? Татьяна, Волковыск.

– Еще раз повторюсь: новая методика подсчета баллов оценивает полноту знаний абитуриента. Необходимо прийти на ЦТ и решить за отведенное время максимально возможное количество заданий. Тот, кто покажет лучшие знания, наберет большее количество первичных баллов и справедливо получит более высокую отметку в баллах тестовых. Определенная дискретность при переводе суммы первичных баллов за все правильно выполненные задания в тестовые существует, ведь первых меньше. Но это лишь немного заметно для предметов с небольшим количеством заданий в экзамене. И даже для них разница в одно правильно решенное задание приведет к изменению в результатах всего в несколько тестовых баллов. Проблемы, указанной в вопросе, не существует.

Сдавала репетиционные ЦТ, баллы высокие. Могу ли надеяться на близкий к РТ результат в дни основного тестирования? М. С., Кобрин.

– Достоинство используемой методики подсчета результатов ЦТ как раз и состоит в том, что она оценивает уровень знаний, а не просто рейтинг по результатам конкретного теста. Поэтому с большой вероятностью результат на ЦТ будет близок к результату на РТ. Конечно, после репетиционного у абитуриента еще есть время, чтобы попытаться ликвидировать пробелы в знаниях и показать более высокий результат. Однако следует понимать, что за короткий промежуток времени знания предмета сильно не пополнишь. Залог хорошей сдачи – систематическая работа в процессе учебы.

«СГ»: С чем связано решение оставить минимальные пороговые баллы на прежнем уровне?

– Вопрос активно обсуждался. Любые действия должны быть взвешенными, своевременными, да и просто логичными. Если и стоит увеличивать так называемые минимальные пороговые баллы ЦТ, то тогда значительно. Однако, во-первых, сегодня этот порог не единственный и актуальный при отборе абитуриентов. Гораздо чаще со значительно большими набранными баллами они не проходят по конкурсу. Во-вторых, такие изменения вызывают дополнительные переживания у абитуриентов и их родителей. В-третьих, должны быть известны заранее и желательно, чтобы не происходили каждый год. Для абитуриентов лучшая новость – отсутствие новостей о новшествах в предстоящей вступительной кампании, что позволяет спокойно готовиться к испытанию.

Почему в силовые вузы, на некоторые аграрно-технические специальности минимальные баллы ниже, чем в гражданские вузы? Не стоит ли уравнять их для всех высших учебных заведений? Олег Г., Каменец.

– Вы затронули проблему комплектации ряда специальностей. Это связано с дефицитом абитуриентов, которые удовлетворяют дополнительные требования таких вузов. У них должно быть осознанное желание, склонность и готовность посвятить себя выбранной профессии, отсутствие ограничений по здоровью, определенные морально-психологические качества. В условиях такого дефицита и принимается во внимание, что те, кто подходит по важным критериям, не смогли показать на ЦТ высоких результатов. Чтобы доукомплектовать эти специальности, ребятам предоставляется шанс усердием и напряженной учебой в вузе овладеть выбранной специальностью. Тех, кто не справляется, отчисляют. Такой подход используется повсеместно. В ряде стран прием на обучение в вузы проходит в виде конкурса по заявительному принципу. А затем студенты подтверждают в процессе учебы и экзаменационных сессий свои способности овладеть нужными компетенциями.

Подскажите, результаты тестов считает компьютер. Переживаю, что, если ответ выйдет за рамки поля, машина не учтет выбор. Существует ли еще один уровень проверки, чтобы исключить такой вариант? Таня, Быхов.

– Конечно, при заполнении бланка нужно четко следовать установленным рекомендациям. Начиная с требования к ручке, которой пользоваться на ЦТ. Это позволяет надежно и оперативно, в условиях ограниченных сроков проводить компьютерную проверку ответов. Однако этот процесс действительно многоступенчатый, чтобы избежать возможности ошибок и влияния на результат. Любые действия фиксируются различными системами информационной безопасности. Например, обезличенную и распознанную компьютером область ответов специалисты-верификаторы сравнивают с обезличенным образом области ответов электронного скана бланка ответов. И делается это не один раз.

«СГ»: Каким образом сводится к минимуму проблема угадывания тестов?

– Сразу отмечу, проблема существует только для заданий, где предполагается выбор из предложенных вариантов ответа, то есть в части А. При этом не следует путать угадывание с выбором на основе имеющихся у абитуриента, но не систематизированных, остаточных знаний. Решаем проблему, увеличивая варианты выбора ответов, в том числе и количество правильных ответов. Есть возможность уменьшать часть А. Тем не менее она необходима и незаменима. Дает возможность оценивать знания абитуриентов по широкому перечню вопросов и тем в условиях ограниченных временных рамок.

Структура и содержание заданий

Готовлюсь к ЦТ без репетиторов, проштудировала все учебники, изучила школьную программу. Достаточно ли этого, чтобы хорошо сдать тесты, и не попадется ли в заданиях чего-то сверх программы? Марина, Щучин.

– Отвечу коротко и однозначно. Школьной программы и основных материалов учебников по предмету достаточно, чтобы подготовиться к ЦТ. Об этом свидетельствуют 100-балльные результаты тех, кто самостоятельно и добросовестно готовился к ЦТ.

В прошлом году больше всего стобалльников было по математике и биологии. Планируется ли усложнить в связи с этим тесты по данным предметам? Вера, Логойск.

– Сложность тестов по всем предметам ЦТ остается неизменной.

Может ли быть такое, что задания в РТ совпадают с вопросами в основной день ЦТ? Антон, Крупки.

– Тесты, использованные на РТ, изымаются из банка заданий, из которых формируются варианты для основного ЦТ. Поэтому совпадений быть не может.

Расскажите, кто из преподавателей/педагогов разрабатывает задания к тестам по предметам? Антонина Ивановна, Клецк.

– Прежде чем попасть в закодированную базу данных ЦТ, о которой говорил выше, задания проходят длинный путь. Все начинается с авторов. Они готовят вопросы разного уровня сложности по отдельным разделам предмета. Затем следует этап рецензирования. Разработчики – это учителя-практики, составители учебников, ученые. Все организовано с учетом высоких требований не только к качеству материала, но и к информационной безопасности на всех стадиях работы. Поэтому их имена и фамилии не афишируются. В конце своего пути задания могут изменяться до неузнаваемости и попасть из закодированного банка данных в выборку для теста много лет спустя. Ведь хранилище сегодня достаточно объемное.

«СГ»: Проводится ли оценка результатов ЦТ у городских и сельских абитуриентов?

– Можно отметить, что средний балл выпускников сельских школ несколько ниже, чем городских, однако при детализации однозначной закономерности в результатах нет. Нужно рассматривать конкретные школы и конкретных выпускников. И сегодня многие ребята из сельских школ показывают очень хорошие результаты, в том числе абсолютные, то есть 100-балльные. Это говорит о том, что тесты ЦТ доступны для выполнения выпускниками и городских, и сельских школ.

Выдача сертификатов

Каким образом пройдет 3-й этап репетиционного тестирования и ЦТ-2020 в условиях отказа от массовых мероприятий? Виктор Капуза.

– Для того чтобы удовлетворить спрос абитуриентов на РТ и чтобы при этом у пунктов их проведения была возможность оперативно реагировать на ситуацию и обеспечить все необходимые рекомендации, 3-й этап репетиционного тестирования продлен почти на месяц (по 24 мая включительно). Таким образом, есть возможность отмены сеансов с переносом их на более поздний срок. Абитуриент об этом оперативно информируется и может выбрать удобную для него новую дату участия в РТ. Установленные сроки ЦТ позволяют надеяться на хорошие перспективы его проведения без большого маневра. Если потребует ситуация, будут приняты необходимые дополнительные меры.

Сдавала ЦТ в 2019 году. Хочу пересдать в 2020-м. Если результат не будет улучшен, могу воспользоваться старым сертификатом при подаче документов в вуз? Женя, Гродно.

– Если при прохождении ЦТ в прошлом году соответствовали статусу абитуриента (имели общее среднее образование), то в нынешнем можете воспользоваться по своему усмотрению любыми сертификатами ЦТ – как 2019, так и 2020 года.

Условия прохождения ЦТ

Существуют ли для ребят с ограниченными возможностями особые условия для сдачи ЦТ? Может, была подобная практика либо родители обращались с просьбами? Валентина Ивановна, Орша.

– ЦТ – массовое мероприятие, на котором на первый план выходят единые требования, одинаковые условия для всех участников, рабочая обстановка, которая позволяет каждому сосредоточиться и показать максимальный результат. При таких требованиях мало маневра для индивидуального подхода. Поэтому для абитуриентов с ограниченными возможностями предусмотрены особые условия для сдачи вступительного экзамена в удобной форме непосредственно экзаменационным комиссиям учреждений образования, в которых они планируют продолжить учебу и получить специальность, отвечающую их склонностям, возможностям, желанию самореализоваться. В тех случаях, когда абитуриент настаивает на своем участии в ЦТ, он должен осознавать, что организационная комиссия пункта проведения будет стараться помочь ему это сделать. Но при этом одновременно соблюсти принцип справедливости для всех участников. В такой ситуации ее возможности сильно ограничены и абитуриент может оказаться в недостаточно комфортных условиях, чтобы продемонстрировать знания по предмету.

Напомните, какие причины считаются уважительными для неявки на ЦТ и которые позволяют сдать тест в резервные дни? Лида, Пинск.

– Исчерпывающего перечня нет. В положении о ЦТ (кстати, на сайте РИКЗ в разделе ЦТ с этим нормативным документом можно и полезно ознакомиться) уважительные причины описываются как заболевание или другие не зависящие от абитуриента обстоя­тельства, подтвержденные документально. Если поступающий не смог пройти ЦТ в основные дни, то в установленные сроки подает заявление, на которое он заранее был зарегистрирован, в одну из организационных комиссий пунктов проведения регистрации ЦТ в резервные дни. Она рассматривает документы и принимает решение о регистрации или отказе в допуске к прохождению экзамена в резервные дни.

Сдать ЦТ в резервные дни можно только в БГУ. Не планируется ли хотя бы в областных центрах определить такие вузы? Ведь абитуриенты добираются из всей Беларуси, с транспортом порой не все так просто. Н. Т., Витебск.

– Абитуриентов, которым нужно пройти ЦТ в резервные дни, не так много. С точки зрения затрат и людских ресурсов на доставку материалов и работу организационных комиссий, необходимость оперативной обработки материалов, своевременной подготовки и выдачи таким абитуриентам сертификатов ЦТ считаем оптимальным выбор БГУ в качестве пункта проведения ЦТ в резервные дни. 

Татьяна Бизюк, «Сельская газета», 21 апреля 2020 г.